Тема 2. Гносеология: проблемы познания и сознания. Научное познание. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 2. Гносеология: проблемы познания и сознания. Научное познание.

2017-09-10 858
Тема 2. Гносеология: проблемы познания и сознания. Научное познание. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 1. В философии сложились различные парадигмы исследования сознания.

1. Раскройте особенности их осмысления сознания. Укажите представителей.

реалистическая парадигма ________________________________________ __________________________________________________________________объективно-идеологическая парадигма ______________________________ __________________________________________________________________ вульгарно-материалистическая парадигма ____________________________

__________________________________________________________________ феномено­логическая парадигма ____________________________________ __________________________________________________________________

(свой вариант)______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Каким философским направлениям принадлежат сле­дующие высказывания:

а) духовное, сознание могут существовать до материального и без него

__________________________________________________________________

б) материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи

__________________________________________________________________

в) мир есть не Я, сотворенный нашим Я

__________________________________________________________________

г) сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи _________________________________________

д) отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том, что у живых организмов есть нематериальная «живая сила» _________________________

е) сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит ________________

ж) мысль — это результат философской деятельности организма. Мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь, почки – мочу _________________

з) противоположность материи и сознания имеет абсолютный ха­рактер

__________________________________________________________________

и) материя и сознание - это две равноценные субстанции _________________

Задание 2. Прочитайте диалог и ответьте на вопросы:

«"Почему же верите Вы в факты?" — "Как почему? Вот прекрасно! Факты, дело известное, всякий знает, что такое факты... Я сужу о них по опыту, по собственному чувству". — "Да разве чувство не может обмануть Вас! Чувство Вам говорит, что Солнце вокруг Земли ходит... или, может быть, Вы не согласны с Коперником?"». [24]

Что такое «факт»? _______________________________________________

Можно ли факты оценивать при помощи понятий «истина», «ложь», «заблуждение»? __________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Ознакомьтесь с методами научного познания и заполните таблицу:

философские универсальные эмпирические теоретические
       
       
       
       
       

Задание 3. Ознакомьтесь со статьей Т.В. Панфиловой «Клонирование в свете концепции гуманизма» (Панфилова, Т.В. Клонирование в свете концепции гуманизма / Т.В. Панфилова// Вопросы философии. - 2008. - № 1 // http://naukarus.com/klonirovanie-v-svete-kontseptsii-gumanizma). Ответьте на вопросы.

1. Какие этические последствия клонирования раскрываются в статье?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему реализация бессмертия потребует пересмотра существующих этических норм?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как вы считаете, несет ли ученый моральную ответственность за использование результатов своих открытий? Ответ аргументируйте.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Философская антропология.

Задание 1. Ознакомьтесь с помощью интернет-источников и учебной литературы с представлениями о человеке в различные исторические эпохи. Заполните таблицу.

Эпоха Трактовка сущности человека
Античность      
Средневековье      
Новое время      
Немецкая классическая философия    
Иррационализм к.XIX – н. ХХ вв.      
Марксистская философия    
Западноевропейская философия ХХ в.    
Российская философия    

Задание 2. Философская антропология утверждает, что человек не развился из животного мира, а был и будет особым животным. Согласуется ли это утверждение с теорией Дарвина, или противоречит ей? Подумайте и напишите аргументированный ответ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Великий русский философ XIX века В. С. Соловьев писал:

«Смерть и время царят на земле-

Ты владыками их не зови;

Все, кружась исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви».

Что, по вашему мнению, понимал под «солнцем любви» В.С. Соловьев?

____________________________________________________________________________________________________________________________________Согласны ли вы, что «солнце любви» - главный мотив жизни человека? Ответ аргументируйте.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Н.А.Бердяев писал: «Я был и остаюсь крайним персоналистом, признающим верховенство личной власти, примат личности над обществом и государством. Я не признаю первичной реальности каких-либо коллективов, я фанатик реальности, индивидуально-личного, неповторимого единого, а не общего и коллективного».

Что такое «персонализм»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________ Определите противоположную персонализму философскую концепцию

__________________________________________________________________ Сформулируйте свою позицию по отношению к высказыванию Н.А.Бердяева и аргументируйте ее.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Какие существуют концепции смысла жизни в философии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какая из них ближе всего вашему представлению о смысле жизни? Почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________С. Франк в своей работе «Смысл жизни» писал: «Когда человек отдает свою жизнь как средство для чего-либо частного, в чем бы оно ни заключалось, когда он служит какой-либо предполагаемой абсолютной цели, которая сама не имеет отношения к его собственной личной жизни, к интимному и основному запросу его духа, к его потребности найти самого себя в последнем удовлетворении, в вечно свете и покое совершенной полноты, - тогда он неминуемо становится рабом и теряет смысл своей жизни. И лишь когда он отдает себя служению тому, что есть вечная основа и источник его собственной жизни, он обретает смысл жизни».

Как можно определить позицию философа по проблеме смысла жизни? Согласны ли вы с ней?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А как вы считаете, нужен ли человеку этот смысл? Ответ аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.