Текстуальное изучение произведений — 61 — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Текстуальное изучение произведений — 61

2017-09-10 364
Текстуальное изучение произведений — 61 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кол-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся
  ВВЕДЕНИЕ   Человек – главный объект изображения художественной литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.   Теория литературы. Развитие понятий о художественной литературе. Личностные: ü формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; Метапредметные: ü способностьк построению индивидуальной образовательной траектории; Предметные: Обучающийся ü обосновывает тезис «Человек – главный объект изображения художественной литературы»; ü раскрывает значение личности автора, его миропонимания и отношения к изображаемым героям в художественном произведении;
  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
  Предания.Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – Ведьмы», «Петр и плотник»   Теория литературы. Предания (начальные представления). Личностные: ü воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа Метапредметные: ü умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности Предметные: Обучающийся ü знает содержание преданий, формулирует их главную мысль, выражает собственное отношение к прочитанному; ü называет и раскрывает основные проблемы произведений; ü объясняет смысл названия произведений;
  Русские былины «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко».   Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни. Главные герои русских былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Бескорыстное служение героев родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда в былине. Эпическое состязание богатыря-пахаря с воинами. Роль детальных описаний, постоянных эпитетов и гипербол в былине. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины.Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя. Богатырская сила и моральное превосходство Ильи Муромца над Соловьём Разбойником. Гиперболизм в изображении героев и событий, роль повторов и постоянных эпитетов, особенности языка былины. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.Тема торговли и социальногоустройства новгородского общества в былине. Конфликт между бедным гусляром Садко и богатыми новгородскими купцами. Историческое прошлое и вымысел в былине. Поэтичность былины.   Теория литературы. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет). Межлитературные связи. Русские былины и украинские думы. Взаимодействие искусств. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. В.Васнецов «Богатыри». И.Репин «Садко», К.Васильев «Вольга», «Вольга и Микула», «Садко и Владыка морской». Иллюстрации И.Билибина, гравюра Е.Кибрика, декоративные панно М.Врубеля и Н.Рериха. Музыка. А.Бородин «Богатырская симфония». Р.Глиэр. Симфония №3 «Илья Муромец», В.Серова. Опера «Илья Муромец». Н.Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко». Кино, мультипликация. Х/ф «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (реж. А.Птушко, СССР, 1956), «Садко» (реж. А.Птушко, СССР, 1952), м/ф «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (реж. В.Торопчин, Россия, 2007). Скульптура. Памятник Илье Муромцу в России (Муром, скульпт. В.Клыков). Межпредметные связи. Русский язык. Архаизмы. История. Исторический прототип образа Ильи Муромца. Для внеклассного и семейного чтения. «Авдотья Рязаночка» (былины в пересказе Б. Шергина), «Богатыри и витязи русской земли» (сост. Н.И. Надеждина). Личностные: ü воспитание уважения к истории и культурному наследию, патриотизма и уважения к Родине Метапредметные: ü умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Предметные: Обучающийся ü рассказывает о возникновении и бытовании былин, об особенностях их исполнения; ü объясняет, как в былинном эпосе отразились народные представления о человеке и смысле его жизни; ü называет главных героев русских былин; ü раскрывает идейно-тематическое содержание былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» («Вольга и Микула Селянинович», «Садко»); ü выразительно читает былину; ü характеризует главных героев былины, даёт им собственную оценку; ü пересказывает близко к тесту отрывок, повествующий о единоборстве Ильи Муромца и Соловья Разбойника; ü объясняет, в чём сущность подвига Микулы Селяниновича, определяет отношение народа-сказителя к главному герою былины; ü отмечает особенности конфликта в былине «Садко»; ü составляет цитатный план былины и пересказывает произведение близко к тексту на основе составленного плана; ü находит в тексте былины детальные описания, гиперболы, постоянные эпитеты, повторы объясняет их роль в произведении; определяет исторические факты и вымысел в былине, объясняет их значение; ü высказывает своё мнение о популярности образа Ильи Муромца; сравнивает интерпретации образов былинных богатырей (Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, Садко) в различных видах искусства, передаёт собственное впечатление от восприятия произведений; ü раскрывает понятия былина, былинный стих, гипербола, постоянные эпитеты; приводит примеры, объясняет их значение;
  КАРЕЛО-ФИНСКИЙ ЭПОС «Калевала» – карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. Теория литературы. Развитие понятия об эпосе. Личностные: ü воспитание уважения к истории и культурному наследию; развитие морального сознания и нравственных чувств личности Метапредметные: ü владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Предметные: Обучающийся ü знает содержание изученного произведения; ü характеризует героя произведения с учетом проблемного вопроса, поставленного учителем; ü сопоставляет двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним; ü высказывает свое отношение к прочитанному;
  «Песнь о Роланде» (французский народный эпос; фрагменты — по выбору учителя)   «Песнь о Роланде» – героический эпос эпохи средневековья. Воплощение в Роланде героико-патриотического идеала французского народа. Монументальность образов, гиперболизация. Теория литературы. Развитие понятия об эпосе Для внеклассного и семейного чтения. « Песнь о Нибелунгах». «Давид Сасунский» Личностные: ü формирование гражданской позиции, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Метапредметные: ü умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Предметные: Обучающийся ü знает содержание изученного произведения; ü характеризует героя произведения с учетом проблемного вопроса, поставленного учителем; ü высказывает свое отношение к прочитанному;
  Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).   Теория литературы. Пословицы, поговорки (развитие представлений). Личностные: ü воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа Метапредметные: ü смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Предметные: Обучающийся ü раскрывает смысл пословиц и поговорок; ü объясняет, чем пословица отличается от поговорки; ü комментирует суть прочитанных пословиц и поговорок, использует их в речи; ü сравнивает пословицы и поговорки разных народов;
  ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы. Гуманистический пафос повести, назидательный и религиозный смысл произведения. Углубление интереса к жизни отдельной человеческой личности независимо от её социального положения. Поэтизация земной любви, прославление душевной красоты и взаимопонимания, утверждение святости брачных уз и семейных ценностей. Своеобразие сюжета повести, переплетение традиций фольклора (мотивы змееборчества, «мудрой девы») и литературы о святых. Особенности языка произведения. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.   Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений). Межлитературные связи. Мотив «мудрой девы» в сказках народов мира. Взаимодействие искусств. Иконопись. Иконы Петра и Февронии, А.Рублёв «Троица». Музыка. Н.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Феврониии». Скульптура. Скульптурные композиции, посвященные Петру и Февронии Муромских в городах России (Муром, Ярославль, Сочи, Ульяновск). Мультипликация. М/ф «Сказание о Петре и Февронии» (реж. Н.Михайлова, Россия, 2008). Для внеклассного и семейного чтения. Из «Повести временных лет» («Сказание о Кожемяке», «Похвала князю Ярославу и книгам», «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Поучение Владимира Мономаха»), «Повесть о Горе-Злочастии». Личностные: ü воспитание уважения к истории и культурному наследию Древней Руси, патриотизма и уважения к Родине; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи Метапредметные: ü умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью Предметные: Обучающийся ü знает содержание повести; ü раскрывает гуманистический пафос произведения, его назидательный и религиозный смысл; ü выразительно читает отрывки из повести; ü словесно рисует портрет главной героини; ü даёт характеристику героев повести, высказывая собственную оценку; ü отмечает занимательность и напряжённость сюжета, диалогичность и лиризм повествования; ü находит и комментирует в повести фольклорные мотивы (мотивы змееборчества, «мудрой девы»); ü отмечает общую тональность повести и иконы Андрея Рублёва «Троица» (внутренняя красота, умиротворённость, жертвенная любовь); ü высказывает своё мнение об актуальности повести в наши дни;
  ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
  Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765)   Краткий рассказ об ученом и поэте.   «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.   Теория литературы. Ода (начальные представления). Личностные: ü формирование гражданской позиции, ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду; развитие морального сознания и формирование нравственных чувств Метапредметные: ü умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Предметные: Обучающийся ü рассказывает о Ломоносове, используя ранее полученные сведения; ü выразительно читает оду; ü раскрывает идейно-тематическую сущность и художественное своеобразие оды; ü выражает собственное отношение к прочитанному; ü объясняет понятие ода; доказывает принадлежность произведения к данному жанру;
  Гавриил Романович ДЕРЖАВИН (1743-1816)   Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. Для внеклассного и семейного чтения. М.В.Ломоносов «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» и другие стихотворения (по выбору учителя). Г.Р.Державин. Стихи (по выбору учителя). Личностные: ü формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ü формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности Метапредметные: ü владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Предметные: Обучающийся ü рассказывает о поэте; ü выразительно читает стихи; ü раскрывает их идейно-тематическую сущность и художественное своеобразие; ü называет и отмечает роль изобразительно-выразительных средств поэтического языка; ü выражает собственное отношение к прочитанному;
  ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА  
  Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837)   Краткий рассказ о писателе.   «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести.   Теория литературы. Понятие о композиции произведения.. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений). Межлитературные связи. Библейская легенда о блудном сыне. История Петербурга. Полтавская битва. Межпредметные связи. История: Культура Киевской Руси, ее быт и нравы. Русский язык. Архаизмы. Историзмы. Устаревшая лексика. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А.С.Пушкина работы В.Тропинина; иллюстрации М.Добужинского, Д.Шмаринова, В.Милашевского. Кино. Д/ф «Живой Пушкин. Ч.2.» (реж. В.Сторожева, ведущий Л.Парфёнов, Россия, 1999), «Станционный смотритель» (реж. С.Соловьев, СССР, 1972), Скульптура. Памятники А.С.Пушкину в Киеве, скульпт. А.Ковалёв; Одесса, скульпт. Ж.Полонская; Каменка, скульпт. В.Шатух; бюст в Кишинёве, скульпт. А.Опекушин. Для внеклассного и семейного чтения. А.С.Пушкин «Обвал», «Редеет облаков летучая гряда», «Бесы», «Песни о Стеньке Разине» и другие произведения (по выбору учителя).   Личностные: ü формирование ответственного отношения к учению и коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности Метапредметные: ü умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Предметные: Обучающийся ü рассказывает об А.С.Пушкине, используя ранее полученные знания; ü знает содержание прочитанных произведений; ü раскрывает идейный смысл произведений; ü отмечает особенности поэтического языка произведений; ü раскрывает летописный источник «Песни…»; объясняет тему произведения «Песнь о вещем Олеге»; ü характеризует образы князя Олега и кудесника; ü знает содержание повести «Станционный смотритель», раскрывает её жизненную основу; ü объясняет сущность понятия композиция художественного произведения; ü отмечает особенности композиции произведения; ü выборочно пересказывает текст, объясняя роль пейзажа; ü характеризует главных персонажей повести «Станционный смотритель»; ü анализирует драматизм судьбы героини, привлекая библейскую притчу о блудном сыне; ü дает собственную оценку прочитанному произведению; ü называет и раскрывает особенности пушкинской прозы; ü приводит примеры интерпретаций пушкинских произведений в других видах искусства, сравнивает их и передаёт свои впечатления от восприятия;
  Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841)   Краткий рассказ о писателе.   «Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества, оценка героев с позиции народа. Образы гусляров. Язык поэмы. Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)- готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. «Когда волнуется желтеющая нива».Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы. Музыкально-ритмическое единство стихотворения, яркость и выразительность поэтических картин, глубокий лиризм.   Теория литературы. Понятие о лирическом герое. Развитие понятий о композиции произведения, художественных средствах (эпитеты, сравнения и др.). Фольклоризм литературы (развитие представлений). Поэма (развитие представлений). Межлитературные связи. Влияние М.Лермонтова на творчество поэтов разных стран. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет М.Лермонтова работы П. Заболоцкого; И. Орлов «Вечерняя молитва». Иллюстрации И. Репина, Ф. Константинова. Музыка. Романсы на стихи М.Ю.Лермонтова: «Молитва» (муз. П.Булахова, исп. Н.Обухова). Театр, телевидение. Лермонтовские моноспектакли И.Андронникова. Скульптура. Архитектурный комплекс, посвящённый М.Ю.Лермонтову в Москве (скульпт. И.Бродский). Для внеклассного и семейного чтения. М.Ю. Лермонтов«Пленный рыцарь», «Корсар», «Беглец», «Воздушный корабль», «Боярин Орша».   Личностные: ü формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения, уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, гражданской позиции; ü формирование навыков исследовательской и творческой деятельности Метапредметные: ü умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Предметные: Обучающийся ü рассказывает о М.Ю.Лермонтове с привлечением ранее полученных знаний; ü выразительно читает, в том числе и наизусть, стихотворения поэта; ü высказывает свое отношение к прочитанным произведениям; ü раскрывает трагические мотивы одиночества, непонимания, страдающего человеческого сердца в лирике Лермонтова; ü объясняет идейный смысл изученных произведений и особенности мировосприятия лирического героя; ü выделяет поэтические образы и картины в прочитанных стихотворениях и умеет объяснить их метафоричность; ü подбирает цитаты к устной характеристике внутреннего мира лирического героя; ü раскрывает сущность понятия лирический герой; ü знает содержание поэмы, выразительно читает ее отрывки; выявляет и объясняет мотивы поступков и поведения героев, характеризует их, комментирует необходимые фрагменты текста; дает собственную оценку героям поэмы, определяет авторское отношение к ним; раскрывает идейный смысл поэмы; отмечает особенности ее поэтического языка; ü называет отличительные признаки поэмы; приводит примеры эпического и лирического содержания в «Песне про… купца Калашникова»; ü отмечает особенности сюжета поэмы (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты и др.), свойственные народно - поэтическому творчеству;
  Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1 852)   Краткий рассказ о писателе.   «Тарас Бульба» (главы из повести). Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом. Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей. Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. Мастерство писателя в раскрытии характеров героев. Массовые сцены и их значение. Картины природы. Особенности гоголевской прозы.   Теория литературы. Развитие понятий о повести (героическая повесть) и характере литературного героя. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия) Межлитературные связи. Народные песни и думы. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Н.В.Гоголя работы Ф.Моллера. И.Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Запорожский полковник». А.Монастырский «Запорожец». С.Васильковский «Сторожа Запорожских вольностей». А.Лях «Полковничья думка», «Вольница» и др., иллюстрации Е. Кибрика, А.Бубнова, М.Дергуса, А. Герасимова, Д.Шмаринова, В.Ерко к повести. Музыка, балет. Н. Лысенко. Опера «Тарас Бульба». В.Соловьёв-Седой. Балет «Тарас Бульба». А.Майборода. Вокально-инстр. поэма «Запорожцы». Кино. Х/ф «Тарас Бульба» (реж. В.Бортко, Россия, 2008). Скульптура. Памятники Н.В.Гоголю в Нежине, скульпт. П.Забила; Полтава скульпт. Л.Позен; памятник Тарасу Бульбе на острове Хортица, скульпт. С.Канишев. Межпредметные связи. Украинская лексика в повести. История. Запорожская Сечь (XVI в.). Для внеклассного и семейного чтения. Н.В.Гоголь «Миргород» (повести – по выбору учителя) Личностные: ü формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя Метапредметные: ü умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Предметные: Обучающийся ü рассказывает о писателе, привлекая ранее полученные знания; освещает связь Н.В. Гоголя с Украиной; ü знает содержание прочитанных глав повести; ü раскрывает идейно-тематическую сущность и проблематику повести; ü отмечает воплощенные в образе Запорожской Сечи мечты писателя о вольной жизни, основанной на равноправии и братстве; ü комментирует тезис «Тарас Бульба – характер, рождённый временем»; ü составляет план сравнительной характеристики персонажей (Остапа и Андрия); ü объясняет роль пейзажа и значение массовых сцен в повести; ü раскрывает художественное мастерство и особенности гоголевской прозы; ü выразительно читает наизусть отрывок из повести; ü отмечает характерные особенности героической повести на примере произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; ü называет и приводит примеры средств раскрытия образа Тараса Бульбы; ü называет произведения различных видов искусства, созданных по мотивам повести «Тарас Бульба», комментирует их и делится собственными впечатлениями от восприятия; ü размышляет о популярности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;
  Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1 883)   Краткий рассказ о писателе.   «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Особенности авторского мира «Стихотворений в прозе». Красота и величие природы и человека как первоосновы бытия. Средства создания лирического героя.   Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении.Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре. Взаимодействие искусств. Живопись, фотоискусство. Портреты И.С.Тургенева работы И.Репина, К.Маковского, В.Перова и др. И.Дмитриев-Оренбургский «И.С.Тургенев на охоте». В.Маковский «Ночное» и др. Фотографии с изображением видов усадьбы Спасское-Лутовиново. Иллюстрации Е.Бём, Б.Дегтярёва, К.Лебедева, А.Пахомова и др. Скульптура. Памятники И.С.Тургеневу в России (Санкт-Петербург, скульпт. Я.Нейман, В.Свешников; Орёл, скульпт. Г.Бессарабский). Для внеклассного и семейного чтения. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Записки охотника». Личностные: ü формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ü формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности Метапредметные: ü смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Предметные: Обучающийся ü рассказывает о писателе; ü знает содержание рассказа; ü находит в тексте и выразительно читает картины природы в рассказе, определяет, с помощью каких изобразительно-выразительных средств автор их создаёт; ü выразительно читает и комментирует отрывки, содержащие описание портретов героев и их поступков; ü характеризует образы крестьян с выявлением авторского отношения к ним (на основе самостоятельного анализа эпизодов); ü раскрывает философский смысл прочитанных произведений; ü анализирует лиризм стихотворений в прозе; ü определяет жанр прочитанных произведений; ü раскрывает сущность понятия стихотворение в прозе; ü выразительно читает наизусть стихотворение в прозе (одно по выбору ученика);
  Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821-1878) Краткий рассказ описателе.   «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.   Теория литературы. Поэма (развитие пон ятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Для внеклассного и семейного чтения. Н.А.Некрасов «Песня Еремушке», «Несжатая полоса», «Саша». Личностные: ü формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: ü смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Предметные: Обучающийся ü раскрывает и передает в форме связных высказываний мысли и чувства поэта, запечатленные в произведениях; ü отмечает, как развивается в нем поэтическая мысль; ü определяет главный смысл и художественную значимость использованных автором поэтических средств языка;
  Алексей Константинович ТОЛСТОЙ (1817-1875)   Слово опоэте.   Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского«рыцарства», противостоящего самовластию. Личностные: ü формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения, уважительного отношения к другому человеку, его мировоззрению, гражданской позиции Метапредметные: ü смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение Предметные: Обучающийся ü рассказывает о поэте; ü раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие баллады; ü выразительно читает балладу, ü характеризует главные образы, выражает собственное отношение к прочитанному;
  Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889)   Краткий рассказ о писателе.   «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».   Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Для внеклассного и семейного чтения. М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки» (по выбору учителя).   Личностные: ü формирование навыков исследовательской деятельности готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Метапредметные: ü умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы Предметные: Обучающийся ü рассказывает о писателе; ü знает содержание изученной сказки, характеризует ее персонажей, анализируя текст, содержащий приемы сатирического изображения; формулирует проблемы, раскрываемые в сказке (принимает участие в диалоге); ü раскрывает идейно-художественное своеобразие щедринской сказки как жанра, выросшего на основе народной сказки; ü объясняет глубину раздумий автора над историческими судьбами России, русского народа; ü определяет главный смысл и художественную значимость использования автором «эзопова языка»; ü высказывает собственное отношение к прочитанному;
  Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910)   Краткий рассказ о писателе.   «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.   Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Сюжет и композиция художественного произведения. Портрет в художественном произведении. Для внеклассного и семейного чтения. Л.Н. Толстой «Течение воды», «Три сына» и другие произведения (по выбору учителя). Личностные: ü формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи Метапредметные: ü умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Предметные: Обучающийся ü рассказывает об особенностях автобиографического произведения в литературе; ü знает содержание изученных глав повести; пересказывает отрывки, связанные с описанием внутреннего мира главного героя Николеньки Иртеньева; ü характеризует его образ и образы других героев, используя портретные описания; ü высказывает собственное отношение к прочитанному, участвует в дискуссии; выразительно читает монологи главного героя о матери; ü объясняет значениепонятий «сюжет» и «композиция художественного произведения», называет их элементы; раскрывает значение описаний портрета (на мате

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.