Искусство, арт-терапия и общество — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Искусство, арт-терапия и общество

2017-09-10 315
Искусство, арт-терапия и общество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эдит Крамер

Глава из книги

Edith Kramer. Art as Therapy with Children,

«Лечение детей художественным творчеством»,

впервые изданной в 1971 году.

Cамовыражение в творчестве полезно для человека, особенно для несчастного человека ¾ эта идея наконец-то получила достаточно широкое признание. Социальные работники, семейные врачи, психиатры и психологи советуют своим клиентам искать утешение и удовлетворение в творчестве. Курсы рисования открыты в тюрьмах, учебных заведениях и больницах, в приютах для душевнобольных детей и домах престарелых, в домах культуры и клубах. В век, когда искусство практически перестало быть частью повседневной жизни, человек ищет в искусстве душевного спасения.

До расцвета индустриализации, помимо взлетов и падений стилей и школ, искусство всегда существовало как сам собой разумеющийся продукт ручного производства вещей. Не только декоративное народное искусство, в котором выражается высшая степень восторга от делания и пользования вещами, но даже сам по себе стиль пространства и окружения как такового неизбежно выражал характер тех людей, которые его создавали. Таким образом, в повседневную жизнь была вплетена изрядная доля самовыражения и самолюбования, и это удовлетворяло нужды среднего человека. И считалось вполне естественным, что лишь художники вступали в схватку с искусством в его наиболее строгом, неразбавленном виде.

Когда большинство вещей произведено машиной, среднему человеку недостает того ощущения благополучия, которое возникает, если ритм жизни отражается и подтверждается во внешнем виде его окружения. Повседневные занятия больше не дают человеку повода приложить свои руки к тому, чтобы как-то улучшить этот внешний вид.

Я убеждена, что эта недостача создает скрытый голод, ощущение пустоты и страх потерять индивидуальность, и люди начинают заниматься рисованием и лепкой, в которых этот повод все еще существует. Именно эта потребность, часто туманно объясняемая как «тяга к самовыражению», наряду с увеличением количества свободного времени, приводит посредственных студентов в художественные школы, плодит курсы рисования для начинающих, делает популярными даже такие пародии на искусство, как книжки для раскрашивания по номерам. Прискорбно и удивительно, что изначально разумные идеи так часто приводят к совершенно абсурдной деятельности, порождающей скорее произведения антиискусства, чем искусства.

Арт-терапия ¾ это в такой же мере некая организованная попытка привнести искусство в жизнь неблагополучных людей, в какой и ответ на эту неудовлетворенную потребность. Раз искусство считается в некоторой степени полезным для человека, мы стараемся встроить его в те рамки, которые общество создает для своих больных членов. И раз искусство больше не является частью повседневной деятельности, то необходимы специалисты, которые знают, как обращаться с этой загадочной материей.

Цели арт-терапии и привлекаемые средства выходят за рамки как чистого развлечения, так и строгих уроков рисования. Однако, если мы хотим понять, как именно устроена арт-терапия, мы должны осознать, сколь значительно влияют на работу арт-терапевта отсутствие живой традиции в чистых искусствах и нехватка искусства в повседневной жизни.

Иногда кажется, что попытка использовать творческую деятельность как средство против эмоциональных страданий похожа на введение витаминов в пищу, которая потеряла свои внутренние жизненные силы в результате чрезмерной обработки. Но проблема еще глубже. Наш обогащенный витаминами хлеб совсем не так вкусен, как тот хлеб, что люди пекли до того, как забыли настоящий вкус хлеба и изобрели витамины. Надуманные курсы рисования в больницах, тюрьмах и домах престарелых часто так же скучны и безвкусны, как тот вареный картон, что сейчас называется хлебом. Но в то время как безвкусный хлеб все же может утолить голод, безвкусные уроки рисования не приносят вообще никакой пользы, потому что душевный голод невозможно утолить духовной пищей, в которой нет ни вкуса, ни жизненной энергии.

Как разбудить и напитать творческий дух в случайном сообществе ущербных людей? Эта задача выходит за рамки арт-терапии. Тем не менее, раз арт-терапевт работает с искусством в его наиболее сырой и простой форме, раз он имеет возможность экспериментировать, арт-терапия может внести свой вклад в понимание и даже, в некоторых случаях, в решение этой проблемы. Мы можем понять, при каких условиях искусство несет в себе правду и жизненную силу, а при каких рождает слащавый хлам, пошлые ужастики и другие виды антиискусства. Эти знания могут помочь нам бороться с силами, разрушающими искусство, могут подсказать, когда стоит попытаться превозмочь эти силы, а когда принять как неизбежность.

Когда система начинает давать сбои, нам приходится узнать о существовании многих взаимосвязанных условий, которые необходимы для ее работы. В результате угасания традиционных форм мы остаемся в пустоте и сталкиваемся с искусством как таковым.

Например, трудно выделить особенности детских рисунков и строгую последовательность их возрастного развития в среде, где развито традиционное искусство. Наивный художественный стиль народного искусства делает его легко доступным для ребенка восьми-двенадцати лет. В такой среде ребенок с малых лет начинает успешно копировать работу взрослых. Таким образом, практически невозможно увидеть в его рисунках признаки именно детского творчества. Наоборот, на фоне установившейся художественной традиции развитого искусства детское творчество не замечается или подавляется, потому что оно не соответствует его уровню. Только в ситуации, когда народное искусство приходит в упадок, а высокая художественная традиция потеряла жизненность, детское творчество начинает привлекать к себе внимание. Необычные и странные рисунки сумасшедших и слепых вызывают интерес во многом по той же причине.

Мы видим, что положение искусства в обществе оказывает значительное и противоречивое влияние на арт-терапию. С одной стороны, исчезновение народного искусства и упадок художественных традиций ведет к осознанию тех форм искусства, что выходят за рамки традиции и составляют суть арт-терапии. Неудовлетворенная потребность в искусстве породила саму профессию арт-терапевта. С другой стороны, те же самые причины мешают работе арт-терапевта, потому что если творческие силы городского жителя не находят себе применения нигде, кроме как на сеансах терапии, то трудно ожидать от терапии долговременного результата.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.