Урок 16. Творческие работы учащихся. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Урок 16. Творческие работы учащихся.

2017-09-01 296
Урок 16. Творческие работы учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учащимся можно предложить в качестве творческих работ выполнить рисунки, фотоколлажи, написать стихи или небольшие рассказы, подготовить поделки, разработать экскурсию, подготовить презентацию (напр., на тему «Храмы Тамбовщины»).

Урок 17. Подведение итогов.

Практические занятия: проведение творческой ярмарки, фестиваля, экскурсии.


Урок 18. Как христианство пришло на Русь.

Основные понятия урока: Церковь, Святая Земля, крещение, крещение Руси, исповедь, Святая Русь.

Учебное занятие по данной теме можно провести на основе материалов, разработанных педагогом дополнительного образования МОУ гимназии №7 им. святителя Питирима, епископа Тамбовского, г.Тамбова А.В.Серегиной (презентация к уроку размещена на сайте http://ipk.68edu.ru/proect/orkce/552-kimr.html).

Крещение Руси

СЛАЙД № 1

1 августа 2008 года исполнилось 1020 лет со дня крещения Древней Руси, сделавшей сознательный и окончательный выбор веры, перейдя от язычества к христианству.

СЛАЙД № 2

Крещение Руси не было одномоментным, путь к вере Христовой вёл через несколько веков.

По преданию, в начале I века н.э. земли будущей Руси посетил святой апостол Андрей Первозванный, положивший здесь начало христианству. По жребию апостолов в Иерусалиме, Андрей получил для проповеди Евангелия Скифию – территорию к северу от Черного моря и до Балтики. Придя в Херсонес, апостол Андрей основал здесь первую христианскую общину и построил храм.

По свидетельству древнегреческих летописей, из Херсонеса апостол Андрей пришел к устью Днепра и поднялся в Среднее Приднепровье. У подножия Киевских гор, он пророчески сказал своим ученикам:

СЛАЙД № 3

"Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет град великий…"

"И взойдя на горы эти, – повествует летописец, – он благословил их и поставил здесь крест… и, сойдя с горы этой, где впоследствии возник Киев, отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где ныне Новгород, и увидел живших там людей…"

Из Новгорода по реке Волхов апостол Андрей доплыл до Ладожского озера, а потом до Валаама. Он благословил там горы каменным крестом и обратил в истинную веру обитавших на острове язычников.

Продолжателем благовестнических трудов апостола Андрея в Причерноморье был священномученик Климент, епископ Римский. Сосланный римским императором Траяном в Херсонес, он в течение трех лет (99-101) духовно окормлял здесь более двух тысяч крымских христиан. Проповедническую деятельность проводил и святитель Иоанн Златоуст, отбывавший ссылку в одном из городов Абхазии в V веке. Вся их деятельность служила постепенному распространению православия по Крыму, Кавказу и всему Причерноморью.

В крещении Руси приняли участие и первые просветители славян святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.

СЛАЙД № 4

Они составили славянскую письменность, перевели на славянский язык Священное писание и церковные книги. В 861 г. братья прибыли в Херсонес Таврический и крестили здесь сразу двести семей. Они посетили также древнюю территорию нынешнего Закарпатья, где крестили русинов, а святой Мефодий даже некоторое время проживал в здешнем монастыре в поселении Грушево.

Согласно греческим источникам, первыми крестились в древней Руси в 867 году киевские князья Аскольд и Дир. Они пришли в Киев с боевыми дружинами в середине IХ века с севера. По свидетельству Константинопольского патриарха Фотия, в июне 860 года двести русских кораблей, предводимых Аскольдом и Диром, напали на Константинополь, который "едва не был поднят на копьё, и что "руссам легко было взять его, а жителям невозможно защищать". Но произошло невероятное: нападавшие неожиданно стали удаляться, город был спасён от разорения. Причиной отступления была внезапно поднявшаяся буря, которая разметала атакующий флот. Это стихийное лихо было воспринято руссами как проявление божественной христианской силы, что породило желание приобщиться к православной вере. Патриарх Фотий по этому поводу писал: "А в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей, вместо грабления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго".

Так, если верить греческим источникам, совершилось первое массовое крещение на Руси. Князь Аскольд получил христианское имя Николай, в честь святителя Николая чудотворца. Вскоре на Руси появилась первая христианская община. Но настоящее крещение Руси совершилось только через столетие с лишним.

В 945 году во главе Русского государства стала вдова князя Игоря – великая княгиня Ольга (княжила с 945 по 969 год).

СЛАЙД № 5

Княгиня Ольга – уроженка Псковской земли, дочь паромщика через реку Великую. Была женщиной умной и замечательной правительницей, достойной продолжательницей дела русских князей. Она заслужила признание и любовь народа, назвавшего её мудрой.

СЛАЙД № 6

Княгиня Ольга была первой из киевских князей, которая приняла православие непосредственно в Константинополе. Согласно летописи, во второй половине 50-х годов Х века "отправилась Ольга в греческую землю и пришла к Царьграду". Ей в то время должно было быть от 28 до 32 лет. Когда Ольга встретилась с Византийским императором Константином, то он, увидев, "что она очень красива и лицом и разумом", сказал ей: "Достойна ты царствовать с нами в столице нашей!» Ольга, поняв смысл этого предложения, ответила императору: "Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам, иначе не крещусь".

Мудрая Ольга решила принять крещение в Константинополе и от самого патриарха, чтобы добиться широкого признания Руси в мире могущественных христианских государств и обеспечить духовную поддержку Вселенского Патриарха своей собственной апостольской миссии на русской земле. И княгиня достигла чрезвычайно важных результатов. Она была с почестями крещена в столице Византии, в храме святой Софии – главном соборном храме Вселенской церкви того времени.

СЛАЙД № 7

При крещении Ольга получила имя Елены (в честь матери Константина Великого) и благословение на распространение христианства в своей стране.

После крещения император Константин опять встретился с Ольгой и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". На что она ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь". Константин вынужден был ответить: "Перехитрила ты меня, Ольга», и «дал ей многие дары… отпустил её, назвав дочерью».

Именование Ольги "дочерью" императора, как показывают современные исследования, ставило Русь в самый высокий ранг дипломатической иерархии государств (после самой Византии, разумеется, так как быть с ней равными никто не мог). Титул совпадал с христианским положением Ольги-Елены как крёстной дочери Византийского императора.

Вернувшись домой, княгиня Ольга отмечает: "Да будет воля Божия; если захочет Бог миловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". Она уговаривала и сына своего Святослава принять христианство, но он не согласился и остался язычником.

Княгиня Ольга не только молилась за сына и за людей "всякую нощь и день", но проповедовала христианство, строила церкви. Из Константинополя княгиня привезла многие христианские святыни, в частности, восьмиконечный крест, сделанный целиком из древа Животворящего Креста Господня. Эти святыни помогали в великом деле просвещения народа Киевской Руси.

После кончины равноапостольной Ольги её сын Святослав, сам не крестился, но "если кто собирался креститься, то не запрещал". После гибели Святослава в 972 году его сын Ярополк также не был крещен, но имел жену-христианку. Согласно Иоакимовской и Никоновской летописям, Ярополк "любяше христианы, а ще сам не крестися народа ради, но никому не претяше", и христианам даде волю велику".

Завершил крещение Киевской Руси младший сын Святослава, внук княгини Ольги, князь Владимир Святославович (княжил с 980 по 1015 год).

СЛАЙД № 8

Укрепляя государственность, князь решил укрепить и духовную основу страны. Так как формы славянского язычества пришли в противоречие с крепнувшей государственной властью, он стал думать о другой, лучшей вере.

По сообщению летописи, Владимир обращается к "изучению" основных религий Европы и Западной Азии, ставя цель "избрать" наиболее соответствующую духовным устремлениям своей страны. Узнав об этом, "пришли болгары (волжские) магометанской веры… потом пришли иноземцы из Рима, …хазарские евреи, затем пришли греки к Владимиру", и все проповедовали свою религию". Владимиру более всего понравились проповеди греческого посланника, который изложил историю Православия и его сущность. Всем остальным проповедникам был дан решительный отказ. В том числе – "иноземцам из Рима".

В 987 году Владимир собрал бояр и советчиков для обсуждения разных вер. По их совету князь отправил десять "мужей добрых и см ы сленных" во многие страны Европы для изучения вер. Когда они прибыли в Константинополь, то императоры Василий и Константин (они правили вместе) и Константинопольский патриарх, зная о важности этого посольства, с большим уважением отнеслись к русским. Сам патриарх в присутствии киевских послов с большой торжественностью отслужил Божественную литургию в Софийском соборе. Великолепие храма, патриаршая служба, величественное пение окончательно убедило киевских посланников в превосходстве греческой веры.

Вернувшись в Киев, докладывали князю: "Не знали, на небе или на земле мы; ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать тебе об этом; знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Бояре к этому добавили: "Если бы нехорош был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех человеков".

После такого детального изучения вер было принято историческое решение об отказе от язычества и принятии греческого православия.

Крещение Руси явилось результатом активного стремления правящих слоев древнерусского общества найти в византийском христианском мировосприятии те ценности, принятие которых поможет решать нелёгкие вопросы, волнующие людей.

Летом 988 года Владимир Святославович крестился в Херсонесе. Во время крещения, по преданию, князь Владимир исцелился от жестокой глазной болезни, внезапно поразившей его после завоевания города. При крещении князь был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Вместе с князем крестилась и его дружина.

СЛАЙД № 9

После крещения Владимира состоялось его бракосочетание с Анной, сестрой византийских императоров, в результате чего Византия присвоила киевскому князю титул "цесарь". Трудно представить себе более мудрое соединение крещения князя с величайшей духовно-политической выгодой для Руси – династическим браком, породнением с византийскими императорами. Это было небывалым возвышением дипломатического ранга государства.

После того как состоялось крещение, отмечается в древнерусской летописи, князь Владимир "взял сосуды церковные и иконы на благословения себе" и в сопровождении дружины, бояр и духовенства направился в Киев. Сюда же прибыли посланные из Византии митрополит Михаил и шесть епископов.

По возвращении в Киев Владимир, прежде всего, крестил своих сыновей в источнике, получившем название Крещатика. Одновременно с ними крестились и бояре.

Массовое крещение киевлян Владимир назначил на 1 августа 988 года. По городу был оглашен указ: "Если не придёт кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – противен мне да будет!"

Услышав это, – отмечает летописец, – с радостью пошли люди, говоря: "Если бы не добро это было (то есть крещение и вера), то не принял бы этого наш князь и бояре". К тому месту, где река Почайна впадает в Днепр, стеклось "людей без числа". Вошли в воду и стояли один по шею, другие до груди, некоторые держали младенцев, а крещёные и учившие новопосвящаемых бродили между ними. Священники читали молитвы и крестили бесчисленное множество киевлян.

Так свершилось это небывалое, единственное в своем роде на Руси событие.

Одновременно Владимир "повелел опрокинуть идолов – одних изрубить, а других сжечь…" Пантеон языческих кумиров на княжеском дворе был снесён с лица земли. Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано привязать к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем сопроводить до порогов, чтобы никто не мог вернуть его. Там идолу привязали камень на шею и утопили.

Христианская вера стала распространяться по всей Руси. Вначале – в городах вокруг Киева. Князь сам принимал в этом деятельное участие. Он приказал "рубить", то есть строить, деревянные церкви. Так, деревянная церковь святого Василия Великого была поставлена на холме, где недавно стоял Перун.

В 989 году Владимир начал строить первую величественную каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он приказал отчислять десятую часть всех расходов в стране в пользу этой церкви, после чего она получила название Десятинной. В конце Х – начале ХI века эта церковь стала духовным центром Киева и всей новопросвещённой Руси. В этот храм Владимир перенёс и прах своей бабки – равноапостольной княгини Ольги.

Православная вера оказала самое благоприятное воздействие на нравы, быт и жизнь славян. И сам Владимир стал больше руководствоваться евангельскими заповедями, христианскими принципами любви и милосердия. Летописец отмечает, что князь "повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу – питьё и яденье". В праздники он раздавал деньги нищим. Повелевал снаряжать возы и телеги с хлебом, мясом, рыбой, овощами, одеждой и развозить по городу и наделять больных и нуждающихся. Он также заботился об устроении богаделен и больниц для нищих. Народ любил своего князя как человека безграничного милосердия, за что и прозвал его "Красным солнышком". При этом Владимир продолжал оставаться полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства.

Князь Владимир личным примером содействовал окончательному утверждению на Руси моногамного брака. Он создал Церковный устав. При нём стали действовать княжеский и церковный суды (людей от архиерея до низкого служителя судил церковный суд, но и некоторые гражданские люди подлежали церковному суду за совершение безнравственных поступков).

При Владимире были заложены основы народного образования, стали основываться школы для обучения детей грамоте. Летопись сообщает, что Владимир "посылал… собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Шла подготовка и священнослужителей. Был организован перевод богослужебных и святоотеческих книг с греческого на славянский язык и их размножение. Начался рост грамотности, особенно городского населения. Больших успехов достигло церковное строительство. В XI веке, при Ярославе Мудром, в Киеве был построен подобный Константинопольскому собор святой Софии,

СЛАЙД № 10

вслед которому поднялась София Новгородская. Зарождалась Киево-Печерская лавра – светоч новой веры, уже в ХI веке давший таких людей, как преподобные Антоний и Феодосий, Никон Великий, Нестор-летописец и другие.

Принятие христианства явилось одним из важных завершающих шагов в процессе формирования общества и государства. За великий подвиг просвещения земли нашей православной верой Русская Церковь причислила Владимира к лику святых и нарекла его равноапостольным.

СЛАЙД № 11

Крещение Руси способствовало объединению разрозненных славянских племён в единое государство, его укреплению и духовному расцвету. Установление христианства как истинной веры содействовало упрочению власти великих князей, расширению международных связей древнерусского государства и утверждению мира во взаимоотношениях с соседними державами. Русь получила большую возможность познакомиться с высокой византийской культурой, воспринять наследие античности и мировой цивилизации.

Замечательно сказал об этом удивительном событии Александр Исаевич Солженицын:

СЛАЙД № 12

«Русь не просто приняла христианство –

она полюбила его сердцем,

она расположилась к нему душой,

она излегла к нему всем лучшим своим.

Она приняла его к себе в названье жителей,

в пословицы и приметы, в строй мышления,

в обязательный угол избы,

его символ взяла себе во всеобщую охрану,

его поимёнными святцами заменила всякий

другой счётный календарь,

весь план своей трудовой жизни,

его храмам отдала лучшие места своих окр у жий,

его службам – свои предрассв е тья,

его постам – свою выдержку,

его праздникам – свой досуг,

его странникам – свой кров и хлебушек».

 

 


Урок 19. Подвиг.

Основные понятия урока: подвиг, жертва, жертва Богу, подвижник.

Материал для организации работы с учащимися

1. Прочитайте рассказ «Дочь» и обсудите его с детьми, используя предлагаемые вопросы.

Дочь

Борис Ганаго

Лизе было два года, когда умерла её мать. Вся деревня жалела малышку, но куда её девать? В каждой семье — свои дети. Уже совсем хотели было отвезти сиротку в детский дом, но тут Мария Петрова — мать пятерых детей — заявила, что они с мужем решили её удочерить.

— Что ты, Мария, — отговаривали её односельчане, — тебе и со своими справляться нелегко, частенько голодают, а тут ещё чужой ребёнок.

— Ничего, — ответила Мария, — где пятеро за столом, там и шестому место найдётся.

И она увела девочку к себе. Шли годы. Лиза росла послушной и ласковой девочкой. Она не доставляла особых хлопот новой матери, даже никогда не болела, видно, Ангел-Хранитель защищал её. Нашлись, правда, “услужливые” люди, объяснившие девочке, что она не родная в этой семье, а только приёмыш. Узнав это, Лиза не огорчилась. Напротив, она ещё больше привязалась к своим родителям и часто, обнимая мать, шептала:

— Ты всё равно моя самая настоящая мамочка!

Выросли родные дети и разъехались по разным городам. Осталась с родителями только четырнадцатилетняя Лиза. Из ребёнка она превратилась в красивую девочку с ясными глазами, всегда спокойную и приветливую.

Лиза взяла часть работы по дому на себя и делала это так легко и незаметно, что даже злые языки, которые продолжали её называть приёмышем, вынуждены были умолкнуть, втайне завидуя Марии.

Однажды, Мария пошла на речку полоскать бельё. Дело было ранней весной, лёд у берега был ещё крепкий. Подойдя к ближайшей полынье, она поставила таз с бельём и хотела уже приняться за работу. И тут послышался страшный треск, лёд на середине реки вздыбился, треснул, показалась вода.

— Лёд пошёл, лёд пошёл! — закричали ребятишки и кинулись на берег. Посмотреть на ледоход вышли и взрослые. Забыв про бельё, как зачарованная, смотрела Мария на грозную картину. И тут льдина, на которой она стояла, оторвалась и медленно двинулась к середине реки. Мария могла бы ещё перепрыгнуть на землю, но растерялась, а полоска воды между ней и берегом становилась всё шире и шире. Увидав это, женщина в ужасе закричала. Началась паника: кто кричал о лодке, кто о канате, а льдина всё удалялась. Вдруг все увидели бегущую к берегу Лизу. Не останавливаясь, она просто взлетела на близлежащую льдину и, перепрыгивая с одной на другую, стала приближаться к матери. Мать, увидев дочь, в отчаянии крикнула:

— Лиза, вернись! Мы обе погибнем!

Но девочка не слушала и уже через несколько секунд очутилась рядом с матерью, взяла её за руку и твёрдо сказала:

— Успокойся, мама, Бог спасёт нас!

Лиза зорко следила за льдиной, на которой они стояли, и как только та налетела на большую, резко скомандовала:

- Прыгай!

Обе благополучно перепрыгнули. Так, перебираясь по льдинам, они приближались к берегу. Лиза почти тащила обезумевшую от страха мать, и та целиком ей подчинялась. Добравшись до земли, мать с рыданьем упала без сил. Подбежавшие женщины отвели их домой.

Народ долго не расходился. Все восхищались поступком девочки, удивлялись её смелости, и любви к неродной матери.

После этого события уже никто в деревне не называл Лизу приёмышем, а только младшей дочерью Петровых.

Вопросы:

1. На какую жертву пошла Мария Петровна принимая Лизу в семью?

2. Совершила ли Лиза подвиг? Можно это назвать другим словом – жертвенность?

3. На Кого надеялась Лиза?

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к рассказу «Дочь».



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.