Художественная культура православия — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Художественная культура православия

2017-08-23 571
Художественная культура православия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественная культура православия

Методический материал

 

 

  Составители: О. В. Кочергина, И. В. Арутюнян Н. А. Аптина, методист кабинета ДНВ

 

Кемерово 2015

Содержание

Введение…  
1. Художественная культура Православия…  
2. Содержательная линия «Художественная культура Православия»…  
3. Священные книги…  
4. Материалы для проведения учебных занятий по модулю «Основы православной культуры» 4 класс…  
Заключение…  
Литература…  

 

Введение

«Развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека» говорил замечательный советский педагог В. Сухомлинский. Благоприятным условием для воспитания и развития душевных качеств является освоение культуры и традиций.

Русская православная культура – часть мировой художественной культуры. В течение тысячелетней истории русское искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высо­кие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы художественной культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» всовременной школе, сформировать у подростков нравственные установки.

Культура, как духовный опыт человечества, играет важную роль в процессе интеллектуального, нравственного и эстетического развития личности. Художественная культура общества – это совокупность художественных ценностей, опыта их создания, хранения, распространения и потребления, иными словами – совокупность всех устойчивых способов художественной деятельности.

Художественная православная культуранаходится в сфере духовной культуры. Структурную основу художественной православной культуры составляют православная религия, христианская мораль и художественное православное, народное и классическое искусство.

Художественная культура русского народа стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. Атрибутом российской культуры является этноцентризм, стремление оценивать все явления окружающего мира в масштабе ценностей своего типа культуры и придавать им универсальный характер.

Художественная православная культура Древней Руси – явление самобытное, неповторимое, многогранное, абсолютно новое в своей сущности. Художественная православная культура Древней Руси не возникла на «пустом месте». Ее корни в языческой культуре древних славян, мусульманской культуре Ближнего Востока и православной культуре Византийской империи, наследницы культуры эллинизма и культуры христианского Рима.

Художественная православная культура личности включает в себя компоненты (нравственные и эстетические чувства, эмоции, переживания, потребность, мотив, интерес к творческой деятельности, знания о ХПК, умения и навыки творческой изобразительной деятельности) подлежащие формированию у будущих специалистов в следующих сферах деятельности: преподавательской, культурно-просветительской, художественно-практической.

 

Священные книги

Священные книги. Главной священной книгой православных христиан, как и всех христиан мира, является Библия, традиционно именуемая в России Священным писанием. Она разделяется на Ветхий завет – древнееврейские тексты, рассматриваемые как богодухновенное изложение предыстории появления Христа, и Новый завет – собственно христианские священные книги, содержащие жизнеописание Христа и излагающее суть христианского вероучения. Ветхий завет состоит из 50 книг. Новый завет – из 27. Исторический язык Ветхого завета – древнееврейский, Нового завета – эллинистический греческий.

Непосредственно за Священным писанием по значимости православная церковь ставит Священное предание. В состав Священного предания входят: решения первых семи Вселенских соборов; решения Поместных соборов автокефальных церквей, признанных общезначимыми; так называемая патри­стика (святоотеческая литература) – сочинения восточных «отцов церкви», установившие чины, каноны и апостольские правила православия. Авторитет западных «отцов церкви» в православии признается, но не канонизируется; их сочинения в православное Священное предание не включены.

В Русской церкви в богослужении и молитвословии используется церковнославянский текст Библии, установленный и неизменный с 1751 г. В мирском обращении и чтении используется русский текст Библии, впервые полностью изданный в 1876 г. Церковнославянский перевод Библии традици­онно приписывается святым братьям Кириллу (Константину) и Мефодию (IX век). Русский перевод выполнялся в 1818-1875 гг. группой ученых иерархов и богословов (так называемый синодальный перевод). В настоящее время он распространен очень широко.

В тексте православной Библии 39 книг Ветхого завета переведены с древнееврейского языка и считаются каноническими; 10 книг переведены с греческого текста III-II веков до нашей эры (так называемой Септуагинты, перевода «70 толковников»), одна книга – с латинского перевода IV века (так называемой Вульгаты). Последние 11 книг считаются неканоническими, но включаются в Библию. Имеется ряд неканонических вставок в канонические книги (особые примечания в тексте Библии). Названные особенности – главное отличие православной Библии от католической, в которой все тексты признаются каноническими. Новый завет един для всех христиан без канонических различий.

Православная церковь в отличие от католической не осуждает самостоятельное чтение Библии, полагая это достойным и богоугодным делом. В то же время она считает такое чтение трудным для неподготовленных людей и потому предостерегает их от попыток толкования священных текстов.

 

Дидактический материал и сборники заданий:

 

Россия – наша Родина; Культура и религия; Человек и Бог; Православная молитва; Библия и Евангелие; Проповедь Христа; Христос и Его крест; Пасха; Православное учение о человек; Совесть и раскаяние; Заповеди; Милосердие и сострадание; Золотое правило этики; Храм; Икона; Творческие работы учащихся.

По этим темам ниже представлена определенная подборка. Построить полноценное, методически завершенное занятие, основываясь только на этих материалах, невозможно. Предполагается, что учитель будет использовать их в сочетании с материалами самого учебного пособия, электронного приложения к нему, возможно, какими-то другими дополнительными материалами (в т.ч. – визуального плана).

Родина

Александрова З.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Тема 2. Культура и религия

Основные понятия урока: культура; религия; православие; взаимосвязь

русской культуры и православия.

История, подаренная ангелом

Николай Епишев

Солнце взошло и через открытое окно заглянуло в комнату. Его лучи забегали по лицу Алеши и разбудили его. Он встал, быстро оделся и выбежал во двор умываться. Холодная вода из колодца быстро прогнала остатки дремы. По дорожке к калитке шла бабушка Неонила, торопясь к обедне.

«Бабушка, бабушка!» – радостно закричал Алеша, подбегая к ней и обнимая ее. Перекрестив внука, бабушка сказала: «Алеша, я пошла на службу в церковь, скоро приду, а ты оставайся со своим Ангелом-хранителем».

Бабушка ушла в церковь, и тут только Алеша сообразил, что не успел спросить у бабушки, где же этот Ангел, который должен с ним остаться?

Оглянувшись вокруг и увидев, что рядом никого нет, он подумал, что Ангел, наверно, хочет поиграть с ним в прятки, и пошел искать его.

Где бы он мог быть? Проходя мимо умывальника, Алеша заметил, что большой черный жук барахтается в воде и никак не может выбраться. «Как же ты попал сюда?» – подумал Алеша, подставляя жуку широкую, похожую на мост щепку. Взобравшись на нее, жук отряхнулся от воды, расправил крылья и, благодарно жужжа, полетел к лесу. Алеша помахал ему вслед и отправился дальше. Ангела нигде не было видно. Проходя мимо кустов смородины, Алеша услышал жалобное и тихое мяуканье. Заглянув под куст, мальчик увидел соседского котенка Барсика. «Маленький потерялся, наверно, и дороги домой не нашел, – подумал Алеша. – Как же ты один всю ночь в темноте просидел?» Он взял котенка на руки и побежал к соседскому дому. Войдя во двор, Алеша увидел на крыльце миску с молоком и посадил рядом с ней Барсика.

– Ешь, Барсик! – Алеша погладил котенка, и тот благодарно замурлыкал. А где же Ангел? Алеша направился к своему дому. Подойдя к калитке, он увидел двух маленьких птичек, которые вились и щебетали у корней большого дерева. Подойдя поближе, Алеша увидел совсем маленького птенца, выпавшего из гнезда. Птицы-родители с тревожным щебетом метались над своим птенцом, не зная, как ему помочь. Алеша посмотрел вверх и подумал: «Какое высокое дерево! Пожалуй, эта задача будет потруднее, чем вытащить из воды жука и отнести домой соседского котенка.» Перекрестился Алеша, посадил птенца за пазуху и со словами: «Господи, благослови!» осторожно полез вверх. Лезть было трудно, птенец за пазухой изредка бился и пощипывал Алешу своим клювом. «Подожди, не мешай», – шептал мальчик, осторожно переставляя ноги. Ну, вот и гнездо. Еще миг, и птенец сидит на своем месте, а счастливые родители с радостным щебетом кружат вокруг гнезда.

– Что ты там делаешь на дереве? – вдруг слышит Алеша вопрос и видит, что под деревом стоит бабушка Неонила и смотрит на него.

– Бабушка, бабушка, здесь птенец упал! – Алеша, как мог, быстро слез с дерева и подбежал к бабушке.

– Где же он?

– Кто – он? – спрашивает бабушка.

– Да Ангел, с которым ты меня оставила!

Бабушка улыбнулась и присела на лавочку возле калитки.

– Садись, Алеша! Слушай.

«Давным-давно жил на свете преподобный Агафон. Жил он в уединении и приходил в город только за тем, чтобы продать свое рукоделие и купить хлеба. Однажды, придя в город, он увидел на площади больного, оставленного всеми. Почувствовав глубокое сострадание к нему, он на деньги, полученные от продажи рукоделия, нанял хижину и стал ухаживать за больным, пока тот не поправился, а затем, радуясь сделанному добру, возвратился к себе в пустыню».

– Вот так, Алеша, – сказала бабушка, прижав к себе внука и целуя его в лоб, – сострадание к страждущим и желание помочь слабым делает человека подобным Ангелу.

Задания:

1. Светской или религиозной культуры придерживалась бабушка Алеши? Почему вы так считаете? Найдите в тексте § 2 вашего учебного пособия (с.6-7) предложение, которое может служить подтверждением вашего вывода.

2. Почему бабушка привела Алеше пример про святого Агафона?

3. Можно ли сказать, что Алеша был подобен ангелу?

ВЕРНЫЙ ДРУГ

Борис Ганаго

У одного мужика была большая собака. Стала она стара и уже не могла сторожить хозяйское добро. Не захотелось мужику кормить даром собаку.

Поехал он с нею на лодке и взял с собою веревку да камень. Отъехал подальше от берега, стал камень на веревку привязывать. Смотрит на него собака умными глазами, будто понимает, что затевает ее хозяин. Привязал мужик камень на шею собаки, встал и сбросил собаку в воду. Собака исчезла; но при этом лодка сильно наклонилась на бок, мужик не удержался, и сам упал в воду. Захлестнула его волна, совсем было тонуть стал. Вдруг чувствует: кто-то тащит его. А это его собака: камень у нее отвязался, и она бросилась спасать хозяина. Схватила зубами за рубаху, выплыла с ним к берегу и растянулась чуть живая. Заплакал мужик, обнял собаку, и стало ему стыдно и больно. До самой смерти кормил и холил он верного своего друга.

 

ЖЕСТОКИЕ ОПЫТЫ

Борис Ганаго

Повелел падишах Акбар опыт устроить. Мудрецы его уверяли, что если ребёнка даже не обучать слова произносить, то он всё равно сам заговорит на родном языке.

Собрали новорождённых детей разных национальностей, поместили их в разные комнаты, куда никакой звук не проникал. Обслуживали их немые слуги, так что они ни одного слова, ни от кого не слышали. Прошли годы. И вот мудрецы вместе с Акбаром пришли проверить результаты своего эксперимента. Что же они услышали? Многоязычную речь? Богатство разнообразных звучаний? Увы, нет. Дети рычали, мяукали, издавали нечленораздельные звуки.

Поняли мудрецы: человеку, пришедшему в мир, кто-то должен был открыть это чудо, передаваемое из уст в уста – дар слова, хранящего в себе мудрость, опыт, душу народа. За каждым словом – своя история его рождения, свои открытия.

Появившийся в мире ребёнок тянется к разгадке этой тайны. Слово истины нужно ему как воздух. У писателя Александра Грина есть рассказ «Пропавшее солнце» ещё об одном жестоком эксперименте, устроенном над малышом.

Сказочно богатый человек Хоггей от скуки решил позабавить себя. Он купил мальчика по имени Роберт и приказал слугам лишить мальчугана солнца. Малютку держали в комнатах без окон, где горели лампочки. Слово «солнце» при нём никто не смел произносить. Книги с ласковым словом «солнышко» выбрасывались.

Роберт рос бледным, болезненным. Когда ему исполнилось 14 лет, Хоггей позвал своих друзей. Они заключили пари, спор. Им было интересно посмотреть, что будет с отроком Робертом, когда тот впервые увидит солнце.

И вот перед самым закатом Роберта с завязанными глазами вывели в сад. Ему заявили: сейчас ты увидишь солнце, которое есть жизнь и свет мира.

Сегодня последний день, когда оно светит. Было бы несправедливо лишить тебя этого зрелища. С Роберта сорвали повязку. Когда впервые многоцветный мир – голубое небо, золотое солнце, бесконечная гамма красок – ворвались в него, он упал. Очнувшись, отрок не сошел с ума, как предполагали поспорившие, а постепенно стал догадываться, что истинная жизнь была отнята у него, что он был обманут. А солнце на его глазах, меняя цвета, склонялось за горизонт.

Всё окружающее погружалось во мрак. Роберту внушали, что тьма будет вечной. Могло ли его сердце принять эту ложь? Правда, весь его предшествующий опыт приучал его видеть всё вокруг лишь при свете лампочки. Но теперь, увидев несколько мгновений вспыхнувший удивительным сиянием сад, он уже не мог допустить мысль, что эта красота, это торжество света было только мгновениями. Какой-то голос внутри подсказывал ему не терять надежды и ждать. И он ждал всю ночь. Какова же была его радость, когда утром он увидел побелевший небосклон. Потом тьма стала рассеиваться и отступать, а на востоке разливалось буйство красок.

Всем своим существом он чувствовал, что дело не только в этом видимом солнце. Для Роберта оно явилось не просто зрелищем, а открытием нового смысла бытия, встречей с каким-то иным Источником света, Источником жизни. Он не знал, как это назвать. Добрые слова, с детства, слагаемые в сердце, пробудили его мысль, душу, жажду познания. От них росла в нём непобедимая вера в Свет Истины.

Над целой страной в течении десятилетий был поставлен эксперимент –людей задумали лишить слова «Бог». Но как бы не истребляли это Слово, оно жило в душе народа, оно оказалось неистребимым, ибо сказано: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человека. И Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его. (Евангелие от Иоанна, 1:1-5).

5. Проблемный вопрос

– В каком рассказе открывает Бога в себе, в каком пробуждается совесть?

Детская молитва

В. Цветкова

Трудно жилось Марье Алексеевне с троими малолетними детьми, когда она осталась вдовою без всяких средств к существованию. Муж ее был дворянином и добрым отцом семейства, но, по ограниченности своего жалованья, ничего не скопил для жены и детей. Схоронила Марья Алексеевна мужа и задумалась: чем жить? Нужно хлопотать о месте в каком-нибудь казенном учреждении, где бы дали квартиру и стол; о жаловании уже рассуждать не приходилось, лишь бы приютиться с детьми. В ожидании такого места, вдова продавала свои пожитки и на эти деньги кормила детей.

С нею жила еще старшая сестра ее, Анна Алексеевна, тоже вдова, уже пожилая женщина. Маленькая квартирка, состоящая из двух комнат, бедно обставленная, производила грустное впечатление вместе со своими обитателями, которые надеялись только на Божию помощь, ничего не имея в виду к материальному улучшению. Но вот их постигает новое горе: заболевает мать семейства. Болезнь начинается страшным жаром и каким-то незнакомым ощущением в горле, но больная молчит, боясь напугать своих детей.

– Маша, ты вся горишь, – замечает сестра ее.

– Да, мне сильно нездоровится, я, должно быть, слягу в постель, но, Бог милостив, может быть, пройдет; ведь приглашать доктора мы не можем, его нечем поблагодарить, да и лекарства покупать не на что, – отвечала больная.

К вечеру она, действительно, слегла в постель и начала бредить. На другой день Анна Алексеевна увидела, что дело плохо, и пошла к знакомому доктору, умоляя его навестить больную. Он не замедлил прийти на помощь и нашел у Марьи Алексеевны сильный дифтерит (Дифтерит – опасная заразительная горловая болезнь, от которой очень многие умирают).

– Сейчас же, немедля, нужно удалить детей, – распорядился он, – для безопасности.

– Что вы говорите, доктор, – возразила Анна Алексеевна, –куда же я их дену? Вы видите наше помещение!

– Куда-нибудь к родным, к знакомым, словом, куда хотите, но удалить необходимо.

Тут поднялся плач детей, раздирающий душу.

– Мы не пойдем никуда, мы будем ходить за мамой, мы никуда не пойдем от мамы!

– Оставьте их на волю Божию, – просила Анна Алексеевна, – если умрет мать, то пусть умирают, и они все, мне их некуда девать, пусть уж все умирают, – с отчаянием говорила она.

– По крайней мере, не впускайте их в эту душную спальню, где лежит больная, ведь вы подвергаете меня ответственности, оставляя детей при заразной болезни, – что мне с вами делать? Вот я пропишу, что нужно на первых порах, а завтра в 10 часов утра приду опять; но, не ручаюсь, может быть, к утру больной уже не будет в живых.

С этими словами добрый доктор уехал, оставив свои деньги на лекарство. Анна Алексеевна тотчас послала племянника Витю в аптеку, так как он был старший в семье, и велела ему, пока будут приготовлять лекарство, не дожидаться, а сбегать в часовню Пантелеймона и взять масла из лампады.

– Да помолись за больную! – крикнула ему тетка, когда он уже бежал по двору.

Девочки, семилетняя Катя и восьмилетняя Маня, находились у постели больной матери, и невозможно было отозвать их в другую комнату. Они плакали и целовали ее, стараясь вызвать, хотя один звук ее голоса.

– Мама, мамочка, проснись, милая мамочка, не умирай, дорогая мамочка, скажи хоть словечко!

Анна Алексеевна верила, что невозможное для людей возможно для Бога, и обратилась к Нему с усердной молитвой, тому же научила и детей.

– Маня, Катя! Если вы любите маму, то помолитесь Богу, чтобы вам не остаться круглыми сиротами; встаньте перед иконами и усердно молите Господа об исцелении вашей мамы, молите Царицу небесную и всех святых угодников Божиих, вот у меня есть акафист целителю Пантелеймону, читайте его и молитесь.

Девочки с верою ухватились за это средство и обе встали на колена. Они разостлали печатный лист на полу, для своего удобства, и начали читать акафист вслух, с горькими слезами. Акафист был напечатан по церковно- славянски, что их сильно затрудняло; они едва разбирали слова и поливали этот лист горькими слезами. Маня не могла надолго оставлять свою мать, и часто бегала в спальню посмотреть на нее, а Катя, не поднимаясь с колен, с рыданием молилась, склонившись на акафист головою. Слезы застилали ей глаза, поэтому читать она уже не могла, и молилась, повторяя свою собственную молитву: «Господи, спаси нам маму! Матерь Божия! Помилуй, маму! Святой угодник Божий, исцели нам маму!» Анна Алексеевна жалела, что не успела попросить священника причастить умирающую сестру, и сидела, прислушиваясь к хрипенью в груди больной, ожидая ее кончины. Но вот прибежал племянник Витя, едва переводя дух от быстрой ходьбы; он отдал тетке лекарство из аптеки и масло из часовни св. Пантелеймона. Вера породила надежду, и Анна Алексеевна торопливо взялась за целебное масло из часовни, отставив лекарство в сторону. С молитвой начала она натирать маслом все тело больной и продолжала это около получаса, а дети все молились. Вдруг больная открыла глаза и слабым голосом спросила: – Какими это травами ты натираешь меня? уж очень они ароматичные (душисты) и так приятны для тела.

– Это масло из лампады целителя Пантелеймона.

– А, вот что, – я не знала, и больная приподняла руку перекреститься. Анна Алексеевна употребила на растирание все принесенное масло, а затем одела больную теплым одеялом. Дети, утомленные слезами и усердной молитвой, скоро заснули на жестком диване, а тетка их сидела возле сестры, не спуская глаз с маленького образочка св. Пантелеймона, висевшего в головах больной. Она уже не могла молиться, она только смотрела на образок, как смотрят на врача, в искусство которого верят и отдают ему больного в полное распоряжение. Прислушиваясь к дыханию сестры, она заметила, что та стала дышать ровнее и спокойнее. Так прошла вся ночь.

Утром, часов в восемь, больная попросила переменить на ней белье, потому что была в сильном поту. Она сама села на постели, перекрестилась и попросила чаю. Обрадованная Анна Алексеевна торопливо исполняла все ее требования. В десятом часу приехал доктор и, осторожно войдя, спросил: жива ли больная?

– Войдите к ней, ей лучше, – ответила Анна Алексеевна.

Он вошел и остановился, не веря своим глазам; взглянул на нетронутое лекарство и спросил:

– Чем вы лечили ее?

– Вот, врач, – ответила Анна Алексеевна, указывая на образок св.

Пантелеймона, – а вот и лекарство, показала она на пузырек от масла. Доктор осмотрел больную и воскликнул:

– Ну, сильна вера ваша! Это чудо Бог сотворил – иначе и предположить не могу. Вы знаете, что у Марьи Алексеевны был сильнейший дифтерит, и я не рассчитывал застать ее живою, а теперь этой болезни и следа нет. Я поторопился узнать о результате (следствии) моего лекарства, а вы к нему и не прикасались.

– Простите, доктор, – я была в таком отчаянии, что верила только в Божию помощь, и поэтому предпочла это масло вашему лекарству.

– Мы молились за маму, – сказала маленькая Катя, – вот Бог и исцелил ее. Скажите, доктор, всем больным, чтобы молились Богу и читали акафист св. Пантелеймону; ведь вы верите, что это он исцелил нашу маму?

– Верю, детки, верю, это первый случай за все время моей практики (деятельности). Я плохой христианин, но все-таки советую, когда ваша мама совсем поправится, пойдите с ней и отслужите благодарственный молебен. Теперь я смело поздравлю вас, Марья Алексеевна, с быстрым выздоровлением; только один Бог мог вырвать вас из когтей смерти. С этими словами доктор ушел, радостный и удивленный. Марья Алексеевна, действительно, скоро поправилась и жила еще несколько лет, а дети ее живы и здоровы и до сего времени.

Вопросы:

1. С какой молитвой дети обращались к Богу?

2. Чего просили дети у Бога? Услышал ли Господь их молитву?

3. Какую молитву посоветовал прочитать детям доктор, когда уходил от

больной?

Тема 6. Библия и Евангелие

Основные понятия урока: христианин, христианство, Библия, Священное Писание, Ветхий Завет, пророки, Христос, помазание, Новый завет, откровение Божие, Евангелие, апостолы, притча.

Священное Писание христиан

При рассказе о Священном Писании крайне желательно продемонстрировать детям Библию (или, хотя бы Новый завет). Священное Писание христиан – Библия – составлялось разными людьми в течение нескольких тысячелетий. Христиане верят, что писали они не просто сами по себе, а по внушению Бога, вдохновлявшего их.

Мы видим вокруг себя мир, его красоту и многообразие. Как возник этот мир? Люди понимали, что такое величие мог создать Кто-то – могущественный и мудрый. И искали Его. Истинное знание о Боге было открыто еврейскому народу через избранных Им святых пророков. Святые пророки записали все то, что открыл им Бог. Писание, собранное до рождества Иисуса Христа, называется Ветхий Завет. Первоначально оно было записано на древнееврейском языке.

Слово «завет» означает «союз», «договор» с Богом. В Ветхом Завете говорится о древнем союзе с Богом. В этой Книге описаны события, которые происходили с людьми до рождения Христа. Православная Церковь насчитывает в составе Ветхого Завета 39 канонических (главных) и 11 неканонических книг (т.е. частей). Самые древние из них были созданы более 3 тысяч лет назад, последние – за 2 века до рождения Христа, т.е. 22 с лишним столетия назад.

Новый Завет рассказывает о жизни Иисуса Христа, Его учении, страдании и воскресении. Свидетелями жизни Иисуса были Его ученики, которые после смерти и воскресения Учителя продолжили распространение христианского вероучения. Название «Новый завет» отражает идею нового союза между людьми и Богом, заключенного во времена земной жизни Иисуса Христа.

Каноническое (официально признанное церковью) содержание Нового завета складывалось на протяжении первых веков христианства. Оно было написано учениками Христа и их последователями.

Новый завет состоит из 27 книг, признаваемых не только православной церковью, но и другими направлениями христианства:

– четырёх Евангелий, описывающих жизнь и проповеди Иисуса Христа;

– книги Деяний апостолов, которая является продолжением Евангелия от Луки;

– двадцати одного послания апостолов;

– книги Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Евангелисты

Составителями Евангелий («евангелие» по-гречески значит «благая весть») были апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Матфей был евреем, служил мытарем, то есть сборщиком налогов. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной», он оставил свою должность и пошел за Спасителем. После смерти и воскресения Христа апостол Матфей проповедовал христианство в Сирии, Персии, а потом в Эфиопии, где был убит.

Марк – сын богатой жительницы Иерусалима по имени Марии, которая была страстной последовательницей Христа. Он не принадлежал к числу непосредственных учеников Христа, но затем стал учеником апостола Петра.

Помогал Петру в записи главных событий жизни Христа, составивших евангелие от Марка. Положил начало распространению христианства в Египте, где через несколько лет он погиб от рук язычников.

Лука – один из 70-ти учеников Христа, образованный грек, врач, верный друг и помощник апостола Павла. По преданию, Лука написал первую икону Божьей Матери и стал первым иконописцем. Принял мученическую смерть в Греции, где проповедовал христианство.

Иоанн – один из первых 12 апостолов (учеников Христа, которым он доверил распространение христиансткого учения), сын рыбака Зеведея из области Галилея (в Палестине). В 18 лет он вместе с братом Иаковом последовал за Христом и стал его любимым учеником. Иоанн - единственный из апостолов, кто вместе с Матерью Иисуса до самого конца не оставил его в момент казни на кресте. Перед своим смертным вздохом Иисус поручил Иоанну заботиться о Своей Матери. Следуя этой просьбе, апостол Иоанн принял Пречистую Деву Марию в свой дом и служил Ей до самого Ее Успения (кончины). Затем Иоанн отправился для проповеди Слова Божьего в страны Малой Азии. За проповедование Христа он подвергся гонениям и жестоким мучениям, но Господь сохранил его невредимым. Римский император Домициан сослал его на остров Патмос, где святой удостоился великого Откровения о судьбах мира, которое изложил в Апокалипсисе. После смерти императора апостол Иоанн возвратился в город Эфес. Здесь по внушению Духа Святого он написал Евангелие. Иоанн прожил более 100 лет и единственный из 12 апостолов обрел мирную кончину. День прославления Иоанна Богослова Православная церковь отмечает 9 октября.

Иоанна нередко называют «апостолом любви». Когда в старости ему трудно стало произносить проповеди, он все время повторял только: «Дети мои! Любите друг друга!». Удивляясь этому, ученики спросили его: – Зачем ты, учитель, повторяешь одни и те же слова?

– Слова эти – заповедь Спасителя, – отвечал Иоанн, – и эта заповедь содержит весь закон.

Апостола Иоанна именуют также «Богословом» за то, что написанное им Евангелие и послания отличаются возвышенностью, проникновением в тайны бытия. В иконописной традиции за Иоанном утвердился символ орла, ибо мыслями своими он возносился выше облаков, к самому Господу.

Тема 7. Проповедь Христа

Основные понятия урока: проповедь, Нагорная проповедь, духовные сокровища, Благодать, Утешитель, Иисус Христос.

О прощении ближнего

«Прощайте, и прощены будете», – сказал Иисус Христос. «Потому что если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

О промысле Божием

Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботится, о всех тварях, но особенно о людях. Господь заботится о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей истинной пользы.

«Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться», сказал Спаситель. «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам».

О необходимости добрых дел

Чтобы люди знали, что для вступления в Царство Божие недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела, Иисус Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! – войдет в Царство Небесное, но только тот, кто исполняет волю (заповеди) Отца Моего Небесного». Это значит, что мало быть только верующим и богомольным, но надо еще совершать те добрые дела, который Господь требует от нас.

О милостыне

Всякое доброе дело нужно делать не из похвальбы перед людьми, не на показ другим, не ради награды людской, а ради любви к Богу и ближнему.

Иисус Христос сказал: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби (т. е. не разглашай) перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (т. е. сам перед собою не хвались добром, которое ты сделал, забудь о нем), чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное (т. е. все, что на душе твоей и ради чего ты все это делаешь), воздаст тебе явно» – если не сейчас, то при последнем суде Своем».

Тема 8. Христос и Его крест

Основные понятия урока: воплощение, Богочеловек, Рождество Христово, голгофа, жертва Христа, крест Христов, распятие, символика православного креста.

Добровольный крест

Борис Ганаго

Жил в деревне парень по имени Матвей. Он, как говорят, всем взял: и высок, и красив, и работник прекрасный, да и гитарист в придачу. Выйдет вечером с гитарой, сядет на бревна, соберутся возле него парни и девушки: тут и смех, и шутки, и песни.

А как появится Ксюша-запевала, то и старики выходили послушать. Голос у Ксюши, что твой соловей – лучше и в Москве не сыщешь! Матвей заглядывался на нее — хороша девка, но знал, что она человек серьезный, тут сразу надо жениться. А Матвею пока это было ни к чему, не нагулялся еще.

Ксюша втайне давно была влюблена в Матвея, но держала себя с ним строго, виду не показывала. Раз он все-таки сказал:

–А может быть, мы с тобой, Ксюшенька, поженимся? Ради тебя готов надеть на себя семейные оковы.

– Нет, – говорит, – добрый молодец, не такой мне муж нужен. Я хотела бы быть для него единственной, а ты можешь и на свадьбе меня с кем-нибудь перепутать.

Случилось несчастье. Во время покоса попала девушка под колеса трактора. Отвезли ее в больницу – вернулась без ноги, на костылях. Перестала Ксюша водить хороводы, и голос ее затих... Долго переживала и плакала, но раз Бог дал жизнь – надо жить.

Но не забыл Матвей бывшую певунью. Как-то пришел к ней и опять сказал:

– Давай, Ксюшенька, мы с тобой поженимся. Как случилась с тобой беда, понял я, что нет мне без тебя жизни.

– Я с двумя-то ногами боялась за тебя выходить, –невесело пошутила Ксюша, – а уж с одной – совсем тебя не догонишь.

– А не придется догонять, – отвечал Матвей, – я сам себя к тебе навек привязал.

Долго упрашивал он любимую, и, наконец, добился. Дала она ему свое согласие.

Как узнали об этом его родители, набросились на сына, образумить хотели:

– Ну, какая она жена будет? Ни пол помыть, ни грядку вскопать...

Ледяные слова запали в душу, но вспомнил дорогое лицо, улыбку, и все страхи, которыми его пугали, рассеялись. Лишь бы видеть ее!

– Под венец с другой не пойду, – заявил он твердо отцу и матери, – а жить мы с ней будем отдельно, так что сами обо всем договоримся.

Поворчали-поворчали родители и благословили. Все произошло как положено: и сваты приезжали, говоря: «У вас – товар, у нас – купец», и венчание в храме, и свадьба была тихая, как Ксюша просила. Жили в радости. Ксюша изо всех сил старалась управиться, пока мужа дома не было, а Матвей торопился все успеть сделать, чтобы она не надрывалась.

Соседи головами качали, видя, как Ксения на костылях к магазину ковыляет: какой крест на себя взвалил Матвей! Разве на селе мало девок здоровых, одна другой лучше!

А для них лучше друг друга никого не было. Как встретятся, лица их так и засияют. Так и жили бы они в трудах и заботах, да Господь послал к ним гостей нежданных.

Приехала в село иностранная делегация посмотреть, как народ живет – трудится. Показали им поля, фермы, потом застолье устроили. Тосты стали говорить, в том числе и за широкую душу женскую. Тут кто-то из старичков встал на защиту мужчин – чем они хуже? И рассказал историю про Матвея и Ксюшу.

Захотелось гостям познакомиться с ними. Привели их в хату молодых, видят, красавец-богатырь. А хозяйка, хоть и лицом, и станом пригожа, да без костылей шагу ступить не может.

Конечно, и здесь без застолья не обошлось – славянская душа для всех распахнута. А среди иностранцев врач-протезист оказался. Спросил он Ксюшу, почему она протезом не пользуется. Та объяснила – тяжелый, мол, он, с ним одно мученье. Попросил врач разрешения ногу посмотреть, мерку зачем-то снял, да и уехал.

Прошло время. О гостях уже забыли давно, да вдруг посылку на имя Ксюши приносят. Открыла ее, а там – протез. Примерила робко. Смотрит – гибкий, легкий, как своя нога. Прошлась – и не захромала, д


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.