Атомные подводные лодки и надводные корабли Северного флота — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Атомные подводные лодки и надводные корабли Северного флота

2017-09-10 145
Атомные подводные лодки и надводные корабли Северного флота 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

С тех пор как 21 января 1954 г. была спущена на воду первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» (США), в мире построено более 480 военных кораблей с ядерными энергетическими установками. Наиболее ярко преимущества использования ядерной энергетики в создании таких кораблей проявились в строительстве подводных лодок, составляющих 96% общего количества атомных военных кораблей. Наряду с принципиально новым источником энергии подводные лодки приобрели и новые качества: высокую подводную скорость; возможность пребывания в подводном положении в течение многих месяцев; большая автономность; лучшие условия обитаемости. Благодаря этим качествам АПЛ стали основной ударной силой военно-морских флотов крупнейших держав мира /1/.

Северный военно-морской флот является крупнейшим из четырех российских флотов, в составе которого находится самое большое количество кораблей с ЯЭУ - две трети таких кораблей, построенных в СССР, а затем в России, сосредоточены в регионе европейского Севера. Изменение военной доктрины и конверсия военно-промышленного комплекса, обусловленные распадом СССР и подписанием ряда международных соглашений по сокращению стратегических наступательных вооружений, привели к уменьшению количества стратегических АПЛ и ракет с ядерными боевыми головками. В этих условиях стратегическое значение Северного флота, сохранившего статус самого мощного флота России, резко возросло /2,3/. Стратегическое значение Кольского полуострова проявилось еще во время второй мировой войны, когда Северный флот занимался обеспечением безопасности конвоев западных союзников, приходивших в незамерзающий Мурманский порт. После войны США стали самой сильной морской державой, и Советскому Союзу необходимо было начинать создание своего мощного флота. Стратегически важным моментом в строительстве современного флота на Кольском полуострове явилось принятие решения о создании атомной подводной лодки. Создание ЯЭУ для атомной подводной лодки требовало принципиально новых технических решений, а также существенных финансовых затрат. Фактически требовалось реализовать программу создания и развития совершенно новых отраслей промышленности /1,3/.

Работы по созданию первой отечественной атомной подводной лодки начались в 1952 г. Научными руководителем проблемы был назначен академик А.П. Александров, а главным конструктором по энергетике – академик Н.А. Доллежаль. Заместитель научного руководителя по энергетике Г.А. Гладков вспоминает, что после ряда вариантных проработок в качестве основного варианта для первой АПЛ был выбран водо-водяной корпусной реактор – первый в нашей стране реактор данного типа (для АЭС и атомных ледоколов реакторы такого типа создавались позднее), а в качестве запасного – реактор с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) /4,5/. В результате научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ была создана малогабаритная, высоконапряженная и высокоманевренная ЯЭУ, удовлетворяющая потребностям подводной лодки как по массе и габаритам, так и скорости маневрирования при множестве глубоководных маневров. В последующем на базе этой установки были созданы несколько поколений ЯЭУ и ряд их модификаций /1-6/.

АПЛ первого поколения

Работы по проектированию первой отечественной АПЛ продолжались до 1954 г. и 4 июля 1958 г. впервые были проведены подводные испытания АПЛ проекта 627 (класса «Ноябрь»*, см. рис. 1.1). Первая АПЛ под названием «Ленинский комсомол» в боевой состав Северного флота вошла 17 января 1959 г. /1/. Эта АПЛ, как и первая американская АПЛ «Наутилус», была торпедной лодкой. Основной задачей таких АПЛ было уничтожение надводных кораблей и транспортов противника в море, а основным оружием – торпеды, которые тогда можно было эффективно использовать с расстояния в несколько километров /1/. В период с 1959 по 1963 годы были построены и сданы в эксплуатацию еще 12 торпедных АПЛ того же класса (проект 627А) /1-3,6/, которые имели незначительные отличия от первенца военного атомного флота. Восемь АПЛ этой серии были приписаны к Северному флоту /3,6/.

Следом за первым атомоходом проекта 627А началась подготовка к строительству несерийной торпедной АПЛ проекта 645, вступившей в боевой состав Северного флота в 1963 г. ЯЭУ этой АПЛ была оснащена двумя принципиально новыми реакторами с жидкометаллическим теплоносителем (охлаждение первого контура осуществляется эвтектическим сплавом свинец-висмут) суммарной мощностью 146 МВт** /1,3/. Опыт, полученный при создании и эксплуатации этой АПЛ, позже был использован при строительстве АПЛ класса «Альфа».

В начале 1960-х годов СССР при создании своих стратегических сил основной упор сделал на развитие ракет наземного базирования. Однако, несмотря на бόльшую сложность в эксплуатации, баллистические ракеты морского базирования давали ряд существенных преимуществ. Сокращалось время подлета ракет к цели, т.к. подводная лодка с баллистическими ракетами могла нести боевое патрулирование вблизи территории потенциального противника. Ядерное оружие размещалось за пределами собственной территории, что повышало боевую устойчивость стратегических сил. Подводную лодку было нелегко обнаружить и уничтожить в промежуток времени, необходимый для нанесения ядерного удара /1/. Первые подводные лодки с баллистическими ракетами появились в СССР: в сентябре 1955 г. впервые в мире была запущена ракета с дизельной подводной лодки Северного флота. Первая отечественная АПЛ, оснащенная баллистическими ракетами, вошла в боевой состав Северного флота 12 ноября 1960 г. Эта АПЛ, широко известная как АПЛ К-19, стала головной в серии из 8 АПЛ проекта 658 (класса «Отель»), шесть из которых находились на боевом дежурстве в составе Северного флота /1-3/. Каждая из них несла по три баллистические ракеты с дальностью 650 км и могла запускать ракеты только из надводного положения. С мая 1963 г. на отечественных подводных лодках устанавливается новый ракетный комплекс с ракетами, которые могли стартовать из подводного положения и поражать цели на расстоянии 1400 км /1/.

В этот же период времени АПЛ стали оснащаться крылатыми ракетами. Первая серия из 5 АПЛ с крылатыми ракетами проекта 659 (класса «Эхо-I») вступила в боевой состав Тихоокеанского флота. Однако малая дальность крылатых ракет, низкая точность и обязательное всплытие АПЛ для запуска ракет делали этот вид оружия уязвимым и малоэффективным для применения против береговых объектов по сравнению с баллистическими ракетами. Поэтому направление развития АПЛ с крылатым ракетами в нашей стране было переориентировано на уничтожение морских целей – авианосцев и крупных кораблей. В 1963-1967 гг. в СССР была построена большая серия из 29 АПЛ с крылатыми ракетами проекта 675 (класса «Эхо-II»), каждая из которых была вооружена 8 крылатыми ракетами с дальностью до 550 км /1,3,6/. 15 АПЛ этого проекта базировались на Северном флоте.

Все АПЛ первого поколения, за исключением АПЛ проекта 645, были оснащены двумя реакторами водо-водяного типа мощностью 70 МВт. В настоящее время все АПЛ первого поколения выведены из эксплуатации.

АПЛ второго поколения

Эксплуатация ЯЭУ первого поколения с длительными автономными выходами в море и другие операции, связанные с жизненным циклом АПЛ, выявили отдельные недостатки, которые невозможно было предвидеть при проектировании и стендовой отработке. На опыте эксплуатации этой ЯЭУ и с учетом ее недостатков создавалась новая серия ЯЭУ, разработка которой продолжалась почти десятилетие /3-5/. Конструкторские и научно-исследовательские работы позволили, в частности, снизить неравномерность энерговыделения в активной зоне в 1,2 – 1,3 раза. Были приняты принципиально новые решения, которые увеличили кампанию реактора более чем в три раза. Применялись выгорающие поглотители, размещенные гетерогенно в канале, которые относительно быстро выгорают, компенсируя выгорание урана. В результате была создана высоконадежная активная зона /4/, использованная в реакторах АПЛ второго поколения, строительство которых велось с середины 1960-х годов до 1992 г. /1-3,6/.

Совершенствование техники расширило круг задач, решаемых торпедными лодками. АПЛ второго поколения, построенные в конце 1960 - начале 1970-х годов, обладали эффективными средствами наблюдения за подводной обстановкой. Стало возможным использовать их для борьбы с подводными лодками противника, качественно улучшалось и вооружение АПЛ – появились ракеты-торпеды, дальность которых возросла до 50-100 км. АПЛ второго поколения стали называться многоцелевыми /1/.

Наиболее многочисленными многоцелевыми АПЛ второго поколения стали АПЛ класса «Виктор». Существует три модификации АПЛ этого класса, различающиеся составом вооружения, габаритными размерами корпуса, водоизмещением, скоростью, численностью экипажа и др.: «Виктор-I» (проект 671), «Виктор-II» (проект 671РТ), «Виктор-III» (проект 671РТМ). Все АПЛ класса «Виктор» оснащались двумя реакторами водо-водяного типа мощностью по 72 МВт. Первые АПЛ «Виктор-I», принятые на эксплуатацию в составе Северного флота (всего 12 АПЛ), строились на Адмиралтейском заводе в Ленинграде в период с 1965 по 1974 г. В 1972-1978 годах были построены 7 АПЛ «Виктор-II» (рис. 1.2), которые находились на боевом дежурстве только в составе Северного флота. Первая из 16 АПЛ «Виктор-III», находившихся в эксплуатации в составе Северного флота, появилась в 1978 г. /1-3,6/. К 2001 г. в боевом составе Северного флота находились 8 АПЛ «Виктор-III», остальные АПЛ класса «Виктор» к этому времени были выведены из эксплуатации /6/.

Для действий против авианосных ударных соединений предназначалась также первая АПЛ с титановым корпусом*. Эта единственная АПЛ проекта 661 (класса «Папа»), построенная в 1969 г., была оснащена двумя реакторами водо-водяного типа мощностью по 177,4 МВт и имела на вооружении 10 крылатых ракет с дальностью 70 км. Наличие мощной ЯЭУ позволило этой АПЛ установить в 1971 г. не превзойденный до сих пор рекорд подводной скорости в 45 узлов /1,3/. В 1988 г. АПЛ проекта 661 была выведена из боевого состава Северного флота /2,3/.

Из титанового сплава был также изготовлен корпус многоцелевых АПЛ проекта 705 и 705К (класса «Альфа», см. рис. 1.3), которые вводились в эксплуатацию в период с 1971 по 1981 гг. Благодаря титановому корпусу, максимальная глубина погружения АПЛ класса «Альфа» составляла 600-760 м и по этому параметру в то время ей не было аналогов в мире /1-3/. Создание АПЛ этого проекта явилось результатом поиск новых, нетрадиционных технических решений, способных обеспечить качественный прорыв в развитии подводного кораблестроения. По замыслу, новый корабль, своеобразный «подводный истребитель-перехватчик», располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного противника. Для достижения заданной скорости при ограниченном водоизмещении требовалась высоконапряженная, обладающая большой агрегатной мощностью энергетическая установка. После исследования различных схем ЯЭУ было решено остановиться на однореакторной ЯЭУ с жидкометаллическим теплоносителем и повышенными параметрами пара. Одновременно проектировались два альтернативных типа ЯЭУ с ЖМТ мощностью примерно 150 МВт /7/:

- установка ОК-550 (блочная, с разветвленными коммуникациями первого контура с тремя паропроводами и тремя циркуляционными насосами), которая создавалась в Горьковском ОКБМ под руководством И. И. Африкантова и была установлена на АПЛ проекта 705;

- установка БМ-40/А (блочная, двухсекционная, с двумя паропроводами и двумя циркуляционными насосами), которая была создана в ОКБ «Гидропресс» под руководством главного конструктора В.В. Стекольникова и применялась на АПЛ проекта 705К.

Благодаря особенностям энергетической установки (не требовался специальный переход на повышенные параметры ЯЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водо-водяными реакторами), АПЛ проекта 705 и 705К могли развить полный ход в течение минуты, имея почти «самолетные» разгонные характеристики. По ряду причин после постройки семи АПЛ, которые находились в боевом составе Северного флота, их производство было прекращено. К 2001 г. все АПЛ класса «Альфа» были выведены из эксплуатации /6/.

Среди лодок второго поколения АПЛ проекта 667А (класса «Янки») были первыми современными АПЛ, которые могли нести 16 баллистических ракет с дальностью свыше 2000 км /1,3/. АПЛ этого проекта получили название ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Первая АПЛ класса «Янки» была введена в эксплуатацию в 1968 г. и оснащена двумя реакторами водо-водяного типа мощностью по 89,2 МВт. Всего в боевом составе Северного флота находились 24 АПЛ этого класса. К 2001 г. в составе флота оставалась одна АПЛ «Янки» /6/.

Усовершенствованный класс «Янки» явился предшественником стратегических АПЛ класса «Дельта», на которых устанавливались ЯЭУ того же типа, что и на АПЛ класса «Янки». Было создано четыре модификации АПЛ этого класса – «Дельта-I» (проект 667Б), «Дельта-II» (проект 667БД), «Дельта-III» (проект 667БДР) и «Дельта-IV» (проект 667БДРМ). АПЛ «Дельта-I» и «Дельта-II» начали вводиться в эксплуатацию в 1973-1975 гг. и имели отсек для усовершенствованных 12 ракет (АПЛ «Дельта-II» имела на вооружении дополнительных 4 ракеты). Качественное отличие этих АПЛ состояло в том, что они были оснащены межконтинентальными баллистическими ракетами с дальностью более 7000 км. Такая дальность ракет позволяла производить их запуск как из надводного, так и из подводного положения при нахождении АПЛ в пунктах базирования на Кольском полуострове или Камчатке. Им не нужно было преодолевать противолодочные рубежи и выходить в Атлантический или Тихий океан /1/.

Рис. 1.4. АПЛ класса «Дельта-III»  
Первая АПЛ «Дельта-III» (рис. 1.4), корпус которой имел отсек для новых 16 ракет, была построена в 1976 г. АПЛ этого проекта стали первыми отечественными АПЛ, которые были вооружены ракетами с разделяющимися головными частями индивидуального наведения /1,2/. Последняя модификация АПЛ этого класса («Дельта-IV») встала на боевое дежурство в 1985 г. /1,2/. По совокупности важнейших боевых характеристик это был совершенно иной корабль, вполне справедливо причисляемый к ракетным подводным крейсерам стратегического назначения третьего поколения /8/. Всего в составе Северного флота находились 25 АПЛ класса «Дельта», которые оснащались двумя реакторами водо-водяного типа мощностью до 90 МВт каждый. К 2001 г. в боевом составе Северного флота находились 10 АПЛ этого класса (3 АПЛ «Дельта-III» и 7 АПЛ «Дельта-IV»). Остальные АПЛ были выведены из эксплуатации /6/.

К атомным подводным лодкам второго поколения также относятся АПЛ класса «Чарли», способные запустить крылатую ракету из подводного положения /1/. АПЛ этого класса оснащались одним реактором водо-водяного типа мощностью 89,2 МВт. В составе Северного флота находились в эксплуатации 6 АПЛ модификации «Чарли-II» (проект 670М), которые встали на боевое дежурство в период с 1973 по 1981 гг. Эти АПЛ имели на вооружении крылатые ракеты с дальностью 120 км /1/. По состоянию на 2001 г. все АПЛ класса «Чарли» были выведены из эксплуатации /6/.

АПЛ третьего поколения

Проектирование ЯЭУ третьего поколения осуществлялось с начала 1970 годов /2/. Необходимость создания таких ЯЭУ была обусловлена постановкой новой сложной задачи – резкого увеличения энергонапряженности ЯЭУ, повышения ее надежности и безопасности, а также комплексной автоматизации работы на всех эксплуатационных режимах. Для кораблей третьего поколения была применена блочная схема компоновки ЯЭУ, которая позволила уменьшить габариты, увеличив при этом ее мощность и другие эксплуатационные параметры, а также решить ряд важных задач с точки зрения безопасности. Существенно измененная система управления и защиты реактора позволяла контролировать состояние реактора на любом уровне мощности, в том числе и в подкритическом состоянии. Также был введен ряд других технических новшеств, повышающих безопасность эксплуатации ЯЭУ /1,2/.

В 1980-е годы многоцелевые АПЛ третьего поколения стали оснащать крылатыми ракетами дальнего действия, которые были нацелены на стратегические наземные объекты потенциального противника. Составной частью деятельности многоцелевых подводных лодок становится охрана рубежей, районов действий своих корабельных группировок и стратегических подводных лодок. Задачи, которые решают современные многоцелевые АПЛ, - разведка вблизи военно-морских баз и в акваториях, где потенциальный противник проводит испытания новейших кораблей и морского оружия /1/.

Тремя новыми классами многоцелевых АПЛ, сменившими бόльшую часть АПЛ класса «Виктор», стали АПЛ проекта 945 (класса «Сиерра»), проекта 971 (класса «Акула») и экспериментальная АПЛ проекта 685 (класса «Майк»). Все эти АПЛ были оснащены одним реактором водо-водяного типа мощностью 190 МВт. Четыре АПЛ класса «Сиерра» были введены в состав Северного флота в период с 1984 по 1993 гг. Корпус этих АПЛ был сделан из титановых сплавов. АПЛ класса «Акула» (см. рис. 1.5), которые являются усовершенствованной версией АПЛ класса «Сирерра», считаются самыми совершенными АПЛ российского ВМФ, имеющими повышенную скрытность за счет увеличения глубины погружения и снижения уровня шумности /3/. К 2001 г. в боевом составе флота оставалось 3 АПЛ «Сиерра» и все 6 АПЛ класса «Акула», введенных в эксплуатацию /6/. В конце 2001 г. в эксплуатацию была принята еще одна АПЛ класса «Акула» /9/.

Единственная АПЛ класса «Майк», находившаяся в боевом составе Северного флота с 1986 г., имела двойной корпус из титана. Благодаря этому она могла погружаться на 1200 м, что до сих пор является рекордом для боевых подводных лодок) /1/. В результате аварии эта АПЛ затонула в Норвежском море в 1989 г. /2,3/.

В ответ на американскую программу создания стратегических АПЛ типа «Огайо» в 1980-е годы в СССР была построена и введена в эксплуатацию серия из 6 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 941 (класса «Тайфун», см. рис. 1.6), которые создавались, в том числе, и для выполнения операций подо льдами. Классифицируемые как тяжелые крейсеры, АПЛ этого класса являются самыми крупными подводными лодками в мире с уникальной конструкцией. Длина АПЛ составляет 171 м, водоизмещение 25 тыс. т, осадка 11,5 м /1,2/. АПЛ класса «Тайфун» оснащены двумя реакторами водо-водяного типа общей мощность по 190 МВт. Каждая из 6 АПЛ «Тайфун», введенных в эксплуатацию в составе Северного флота, может выпустить 20 твердотопливных ракет с 10 разделяющимися головными частями индивидуального наведения /1,2/. К 2001 г. три «Тайфуна» были выведены из эксплуатации /6/.

Третье поколение АПЛ с крылатыми ракетами имеют на вооружении самое большое количество ядерных ракет по сравнению с другими российскими АПЛ. В 1980 г. на вооружение Северного флота поступила головная АПЛ проекта 949 (класса «Оскар-I») с 24 крылатыми ракетами (дальность 600 км). Десять построенных к 1995 г. АПЛ проекта 949А (класса «Оскар-II», 5 из них базировались на Северном флоте), оснащены ракетами с несколько меньшей дальностью (550 км), но имеющими более высокие показатели по скорости и точности /1/. АПЛ класса «Оскар» оснащены такими же ЯЭУ, как и АПЛ класса «Тайфун» /3/.

К 2001 г. две АПЛ класса «Оскар-I» были выведены из эксплуатации. К этому времени в составе Северного флота находились четыре АПЛ класса «Оскар-II» /7/. Самая «молодая» из класса «Оскар-II» и известная под названием «Курск» АПЛ К-141 затонула в результате аварии 12 августа 2000 г.

Таким образом, со времени постройки первой отечественной АПЛ в состав Северного флота было принято более 150 боевых атомных подводных лодок, ядерные энергетические установки которых были оснащены примерно 290 ядерными реакторами. Наиболее интенсивно ввод АПЛ в эксплуатацию осуществлялся в 1970-е годы. В период с 1968 г. по 1980 гг. в боевой состав Северного флота было принято 76 АПЛ, более половины которых относились к АПЛ с баллистическими ракетами на борту. К началу 1990-х годов общее количество АПЛ, принятых в состав Северного флота, составляло около 110 единиц.

К этому времени в мире наметилась общая тенденция сокращения атомных флотов, что было вызвано окончанием «холодной войны», а также возрастающей дороговизной дальнейшего совершенствования атомных подводных лодок и надводных кораблей и их вооружения. Кроме того, в соответствии с международными соглашениями о сокращении стратегических вооружений, из состава ВМФ должна выводиться значительная часть АПЛ с баллистическими ракетами, срок службы которых еще не истек. Поэтому количественный состав флотов России и США начал уменьшаться, несмотря на поступление новых кораблей. В России сокращение военного флота приняло обвальный характер из-за отсутствия необходимого финансирования. /1/. Так, к 1994 г. из состава Северного флота было выведено 72 АПЛ /2/, а к 2001 г. количество АПЛ, снятых с эксплуатации, увеличилось до 109 единиц. /10/. При этом из состава флота выводились не только АПЛ, средний срок службы которых (20-25 лет) был исчерпан, но списывались также АПЛ, не выслужившие срока службы, поскольку они не обеспечивались своевременным ремонтом /1/.

Анализ различных опубликованных материалов /6,7,11,12 и др./, посвященных российскому подводному флоту, показывает, что на 2002 г. в составе Северного флота могло находиться 34 АПЛ, в том числе 12 стратегических АПЛ (класса «Дельта-III», «Дельта-IV» и «Тайфун») и 22 нестратегических АПЛ (класса «Акула», «Виктор-III», «Оскар-II» и «Сиерра»). Бόльшая часть этих АПЛ была построена в период с 1976 по 1993 гг. Очевидно, что в случае вывода из эксплуатации всех этих АПЛ по истечении установленного срока службы количество АПЛ в составе флота к 2020 г. может снизиться до уровня, неприемлемого с точки зрения обеспечения обороноспособности страны.

Дальнейшая судьба российского атомного подводного флота зависит от многих факторов - договорно-правовых, политических, экономических, социальных. И совместная оценка этих факторов тем более сложна, что ни один из них в настоящее время не является гарантированно постоянным или предсказуемым с высокой степенью вероятности на сколько-нибудь длительную перспективу /7/. Так, например, тяжелая экономическая ситуация в России затронула также и производственную базу атомного судостроения. В начале 1990-х годов темпы строительства на уровне 3-4 АПЛ в год сохранялись благодаря тому, что закладка корпусов была произведена в конце 1980-х годов. С учетом сложившихся экономических условий предполагалось, что в перспективе для поддержания ВМФ темпы строительства составят 1-2 АПЛ в год /1/. Однако реалии сегодняшнего дня показывают, что атомное судостроение не в состоянии обеспечить и такие темпы строительства АПЛ.

К моменту подписания договора СНВ-2 в 1993 г. предполагалось, что первая стратегическая АПЛ четвертого поколения проекта 955 (класса «Борей») будет передана флоту в 2002 г. и после этого ежегодно до 2010 г. в строй будет вводиться по одной АПЛ этого типа, чтобы с учетом списания устаревающих атомных подводных ракетоносцев третьего поколения поддерживать российские стратегические ядерные силы морского базирования на необходимом уровне /8/. Вместе с тем, недостаточное финансирование и технические проблемы, связанные с вооружением АПЛ межконтинентальными ракетами, ставят под сомнение реализацию программы строительства новых российских стратегических АПЛ. Под влиянием этих факторов сроки передачи флоту головной АПЛ проекта 955 могут быть отодвинуты за 2004 г. /8,12/.

Для поддержания флота было принято решение о продлении эксплуатации АПЛ класса «Дельта-IV» до 2015 г. В этом случае срок службы наиболее «старых» АПЛ этого класса составит примерно 30 лет /12/. Что касается АПЛ класса «Тайфун», то в силу ряда причин они могут быть выведены из эксплуатации досрочно. Основу же подводных стратегических ядерных сил России, как минимум до 2010 г., составят, по-видимому, АПЛ класса «Дельта-III» и «Дельта-IV», которые постепенно будут заменяться новыми АПЛ проекта 955 /8/.

Неопределенность характерна и для развития нестратегической составляющей атомного подводного флота России. В 1980-е годы состав Северного флота ежегодно пополнялся одной-двумя многоцелевыми АПЛ. Однако темпы пополнения ВМФ новыми многоцелевыми подводными лодками к середине 90-х годов резко замедлились. Так, новая многоцелевая АПЛ класса «Акула» была введена в состав Северного флота в конце 2001 г., в то время как предыдущая АПЛ этого класса была передана флоту в 1995 г. Достаточно просто оценить, что при таком темпе строительства новых АПЛ в составе Северного флота к 2020 г. может остаться всего несколько многоцелевых субмарин. В определенной степени сохранению минимально необходимой численности многоцелевых АПЛ может способствовать своевременная замена устаревающих АПЛ второго поколения новыми АПЛ класса «Акула», строительство которых продолжается в настоящее время.

Острой остается и проблема поддержания потенциала отечественных «противоавианосных» сил. Последняя АПЛ проекта 949А (класса «Оскар-II») была введена в состав Северного флота в 1997 г. /6/ и до настоящего времени новые АПЛ этого класса в состав ВМФ не вводились. Вместе с тем, группировка подводных лодок проекта 949А является, наряду с самолетами морской ракетоносной и дальней авиации, фактически единственным средством, способным эффективно противостоять ударным авианосным соединениям потенциального противника. В настоящее время лодки этого проекта выведены в резерв, но в результате модернизации существующая группировка АПЛ класса «Оскар-II» сможет эффективно функционировать до 2020-х годов /7/.

Работы по формированию облика нестратегических АПЛ четвертого поколения были начаты в СССР еще в 1977 г. Планы строительства новых кораблей были заложены в очередную программу военного кораблестроения, принятую в 1985 году. Первоначально предполагалось создание нескольких типов нестратегических АПЛ (противолодочная, многоцелевая, «противоавианосная» и т. п.). Однако в дальнейшем было решено ограничиться постройкой единой многоцелевой АПЛ, способной решать максимально широкий круг боевых задач и взять на себя значительную долю неядерного сдерживания. Закладка головной АПЛ четвертого поколения проекта 885, получившей название «Северодвинск», состоялась 21 декабря 1993 г. на «Севмашпредприятии» (г. Северодвинск). Планировалось, что АПЛ «Северодвинск» войдет в состав Российского флота уже в 2000 г. После введения в строй первого корабля планировалось строительство еще шести однотипных кораблей. Однако в дальнейшем, из-за недостатка финансирования, эти планы были сдвинуты на более поздние сроки /7/.

Экспериментальные атомные подводные лодки

Атомные подводные лодки используются также для проведения специальных операций на дне моря – подключение к подводным кабелям связи противника и нарушения его систем подводных датчиков и линий коммуникаций, а также для других целей. Для проведения таких операций созданы специальные глубоководные АПЛ, которые не имеют ядерного вооружения /1-3/. К Северному флоту приписаны три экспериментальные АПЛ проекта 1910 (класса «Юниформ») и одна АПЛ проекта 1851 (класса «Экс-Рей) – самая маленькая в составе Северного флота /1-3/.

Надводные атомные корабли

Хотя в СССР был создан первый в мире надводный атомный корабль (ледокол «Ленин»), строительство атомных военных кораблей началось только в 1973 г., тогда как постройка первого в мире американского атомного ракетного крейсера была завершена в 1961 г. В конце 1950-х годов многим казалось, что атомные корабли, не требующие частых заправок топливом, качественно превосходят корабли с обычными энергетическими установками из-за их более высокой скорости, энерговооруженности и автономности. Однако на практике преимущества атомных надводных кораблей оказались не столь очевидными. Так, например, наравне с газотурбинными, атомные авианосцы почти также часто приходится заправлять авиационным топливом. Скорость атомных ракетных крейсеров, действующих в составе авианосных группировок, ограничивается максимальной скоростью и ресурсом топлива на обычных кораблях сопровождения, а создание флота из одних только атомных кораблей привело бы к гигантским бюджетным расходам /1/.

Ядерная энергетическая установка для надводных кораблей, которая создавалась на базе опыта строительства и эксплуатации ЯЭУ ледоколов типа «Арктика», была оснащена двумя водо-водяными реакторами мощностью по 300 МВт /3/. Первым атомным надводным кораблем в составе Северного флота стал тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» (позднее «Адмирал Ушаков) проекта 1144 (класс «Орлан», см. рис. 1.7), который был введен в эксплуатацию в декабре 1980 г. В 1984 г. Северный флот пополнился еще одним атомным кораблем проекта 1144 «Адмирал Нахимов» (до 1992 г. «Фрунзе»).

Корабли этого класса оснащались 20 пусковыми установками крылатых ракет /1,2/, а также наиболее современными средствами противовоздушной и противолодочной обороны /1/. В апреле 1998 г. в боевой состав Северного флота был включен атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Этот корабль, который по огневой мощи не имеет равных в мире, рассматривается как первый боевой корабль, соответствующий требованиям XXI века /13/.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.