Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-08-24 | 1153 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Технология оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем.
2. Технология построения адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по каждой отдельной компетенции или предмету.
3. Технология выделения детей группы риска по различным видам дезадаптации (образовательной и/или поведенческой).
4. Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений, формирование эмоционального принятия и группового сплочения.
5. Технология проведения междисциплинарных консилиумов специалистов.
6. Технология коррекционно-развивающей работы с включаемыми детьми и другими субъектами.
7. Технология психокоррекционной работы с различными участниками образовательного процесса (педагогами, специалистами, родителями, администрацией).
Задание. Перечислите основные критерии и показатели эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения в инклюзивном образовательном учреждении
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание. Представьте свое видение по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из опыта работы
Представим пример организации психолого-педагогического сопровождения из опыта работы Адаптивной школы - детского сада № 301 г. Омска (далее - АШДС).
Целью психолого-педагогического сопровождения в АШДС стала непрерывная поддержка силами всех специалистов обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья через организацию диагностики, разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории для таких детей.
Для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью нами была разработана организационная модель деятельности АШДС, построенная на командных формах работы, мультидисциплинарном и междисциплинарном принципах и позволяющая обеспечить качественное инклюзивное образование (Т.В. Волосовец, Е.В. Самсонова, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).
Организация психолого-педагогического сопровождения на основе разработанной организационной модели позволяет грамотно и эффективно управлять инклюзивным процессом на уровне образовательной организации (см. рис.).
В психолого-педагогическом сопровождении нами были выделены четыре основных направления (информационно-диагностическое, консалтинговое, экспертное, организацонно-методическое) и созданы дополнительные структуры:
- научно-методический совет;
- адаптационно-диагностический центр;
|
- консультативный пункт для родителей и консультативная служба для педагогов;
- центр педагогического мастерства и экспертная группа (планируются);
- пресс-служба;
- психолого-медико-педагогический консилиум.
Рисунок
Организационная модель психолого-педагогического сопровождения в АШДС
Кратко представим направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в АШДС.
Информационно-диагностическое направление предполагает осуществление диагностики и выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, с одной стороны, а с другой, призвано обеспечивать быстрый доступ к информации по различным вопросам специальной (коррекционной) педагогики и психологии. Данное сопровождение предполагает сбор и формирование банка внутренней (об обучающихся, воспитанниках, педагогических работниках, качестве образовательного процесса) и внешней (о новых исследованиях в образовании, нормативных документах и т.д.) информации, анализ и мониторинг результатов сопровождения, выявление проблемного поля.
Решение задач диагностирования и информирования осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом и пресс-службой учреждения.
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) обеспечивает диагностико-коррекционное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников. Содержание деятельности ПМПк АШДС включает обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка, обсуждение сложившейся образовательной ситуации, разработка и реализация общей стратегии заданной психолого-медико-педагогической комиссии и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство учреждения, разработка индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов и/или индивидуальных образовательных траекторий.
Пресс-служба НШДС № 301 позволяет решать задачи информирования, диагностики и рефлексии деятельности учреждения и ее результатов в области организации образовательного процесса. Роль данного структурного подразделения заключается в информировании не только родителей и общественности об организации работы инклюзивных дошкольных групп, но и включает обобщение, трансляцию эффективного опыта педагогов.
|
Организационно-методическое направление предполагает обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогических работников АШДС. Организационно-методическое сопровождение реализуется через:
- изучение запросов всех субъектов коррекционно-образовательного процесса;
- методическое сопровождение и оказание практической помощи в условиях экспериментальной и/или инновационной деятельности;
- прогнозирование, планирование и организацию повышения квалификации педагогических работников;
- организацию работы методических объединений, форм работы педагогов;
- подготовку и проведение семинаров, конференций, конкурсов профессионального мастерства и др.;
- создание условий для своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование организационной структуры управления развитием учреждения.
Формами организационно-методического сопровождения выступают проблемный семинар, научно-практическая конференция, конкурсы, методические совещания, круглые столы, творческие группы, презентации и т.п. В АШДС основными формами организационно-методического направления являются работа научно-методического совета, стажировочной площадки, инклюзивных начальных классов, инклюзивных дошкольных групп, адаптационно-диагностического центра.
Адаптационно-диагностический центр создается для детей с ОВЗ и детей-инвалидов от 2 до 11 лет с целью оказания им дозированной специализированной психолого-медико-педагогической помощи, организации дополнительного диагностического и адаптационного периода, а также дальнейшей социальной адаптации и перевода в инклюзивную дошкольную группу или инклюзивный начальный класс, или в класс нормативно развивающихся сверстников.
|
Нахождение ребенка с ОВЗ в адаптационно-диагностическом центре означает частичное (временное) посещение дошкольной группы или начального класса, обязательное посещение занятий специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора ЛФК), посещение консультативного пункта, получение в полном объеме медицинских услуг согласно Уставу и медицинской лицензии. Основная организационная форма работы с детьми – индивидуальные занятия и занятия малыми группами по 2-3 человека 3-4 раза в неделю (по индивидуальной образовательной траектории) при желательном присутствии родителей, а также постепенное включение в образовательный процесс и детский коллектив.
Консалтинговое направление представляет собой оказание консультативной помощи по вопросам планирования, осуществление экспериментальной и/или инновационной деятельности, оформление нового педагогического опыта на технологическом уровне. Консультирование является одним из центральных видов сопровождения, под которым подразумевается особым образом организованное взаимодействие между консультантом и консультируемым, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного педагога и учреждения в целом. Содержание консалтингового сопровождения характеризуется проектированием, обеспечением, реализацией, коррекцией и рефлексией индивидуальной, групповой, коллективной деятельности.
Методами консалтингового сопровождения являются моделирование, конструирование, тренинг, наблюдение, изучение документации, анализ результатов деятельности. Формами консалтингового сопровождения выступают индивидуальное, групповое консультирование.
Направление, связанное с консультированием, реализуется через работу консультативного пункта и консультативной службы. Консультативная служба функционирует для педагогических работников АШДС и организуется каждым специалистом, входящим в состав научно-методического совета в соответствии с должностным функционалом.
Консультативный пункт создается для родителей с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи, поддержки всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Консультирование является одним из важных видов психолого-педагогического сопровождения детей, родителей и в целом семьи.
Экспертное направление состоит в особом способе изучения деятельности учреждения и педагогических работников, исследовании качества образовательного процесса. Целью экспертного сопровождения является поиск новых путей, изучение возможности обновления и развития учреждения. Содержание экспертного сопровождения позволяет создавать условия для выявления, обобщения, накопления и распространения эффективного педагогического опыта работы педагогов. Формами экспертного сопровождения выступают центр профессионального мастерства и экспертная группа. Центр профессионального мастерства создан для реализации творческого потенциала активно работающих педагогов и формирование базы положительного опыта работы педагогов в условиях инклюзии. Экспертная группа функционирует непостоянно, организуется в том случае, когда необходимо провести внутренний контроль, либо в рамках различных конкурсных мероприятий.
|
Такое построение психолого-педагогического сопровождения позволяет целенаправленно и эффективно организовать образование обучающихся с ОВЗ на дошкольном и начальном основном уровне образования.
Для определения эффективности психолого-педагогического сопровождения, на основе разработок Т.В.Волосовец, Е.Н. Кутеповой и др., нами были выделены критерии и показатели:
1) стабильная положительная динамика в развитии детей дошкольного возраста с различными возможностями;
2) индивидуально-дифференцированное построение воспитательно-образовательного процесса;
3) продуктивность педагогической деятельности в области организации инклюзивного образования;
4) доступность информации об организации инклюзивной практики в учреждении.
Таблица
Критерии и показатели эффективности
психолого-педагогического сопровождения в АШДС
Критерии | Показатели |
стабильная положительная динамика в развитии детей с различными возможностями | - сформированность умений и навыков обучающихся в соответствии с ФГОС и их индивидуальными психофизическими особенностями развития; - сформированность интегративных качеств личности дошкольников и УУД у школьников; - социализация обучающихся. |
индивидуально-дифференцированное построение воспитательно-образовательного процесса | - проведение ПМП консилиумов с привлечением медицинских работников; - наличие индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов для детей с ОВЗ с учетом данных диагностики и с оценкой хода их выполнения; - наличие индивидуальных образовательных траекторий; - наличие вариативных форм организации образовательного процесса |
продуктивность педагогической деятельности в области организации инклюзивного образования | - наличие внутрифирменного обучения по проблемам организации образования обучающихся с ОВЗ, в том числе инклюзивного; - наличие и реализация в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, совместных игр и совместной учебной деятельности (модели дня); - наличие методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ; - междисциплинарная работа, обсуждение диагностики, составление и реализация индивидуального коррекционного маршрута, индивидуальной траектории; - наличие партнерских форм взаимодействия с семьей, включение родителей в образовательный процесс; - применение современных педагогических технологий в процессе организации инклюзивной практики; - создание условий для развития каждого ребенка (наличие и реализация модели развивающей среды); - ведение учебно-методической документации; - наличие толерантного отношения к детям с ОВЗ; - умение проектировать коррекционно-образовательный процесс; - умение анализировать педагогическую деятельность. |
доступность информации об организации образовательного процесса в АШДС | - функционирование и систематическое обновление информации на сайте учреждения; - количество информационных материалов, в т.ч. учебно-методического содержания; - наличие банка данных о современных достижениях в области специальной педагогики и психологии, инклюзивного образования; - количество проведенных мероприятий, обеспечивающих развитие родительской компетентности и толерантности. |
Представленная организационная модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии была разработана и апробирована с 2012-2013 учебного года до настоящего времени. Это дало возможность педагогическому коллективу сделать шаг в понимании сущности инклюзивного образования и образования детей с ОВЗ, овладении технологиями психолого-педагогического сопровождения и обеспечении педагогов и родителей необходимыми способами поддержки.
Представим некоторые примеры документов нашей образовательной организации, в том числе форму индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.
ПОЛОЖЕНИЕ
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!