Обучение, ориентированное на реализацию жизненных смыслов. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Обучение, ориентированное на реализацию жизненных смыслов.

2017-08-26 178
Обучение, ориентированное на реализацию жизненных смыслов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы будем исходить из утверждения о том, что любое взаимодействие преобразует (в большей или меньшей степени) его участников. Результаты взаимодействия могут быть любыми, в зависимости от того, как оно происходило, на что было ориентировано, насколько было осознанным и т.п. Потенциально любое взаимодействие содержит некий спектр возможных его результатов. Среди этих потенциальных возможностей всегда есть такая (такие), которая будет при данных условиях, в данный момент, для конкретных людей наиболее адекватной. Наиболее адекватной возможностью будем считать ту, которая максимально способствует реализации жизненных смыслов, актуальных для каждого участника взаимодействия.

Очевидно также, что существуют потенциальные возможности взаимодействия, не способствующие реализации жизненных смыслов участников или даже наоборот, затрудняющие этот процесс.

Если перенести эти абстрактные рассуждения в конкретную ситуацию взаимодействия учителя и ученика или группы (психотерапевта и клиента), то становится очевидной огромная сложность и многомерность задач, постоянно возникающих перед учителем (психотерапевтом), и та ответственность, перед принятием которой он постоянно находится, так как именно он, учитель (психотерапевт), является ведущим в этом взаимодействии. Любые его действия, слова, жесты, позиция, стратегия его поведения – все это может оказаться решающим фактором и повлиять на весь последующий жизненный путь ученика (клиента), может способствовать раскрытию и реализации актуальных для него смыслов, а может, наоборот, помешать этому. Задача осложняется еще тем, что в ней присутствует огромное множество переменных, большинство из которых находится в постоянной динамике, так что никакие “усреднения” и готовые рецепты в подобной ситуации принципиально не годятся – учитель (психотерапевт) должен быть готов “уловить” то, что актуально именно “здесь и сейчас” – для каждого конкретного ученика (клиента) в данный момент времени.

С этих позиций обучение можно рассматривать не как информационный процесс научения конкретным знаниям и навыкам, а как средство, содействующее раскрытию и реализации уникальных смыслов и эволюции каждого ученика и учебной группы в целом, лишь один из аспектов которого – научение конкретным знаниям и навыкам. (См. главу “Актуализация в учебном процессе...”).

Еще раз подчеркнем сложность и многомерность задач, стоящих перед учителем (психотерапевтом) (если рассматривать эти задачи неформально – во всей глубине). Решение этих задач творчески, осознанно, наиболее адекватно и постоянно (а не от случая к случаю, в зависимости от настроения) – это и есть работа мастера.

Исходя из сказанного, можно выделить некоторые “составляющие” мастерства в работе с людьми (естественно, что само оно не равно простой сумме этих составляющих):

- способность “видения” эволюции каждого ученика (клиента) и актуальных для него жизненных смыслов, знание того, какую помощь учитель (психотерапевт) может предложить ученику (клиенту) для содействия его вектору развития, раскрытия и реализации смысла его жизни;

- способность “видения” группы учеников (класса, терапевтической группы и т.п.) как живого организма с его эволюцией и смыслом, являющимися интеграцией индивидуальных смыслов и векторов эволюции отдельных учеников (клиентов);

- умение “увидеть” и распознать интегральный смысл и интегральный вектор эволюции класса (группы);

- высокий уровень осознания своего организма. Умение отделить информацию, в которой действительно нуждается ученик (клиент, группа), от своих собственных мотивов, желаний, предпочтений;

- высокая управляемая чувствительность, с возможностью тонкого дифференцирования сигналов, приходящих от различных органов чувств;

- широкий поведенческий репертуар, разнообразие стилей поведения; владение “инструментами” подачи информации: голосом, мимикой, движениями;

- большой арсенал профессиональных приемов и методов;

- владение методологией; мастер обладает возможностью не только “видения”, но и имеет большой арсенал стратегий, позволяющий выбрать наиболее адекватную и оптимально ее реализовать.

Работа с другими людьми для человека, ориентированного на мастерство, – это шанс отследить в себе то, что в обычных ситуациях не проявляется. Такой подход к профессии позволяет учителю (психотерапевту) идти к реализации мастерства путем самопознания через практику внутренней работы, неизмеримо более тщательной и сложной, чем саморефлексия и анализ, посещение семинаров и т.п.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.