Индивидуальный путь в моменте. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальный путь в моменте.

2017-08-26 208
Индивидуальный путь в моменте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Валерий Агеев

Владислав Лебедько

 

ОСОЗНАНИЕ.

МАСТЕРСТВО.

Психотерапия?

 


 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПУТЬ В МОМЕНТЕ......................

ОТ АВТОРОВ............................................................................

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОСОЗНАНИЕ?.........................................

1.Введение...............................................................................................................

2.Пространства организма человека............................................................

3.”Геометрия” восприятия................................................................................

4.Уточнение основных определений.............................................................

5.Картография Осознания................................................................................

6.Что же на самом деле является Осознанием?..........................................

7. Заключение......................................................................................................

АКТУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И МИРА: ПОДГРУППОВОЙ ПРИНЦИП..............................

1. Учебный процесс............................................................................................

2. Целостность.....................................................................................................

3. Факторы учебного процесса.......................................................................

4. Индивидуальность учебного процесса....................................................

5. Группа, как фактор в учебном процессе..................................................

6. Подгрупповой принцип в обучении..........................................................

7.Психофизический и Трансперсональный механизмы подгрупповой работы.

ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ И РАЗЛИЧИЯ (ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ)...................................

1................................................................................................................................

2................................................................................................................................

3................................................................................................................................

4................................................................................................................................

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ

1................................................................................................................................

2................................................................................................................................

3................................................................................................................................

4................................................................................................................................

5................................................................................................................................

МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОТЕРАПИИ................................

1. Целостность, Запрос и Психотерапия......................................................

2. Доминанта и принцип Баланса..................................................................

3. Многофакторность.........................................................................................

4. Принцип Диагностики...................................................................................

5. Принцип Стратегий........................................................................................

6. Обобщение........................................................................................................

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СФЕРА...........................................

1. Реализация Индивидуальной Сферы........................................................

2. Пространства и Энергопотенциал............................................................

3. Энергопотенциал. Пространства. Психотерапия (1)...........................

МЕХАНИЗМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

1.Интегративные технологии..........................................................................

2. Объемно – Пространственная Модель.....................................................

3. Энергопотоки..................................................................................................

4. Энергетические механизмы Интегративных технологий...................

5. Рабочее Состояние Психотерапевта........................................................

6. Формы работы, направленной на Целостность.................................

7. Энергопотенциал. Пространства. Психотерапия (2).........................

ПСИХОТЕРАПИЯ И МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ...........

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА (МАСТЕРСТВА В РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ)..............................................................................

1. Обучение, ориентированное на реализацию жизненных смыслов.

2. Этапы формирования мастерства в работе с людьми.......................

3. Уровень мастера...........................................................................................


...
Представьте себя, плавающим в море с большим, хорошо надутым шаром – мячом. Вы раз за разом пытаетесь забраться на мяч и продолжить плавание, хоть на мгновение оказавшись в точке Высшего Равновесия, где море, мяч, Ваше тело, и Ваше сознание соединяются, сливаются в Единое Движение...

Шар – мокрый, гладкий и большой, все время выскальзывает, отскакивает, переворачивается... После немыслимых усилий и бесконечных попыток Вы вот-вот очутитесь на вершине. Но! – Яркая, завораживающая вспышка предощущения, мгновение свободного полета, всплеск, вода смыкается над головой, попадая заодно в рот и нос, а когда Вы выныриваете на поверхность, отдуваясь и отфыркиваясь, что-то до боли знакомое мягко шлепает Вас по макушке, предлагая начать все сначала...

 

Для авторов книги, которую ты держишь сейчас в руках, дорогой Читатель, процесс обучения “Искусству Равновесия на плавающем шаре” уже много лет является образом жизни. Некоторые актуальные на их взгляд вопросы Пути Постижения Истины, с которыми сталкивается современный Искатель, зачастую барахтающийся в отвратительно смердящем болоте массовой культуры, предлагаются для обсуждения, суть которого – возможность и необходимость Действия. Такого, когда Движение по Морю между Небом и Землей на вечно ускользающей Точке Равновесия превращается в дух захватывающее, бесконечное Путешествие... если шар в очередной раз не окажется на Вашей голове...

 

Петр М., Мастер Традиции.


ОТ АВТОРОВ.

Одно из самых глубоких устремлений человека – это устремление к самопознанию, к осознанию и реализации уникального смысла своего Бытия. В разные эпохи люди, в которых голосу этого устремления удалось пробиться сквозь многочисленные наслоения повседневных проблем, пытались обобщить и систематизировать свой опыт, найти язык для передачи невыразимых Откровений, найти способы, позволяющие идущему за ними нащупать тропинку. В результате усилий каждого, кто прошел такой путь, появились системы Знаний, которые нельзя назвать ни наукой (потому, что невозможно отделить себя от изучаемого предмета и исследовать некие “объективные” закономерности), ни религией (потому, что знания эти требовали предельной трезвости и бесконечного экспериментирования). Такую систему Знаний можно назвать просто Практикой. Отличительные особенности ее в том, что Знания эти невозможно передать ни через книги, ни даже через инструкции к упражнениям, а только через живой опыт удивительно сложного и многогранного взаимодействия между тем человеком, который такой опыт имеет и тем, кто хочет его обрести.

Находясь в эстафете обучения и передачи подобного опыта, мы понимаем, что не сможем этой книгой ничему научить. Тем не менее, мы надеемся намекнуть читателю на возможность найти дорогу, выводящую на Путь.

Мы надеемся, что эта книга поможет читателю обрести новый взгляд на психотерапию, на взаимодействие с другим человеком, на жизнь вообще.

 

Отдельные главы книги печатались в периодических изданиях:

Глава 1 в журнале “Психология” (Издательство Белорусского Педагогического Университета) Минск № 1 1997.

Глава 2 там же № 2 1997.

Глава 8 там же № 3 1996.

Глава 3 (в сокращении) в “Психологической газете” (Издательство “Иматон” С.Петербург), декабрь 1996.

Глава 9 в сборнике “Интегративные основы Педагогического Мастерства” (Издательство Университета Педагогического. Мастерства, С.Петербург) 1996.

 

Мы выражаем глубокую благодарность всем, кто помогал нам в работе над этой книгой, прежде всего Петру М. – Мастеру Традиции, Мастерам и соученикам, всему коллективу Творческого Объединения “Солнечный Ветер”. Мы признательны А.И. Вовку и И.А. Колесниковой за обсуждение отдельных глав и ценные рекомендации, а также Н. Меркину за помощь в оформлении книги.


Глава 1.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ОСОЗНАНИЕ?

Я – не я, это кто-то иной,

С кем иду и кого я не вижу,

И порой почти различаю,

А порой почти забываю.

Кто смолчит, когда суесловлю,

Кто прощает, когда ненавижу,

Кто ступает, когда отступаюсь

И кто устоит, когда я упаду...

(Хуан Рамон Хименес)

Введение.

В каждой профессии есть Мастера и есть дилетанты. Отличаются они по многим признакам, но я приведу лишь один: глубина и емкость понятий, ключевых для данной профессии, в восприятии одного и другого. Так, для студента – физика уравнение Шредингера может быть набором значков, которые нужно списать со шпаргалки, для специалиста то же уравнение – удобная модель для решения конкретных задач и получения результатов, а для Мастера за этими символами стоит вся Вселенная, удивительное сплетение узоров из пульсирующих волновых функций...

Если человек, например, научился двум – трем аккордам на гитаре, то он обычно понимает, что до Мастерства еще далеко. Но есть профессии, в которых сейчас появилось очень много “Мастеров”. К таким профессиям относится самопознание, Не наука о человеке, не психология или философия, а знание себя самого. То, о чем в книгах не прочитать, а можно получить только прямой опыт. Для переживания такого опыта требуются специальные условия, опытные проводники и непрерывная, длящаяся годы и десятилетия практика. Условия эти необходимы для того, чтобы избежать разного рода самообманов, которые в изобилии встречаются на пути самоисследования.

До недавнего времени у большинства людей не было возможностей совершенствоваться в познании себя: сколько нибудь серьезная работа в этом направлении велась в немногих, тщательно оберегаемых (прежде всего, от профанаций) Традициях. Сейчас появилась возможность свободно пользоваться некоторыми результатами работы таких Традиций. И вместе с этой свободой и кажущимся расширением горизонтов появился поток спекуляций, резко увеличилось число “Мастеров”. При этом обычно забывается, что любое эзотерическое знание не может быть получено в результате обучения в обычном смысле этого слова (неважно трехдневного или трехгодичного), не может быть заменено прочтением книг или выполнением тех или иных упражнений, оно приобретается в процессе жизни в Традиции и непрерывной внутренней работы.

Едва ли не самым разрушительным для эзотерического знания стало, пожалуй, “затаскивание” многих ключевых понятий. Некоторые слова, изначально богатые содержанием и несущие колоссальную смысловую нагрузку, начинают восприниматься предельно поверхностно. Такие фундаментальные понятия, как Просветление, Целостность, Осознание, Принятие и другие прочно вошли в быт самой широкой публики, в язык массовой культуры, от психологов и психотерапевтов, до людей, прошедших одну – две дыхательных сессии или прочитавших томик Кастанеды. Само по себе это совсем неплохо, но, к сожалению, вместе с тем, как эти понятия вошли в язык массовой культуры, они потеряли свой сокровенный смысл и полноту. И теперь, когда настоящий Мастер рассказывает о специфике своей работы, оказывается, что то, о чем он говорит, всем уже давно “известно” и не несет “ничего нового”:

–”А, осознание? Как же, знаю! Недавно я прошел трехдневный семинар по чувственному сознаванию и теперь почти полностью осознаю себя...”

Сложившаяся ситуация, желание быть понятыми на самом деле глубоко, и послужили поводом для написания этой главы, Далее следует попытка перевести индивидуальный опыт работы в эзотерической Школе в упрощенную модель – описание лишь нескольких аспектов такого сложнейшего понятия, как Осознание.

Существуют принципиальные трудности, не позволяющие передать словами всю полноту и цельность этого понятия, поэтому желательно все нижеследующее рассматривать как некий намек на прямой опыт переживания.

Мы постараемся показать, что смыслы, вкладываемые в слово Осознание в быту и даже в психологии или психотерапии, являются очень небольшим подмножеством в множестве смыслов эзотерического знания.

Физическое Пространство.

Трехмерное физическое Пространство, заполненное органами и тканями; основные объекты, воспринимаемые в этом Пространстве: форма, размеры, структура, состав и функции.

Пространство Сил.

Пространство уже более абстрактное и субъективное, заполненное всевозможными ощущениями. Количество координат, описывающих это Пространство, увеличивается, за счет появления ряда модальностей, через которые воспринимаются различные силы: гравитация (тяжесть-легкость), давление (сжатие-расширение), температура (тепло-холод) и др. В этом Пространстве отчетливо проявляются резонансы с глобальными структурами биосферы Земли, со стихиями (земли, воды, огня, воздуха).

Пространство Отражений.

Название этого Пространства связано с тем, что оно является своеобразным зеркалом, отражающим всевозможные взаимоотношения мира внешнего и внутреннего и связи между Пространствами более конкретными (физическим и Пространством Сил) и более абстрактными (см. далее).

В этом Пространстве воспринимаются эмоции, чувства, страсти, настроения, оттенки отношений к различным объектам внутреннего и внешнего мира.

Пространство Имен.

Семантическое Пространство, место, где объектам внутреннего и внешнего мира присваиваются Имена, названия. Мир, воспринимаемый через слова, предложения, символы, образы и различные их конструкции, составляющиеся в процессе интеллектуальной деятельности; моделирование ментальной картины мира, всевозможные описания и т.п.

Пространство Событий.

Пространство, содержащее все возможные события, в котором человек своей жизнью (своим восприятием) “проявляет” определенные траектории – событийные ряды. В каждой точке Пространства Событий переплетаются событийные ряды очень многих людей (по существу – всех) и каждый выбор траектории в этом Пространстве – поступок, ведущий к большим или меньшим изменениям в событийных Пространствах (и в других пространствах тоже) большего или меньшего числа людей, что описывается существенно нелинейными законами.

Пространство Эволюции.

Пространство, содержащее приоритеты, согласно которым человек и совершает выборы – поступки. В очень грубом приближении можно сказать, что в Пространстве Эволюции содержится информация о жизненном Сценарии человека, основных его сюжетных линиях, описываемых через своеобразную систему координат – ценностей, приоритетов, установок.

Сценарии жизни различных людей, семей, народов, удивительно взаимосвязаны, взаимодополнительны, переплетены, так что нелинейность любых процессов в этом Пространстве выражена еще в большей степени, чем в предыдущем.

Пространство Начала.

Пространство, в котором заложен самый глубинный индивидуальный смысл бытия. Это Пространство, где воспринимаются идеалы, через которые реализуется Предназначение каждого человека.

Хочется еще раз подчеркнуть, что сами слова эти – смыслы, идеалы, Предназначение – лишь отдаленные намеки на то, что реально имеет место в этом Пространстве и во всей полноте доступно только непосредственному опыту – переживанию.

 

По мере описания Пространств, от физического до Пространства Начала, неявно подразумевалось, что происходит увеличение размерности каждого следующего Пространства. Это означает увеличение числа независимых ортогональных координат, дающих полное описание Пространства[3].

Читатель, знакомый с литературой по оккультизму, уже, вероятно, установил аналогию между нашими Пространствами и известным делением человека на 7-мь тел: физическое, эфирное, астральное, ментальное, каузальное, буддхиальное и атманическое. Однако, в данном подходе имеет место отнюдь не простое переименование оккультных феноменов:

Во-первых, предложенный здесь язык и модель – язык и модель самостоятельной и самодостаточной Традиции.

Во-вторых, аналогия весьма поверхностна: оккультное описание дифференцирует организм человека и для него характерен персонифицированный подход.(При чтении оккультных книг часто создается впечатление о “тонких телах”, как о неких отдельных сущностях; при таком описании у неискушенного читателя может даже возникнуть мнение о “тонких телах”, как о матрешке, все части которой живут в одном Пространстве, только их трудно “пощупать”); мы же хотим подчеркнуть, что в приведенном выше описании Пространства – это схемы восприятия, отражающие некие качественные уровни по сложности и многомерности процесса регистрации и интерпретации сигналов, выделяемых человеком из мира.

Само название Пространства представляется более удобным и позволяет избежать персонифицированного подхода, заслоняющего обилием образов и сущностей Единое, которое по сути своей неделимо. Любое деление Единого – условность. Выбор именно такого базиса, который приведен выше, продиктован соображениями удобства для конкретных практик и особенностями восприятия (в частности, деление на знаменитые числа – 3, 7, 9).

Существует и ряд более глубоких отличий приведенного выше подхода и оккультного[4], которые проявляются прежде всего там, где начинается практика. Однако, в данной статье предполагаются другие акценты и фокусировать внимание на отличиях между “телами” и Пространствами, по-видимому, нецелесообразно.

Геометрия” восприятия.

Выделим несколько условных уровней “проявленности” сигналов от раздражителей в восприятии человека. Удобной для этих целей может быть “геометрическая” модель (точка, линия, плоскость, объем).

Для того, чтобы у читателя не возникло однозначной ассоциации геометрической модели с физическим Пространством, мы приведем параллельное описание ее как в пространственном, так и в частотном представлении (соответственно пункты а) и б)).

Точечное восприятие.

а) Одномоментно воспринимается, как моносигнал, некоторая изолированная локализованная область Пространства. Отсутствует непосредственная связь различных областей Пространства.

б) Выделение одной частоты, одной вибрации во всем бесконечном диапазоне того или иного Пространства.

Объемное восприятие.

4.1. Полусфера. [5]

а) Объемное восприятие комплекса Пространственных объектов с организацией их целостного взаимодействия, функционирования и реакций.

б) Выделение любой области частотного диапазона.

4.2. Сфера.

а) Объемное, целостное восприятие Всего во Всем. Единство и адекватность всего комплекса внутренних и внешних реакций.

б) Восприятие и управление всем диапазоном частот.

Далее, ввиду сложности понятий Полусфера и Сфера будет использоваться обобщенное понятие "Объемное восприятие".


Замечание.

Имеется в виду различные процессы непроизвольного перемещения внимания, вызванные теми или иными внешними или внутренними раздражителями. Процессы перемещения фокуса внимания, проявления в сознании тех сигналов среды, сила которых существенно превышает некий пороговый уровень (больной зуб, навязчивая мысль, потрясшее событие и др.)

Понимание.

Построение ментальных конструкций, объясняющих то или иное явление в каком-либо Пространстве организма или взаимосвязь различных Пространств. Такое объяснение не обеспечивает владения самим явлением. Конструкции из пространства Имен далее не будет считаться Осознанием, если они не имеют “власти” над явлением, которое данные конструкции объясняют.

Наблюдение.

Этот процесс уже можно было бы назвать пред-0сознанием. Сюда относится область уже произвольного, намеренного внимания. При этом внимание хаотически блуждает, реагируя на каждый раздражитель. Наиболее явно эта ситуация отражена в известном упражнении “сейчас я осознаю – замечаю... (движение пальцев, некое чувство, мысль...)”. Здесь присутствует попытка разотождествления с объектом наблюдения, однако, полное разотождествление и, соответственно, Осознание – редкий результат простого наблюдения (оно – необходимый, но не достаточный компонент Осознания), поэтому наблюдение не будет далее считаться Осознанием.

Осознание.

Процессы 1.-3. связаны с произвольным или непроизвольным вниманием: О сознание отличается от обычного внимания намеренным владением любым объектом из осознаваемого диапазона. Под владением здесь подразумеваются две вещи:

а) Способность достаточно долго сохранять сосредоточение, концентрацию внимания на любом объекте осознаваемого диапазона, либо на всем диапазоне в целом;

б) Способность производить изменения внутри осознаваемого диапазона, т.е. совершать намеренное действие.

Введем еще два понятия: инсайт и экран.

Инсайт: замечание диапазонов сознания, ранее недоступных для внимания. Масштабы инсайта могут быть любыми – от внезапного замечания мышечного зажима, до глобальных переживаний отождествления со Вселенной. Инсайт происходит внезапно и может быть лишь косвенно катализирован наркотиком, Грофовской сессией, сеансом психотерапии, комплексом психофизических упражнений и т.п.

Экран: возможность в нужный момент воспроизводить нужное переживание в необходимом объеме.

Согласно определению Осознания, как владения любым объектом из некоторого диапазона, который и считается доступной для Осознания областью, только понятие экран соответствует этому определению; инсайт может превратиться в Осознание, став экраном, а может и не превратиться[6]. Далее, говоря об Осознании, мы будем иметь в виду именно экран.

Теперь мы имеем все, что необходимо для построения картографии Осознания: разложение организма по Пространствам, геометрия восприятия и понятие экрана.


Картография Осознания.

Начиная этот параграф, отметим, что в наши планы не входит составление полной и подробной картографии. Целью статьи является подчеркивание глубины и многомерности понятия Осознания и, в какой-то мере, защита этого понятия от слишком вольных и упрощенных трактовок, которые наполнили страницы некоторых психологических и околоэзотерических книг и бытовой язык. Исходя из вышесказанного, мы хотели бы заранее попросить прощения у читателя за некоторую отрывочность, неконкретность определений и отсутствие подробных пояснений.

Осознание Запредельного.

Мир воспринимается нами, как набор сигналов, сложным образом организованных в определенные структуры, посредством Архетипов, присутствующих в воспринимающей и интерпретирующей системах во всех Пространствах организма. В тот момент, когда появляется возможность заглянуть за все Формы, выйти за их пределы, мы обнаружим, что Мир, как набор сигналов, представляет собой предельную Абстракцию.

Осознание Запредельного – “неделание мира”, выход за все Архетипы, когда мир становится тем, что он и есть – Абстракцией, а человек – Богом, с возможностью творить бесчисленные миры, проявляя их из Абстракции своим восприятием.

Далее нет ни Бога, ни Абстракции – Одно...

Глава 2

Учебный процесс

 

...Ты – время по своей текучей сути

И будешь им в любой его минуте...

(Х.Л.Борхес)

 

Сейчас все чаще можно услышать о том, что новое время требует от современного человека все больших скоростей и ритмов, знаний и навыков. Нужно, дескать, как можно больше успеть, быстрее научиться и т.п. Такие настроения появляются не только в мире индустрии и бизнеса, но и в медицине, психологии, педагогике, а зачастую и среди людей, ориентированных на самопознание.

Для авторов этой книги время все-таки не является некой сущностью, которая ставит какие – бы то ни было условия и чего-то требует. Для нас время – это длящееся бытие, проявленное восприятием, как непрерывный процесс.

И статья эта – о процессе. О процессе постижения себя и мира, в котором присутствует возможность однажды осознать то, что ты как раз самим этим процессом и являешься.

Ту грань жизни, которая позволяет эту возможность проявить и актуализировать, мы будем далее называть обучением или учебным процессом. Подобное определение может показаться слишком абстрактным, ведь в общественном сознании прочно укоренилось представление об обучении, как о совершенно конкретном накоплении знаний и навыков, которые можно использовать для достижения тех или иных целей. Однако переход от этого представления к данному нами определению очень прост – достаточно несколько раз задать вопрос “Зачем?”:

- Зачем тебе учиться математике?

- Чтобы решать сложные задачи.

- Зачем?

- Чтобы написать диссертацию, получить

высокий статус, больше денег и возможностей.

- Зачем?.....

И тут возможно, скорее всего, два варианта: либо после очередного вопроса “Зачем?” человек окажется “припертым к стене”, недоуменно пожмет плечами и пустится во второй раз по тому же замкнутому кругу объяснений, либо подойдет к невыразимому словесно переживанию самодостаточности своих действий, наполненных совершенно очевидным для него смыслом, независимо от того, направлены эти действия на достижение некой цели или нет. В приведенном выше примере, на вопрос “Зачем тебе учиться математике?” человек, для которого занятия этой наукой наполнены смыслом, может ответить примерно так: – "Да живу я этим!!!”, и прозвучит это так, что и для отвечающего и для спрашивающего будет очевидно, что дальнейшие вопросы “Зачем?” не нужны. Спросите, например, горнолыжника, – зачем он с таким азартом вновь и вновь спускается по крутому склону?

С горнолыжником, пожалуй, понятно, но как же все это применить ко всей жизни в целом? Многие люди бояться даже помыслить, что можно жить не ориентируясь на результат: – "Как же так? А откуда тогда возьмутся энтузиазм и вдохновение? Да человек, у которого нет цели – он ведь и делать то ничего не будет – завалится на диванчик и будет в потолок поплевывать, а то и вовсе превратится в какого – нибудь “бомжа”!...

Но что является результатом всей жизни человека? Чем ее измерить? Числом написанных книг, выращенных детей и посаженных деревьев? Должностью замминистра, количеством добрых или не совсем добрых дел, счетом в банке? Пожалуй, нет, – нельзя измерить жизнь ничем, кроме самой жизни, каждого ее мгновения. И все мгновения равнозначимы. Вот когда удается человеку это осознать (не умом понять, а жить так начать), тогда жизнь и переживается, как процесс, где каждая минута наполнена до краев. И конкретные свершения в такой жизни происходят и дела до конца доводятся, и книги пишутся, и дети вырастают, даже счет в банке может быть весьма неплохим. Важно то, что человек, ориентированный на процесс жизни, не привязан к плодам своих действий, не зависит от них. Для него главным может быть переживание жизни во всей ее полноте и возможность действовать – совершать поступки.

А по большому счету между процессом и результатом, между смыслом и целью нет особых противоречий: если есть смысл, то найдутся и цели, через которые этот смысл можно раскрывать.

Понятно, что у каждого читателя, особенно у профессионала (психолога, педагога и др.), принадлежащего к той или иной мировоззренческой школе, уже сформировалась своя позиция относительно того, на что ориентироваться – на цель или на процесс. В настоящей статье мы бы не хотели вступать в длительную дискуссию по этому вопросу, для нас важно было заявить свою позицию. Тем, кто заинтересован в подробном разборе данной темы, можно порекомендовать работы [И.Калинаускас “Жить надо!” 1995] и [К.Роджерс “Взгляд на Психотерапию. Становление человека” 1995].

Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Довольно просто объявить – “Я буду теперь ориентироваться на процесс!” и предельно сложно жить так. Для того чтобы на самом деле жить Здесь и Сейчас, нужно быть Целостным. О том, что это такое, речь пойдет в следующем параграфе, а заканчивая этот, мы вернемся еще раз к определению учебного процесса. Итак: Обучение – это то, что дает человеку возможность стать самим собой, проживать каждый момент своей жизни целостно, Здесь и Сейчас. Иными словами – сущность учебного процесса – актуализация Целостности Человека и Мира.

Любое другое обучение – зачем?...


Целостность.

Шар, расширенный до размеров точки,

Может быть всем: каплей, ночью,

Улыбкой ребенка, лучом света,

Просто точкой, которой нету...

(В. Зайцева)

 

Целостность человека и мира – вопрос, волновавший и волнующий многих. Теме этой посвящено большое количество книг, статей, бесед. К идее Целостности обращены работы классиков гуманистической психотерапии, Целостности посвящены многие эзотерические тексты, существует множество поэтических образов и метафор, за которыми прозревается вечный вопрос “Кто Я?”.

Обращаясь к понятию Целостности, мы хотим опереться не на теоретические построения и логические выводы, а на мистический[12] опыт, т.е. опыт непосредственного переживания, на попытку этот опыт передать.


Существует множество прекрасных образов, которые в разные времена мистики использовали для передачи своего опыта. Вот, например, строки из поэмы суфийского Мастера Омара Ибн Фарида:

Да упадет завеса с глаз моих!

Пусть будет плоть прозрачна, голос тих,

Чтоб вечное расслышать и взглянуть

В саму неисчезающую суть,

Священную основу всех сердец,

Где Я – Творение и Я – Творец!

Я есть Любовь. Безгласен, слеп и глух

Без образа творящий образ Дух.

От века сущий, он творит любя

Глаза и уши, чтоб познать себя.

Я слышу голос, вижу блеск зари

И рвусь к любимой, но она – внутри.

И внутрь войдя, в исток спускаюсь вновь,

Весь превратясь в безликую любовь...

... И там, внутри, как в зеркале немом

Я узнаю ее в себе самом.

В той глубине, где разделенья нет,

Весь сонм огней слился в единый свет.

И вот, лицо поднявши к небесам,

Увидел я, что и они – я сам.

И Дух постиг, освободясь от мук.

Что никого нет рядом и вокруг,

Нет никого “вдали” и в “вышине”

Все дали – я и все живет во мне!...

 

Люди, хоть как-то прикоснувшиеся к опыту подобных переживаний, единодушны в том, что передать их словами и сделать доступными для интеллектуального осмысления принципиально невозможно, ибо Целостность соединяет в себе одномоментно все возможные грани человеческого опыта во всей полноте и неисчерпаемости, являясь при этом иным качеством, чем просто сумма этих граней,

Наиболее емкое определение Целостности, как переживания Бога, восходит к Гермесу Трисмегисту и звучит примерно так: “Бог есть непостижимая для ума бесконечная Сфера, центр которой находится в каждой точке, а периферия отсутствует.”

Стать Целостным потенциально может каждый человек, но это требует незаурядных усилий, а так же знания как и куда идти, т.к. часто отдельные грани все время ускользающего целого можно принять за само целое, которое непостижимо, не входит ни в какие мерки и определения. Любое описание, любая метафора всегда будут лишь частичным намеком, тем не менее, можно привести некоторые критерии продвижения к Целостности [Петр М. (Из бесед)], что субъективно переживается:

- как возрастающая полнота бытия;

- как соответствие Предназначению;

- как жизнь Здесь и Сейчас;

- как одномоментность осознания всего во

всем;

- как снятие дистанции между собой и миром

(поглощение любовью);

- как растворение, исчезновение в бытии без

потери сознания;

- как становление “прозрачным”, ”проницаемым”

(полное разотождествление со всем, c чем бы

человек себя не отождествлял);

- как нарастание творческих возможностей во

всех аспектах жизни.

Целостность не может быть целью, так как не является состоянием. Это и не разовое переживание. Мир меняется каждое мгновение и человек тоже должен непрерывно меняться, чтобы соответствовать себе самому и Миру. Стать целым, это совершенно не значит прекратить всякое движение. Человек, действительно живущий Целостно, каждое мгновение Целостность теряет и тут же, творческим актом обретает вновь. Этот процесс можно назвать балансом на пределе возможного.

Для сравнения приведем пример канатоходца, который бежит по двигающемуся канату, причем движения каната непредсказуемы и происходят во всех плоскостях. Можно себе представить, какие для подобного балансирования необходимы внимание, степень расслабления и алертности и самое главное – вдохновленность... Целостная жизнь требует никак не меньшего Мастерства, чем у такого канатоходца.

Один из сложных для понимания моментов заключается в том, что то, что Гермес Трисмегист назвал бесконечной Сферой – уже существует и задача человека, стремящегося к самопознанию – проявить ее в своем восприятии и, тем самым, через себя в Мире. Человек, становящийся целым, собой дополняет Мир до целого. Через такого человека Мир проявляет в данной точке пространства – времени ту информацию, которая актуальна здесь и сейчас (актуальна – значит необходима для того, чтобы сохранялся динамический баланс в меняющейся ситуации). Иными словами, Целостный человек всегда вносит в Мир то качество, которого на данный момент не хватает.

Если соединить теперь рассуждения этого параграфа и п.1, то получится довольно простой вывод: Целостность существует как потенциальная возможность для любого человека, который самой своей жизнью может либо реализовать ее, проявив в Мире, либо нет – это вопрос свободы его выбора. Для того чтобы потенциальная возможность стала реальностью, человеку необходима информация, актуальная именно для него, т.е. позволяющая ему в каждый момент времени быть в процессе обретения Целостности. Предоставить ему такую информацию – это и есть задача обучения, учебного процесса.

Сам по себе данный вывод не является чем то принципиально новым в педагогической практике. Новизна появляется, если учесть, что реализация Целостности – задача предельной для человека степени сложности. Тем не менее, нам необходимо было обыграть определение учебного процесса с разных сторон, чтобы далее, опираясь на него, перейти к вопросам технологическим “Как?”.

Факторы учебного процесса.

В процессе движения от потенциальной возможности к реализованной Целостности участвует практически бесконечное число факторов. Фактором является все, что прямо или косвенно влияет на восприятие человека. Укус комара, прочитанная книга, фазы луны, политическая ситуация, направление ветра... Одни факторы могут находиться в фокусе внимания, другие за его горизонтом, тем не менее, влияя на нашу жизнь. Одни факторы могут препятствовать продвижению к Целостности, на другие наоборот можно опереться или использовать их как инструменты или этапы обучения. Несмотря на то, что факторов бесконечно много и все они переплетены и взаимосвязаны, в каждый момент времени существует, как правило, несколько ключевых для данной ситуации факторов. Одна из задач учебного процесса – научиться эти ключевые факторы распознавать и их использовать.

Для дальнейшего рассмотрения факторы можно расположить в следующие классы:

а) Общие – индивидуальные;

Общими (для всех людей или какой то группы) могут быть такие факторы, как: планетарные, природные, географические и климатические особенности, социальные и политические условия, особенности исторической эпохи и многие другие. К индивидуальным факторам относятся все особенности организма, восприятия, неповторимый жизненный опыт каждого человека, условия (работы, быта, семьи, досуг


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.