Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-09-01 | 226 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тема иерархии сущего стала активно обсуждаться в паламитских спорах, как я предполагаю, в связи с учением антипаламита Григория Акиндина, который, в отличие от своего предшественника по полемике с защищаемым свт. Григорием Паламой учением о различении в Боге нетварной сущности и энергий и о божественности Фаворского света, Варлаама Калабрийского, – учил о причаствуемости Божественной сущности; а именно, согласно Акиндину, Божественной сущности причастны все существа иерархии тварного сущего. Свидетельство о том, что это представление высказывалось Акиндином еще летом 1341 г., имеется в отрывке из сочинения «История вкратце о том, как получила начало лукавая ересь Варлаама и Акиндина», написанным монахом Давидом Дисипатом. Этот отрывок, содержащийся в рукописи Oxon. Misc. gr. 120, был не учтен издателем «Истории вкратце», о. Мануэлем Кандалем; он был обнаружен Ричардом Браунингом и издан в его издании «Ямбов против Акиндина» Давида Дисипата. Из этого отрывка можно сделать вывод, что события, описываемые в нем, относятся ко времени между соборами июня и июля 1341 года, то есть когда Варлаам был осужден, а Акиндин еще нет.
Как представляется, отталкиваясь именно от этого тезиса Акиндина, согласно которому тварные сущие в меру своих природных способностей, каковых имеется определенная иерархия (а именно, «разумное», «неразумное» и «неодушевленное»), причаствуют Божественной сущности, Григорий Палама, опираясь на Пс.-Дионисия Ареопагита и прп. Максима Исповедника, начал развивать в сочинениях, направленных против Акиндина, свое учение о причастности тварного сущего Божеству согласно иерархии природных способностей, но – в отличие от понимания Акиндина, – ведя речь о причастности не к Божественной сущности, а к нетварным Божественным энергиям.
|
При этом Палама выделял два рода энергий: энергиям одного рода причаствуют все тварные сущие в зависимости от места в иерархии природных способностей; энергии другого рода – «боготворящей энергии» – причаствуют сверхприродным способом обоживаемые люди и ангельские силы, которые пригодны причаствовать ей, помимо иных, природных энергий.
Палама наметил эту тему в трактате «Диалог православного с варлаамитом» (1342 г.) и более отчетливо проговорил в «Антирритиках против Акиндина» (1342–1345 гг.). Дискурс иерархии природных способностей тварного сущего, согласно которым тот или иной индивид (или вещь) причаствует Богу, Палама развивал также в трактатах «О Божественном соединении и различении» (лето 1341 г.) и «О Божественном и боготворящем причастии» (зима 1341/1342 г.).
Говоря об иерархии природных способностей, Палама различает – по нисходящей в плане меры общности (в направлении к человеческому существу) – природную причастность следующих видов: бытийную, жизненную, чувственную, разумную, умную (или: «мудростную») и духовную (для ангельских сил). Каждой из этих способностей соответствует определенная Божественная энергия, к которой причаствует существо, обладающее этими способностями, – сущностнотворная энергия, жизнетворная и т.п.
Согласно Паламе, одно тварное существо может обладать по своей природе различными видами природной причастности. Так, все тварные существа причаствуют к Богу согласно бытию. Определенный вид тварей, говорит Палама, совмещает в себе бытийную, жизненную и чувственную природные способности и соответствующую причастность (вероятно, имеются в виду животные). Человеческие же существа совмещают в себе бытийную, жизненную, разумную и умную способности и причастность; дискурс Паламы подразумевает, вслед за дискурсом Ареопагитского корпуса, что обладание каждой последующей природной способностью, позволяющей причаствовать соответствующей Божественной энергии, предполагает обладание предыдущими.
|
Следуя парадигме Ареопагита, Палама развивает учение, согласно которому Бог со Своей стороны причаствуется тварью полностью, весь, однако любое тварное сущее со своей стороны может причаствовать к Нему полностью, либо частично (в зависимости от направления воли разумных тварных сущих); причем, согласно Паламе, полнота причастности к Богу со стороны Бога не зависит от вида или количества видов природной причастности к Нему тварного сущего, но причастность Богу хотя бы в каком-то одном отношении подразумевает причастность всему Богу: «…так что одни причащаются одной только сущностнотворной энергии Божией, хотя и через нее они причащаются всему Богу (ὅλου τοῠ Θεοῠ)».
Можно выделить две линии влияния, проявляющиеся в учении Паламы о причастности Богу, согласно иерархии природных способностей тварных сущих. Линия пионера этого дискурса в христианском богословии, автора Ареопагитского корпуса, прослеживается в плане речи о модусах причастности – целостного (со стороны причаствуемого Бога) или частичного (со стороны причаствующих разумных сущих, в зависимости от их «наклонения» к Божеству) в том отношении, что этот дискурс связан у Паламы с темой соединений и различений в Боге, а также в определенных особенностях богословского языка свт. Григория в плане раскрытия учения об иерархии природных способностей; например, это проявляется в том, что в 5-м Антирритике против Акиндина, когда идет речь об энергии, соответствующей умной способности, Палама говорит о «мудростнотворной» (σοφοποιοῠ) Божественной энергии.
Однако в плане собственно темы иерархии природных способностей – и здесь проявляется вторая линия влияния – Палама следует не Ареопагиту, а прп. Максиму Исповеднику, который хотя и ссылается на Ареопагита, когда ведет речь о причастности твари Богу согласно природным способностям, перечисляет виды причастности, несколько отличающиеся от того, какие причаствуемые начала различает Ареопагит. Прп. Максим говорит о причастности согласно уму, разуму, чувству, жизни. Очевидно, когда Палама говорит о природных способностях тварных сущих, он заимствует «перечень» этих способностей именно у прп. Максима, иногда непринципиально видоизменяя ее.
Anna Palusińska
Catholic University of Lublin, Poland
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!