Василий Никитич Татищев (1686-1750) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Василий Никитич Татищев (1686-1750)

2017-08-24 331
Василий Никитич Татищев (1686-1750) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Замечательный русский историк Василий Никитич Татищев создал «Историю Российскую». Это первый обобщающий труд по отечественной истории, её иногда называют последним летописным сводом. Но учёный не просто переписал летописи: он передал их содержание языком, более доступным современникам, дополнил летописные известия другими историческими материалами, дал свои оценки событий.

Татищев считал, что история - это воспоминания о «бывших деяниях и приключениях, добрых и злых».

С. М. Соловьёв о Татищеве: «...Важное значение его состоит в том, что он первый начал обрабатывание русской истории, как следовало начать; первый дал понятие о том, как приняться за дело; первый показал, что такое русская история, какие существуют средства для её изучения».

(Энциклопедия для детей «Аванта +».М., 1999. — Т.У.— С. 69)

Н.М. Карамзин (1766-1826гг) – доказывалнеобходимость для России мудрого самодержавия

С.М. Соловьев (1820-1879гг) -ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории

В.О. Ключевский (1841-1911гг)

"Человеческая природа, людское общество и природа страны - вот те три основные силы, которые строят людское общежитие"

«История народа, научно воспроизведённая, становится приходно-расходной книгой, по которой подсчитываются недочёты и передержки его прошлого. Прямое дело ближайшего будущего — сократить переделки и пополнить недоимки, восстановить равновесие народных задач и средств. Здесь историческое изучение... подходит вплотную к практическим потребностям текущей минуты, требующей от каждого из нас... отчётливого понимания накопленных народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего исторического воспитания».

С.Ф. Платонов (1850-1933гг)

Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем.

Л.Н.Гумилев2. От Руси к России: очерки этнической истории (извлечение)

А можно ли представить человеческую историю как историю народов?

Попробуем исходить из того, что в пределах Земли пространство отнюдь не однородно. И именно пространство - это первый параметр, который характеризует исторические события. Еще первобытный человек знал границы территорий своего обитания, так называемый кормящий и вмещающий ландшафт, в котором жил он сам, жили его семья и его племя.

Второй параметр - время. Каждое историческое событие происходит не только где-то, но когда-то. Те же первобытные люди вполне сознавали не только «свое место», но и то, что у них есть отцы и деды и будут дети и внуки. Итак, временные координаты существуют в истории наряду с пространственными.

Но в истории есть еще один, не менее важный параметр. С географической точки зрения все человечество следует рассматривать как «антропосферу» - одну из оболочек Земли, связанную с бытием вида Homo sapiens.

Человечество, оставаясь в пределах этого вида, обладает замечательным свойством - оно мозаично, то есть состоит из представителей разных народов, говоря по-современному, этносов. Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретного народа. Присутствие в биосфере Земли этих определенных целостностей - этносов - составляет третий параметр, характеризующий исторический процесс. Этносы, существующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории. В дальнейшем, говоря об этносе, мы будем иметь в виду коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам...

Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособиться (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи этноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведения - стереотипы. Усвоенные стереотипы (историческая традиция) составляют основное отличие членов одного этноса от другого.

 


Таблица - схема - «История это…»;


ОЛ № 5 табл. «Модели исторического развития».:

 

I. Форма-ционная Первобытное общество Рабовладе ние Феодализм Капитализм Коммунизм
II. Цивили-зационная Дикость и варварство Земледельческие Цивилиза ции Индустриальная цивилизация Компьютерно- информационная цивилизация
Формы организации хозяйства Натуральное хозяйство Натураль-ное- рыночное Рыночно- планомер- ное Планомерное
Формы организации общества Род, племя Народ- ность Нации Сохранение Нации в будущем
III. Теория модернизации Её сторонники, отрицая цивилизационный подход, считают подход формационный лишь частным аспектом модернизационного (аграрного) общества

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.