Тема 9. Философия французского Просвещения. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 9. Философия французского Просвещения.

2017-09-01 202
Тема 9. Философия французского Просвещения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социально-экономическое развитие Франции в XVIII в. Углубляющийся кризис феодально-абсолютистского строя, рост буржуазии, обострение классовых противоречий, назревание буржуазной революции.

Просвещение как важнейший феномен культурно-идеологической жизни Франции. Особенности французского просвещения: идеологическая подготовка радикальной буржуазной революции, воинствующая антицерковность, материализм как её философская основа.

Идейно-теоретические источники французского Просвещения. Этапы развития просветительского движения, его основные течения и главные представители.

а)Деистический этап философии французского Просвещения.

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778) – первый по времени крупнейший представитель французского Просвещения. Борьба Вольтера за утверждение во Франции передового философского и научного мировоззрения (взглядов Бэкона, Локка, физики Ньютона). Вольтеровский гуманизм и воинствующий антиклерикализм. Критика христианства и других исторических религий. Идеал деистической религии и его несостоятельность. Просветительская «философия истории» Вольтера, разработка теории прогресса, учение о грядущем «царстве разума».

Роль вольтерьянства в просветительской идеологии и его влияние на французскую и мировую культуру.

Шарль Луи де Монтесьё (1689-1755) – один из зачинателей и крупнейших представителей начального периода французского Просвещения. Роман «Персидские письма» и критика феодально-абсолютистского строя. Антиклерикализм. Деизм. Социально-политическая философия в трактате «Дух законов».

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – создатель идеалов революционно-демократического крыла Просвещения. Критика культуры и цивилизации, обличение социального неравенства и гнета. Исследование происхождения социального неравенства, его развития и путей преодоления. Учение об общественном договоре и суверенитете народа. Критика деспотической «формы правления» и обоснование права народа на её революционное свержение.

Антиклерикализм Руссо. Его «деизм чувства», деистическая концепция «гражданской религии». Руссоизм как одна из главных просветительских идеологий. Влияние руссоизма в период Великой французской революции и в последующее время. Руссо как предтеча романтизма.

б) Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780) – крупнейший гносеолог философии французского Просвещения. Развитие им материалистического сенсуализма; идея происхождения высших форм психики из способности ощущения. Скептические моменты в трактовке знания. Логическое учение Кондильяка и его связь с рационалистической традицией.

в)Материалистический этап философии французского Просвещения.

Воинствующий материализм Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха – новый этап в развитии западноевропейской материалистической мысли.

Жюльен Офре де Ламетри (1709-1757) – первый представитель плеяды «великих французских материалистов» (Энгельс). Концепция «человека – машины» Ламетри как форма материалистического монизма, альтернативного декартовскому дуализму души и тела. Анализ зависимости психики человека от его тела, обоснование положения об уме как функции мозга. Идеи о материи как субстанции; эволюционистские идеи Ламетри и трактовка им антропогенеза. Механицизм и органицизм Ламетри в понимании природы человека.

Антирелигиозная и атеистическая направленность материализма Ламетри. Его этические и социально-политические взгляды.

Дени Дидро (1713-1784). Жизнь, деятельность, главные работы Дидро. Дидро – инициатор и руководитель «Энциклопедии наук, искусств и ремесел».

Материализм Дидро в гносеологии и онтологии. Разработка учения о материи как источнике всех форм жизни («беспокойство» и «брожение» как внутренние причины самоизменения материи), идея гетерогенности («качественного многообразия») материи.

Воинствующий атеизм Дидро, критика им церкви и религиозной морали.

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771). Жизнь и деятельность. Основные произведения. Объяснение человеческой психики и всей деятельности людей с позиции материалистического сенсуализма. Учение о природном равенстве человеческих умов и «всемогуществе воспитания» в формировании личности и ценностных ориентаций людей. Полемика Дидро против этого учения. Трактовка Гельвецием «любви к себе», «интереса» и «страстей» как движущих сил человеческой деятельности. Идея гармонического сочетания личных интересов и общественной пользы. Роль этического идеала Гельвеция в обосновании необходимости радикального преобразования феодально-абсолютистского общества.

Поль Анри Гольбах (1723-1789). Жизнь, деятельность и основные произведения. «Система природы» как наиболее полное и систематическое выражение французского материализма и тенденций просветительства вообще. Учение о материи как самодвижущемся начале всего. Эмпиризм и сенсуализм в гносеологии.

Систематическая разработка и пропаганда атеизма. Противопоставление религии естествознанию, попытки обосновать негативное влияние религии на нравственность и политику. Этические и социально-политические взгляды Гольбаха, его «идеал политики, основанный на морали».

Влияние философских, этических, социально-политических концепций просветителей на идеологию французской буржуазной революции конца XVIII в. Развитие во Франции антипросветительского, в том числе антиматериалистического движения после поражения революции.

Воздействие французского Просвещения в целом и французского материализма и атеизма XVIII в. в частности на развитие философской и общественно-политической мысли в других странах Европы и в Америке.

 

Литература к курсу:

 

1. Антология мировой философии. Т.1, ч. 2. М..1969, 1970.

2. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.,1978.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

4. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в 12-13- вв. СПб., 1997.

5. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979.

6. Липовой С.П. История новоевропейской философии. Ростов-на-Дону, 1996.

7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

8. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.. 1979.

9. Нарский И.С. Западноевропейская философия 17 века. М., 1974.

10. Соколов В.В. Западноевропейская философия 15-17 вв. М.,1984.

11. Соколов В.В. Средневековая философия. М.. 1979.

12. Хрестоматия по философии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1999.

13. Дж. Реале, Д. Антисери. История философии. От античности до наших дней. Т.2 Средневековье. С.-Пт., «Петро-полис». – 1994., Т.3. Новое время. – С.Пт., 1996 г.

14. Рассел Б. История западной философии. В 2-х тт. – Новосибирск. – 1994. Или любое др.издание

15. Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М.: Центрополиграф. – 2003 г. Или любое др.издание

16. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия 18 века. – М.: «ВШ».- 1986

17. Кузнецов В.Н. Французский материализм. 18 века. –М. – «Мысль». – 1981 г.

 

 

Учебно-тематические планы

семинарских занятий:

ч.2 (1)

(Средние века, Возрождение)

Студентам заочного отделения для проведения в аудитории под руководством преподавателя предлагаются семинарские занятия 2, 7, 11. Остальные семинарские занятия им предлагается разработать дома, для чего они должны, проработав рекомендованную литературу, подготовить конспекты ответов на вопросы планов семинарских занятий. Конспекты предъявляются преподавателю для просмотра до экзамена по данной части курса.

 

 

ЗАНЯТИЕ I. Вводное

 

1. Объяснение студентам специфики и основных задач работы на семинарских занятиях по истории западноевропейской философии Средневековья и Возрождения. Ознакомление с основной литературой по курсу.

2. Объяснение студентам по плану занятия 2.

 

РАЗДЕЛ I. Западноевропейская философия эпохи Средневековья.

 

Тема 1.1. Идейные предпосылки западноевропейской средневековой философии.

 

ЗАНЯТИЕ 2. Философия Августина.

1. Учение Августина о соотношении веры и разума, мудрости и науки.

2. Учение Августина о душе и познании.

3. Проблема отношения Бога, природы и человека. Основные принципы теолого-философской системы Августина: монотеизм, супранатурализм, креационизм, фатализм.

4. Моральная доктрина и философия истории Августина.

 

Литература

 

Августин. Исповедь. М., 1991

Антология мировой философии, т.1, ч.2. М., 1969, с. 561-605.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979[1], с. 51-84.

Коплстон Ф.И. история Средневековой философии. М., 1997[2], с. 34-64.

Майоров Г.Г. Формирование Средневековой философии. М., 1979, с. 183-235.

о. Андрей Кураев. О вере и знании - без антиномий. //ВФ, 1992, № 7.

Красавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII в. Петербург, 1997, С. 21-24.

 

ЗАНЯТИЕ 3. Ареопагитики.

1. Утвердительный и отрицательный методы богословия. Апогей апофатической (отрицательной) теологии в "Ареопагитиках".

2. Пантеистическая тенденция учения о "благе", "свете", "красоте" и "экстазе".

3. Теологическое учение о небесной и земной иерархии.

 

Литература

 

Антология мировой философии. т.1, ч.2; М.,1969[3], с. 606-620.

Коплстон, с. 64-69.

Бибихин В.В. Философия и религия. //ВФ, 1992, №7, с. 40-41.

Лосев А. Ареопагитики. - В кн.: Философская энциклопедия, т.1.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978, с. 24-26.

 

Тема I.2. Западноевропейская философия 6-14 веков.

 

ЗАНЯТИЕ 4. Западноевропейская схоластическая философия 6-12 веков.

1. Неоплатонический реализм Эриугены.

2. Умеренный номинализм Абеляра.

 

Литература

 

Антология, с. 787-809.

Коплстон, с.75-79, 97-103.

Соколов В.В. с.110-122, 150-169.

Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957, с. 18-20, 22-25.

 

ЗАНЯТИЕ 5. Философия Ибн-Рушда (Аверроэса).

1. Ибн-Рушд о двух истинах. Соотношение религии и философии.

2. Учение Ибн-Рушда о душе и познании. Познавательные силы души; их гносеологическая характеристика.

3. Учение Ибн-Рушда о бытии.

 

 

Литература

Антология, с.751-764.

Соколов В.В. с 266-287.

Коплстон, с. 140-149.

Сагадеев А.В. Ибн-Рушд. М., 1973, с. 51-70.

 

 

ЗАНЯТИЕ 6. Западноевропейская схоластическая философия 13 века.

1. Пантеизм Давида Динантского.

2. Латинский аверроизм. Сигер Брабантский.

3. Естественнонаучное направление в западноевропейской схоластике 13 века. Роджер Бэкон.

 

Литература

 

Антология, с.809-823, 562-877.

Коплстон, с. 241-249.

Соколов В.В., с.307-316,321-336.

Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979,с.117-145.

Трахтенберг О.В. с. 141-181.

 

ЗАНЯТИЕ 7. Западноевропейская схоластическая философия 13 века. Фома Аквинский.

1. Гносеология Фомы. Соотношение философии и религии. Чувственно воспринимаемые и умопостигаемые объекты (образы).

2. Учение о материальном бытии. Космология. Доказательство бытия Бога.

3. Этико-политические взгляды. Защита идеи теократии. Освящение феодальной монархии.

 

Литература

 

Антология, с. 823-862.

(из произведений Фомы Аквинского - В кн.: Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966, с. 165-204; М., 1975, с. 143-176).

Коплстон, с. 213-237.

Соколов В.В. с. 338-379.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966, с. 91-122.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978, с. 145-161.

Соколов В.В. с. 307-316, 321-336.

Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979, с. 117-181

 

 

ЗАНЯТИЕ 8. Западноевропейская схоластическая философия 14 век.

1. Учение Дунса Скота.

2. Учение Уильяма Оккама.

 

Литература

 

Антология, с. 877- 909

Оккам У. Из писем генералу францисканского ордена. -В кн.: Курантов А.И., Стяжкин Н. И. Уильям Оккам. М., 1978, с. 179-181

Коплстон, с. 253-293, 274-307.

Соколов В.В. с. 399-404, 407-415

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, с. 171-172, 207-214.

Трахтенберг О.В. с. 181-211

 

РАЗДЕЛ 2. Философия в странах Западной Европы в эпоху Возрождения.

 

Тема 2.2. Натурфилософия 15-16 веков

 

ЗАНЯТИЕ 9. Философия Н. Кузанского.

1. Учение Н. Кузанского о единстве творца и творения, о Боге как "абсолютном максимуме" и природе как "ограниченном максимуме".

2. Учение Н. Кузанского о познании.

3. Учение о человеке как "микрокосме"

4. Диалектические идеи Н. Кузанского.

 

Литература

 

Антология, с. 53-77.

Николай Кузанский. Диалог о становлении. - В. кн.: Николай Кузанский. Соч. в 2х томах, т.1. М.,1979, с. 336-359.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980, с. 52-70.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984, с. 41-65.

Коплстон, с. 379-391.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. С. 291-316.

Соколов В.В. Николай Кузанский. - В. кн.: История философии XIV-XVIII веков. М., 1974, с. 35-51.

 

 

ЗАНЯТИЕ 10. Пантеистический натурализм Дж. Бруно.

1. Учение Бруно о Боге, субстанции, материи. Гилозоизм.

2. Проблема бесконечности Вселенной и бесчисленности миров.

3. Теория познания Дж. Бруно.

4. Диалектические идеи Дж. Бруно.

 

 

Литература

Антология, с.154-176.

Горфункель А.Х., с. 264-300

Соколов В.В. Бруно - в кн.: Философская энциклопедия, т. 1.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней т.3. Новое время, с. 16-27

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.

Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М., 1974, с. 196-203.

 

Тема 2.3. Истоки современного естествознания и философии Нового времени.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.