Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

2017-08-24 447
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Формирование функциональной грамотности

Курс русского языка направлен на формирование функциональной грамотности, которая понимается как способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, максимально быстро адаптируясь к ней и проявляя способность ко взаимодействию и взаимопониманию. Формирование функциональной грамотности должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях. Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникатив­ные универсальные учебные действия (способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимо­действие со сверстниками и взрослыми; адекватно восприни­мать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского рече­вого этикета и др.);

познавательные универсальные учебные действия (способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказатель­ства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ­лять библиографический поиск, извлекать необходимую ин­формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, вы­бирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, системати­зировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

регулятивные универсальные учебные действия ( способность ста­вить и адекватно формулировать цель деятельности, планиро­вать последовательность действий и при необходимости изме­нять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокор­рекцию и др.).

Совершен­ствование речевой деятельности учащихся строится на усвоении знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения, на умении анализировать и классифицировать языковые явления и факты, на воспитании культуры устного и письменного общения, включающей формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная пе­реработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуа­цией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

 

Содержание учебного предмета «Русский язык»

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

 

Раздел 1. Речь и речевое общение

 

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Моно­лог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни.

2. Осознание основных особенностей устной и письмен­ной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Раз­личение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога (повествование, описание, рас­суждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (эти­кетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — об­мен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). По­нимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого по­ведения в типичных ситуациях формального и неформально­го межличностного общения.

 

Раздел 2. Речевая деятельность

 

1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

Овладение основными видами речевой деятельности.

Адекватное понимание основной и дополнительной ин­формации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текс­та в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуаци­ей речевого общения. Овладение различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информаци­онными источниками.

Овладение различными видами ауди­рования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изло­жение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникатив­ной направленности с учетом целей, сферы и ситуации об­щения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечен­ной из различных источников.

 

Раздел 3. Текст

1. Текст как речевое произведение. Понятие текста, ос­новные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повест­вование, рассуждение. Структура текста. План текста. Спосо­бы развития темы в тексте. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация, презентация.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мыс­ли, структуры, принадлежности к функционально-смыслово­му типу речи. Составление плана текста. Установление смыс­ловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текс­та. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, ос­новной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Соз­дание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редакти­рование устного и письменного речевого высказывания. Ин­формационная переработка текста, преобразование текста с использованием новых форм представления информации.

 

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

 

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого обще­ния, задачи речи, языковые средства, характерные для разго­ворного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступле­ние, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступле­ние, статья, интервью, очерк), официально-делового (распис­ка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор, электронное письмо, личный дневник в Интернете).

2. Выявление особенностей разговорной речи, языка худо­жественной литературы и функциональных стилей. Установ­ление принадлежности текста к определенной функциональ­ной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, сти­листических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, рас­писка, доверенность, заявление, резюме; повествование, опи­сание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстни­ков с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; учас­тие в спорах с использованием разных средств аргументации.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции

 

Раздел 5. Общие сведения о языке

 

1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межна­ционального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

Русский язык как развивающееся явление. Формы функ­ционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

Русский язык – язык русской художественной литерату­ры. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жиз­ни человека, понимание роли русского языка в жизни обще­ства и государства, в современном мире.

Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками.

Различение функциональных разновидностей современного русского языка.

Осознание красоты, богатства, выразитель­ности русского языка.

 

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Систе­ма согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Основные выразительные средства фонетики.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

2. Осознание смыслоразличительной функции звука в слове. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помошыо элементов транскрипции особенностей произношения и на­писания слов. Проведение фонетического разбора слов.

Правильное произношение слов в соответствии с норма­ми литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.

 

Раздел 7. Графика

Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведе­ния о развитии письменности. Состав русского алфавита, на­звания букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначе­ния [j]. Прописные и строчные буквы.

Осознание значения письма в истории развития чело­вечества. Сопоставление звукового и буквенного состава сло­ва. Овладение звуковым и буквенным анализом слова. Ис­пользование знания алфавита при поиске информации в сло­варях, справочниках, энциклопедиях, в SMS-сообщениях.

 

Раздел 8. Морфемика и словообразование

 

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как ми­нимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как фор­мообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Нулевой суффикс.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и со­гласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суф­фиксальный, приставочно-суффиксальный, нулевая суффиксация (бессуффиксный); сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразователь­ная пара, словообразовательная цепочка. Словообразователь­ное гнездо слов.

Особенности словообразования слов различных частей речи.

Словообразовательный и морфемный словари.

Основные выразительные средства словообразования.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразова­ния. Членение слова на морфемы с учётом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.

Выделение исходной основы и словообразующей морфе­мы. Определение основных способов словообразования, по­строение словообразовательных цепочек слов. Проведение словообразовательного анализа слова.

Применение знаний и умений по морфемике и словооб­разованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и эти­мологического словарей при решении разнообразных учеб­ных задач.

Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.

 

Раздел 9. Лексикология и фразеология

 

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как еди­ница языка. Роль слова в формировании и выражении мыс­лей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.

Лексическое и грамматическое значение слова. Однознач­ные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Лекси­ческая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения ее происхожде­ния: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сло­вари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы её упо­требления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

Основные выразительные средства лексикологии и фразео­логии.

2. Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, сферы упо­требления, экспрессивной окраски и стилистической принад­лежности, происхождения.

Употребление лексических средств в соответствии со зна­чением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей си­нонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в раз­личных видах деятельности.

Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.

 

Раздел 10. Морфология

 

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общека­тегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в систе­ме частей речи.

Служебные части речи, их разряды по значению, струк­туре и синтаксическому употреблению.

Междометия и звукоподражательные слова.

Омонимия слов разных частей речи.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значе­нию, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей ре­чи. Употребление форм слов различных частей речи в соответ­ствии с нормами современного русского литературного языка.

Применение морфологических знаний и умений в прак­тике правописания.

Наблюдение за использованием средств морфологии в текс­тах разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Раздел 11. Синтаксис

 

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы сло­восочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональ­ной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуе­мого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, пол­ные и неполные.

Виды односоставных предложений.

Предложения осложнённой структуры. Однородные чле­ны предложения, обособленные члены предложения, обраще­ние, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выраже­ния синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочи­нённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные пред­ложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтакси­ческих конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правиль­ности, уместности и выразительности употребления синтак­сических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.

Применение синтаксических знаний и умений в практи­ке правописания.

Наблюдение за использованием синтаксических конструк­ций в текстах разных стилей и функциональных разновиднос­тей языка.

 

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Поня­тие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом нсосложненном предложе­нии.

Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении: сложносочи­нённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в слож­ном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диа­логе.

Сочетание знаков препинания.

2. Сформированность орфографической и пунктуационной зор­кости. Соблюдение основных орфографических и пунктуа­ционных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочни­ков по правописанию для решения орфографических и пунк­туационных проблем.

Содержание, обеспечивающее формирование культуры речи и культуроведческой компетенции

Раздел 13. Культура речи

1. Культура речи как раздел лингвистики. Языковая нор­ма, её функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилис­тические, правописные. Варианты норм.

Нормативные словари современного русского языка (орфо­эпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.

Овладение основными нормами русского литературно­го языка и соблюдение их в устных и письменных высказы­ваниях различной коммуникативной направленности. Кор­ректировка собственного речевого высказывания. Использо­вание нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.

 

Раздел 14. Язык и культура

 

Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Пословицы и поговорки русского народа. Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

 

5.4. Примерная тематика учебно-исследовательской и проектной деятельности

 

1. Групповые проекты

• Практико-ориентированные

Наш словарь. Карточки для словарной работы.

Тематические группы русских слов – символов России.

Школьный журнал.

Звучащий словарь «Говори правильно».

Конкурс таблиц по грамматическим темам.

 

• Информационные

Книга рекордов о самых-самых.

Интервью в краеведческом музее.

Устная речь ребят нашего класса (фонохрестоматия).

Школьный жаргон (фонохрестоматия).

Какие языки, кроме русского, используют в своём общении жители г. Самары (сообщение).

Знаки, которыми мы пользуемся (плакат, презентация).

Легенды нашего края (презентация).

История названия (реки, улицы, здания...) (сообщение).

Польза и вред сотового телефона (опрос).

Компьютер в нашей жизни (опрос).

Книги, которые мы читаем (опрос).

 

Игровые

История букв (викторина).

Знатоки сказок (игра-конкурс).

 

Творческие

Инсценировки литературных произведений.

Конкурс на авторский экслибрис.

 

Телекоммуникационные

Прозвища – за и против (организация дискуссии на школьном сайте).

Живой журнал школы (организация форума).

Конкурс на лучшую аннотацию к книгам для внеклассного чтения (на школьном сайте).

 

2. Парные проекты

Практико-ориентированные

Виды письменности (презентация / устное выступление / плакат).

Современные диалоги (аудио- / видеозаписи).

 

• Информационные

Речевые ошибки нашего класса.

Постер об экслибрисах.

 

Исследовательские

Что такое фразеологизмы (доклад для третьеклассников с презентацией).

Способы словообразования сложных слов в математике / биологии (доклад).

 

Творческие

Конкурс «Лингвистическая сказка».

Плакаты, схемы «Весёлая лингвистика».

Инсценировки диалогов, стихов.

 

3. Индивидуальные проекты

• Практико-ориентированные

Мой словарик.

Диктанты «На засыпку».

Правила пользования мобильным телефоном в общественных местах.

 

• Информационные

Экслибрисы (статья / презентация / устное выступление / плакат).

Достопримечательности нашего города (стенгазета / альбом / презентация).

Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия улицам нашего города (статья / презентация / устное выступление).

 

Исследовательские

Статьи / устные выступления:

Речевой этикет в школе.

Речевой этикет как показатель культуры общения.

Жизнь М. В. Ломоносова – замечательная страница российской истории.

Влияние Интернета на речевую культуру современной молодёжи.

 

Творческие

Рукописная книга.

Художник и его картина (сочинение / презентация).

Один день из жизни класса / школы (фотоэссе).

 

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Всего 204 ч.
В том числе:
Повторение изученного в 1 – 4 классах 8 ч.
Контрольные работы 9 ч.
Сочинения и изложения 13 ч.
Резервные уроки 5 ч.

 

Кол-во часов Название раздела, темы Основное содержание Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (22 ч)
  Речь и речевое общение Речь и общение Виды монолога Виды диалога   Умение общаться – важная часть культуры человека. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога: повествование, описание, рассуждение. Этикетный диалог, диалог-расспрос Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего. Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи. Различать образцы устной и письменной речи. Различать образцы диалогической и монологической речи. Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога. Иметь представление о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения, выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, ситуации общения
  Речевая деятельность Аудирование   Чтение     Говорение   Письмо   Поиск, анализ информации Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Виды аудирования: выборочное, ознакомительное. Стратегии ознакомительного, изучающего, поискового способа чтения. Смысловое чтение текста. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения. Подробное и сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста, в том числе с использованием аудиоприложения к учебнику. Приёмы работы с учебной книгой и словарём. Поиск информации в Интернете по указанным в учебнике ссылкам Различать язык и речь, понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы. Иметь представление об основных видах речевой деятельности. Воспринимать зрительно или на слух основную информацию текста. Пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным). Пользоваться ознакомительным, изучающим, поисковым видами чтения. Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку. Распознавать основную идею текста, используя заголовки текста и частей текста, находить части текста с общеизвестной информацией. Устанавливать связи между информацией текста и общими, повседневными знаниями. Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Отбирать материал на определённую тему. Осуществлять поиск информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения. Владеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику. Находить в таблице, на схеме, карте, странице электронного сайта отдельные части информации, передаваемой небольшим по объёму вербальным текстом
  Текст Основные признаки текста Структура текста   Виды информационной переработки текста Функционально-смысловые типы речи Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста (простой).   Повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенности Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова. Выделять микротемы текста, делить его на абзацы. Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). Находить лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Озаглавливать текст, аргументируя своё предложение. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения. Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. Делить текст на смысловые части; объяснять порядок частей текста. Создавать собственные тексты (рассказ; описание предмета, состояния; рассуждение) с учётом требований к построение связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей
  Функциональные разновидности языка   Разговорный язык   Официально-деловой стиль     Учебно-научный стиль     Публицистический стиль     Язык художественной литературы Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы. Сфера употребления разговорного языка, типичные ситуации речевого общения. Основные жанры: рассказ, беседа. Личное (неофициальное) и официальное письмо. Сфера употребления официально-делового стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: объявление. Сфера употребления учебно-научного стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, сообщение. Сфера употребления публицистического стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, статья. Изобразительные средства языка художественной литературы Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы, находить в текстах изученные изобразительные средства художественной литературы (метафору, сравнение, эпитет). Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. Писать личное письмо, объявление; вести беседу, рассказывать случай из жизни; выступать с сообщением по изученной теме и с сообщением публицистического характера в соответствии с целью и ситуацией общения. Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ (145 ч)
  Общие сведения о языке Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон. Русский язык — язык русской художественной литературы. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики (общие сведения). Система русского литературного языка. Соотношение языка и речи. Выдающиеся отечественные лингвисты Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.   Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка.     Иметь представление об основных разделах лингвистики. Различать язык и речь, иметь представление об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня
  Фонетика   Орфоэпия Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные. Система согласных звуков русского языка. Согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные. Мягкие и твёрдые согласные. Согласные, образующие пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости. Шипящие согласные. Устройство речевого аппарата. Элементы фонетической транскрипции. Слог и ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения. Трудные случаи ударения в словах и в формах слов. Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка. Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные; согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные, мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости-твёрдости, по звонкости-глухости. Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги. Проводить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты. Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. Использовать орфоэпический словарь
  Графика Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j]. Прописные и строчные буквы Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, энциклопедиях
  Морфемика Словообразование Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов. Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Формообразующие суффиксы. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. Варианты морфем. Словообразование как раздел лингвистики. Словообразовательная пара. Основные способы образования слов: образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный способы), сложение Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать изученные способы словообразования существит

Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.