Тема 10. Совесть и раскаяние — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 10. Совесть и раскаяние

2017-08-23 269
Тема 10. Совесть и раскаяние 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия урока: добро, зло, грех, совесть, раскаяние, покаяние.

Материал для организации работы с учащимися.

Коварные слова

Борис Ганаго

Неотразимо прекрасным описал Оскар Уайльд юного Дориана Грея. Но на жизненном пути Грею встретился лорд Генри, внушивший молодому человеку, что единственные ценности в мире –это наслаждение и красота.

Лорд Генри дал ему книгу, где были слова, подобные сладостному яду. Они призывали жить, давая волю каждому чувству, каждому желанию, потому что молодость и красота быстротечны. А юноша Дориан Грей был действительно прекрасен: ясные голубые глаза, золотистые кудри, утончённые черты лица. Таким неотразимо покоряющим и запечатлел его на портрете художник.

Глядя на своё изображение, Дориан Грей был поражён. Веря, что главное – красота и наслаждение, он высказал безумную мысль: пусть печать пороков и страстей ложится не на его лицо, а на портрет; пусть стареет образ на холсте, сам же Грей пусть всегда остаётся таким же юным и прекрасным. За исполнение своего желания Дориан пообещал душу.

Возникла таинственная связь юноши с портретом. После жестоких поступков Грея черты жестокости возникали на полотне. После убийства – следы крови. По мере того, как страсть к наслаждениям опустошала и оскверняла душу, каким-то чудом это отражалось и в его волшебном зеркале – портрете. Лицо же оставалось по-прежнему юным и прекрасным.

Но с портрета, который он панически прятал от всех, смотрела на него его гибнущая душа – олицетворение пороков и разложения.

Шли годы. Знакомые, друзья старели. Дориан был, как и раньше, молод и красив. Портрет же становился все отвратительнее. Грей падал всё ниже и ниже, опускаясь до грязных притонов и преступлений, губя души молодых людей, заражая их жаждой наслаждений. Поддаваясь его коварному очарованию, его взглядам, и они скатывались на дно. Близкий друг призывал его к покаянию. Грей ответил: «Мне поздно молиться. Теперь это для меня пустые слова. Однажды меня отравили книгой».

Он утратил способность любить и желать. Прошлое тяготило его. Оно воплощалось в портрете с жутким, отвратительным лицом. И как-то, не выдержав зрелища своей души, своей жизни, Дориан Грей ударил ножом портрет. Раздался страшный крик. Вбежавшие слуги увидели портрет прекрасного юноши с золотыми волосами, а на полу – мёртвого отвратительного старика с ножом в груди.

Вопросы:

– Проснулась ли совесть у Дориана?

– Спасла ли бы его молитва? Покаяние?

Тема 11. Заповеди

Основные понятия урока: заповеди, Десять заповедей, скрижали.

Материал для организации работы с учащимися.

Десять заповедей

(Декалог)

В тексте урока № 11 учебного пособия по модулю «Основы православной культуры» приводятся лишь шесть заповедей: первые четыре, посвященные отношениям Бога и человека, отсутствуют. Однако, на наш взгляд, обязательно необходимо познакомить детей и с ними, поскольку в противном случае невозможно получить цельное представление о нравственном учении христианства и об основаниях остальных шести заповедей.

Божий закон для человека

(по-Слободскому)

Легко ли вам представить мир, в котором нет преступности? Наверно, нет, особенно если вам приходится ежедневно читать и слушать, и видеть преступления всякого рода – кражи, вооруженные нападения и грабежи, убийства, мошенничество. […] Преступления совершались в мире всегда, но еще не было такого времени, когда преступность так ловко скрывалась бы под маской законности и так умело избегала законной кары, как в наши дни.

Когда нравственный уровень народа падает настолько, что уважение к законам теряется, невольно возникает мысль, что в мышлении общества не все в порядке. Чем объяснить такое неуважение к законам, и где люди научились этому?

Воспитание начинается в семье; это – первая школа ребенка. Если научить детей, что закон Божий – Его заповеди – следует выполнять, что этот закон запрещает красть, убивать, обманывать, распутничать, оскорблять старших, –то молодежь, вступая в жизнь, будет иметь моральную опору, достаточную для понимания гражданских законов и их выполнения. […]

Критерий добра и зла

Без критерия добра и зла вне нас самих, мы можем оправдать практически все. Мы можем украсть, чтобы выбраться из трудного положения; совершить измену, если нам кто-то понравился, и убить человека, стоящего на нашем пути. Библия напоминает нам, что мы, к сожалению, не всегда различаем, что хорошо, а что плохо. «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притчи 16:25).

Давным-давно Бог указал нам путь к обществу без преступлений. Если бы люди всегда следовали им, то преступности не было бы! В любом уголке Земли люди чувствовали бы себя в полной безопасности!

Заповедей счастья

У горы Синай Господь дал человечеству 10 заповедей счастья. Народ, собравшийся у подножия горы, с тревогой смотрел на ее вершину, скрытую густым облаком, которое, темнея, опускалось вниз, покуда вся гора не была окутана таинственным мраком. Во тьме вспыхивали молнии, сопровождаемые раскатами грома. «Гора же Синай вся дымилась от того, что

Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым от печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился все сильнее и сильнее» (Исход 19:18-19).

Бог хотел вручить Свой закон в необычной обстановке, чтобы величественная торжественность соответствовала возвышенной сути этого закона. Необходимо было запечатлеть в сознании народа, что ко всему, связанному со служением Богу, следует относиться с величайшим благоговением.

Божье присутствие было столь величественно, что весь народ трепетал. Наконец, раскаты грома и трубный звук стихли, воцарилась благоговейная тишина. Тогда был услышан голос Божий, звучащий из густой тьмы, скрывавшей Его от взоров людей. Движимый глубокой любовью к Своему народу, Он провозгласил Десять заповедей.

Принципы Десятисловия распространяются на всё человечество, они были даны всем как наставление и руководство к жизни. Десять кратких, всеобъемлющих и несомненных принципов выражают обязанности человека по отношению к Богу и к ближним, и все они основаны на великом основополагающем принципе любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Луки 10:27).

1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:2-3).

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исход 20:4-6).

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Идолы не могут удовлетворить наши нужды. «Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иеремии 10:3-5).

3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, с которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении.

Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя... Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Суббота представлена здесь как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём в память о делах Творца.

5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

6-я заповедь: «Не убивай» (Исход 20:13).

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, и отнять жизнь – значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого –значит попытаться встать на место Бога.

Дух ненависти, мести, злобные чувства также сродни убийству. Такой дух не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

7-я заповедь: «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Брачный союз – изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель – сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека.

Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено на личности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

8-я заповедь: «Не кради» (Исход 20:15).

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение – является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17). Желание присвоить собственность соседа – значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

Десятая заповедь поражает корень всех грехов, предостерегая от себялюбивых желаний, являющихся источником беззаконных поступков. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тимофею 6:6).

Израильтяне были взволнованы тем, что услышали. «Если такова воля Божия, мы исполним её», – решили они. Но зная, как забывчивы люди, и не желая доверять этих слов хрупкой человеческой памяти, Бог написал их Своим перстом на двух каменных скрижалях: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18).

В этот раз Создатель впервые дал людям Свой закон в письменном виде. Сам же Закон был всегда.

2. Рассказ «Волшебные очки» (по Горбунову-Посадову)

Прочитайте детям текст рассказа, предложив подумать, какую заповедь нарушил герой сказки, рассказанной матерью маленькой Саши (Задайте этот вопрос до того, как прочитаете заключительную часть рассказа, а затем закончите чтение).

Волшебные очки

Рассказ

(по Горбунову-Посадову).

«Как жаль, что теперь нет волшебниц! Они исполняли бы наши желания», – сказала маленькая Саша, рассматривая карманную зрительную трубу своей матери, которую та получила в подарок ко дню своего рождения. Я бы знала, что попросить у них.

«Верно, такую же трубку, как моя?» – заметила, улыбаясь, мать. «Не совсем такую. Я бы желала видеть через эти стекла не одни лица и предметы, – я их и так хорошо вижу, – но я бы хотела видеть все, что кроется под ними, – например, сердца людей, узнать их мысли, желания, а также, кто из них добр, кто зол».

«Я очень рада, – сказала мать, – что не имеешь таких стекол; иначе ты нажила бы себе очень много врагов». «Почему же, мама?» – спросила девочка.

«Неужели ты думаешь, мой друг, было бы приятно людям знать, что они не могут ничего скрыть, и что сердца их открыты пред тобою, к тому же, видя больше дурного, нежели хорошего, ты сама будешь несчастна. Погоди, мне припомнилась сказочка. Она объяснит тебе то, чего ты не понимаешь. Давно, очень давно жил на свете некоторый человек; он желал иметь очки с такими стеклами, какие желаешь ты, и получил их. Только, раз надев их, он уже не мог их снять. Что же случилось?.. Сердца людей со всеми помышлениями открылись перед ним, но видел он больше дурного, чем хорошего. Он проникал своими стеклами в сердца самых испытанных, самых любимых друзей своих - и везде находил недостатки. Это навело на него большую грусть, и он стал обращаться с ними холодно, недоверчиво; те сначала удивлялись, огорчались, не зная, чему приписать такую перемену, наконец, оставили его одного.

Одиночество тяготило несчастного; но он не хотел глядеть другими глазами на людей, которые все ему казались хуже его самого, и в своей грусти стал просить себе у Бога смерти. Вместо смерти явился к нему ангел с кротким приветливым лицом и голубыми глазами. «Я – любовь, – сказал неясный вестник, – Я пришел помочь тебе и рассеять твое заблуждение. [Здесь целесообразно прервать чтение и задать вопрос детям].

Ты ищешь в других совершенства. Но может ли найти его тот, кто сам исполнен недостатков? Рассмотри сначала твое собственное сердце и потом осуждай ближних, если посмеешь!» При этих словах ангел коснулся чудесных очков, и пред тем человеком открылось его собственное сердце, которое было гораздо хуже сердец его ближних... «Боже, какой я грешник! Прости меня, – воскликнул он, и очки упали к ногам». «Люби ближнего, как самого себя, – сказал ангел, – такова заповедь Господа. Старайся прощать другим их недостатки, – и ты будешь, счастлив на земле и прощен на том свете». Человек исполнил повеление ангела, и весь мир, все люди, стали казаться ему лучше и добрее, потому что он помнил то, что рассмотрел в своем сердце, и теперь, глядя на других, старался отыскивать в них только хорошие стороны и через это сам делался лучше и счастливее.

«Поняла ли ты мою сказочку, Саша? — спросила мать. — Будем и мы с тобой смотреть на себя в те волшебные очки, а на других в простые стекла. Нам заповедано любить ближних, а не искать их недостатки. Довольно с нас и того, если мы узнаем и исправим наши собственные».

Дополнительный вопрос для обсуждения:

– Как вы думаете, легко ли жить, видя в других главным образом их недостатки, дурные помыслы и поступки? Почему?

3. «Две Доли – одна Беда» (из белорусского фольклора)

Эту сказку, затрагивающую тему заповедей, можно прочитать по ролям или инсценировать, чтобы оживить урок.

Жили когда-то два брата.

В одной хате жили,

но не очень-то братья дружили.

А умерли отец и мать –

совсем стали враждовать.

То младший старшему не угодит,

То старший младшему не подладит.

Старший брат говорит младшему брату:

– Чем так жить-срамиться – давай делиться.

Разделили они все пожитки –

От чёрного сухаря до последней нитки.

Разъехались и начали каждый на своём хозяйстве жить.

Пашут, косят, землю навозят, –

Ни зимой, ни летом покоя не знают,

Свой хлеб добывают.

У старшего брата что ни год, то доход,

А у младшего брата что ни день – приключень...

Одни огорчения: то корова не растелилась,

То кобыла под мост провалилась,

то в сенокос самого прохватит понос.

Младший брат только вздыхает:

– Такая, – говорит, – моя доля.

На всё Божья воля.

Как младший брат ни старался –

На ноги так и не поднялся.

Даже курицы во дворе не осталось –

Все передохли, а последняя в горшке оказалась.

В хате – шаром покати,

Хоть бери торбу и побираться иди.

Пошёл он в поле – и там тоска:

На три десятины три колоска.

Зато на поле старшего брата

Всё давно уже сжато,

По всему полю в ряд копна стоят.

А по стерне незнакомая девочка ходит, колоски собирает,

К копёшкам добавляет.

Подошёл младший брат к меже, стал у самого края:

– Ты что тут делаешь? – спрашивает.

– Кто ты такая?

А та, как будто бы в чём виновата:

– Я, – говорит, – доля твоего старшего брата.

Горько младшему брату стало,

Что его доля где-то пропала.

И спрашивает он у братовой доли:

– Почему ж моей доли не видно в поле?

А та только плечами пожала:

– Твоя доля отродясь не жала.

У неё от сельской работы – в костях ломоты.

Загляни вон в ту рощу – твоя доля там, где-то – гуляет, –

Может, спит, может, песни распевает...

Хихикнула девочка и отправилась вновь колоски собирать.

А младший брат направился в рощу свою долю искать.

Идёт он, по сторонам поглядывает,

Гибкой хворостиной помахивает, –

Видит, сидит под дубом девица:

Пышна, грудаста, круглолица.

Сама, как сметана бела,

И сидит, срамница, в чём мать родила.

«Ишь, бесстыдница, сидит без дела!

Потому так и растолстела!..»

Подкрался сзади, как тать,

Да за волосы девицу – хвать!

Хворостиной её ласкает,

А сам, знай, повторяет:

– Братняя доля колоски собирает с утра до вечера,

А ты тут прохлаждаешься, будто делать тебе больше нечего!..

Младший брат хворостиною машет,

А сам свою долю на поле тащит,

Чтоб посмотрела, как братняя доля старается,

Чтоб усовестилась, что сама прохлаждается.

А доле стыдно голой идти через поле –

Упирается доля.

Просит младшего брата, –

Срамить, мол, перед всеми не надо.

– Ладно!

Зашли они в тень,

Сели на пень –

Доля волосы распустила,

Наготу свою волосами прикрыла.

Голову наклонила, сидит – молчит.

А младший брат, хмурый, как ночь, ей выговаривает:

– У тебя что, рук нет, чтобы мне помочь?

Бьюсь, как рыба об лёд,

Из года в год,

А ты хоть бы пальцем пошевелила,

Чтоб достатка побольше было!..

А доля головой качает и так ему отвечает:

– Не хочу я в земле ковыряться, как дура!!

У мене – купеческая натура!

Сеять да жать – не с моим телом.

Мне б заниматься купеческим делом.

Иди-ка ты торговать,

А я буду тебе помогать...

Младший брат только вздохнул в ответ:

– У меня сноровки для этого нет...

Да и с чем-то мне на базар идти?

– А ты лапти плети!

Их и сбывай на торгу,

Ну, а я тебе помогу!

Хотел младший брат переспросить, что доля сказала,

Но та подхватилась с пня и убежала.

Издалека повторила опять:

– Учись торговать!

«Как просто, – решил младший брат, – гляди-ка!..»

Надрал младший брат лыка,

Лаптей наплёл, аж двенадцать пар! –

Отправился на базар.

И правда, дала доля дельный совет –

От покупателей отбоя нет.

Копейка лаптям и цена-то,

А тут и полтинник – самая плата.

Сбыл за минуту нехитрый товар –

На душе отрадно и в кармане навар.

Так и пошло – лыка надерёт,

Лаптей наплетёт,

Набьёт лаптями мешок –

И на базар поволок.

У других купцов-продавцов и сапоги за такую цену не берут,

А у него лапти с руками рвут.

Не зря, видать, с хворостиной за долей гонялся,

Вот помощи от неё и дождался.

Полгода такая торговля длилась,

А там, гляди, и лавочка появилась.

А в лавке, конечно, разный товар –

И у самого на столе самовар.

Чай пьёт младший брат,

За щекой леденец,

как настоящий купец.

А купцу в городе жить подобает.

Вот и стал младший брат в дорогу собираться –

В город перебираться.

Подъехал он к старой хате на телеге, давай скарб грузить –

Лавки да ухваты носить.

Хоть и бедная хата, да не пустая:

То решето, то скалка –

И всего жалко!..

Всё-всё погрузил, даже устал,

Из-за пазухи барилку* достал,

Приложил, расправил плечи,

И вдруг – услышал плач из-под печи.

– Кто там плачет? Иди сюда!..

– Это я! – выглянуло страшилище из-под печи. – Твоя беда...

– А чего ревёшь?

– Потому, что меня с собой не берёшь...

Глянул младший брат на беду – ну и страшна!

Костлява, лохмата, с лица черна.

Взяла оторопь младшего брата –

От неё избавиться как-то надо.

Почесал он в бороде

И говорит беде:

– Как же я тебя повезу – сам не знаю?

Повезу на возу – людей напугаю...

А беда запрыгала, захлопала в ладоши:

– А мой же ты мужичок, а мой ты хороший!

Зачем же меня везти на виду,

Я себе место всегда найду.

Ты согласись меня только взять,

Я и пушинкою могу стать...

Достал барилку тут младший брат:

– Хочешь ехать – влезай! Для тебя в аккурат...

Беда вся вытянулась, как могла,

В барилку сквозь дырочку и вползла.

Заткнул младший брат затычку потуже –

Хорошо, что вышло так, а не хуже...

Сунул барилку за пазуху, на воз взобрался

И, не спеша, в свою лавку подался.

Через гать переезжал,

Барилку под вербою закопал,

Затоптал это место ногами, а

Сверху взвалил ещё камень.

Переехал в город младший брат из села,

Ещё лучше пошли у него дела.

Доля ему помогает, беда ему не мешает.

Живи – торгуй,

Шелуху от семечек плюй!

Прошёл, может, год, может, – пять,

Приехал старший брат в город жито продавать.

Управился к закату,

Дай, думает, загляну к младшему брату.

Поговорим о том, о сём,

А может, и чайку попьём.

Заглянул к младшему брату старший брат –

А младший и рад.

Сидят за столом, чаёк попивают,

Прошлое вспоминают.

Спрашивает старший брат:

– Ты че это, брат,

Стал так богат?

А младший хлебнул чая

И отвечает:

– А я к своей доле обратился,

Вот и обогатился.

А главное, чтоб ты знал,

Я беду свою закопал.

Лежит в барилке под камнем на гати,

И до меня не может добратись.

Только руками всплеснул старший брат:

– Ну, скажу я тебе, ты и хват!

Хитро от беды освободился,

В барилку загнать её умудрился!

Молодец! – похвалил. – Сделал всё без греха!

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Старший брат младшего брата похваливает, многие лета прочит,

А самого зависть, как червяк внутри, точит.

Казалось бы, чего тут тужить,

Коль брат твой стал лучше жить,

А всё-таки неприятно...

Возвращался брат старший по гати домой,

Остановился под старой вербой,

Откатил в сторону камень,

Лопаты не было – разгрёб землю руками,

Барилку достал, вытер полой.

Встряхнул – кто-то стонет в барилке:

– Ой! Ой!

Старший брат поворачивает барилку туда-сюда:

– Кто там? – спрашивает.

– Твоего младшего брата беда.

– Чего ты стонешь?

– Хочу на волю.

– Зачем?

– Чтоб испытать другую долю.

– Тогда вылезай! – сказал старший брат.

– Иди к моему брату назад.

Вытащил из барилки затычку ловко,

И поползла из барилки беда, как верёвка.

Чихнула, в клубок скрутилась и

в саму себя превратилась.

Потянулась, костями хрустнула:

– О-хо-хо! До чего же я в сырости продрогла. Соскучилась без тепла...

– Вот и иди туда, где была!..

А беда в ответ:

– Ну уж нет!

Там меня опять могут в бутылку загнать –

Ббуду мучиться весь век.

А ты – добрый человек!

Обернулась беда суровой ниткой

И спряталась у старшего брата под свиткой.

Затерялась, как маково зёрнышко средь жита, –

Ведь вся свитка нитками шита.

И отправился старший брат домой

Не один, а с бедой.

И начались у старшего брата все несчастья с маленькой нитки, –

Что ни день, одни убытки.

Трудится старший брат, старается,

А всё не так, как раньше, у него получается.

Богатство не растёт, а убывает.

Всё время беда мешает.

Прошёл ещё год,

Остался в хозяйстве старшего брата один лишь кот.

Но и он в соседние хаты ходит харчиться –

В своей хате не мог прокормиться.

Где нет хлеба – и мыши не водятся...

Старшему брату так припекло,

Хоть с торбою покидай село.

Решил съездить к младшему брату: а, может,

Если во всём признаюсь, он и поможет?

Приехал к младшему старший брат,

А тот – гостю рад.

Поставил самовар, угощенья –

Не только пшеничный хлеб, но и печенье.

Старший брат слезой давится,

Не глядеть в глаза младшего брата старается.

– Как ты обеднел так? – сокрушается младший брат.

– Сам виноват.

Откопал я твою беду. Хотел, чтоб к тебе воротилась,

А она у меня поселилась.

Она меня и довела.

Вздохнул младший брат:

– Да, плохи, брат, дела!..

Не зря говорится, что в зависти

Нету ни проку, ни радости...

Что ж, повадки беды мы знаем,

Поедем к тебе... Может, как-нибудь с ней совладаем.

Явились они в хату к старшему брату.

Беда показаться боится –

Под печью таится.

Достал младший брат кошелёк,

Раскрыл, брату старшему подаёт.

– На, вот, – говорит, – он с деньгами, а не с нуждою.

А с деньгами ты быстро справишься с бедою.

А беда из-под печки – скок! – и прямо в кошелёк.

– Хи-хи-хи! – смеётся. – А я уже в кошельке!..

Младший брат – чмок! –

И защёлкнул кошелёк на замок.

Потом братья в онучу кошелёк замотали,

Огромный камень к нему привязали,

Поехали на гать, стали на колоду,

Раскачали кошелёк с бедою и – бух – прямо в воду.

Утопили!..

С той поры всё у братьев пошло на лад.

Снова разбогател старший брат.

И у младшего брата –

Лавка богата.

А коль дела хороши –

Живи не тужи

Да друг с другом дружи!..

Так братья и сделали.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.263 с.