Теоретические аспекты изучения детской литературы. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Теоретические аспекты изучения детской литературы.

2017-08-23 365
Теоретические аспекты изучения детской литературы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

 

 

Кафедра литературы ИФФ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.В.12 дЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

050100.62 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФИЛИ: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Аннотация

Комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, примерной образовательной программой учебно-методического объединения по педагогическому образованию и учебным планом по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль подготовки «История и литература») и рассчитан на студентов очной формы обучения.

 

Составные компоненты УМК

№ п/п Наименование Печат. или электр. вид / Наличие
  Аннотация Печат. и электрон. Кафедра
  Рабочая программа, определяющая: 4. Цели изучения дисциплины, 5. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (место дисциплины в учебном плане и взаимосвязь с другими изучаемыми предметами), 6. Требования к уровню освоения программы (проектируемые результаты и формируемые компетенции, а также конкретные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть выпускник), 7. Общая трудоемкость дисциплины и виды учебной работы (перечень видов работ в ходе освоения дисциплины с указанием часов на каждый вид деятельности), 8. Содержание учебной дисциплины (разделы учебной дисциплины, виды учебной работы и часы, отводимые на них), содержание разделов дисциплины), 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (основная, дополнительная литература; средства обеспечения освоения дисциплины, материально-техническое обеспечение дисциплины), 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические рекомендации (материалы) преподавателю, методические рекомендации для обучающихся с указанием рекомендуемого режима и характера), Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Печат. и электрон. Кафедра
  Основные учебные пособия по курсу: 1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст]: учебник для вузов / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 471 с. 2. Гриценко, З. А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению [Текст]: учебное пособие для вузов / З. А. Гриценко. – М.: Академия, 2008. – 222, [2] с. Печат. Библиотека
  Приложения к рабочей программе: Приложение 1. Список произведений, обязательных для изучения Приложение 2. Материалы в фондах научной библиотеки ТГПУ, полезные для углубленного изучения отдельных тем дисциплины «Детская литература» Приложение 3. Примеры тестов Приложение 4. Планы семинарских занятий Печат и электрон. Кафедра

 

 

Данный УМК по дисциплине «Детская литература» будет апробирован составителем в процессе преподавания дисциплины с 2012 г. в ТГПУ.

 

Составитель комплекса: к.фил.н., доцент каф. литературы Е.А. Полева

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

 

 

Утверждаю

Декан факультета

_________________Т.В. Галкина

«___» ___________ 2012 года

 

рабочая Программа учебной дисциплины

Б.3.В.12 дЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

Трудоемкость: 2 зачетныЕ единицЫ

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

 

Профиль подготовки: «История и Литература»

 

Степень (квалификация) выпускника: бакалавр

 

1. Цели изучения дисциплины.

- дать целостное представление о детской литературе как самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры; развить навыки литературоведческого анализа, критической и педагогической интерпретации художественных текстов, имеющих своим адресатом ребенка или подростка.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Детская литература» входит в вариативную часть профессионального цикла ООП (профиль «Литература»).

Изучение данной дисциплины будет способствовать освоению таких дисциплин, как «История русской литературы»», «Методика обучения литературе».

 

Требования к уровню освоения программы.

 

Каждый проектируемый результат освоения программы соотносится с формируемыми компетенциями в целом по ООП (ОК, ОПК, ПК).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 050100.62 – «Педагогическое образование»:

 

общекультурные компетенции (ОК)  
ОК 1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
ОК 6 способен логически верно строить устную и письменную речь
ОК 7 готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе
ОК 9 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
ОК 16 способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики
профессиональные компетенции (ПК):  
общепрофессиональные (ОПК):  
ОПК 1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
ОПК 2 способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
ОПК 3 владеет основами речевой профессиональной культуры
ОПК 4 способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
в области культурно-просветительской деятельности:  
ПК 8 способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
ПК 12 способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета
Специальные компетенции (СК)  
СК 3 готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учётом индивидуального творческого процесса
СК 4 владеет знаниями по истории русской и зарубежной литературы
СК 5 владеет знаниями об истории и принципах литературной критики
СК 6 владеет приёмами текстологического анализа
СК 8 готов к созданию текстов разной жанровой и функционально-стилевой природы

 

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

- осмыслить основные тенденции развития детской литературы в контексте художественной и педагогической мысли исторических эпох;

- знать основные жанры детской литературы,

- иметь представление о творчестве детских писателей разных исторических эпох и культурных регионов;

- знать ведущих исследователей, теоретиков, критиков детской литературы;

- обладать навыками литературоведческого и критического анализа текстов детской литературы;

- обладать навыками методической реализации предмета «детская литература» в педагогической деятельности.

 

  1. Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетных единицы и виды учебной работы.
Вид учебной работы Трудоемкость (час) Распределение по семестрам (час)
Всего 3 семестр
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия, семинары    
Другие виды работ (интерактив.)    
Самостоятельная работа    
Курсовой проект (работа) - -
Формы текущего контроля Тестирование, контрольные срезы Тестирование, контрольные срезы
Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом Зачет Зачет

5. Содержание учебной дисциплины.

5.1. Разделы учебной дисциплины.

5.2. Содержание разделов дисциплины.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Аудиторные часы Самостоятельная работа (час)
    ВСЕГО лекции практические (семинары) В т.ч. активные формы обучения
1. Теоретические аспекты изучения детской литературы          
2. Фольклор в культуре детства и влияние фольклора на развитие поэзии для детей в ХХ веке          
3. История детской литературы в аспекте теории жанра и стиля          
4. Методическая реализация предмета «детская литература» в педагогической деятельности          
  Детская литература и мультипликация          
  Итого       8ч. / 21%  

Приложение 1

Приложение 2

Материалы в фондах научной библиотеки ТГПУ, полезные для углубленного изучения отдельных тем дисциплины «Детская литература» [1]

 

А) Учебники по отечественной детской литературе

Детская литература: Учебное пособие для пед. училищ / [В. П. Аникин, В. В. Агеносов, Э. З. Ганкина и др.]; под ред. Е. Е. Зубаревой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1989. – 398, [1] с.

Ивич, А. Воспитание поколений [Текст]: о советской литературе для детей /А. Ивич. – М.: Детская литература, 1967. – 468, [2] с.: ил.

Кошелева, О. Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.): учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства / О.Е. Кошелева; [отв. ред. В. Г. Безрогов]. – М.: Издательство Университета Российской Академии Образования, 2000. – 319, [1] с.

Психология детства в художественной литературе XIX – XX веков. Хрестоматия – практикум / Сост. и предисл. Г.А. Урунтаевой, биог. очерки М.В. Наумлюк. – М.: Академия, 2001. – 352 с.

Русская литература для детей: Учебное пособие для сред.пед.учеб.заведений / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Академия, 1997. – 507 с.

Советская детская литература: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. Д. Разовой. – М.: Просвещение, 1978. – 494, [2] с.: ил.

Чернявская, Я. А., Розанов, И. И. Русская советская детская литература: Учебное пособие для пед. ин-тов / Я. А. Чернявская, И. И. Розанов; под ред. В. В. Гниломедова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Вышэйшая школа, 1984. – 511 с.

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / [авт.: Е. А. Дубровская и др.]; под ред.: Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 255, [1] с.: табл.

Б) Учебники по зарубежной детской литературе

Брандис, Е. П. От Эзопа до Джанни Родари [Текст]: зарубежная литература в детском и юношеском чтении / Евг. Брандис. – Изд. доп. и перераб. – М.: Детская литература, 1980. – 445, [1] с.

Зарубежная детская литература [Текст]: учебное пособие для вузов / сост. И. С. Чернявская. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 557, [2] с.

Зарубежная литература для детей и юношества [Текст]: учебник для институтов культуры: в 2 ч. / [Н. П. Банникова, М. П. Бархота, Т. Д. Венедиктова и др.]; под ред.: Н.К. Мещеряковой, И. C. Чернявской. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 1989. – 254, [1] c.

В) Библиографические указатели

Писатели братских республик – детям [Текст]: рекомендательный указатель книг для школьников младшего, среднего и старшего возраста / сост. Ю. Н. Спасская. - М.: Детская литература, 1981. – 44, [2] с.: ил.

Старцев, И. И. Вопросы детской литературы и детского чтения 1918 – 1961 гг. [Текст]: библиографический указатель книг и статей по истории, теории и критике / И. И. Старцев. – М.: Детгиз, 1962. – 284, [2] с.

Шиперович, Б. Я. Детская литература [Текст]: библиография 1967 – 1969 гг. / Б. Я. Шиперович. – М.: Детская литература, 1973. – 670, [1] с.

Г) Монографии о творчестве авторов произведений для детей

Бегак, Б. А. Классики в стране детства [Текст] / Б. Бегак. – М.: Детская литература, 1983. – 190, [2] с.: ил.

Войтоловская, Э. Л. С. Т. Аксаков в кругу писателей-классиков [Текст]: документальные очерки / Э. Л. Войтоловская. – Л.: Детская литература, 1982. – 218, [3] с.

Галанов, Б. Е. С. Я. Маршак [Текст]: жизнь и творчество / Б. Галанов. – М.: Детская литература, 1965. – 309, [3] с.: ил.

Галанов, Б. Е. Сергей Михалков. Очерк творчества [Текст] / Б. Е. Галанов; [оформл. Ю. Жигалова]. – Изд. 2-е, доп. – М.: Детская литература, 1972. – 133, [2] с.

Жизнь и творчество Николая Носова [Текст]: [сборник] / [сост. С. Е. Миримский]. – М.: Детская литература, 1985. – 256 с., [24] л. ил.

Жизнь и творчество Агнии Барто [Текст]: [сборник] / [сост. И. П. Мотяшов]. – М.: Детская литература, 1989. – 336 с, [24] л. ил.

Зверев, А. М. Мир Марка Твена [Текст]: очерк жизни и творчества / А. Зверев. – М.: Детская литература, 1985. – 173, [2] с., [8] л.

Зуева, Т. В. Сказки А. С. Пушкина [Текст]: книга для учителя / Т. В. Зуева. – М.: Просвещение, 1989. – 156, [3] с.

Макогоненко, Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы: (1833 – 1836) [Текст] / Г. П. Макагоненко. – Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1982. – 462, [1] с.

Соловьев, Б.И. Агния Барто [Текст]: очерк творчества / Борис Соловьев. – М.: Детская литература, 1971. – 238, [2] с., [1] л.

Эбин, Ф. Е. Маяковский – детям [Текст] / Ф. Эбин. – 2-е, перераб. и доп. изд. – М.: Детская литература, 1989. – 110, [2] с.

Д) Сборники научных статей, статьи; антологии

Губайдуллина, А. Н. Деонтология детства в лирике Олега Григорьева // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог [сборник статей]. Вып. 8: Деонтологические аспекты художественной словесности. – Томск, 2006. – С. 78 – 93. (на кафедре литературы ТГПУ)

Детская литература. 1984 [Текст]: сборник статей / [отв. ред. Д. В. Красновская]. – М.: Детская литература, 1985. – 189, [2] с.

Детский поэтический фольклор [Текст]: антология / РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом); сост. А. Н. Мартынова. – М.: Дмитрий Буланин, 1997. – 576, [1] с.

Кассиль и о Кассиле [Текст]: [сборник] / А. Кассиль; [сост.: А. Кулешов, Ц. Солодарь]. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 294, [2] с.

Эстетическое пространство детства и формирование культурного поля школьника: Материалы Второй Всероссийской научно-методической конференции [Текст]: 14 – 16 февраля 2007 г. / РГПУ; [редкол.: О. И. Тиманова и др.; науч. ред. М. П. Воюшина]. – СПб.: Экспресс, 2007. – 162 с.

Ж) Школьные учебники

Бунеев, Р. Н. Литература. 5 класс. Шаг за горизонт [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 кн. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – Изд. 2-е, испр. – Кн. 2. (Образовательная система «Школа 2100»). – М.: Баласс, 2011. – 223 с.: ил.

Витвинова, И. Е. Поурочные разработки по литературе. 9 класс [Текст]: к учебнику-хрестоматии «В мире литературы» под общ. ред. А. Г. Кутузова (М.: Дрофа): [учебно-методическое пособие] / И. Е. Витвинова. – М.: ВАКО, 2010. – 256 с.: табл.

Егорова, Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс [Текст]=Поурочные разработки по литературе: к учебникам-хрестоматиям: Т. Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа); В. Я. Коровиной (М.: Просвещение): [учебно-методическое пособие]: новый комплект уроков / Н. В. Егорова. – 4-е изд. – М.: ВАКО, 2011. – 415 с.: табл.

Егорова, Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс [Текст]=Поурочные разработки по литературе: к учебникам-хрестоматиям: Т. Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа); В. Я. Коровиной (М.: Просвещение): новый комплект уроков: [учебно-методическое пособие] / Н. В. Егорова, Б. А. Макарова. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2011. – 397, [1] с.

Егорова, Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс [Текст]=Поурочные разработки по литературе: к учебникам-хрестоматиям: В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение); Г. И. Беленького (М.: Мнемозина); Т. Ф. Курдюмовой и др. (М.: Дрофа): [учебно-методическое пособие] / Н. В. Егорова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012. – 510, [1] с.: табл.

Золотарева, И. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс [Текст]=Поурочные разработки по литературе: к учебным комплектам: В. Я. Коровиной (М.: Просвещение); Т. Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа): [учебно-методическое пособие] / И. В. Золотарева, Н. В. Егорова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012. – 399 с.: табл.

Золотарева, И. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс [Текст]=Поурочные разработки по литературе: к учебникам-хрестоматиям: В. Я. Коровиной (М.: Просвещение); Т. Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа) / И. В. Золотарева, Н. В. Егорова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011. – 415 с.: табл.

Литература. 10 класс [Текст]: базовый и профильный уровни: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / под ред. В. И. Коровина. – 10-е изд. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010. – 383, [1] с.: ил.

Литература. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева; [авт.: Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков и др.; сост. Е. П. Пронина]. – 13-е изд. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2008. – 399 с.: ил.

Литература (русская литература XX века). 11 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / [В. В. Агеносов, Э. Л. Безносов, Б. С. Бугров и др.]; под общ. ред. В. В. Агеносова. – 13-е изд., стереотип. – Ч. 1. – М.: Дрофа, 2008. – 491, [2] с.: ил.

Литература (русская литература XX века). 11 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / [В. В. Агеносов, Э. Л. Безносов, Б. С. Бугров и др.]; под общ. ред. В. В. Агеносова. – 13-е изд., стереотип. – Ч. 2. – М.: Дрофа, 2008. – 510 с.

Новлянская, З. Н. Литература как предмет эстетического цикла. 5 класс [Текст] = Практика читательской работы и детское творчество: методическое пособие / З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина. – Ч. 1: Практика читательской работы и детское творчество. – М.: Интор,1995. – 191 с.

Родная речь [Текст]: учебник для начальной школы: в 3 кн. / [сост.: М. В. Голованова и др.]. – 6-е изд. – Кн. 1, ч. 2. – М.: Просвещение, 2003. – 253 с

З) Региональная детская литература (художественные тексты, Томск)

Бергельсон, А. Л. Ура для комара [Текст]: стихи для детей и родителей / Александр Бергельсон; [ред.-сост. А. М. Олеар]; худож. М. Куркова. – Томск: [б. и.], 2007. – 94 с.

Буторина, Е. Б. Сказки нашего двора [Текст] / Евгения Буторина; [ред.-сост. А. М. Олеар]; худож. М. Куркова. – Томск: [б. и.], 2007. – 134 с.: ил.

О дивном старце, стороне сибирской и о людях добрых [Текст]: рассказы по мотивам жития праведного Федора Томского / [авт.-сост. С. В. Татаркина]. – Томск: Издательство ТГПУ, 2009. – 47 с.

Олеар, А. М. Жираф в городе [Текст]: стихи для детей и родителей / Андрей Олеар; худож. М. Куркова. – Томск: [б. и.], 2007. – 126 с.: ил.

 

Приложение 3

Примеры тестов

1. «Детская литература» - это (выберите правильный вариант):

А) произведения, созданные детьми,

Б) произведения писателей, считающихся детскими,

В) произведения, имеющие своим адресатом ребёнка.

2. В материнскую лирику входят (выберите правильные варианты):

А) пестушки,

Б) колыбельные,

В) потешки,

Г) сказки,

Д) былины.

3. Определите, к какому типу сказок относятся «Колобок», «Теремок»:

А) волшебные,

Б) кумулятивные,

В) социально-бытовые.

4. «Царевна-лягушка» - это:

А) волшебная сказка,

Б) социально-бытовая,

В) сказка о животных.

5. К какому жанру детского фольклора относится: «Дождик, дождик, пуще – будет травка гуще»?

А) пестушка,

Б) закличка,

В) жеребьевка.

6. Укажите фамилию автора «Доктора Айболита»:

А) Маршак,

Б) Чуковский,

В) Михалков,

Г) Остер.

7. «Чёрная курица, или Подземные жители» (выберите верные варианты):

А) прозаическая литературная сказка,

Б) стихотворная литературная сказка,

В) создана А. Погорельским,

Г) создана А.С. Пушкиным,

Д) написана в 1829 году,

Е) написана в 1864 году,

Ж) написана в 1929 году.

8. Отметьте произведения для детей, созданные в эпоху романтизма:

А) А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,

Б) В.Г. Короленко «Подземные жители»,

В) П. П. Ершов «Конёк-горбунок»,

Г) Л.Н. Толстой «Филиппок».

9. Определите автора следующего отрывка:

Надевать он стал пальто -

Говорят ему: "Не то!"

Стал натягивать гамаши -

Говорят ему: "Не ваши!"

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

А) С.Я. Маршак,

Б) А.Л. Барто,

В) С. Михалков,

Г) Д. Хармс,

Д) К.И. Чуковский.

10. Определите автора следующего отрывка:

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.

А) С.Я. Маршак,

Б) А.Л. Барто,

В) С. Михалков,

Г) Д. Хармс,

Д) К.И. Чуковский.

11. Определите автора следующего отрывка:

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

А) С.Я. Маршак,

Б) А.Л. Барто,

В) С. Михалков,

Г) Д. Хармс,

Д) К.И. Чуковский.

12. Определите автора следующего отрывка:

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:

– Куда ты, Филипок, собрался?

– В школу.

– Ты ещё мал, не ходи, – и мать оставила его дома.

А) А. Гайдар,

Б) Л.Н. Толстой,

В) Л. Кассиль,

Г) Н. Г. Гарин-Михайловский.

13. Определите название произведения по отрывку:

А в это время в комнате той самой дачи, где ночевала Женя, стоял высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати. На нем были легкие черные брюки и темно-синяя безрукавка с вышитой красной звездой. К нему подошел седой лохматый старик. Холщовая рубаха его была бедна. Широченные штаны - в заплатках. К колену его левой ноги ремнями была пристегнута грубая деревяшка. В одной руке он держал записку, другой сжимал старый, ободранный револьвер. - "Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепче дверь", - насмешливо прочел старик. - Итак, может быть, ты мне все-таки скажешь, кто ночевал у нас сегодня на диване?- Одна знакомая девочка, - неохотно ответил мальчуган. - Ее без меня задержала собака.

А) «Цветик-семицветик»,

Б) «Тимур и его команда»,

В) «Р.В.С.»,

Г) Незнайка».

14. Определите название произведения по отрывку:

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила её до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало. Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок…

А) «Цветик-семицветик»,

Б) «Тимур и его команда»,

В) «Р.В.С.»,

Г) «Незнайка».

15. Определите название произведения по отрывку:

И это еще не все, конечно. Жители Солнечного города узнали, что коротышки из Цветочного города занялись строительством, и пришли к ним на помощь: помогли им построить несколько так называемых промышленных предприятий. По проекту инженера Клепки была построена большая одежная фабрика, которая выпускала множество самой разнообразной одежды, начиная с резиновых лифчиков и кончая зимними шубами из синтетического волокна.

А) «Цветик-семицветик»,

Б) «Тимур и его команда»,

В) «Р.В.С.»,

Г) «Незнайка».

16. Укажите произведения, в которых представлено осмысление тяжёлой судьбы ребёнка из социальных низов (выберите правильные варианты):

А) Одоевский «Городок в табакерке»,

Б) В. Железников «Чучело»,

В) А. Чехов «Спать хочется»,

Г) В. Короленко «Дети подземелья»,

Д) А. Чехов «Ванька».

17. Жанр своих стихотворных произведений Г. Остер определил как:

А) сказки-были,

Б) вредные советы,

В) надписи к картинкам,

Г) сонеты.

18. Соотнесите название произведения и автора:

А Детство Тёмы Л.Н. Толстой.
Б Детство Н. Гарин-Михайловский
В Детские годы Багрова-внука А. Толстой
Г Детство Никиты С. Аксаков

19. Соотнесите название произведения и время его создания:

А Юности честное зерцало…  
Б Золотой ключик, или Приключения Буратино  
В Чучело  
Г Конёк-горбунок  

20. В детской поэзии 1920-х годов заметно влияние поэтики фольклорных жанров (перевёртыша, небылицы и др.):

А) да,

Б) нет.

Приложение 4

Планы семинарских / практических занятий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

 

 

Кафедра литературы ИФФ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.В.12 дЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

050100.62 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФИЛИ: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Аннотация

Комплекс составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, примерной образовательной программой учебно-методического объединения по педагогическому образованию и учебным планом по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль подготовки «История и литература») и рассчитан на студентов очной формы обучения.

 

Составные компоненты УМК

№ п/п Наименование Печат. или электр. вид / Наличие
  Аннотация Печат. и электрон. Кафедра
  Рабочая программа, определяющая: 4. Цели изучения дисциплины, 5. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (место дисциплины в учебном плане и взаимосвязь с другими изучаемыми предметами), 6. Требования к уровню освоения программы (проектируемые результаты и формируемые компетенции, а также конкретные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть выпускник), 7. Общая трудоемкость дисциплины и виды учебной работы (перечень видов работ в ходе освоения дисциплины с указанием часов на каждый вид деятельности), 8. Содержание учебной дисциплины (разделы учебной дисциплины, виды учебной работы и часы, отводимые на них), содержание разделов дисциплины), 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (основная, дополнительная литература; средства обеспечения освоения дисциплины, материально-техническое обеспечение дисциплины), 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические рекомендации (материалы) преподавателю, методические рекомендации для обучающихся с указанием рекомендуемого режима и характера), Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Печат. и электрон. Кафедра
  Основные учебные пособия по курсу: 1. Арзамасцева, И. Н. Детская литература [Текст]: учебник для вузов / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 471 с. 2. Гриценко, З. А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению [Текст]: учебное пособие для вузов / З. А. Гриценко. – М.: Академия, 2008. – 222, [2] с. Печат. Библиотека
  Приложения к рабочей программе: Приложение 1. Список произведений, обязательных для изучения Приложение 2. Материалы в фондах научной библиотеки ТГПУ, полезные для углубленного изучения отдельных тем дисциплины «Детская литература» Приложение 3. Примеры тестов Приложение 4. Планы семинарских занятий Печат и электрон. Кафедра

 

 

Данный УМК по дисциплине «Детская литература» будет апробирован составителем в процессе преподавания дисциплины с 2012 г. в ТГПУ.

 

Составитель комплекса: к.фил.н., доцент каф. литературы Е.А. Полева

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

 

 

Утверждаю

Декан факультета

_________________Т.В. Галкина

«___» ___________ 2012 года

 

рабочая Программа учебной дисциплины

Б.3.В.12 дЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

Трудоемкость: 2 зачетныЕ единицЫ

Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

 

Профиль подготовки: «История и Литература»

 

Степень (квалификация) выпускника: бакалавр

 

1. Цели изучения дисциплины.

- дать целостное представление о детской литературе как самостоятельном историко-литературном явлении, отражающем общие тенденции развития отечественной и мировой культуры; развить навыки литературоведческого анализа, критической и педагогической интерпретации художественных текстов, имеющих своим адресатом ребенка или подростка.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Детская литература» входит в вариативную часть профессионального цикла ООП (профиль «Литература»).

Изучение данной дисциплины будет способствовать освоению таких дисциплин, как «История русской литературы»», «Методика обучения литературе».

 

Требования к уровню освоения программы.

 

Каждый проектируемый результат освоения программы соотносится с формируемыми компетенциями в целом по ООП (ОК, ОПК, ПК).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 050100.62 – «Педагогическое образование»:

 

общекультурные компетенции (ОК)  
ОК 1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
ОК 6 способен логически верно строить устную и письменную речь
ОК 7 готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе
ОК 9 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
ОК 16 способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики
профессиональные компетенции (ПК):  
общепрофессиональные (ОПК):  
ОПК 1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
ОПК 2 способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
ОПК 3 владеет основами речевой профессиональной культуры
ОПК 4 способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
в области культурно-просветительской деятельности:  
ПК 8 способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий
ПК 12 способен к решению задач воспитания средствами учебного предмета
Специальные компетенции (СК)  
СК 3 готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учётом индивидуального творческого процесса
СК 4 владеет знаниями по истории русской и зарубежной литературы
СК 5 владеет знаниями об истории и принципах литературной критики
СК 6 владеет приёмами текстологического анализа
СК 8 готов к созданию текстов разной жанровой и функционально-стилевой природы

 

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

- осмыслить основные тенденции развития детской литературы в контексте художественной и педагогической мысли исторических эпох;

- знать основные жанры детской литературы,

- иметь представление о творчестве детских писателей разных исторических эпох и культурных регионов;

- знать ведущих исследователей, теоретиков, критиков детской литературы;

- обладать навыками литературоведческого и критического анализа текстов детской литературы;

- обладать навыками методической реализации предмета «детская литература» в педагогической деятельности.

 

  1. Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетных единицы и виды учебной работы.
Вид учебной работы Трудоемкость (час) Распределение по семестрам (час)
Всего 3 семестр
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия, семинары    
Другие виды работ (интерактив.)    
Самостоятельная работа    
Курсовой проект (работа) - -
Формы текущего контроля Тестирование, контрольные срезы Тестирование, контрольные срезы
Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом Зачет Зачет

5. Содержание учебной дисциплины.

5.1. Разделы учебной дисциплины.

5.2. Содержание разделов дисциплины.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Аудиторные часы Самостоятельная работа (час)
    ВСЕГО лекции практические (семинары) В т.ч. активные формы обучения
1. Теоретические аспекты изучения детской литературы          
2. Фольклор в культуре детства и влияние фольклора на развитие поэзии для детей в ХХ веке          
3. История детской литературы в аспекте теории жанра и стиля          
4. Методическая реализация предмета «детская литература» в педагогической деятельности          
  Детская литература и мультипликация          
  Итого    

Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.197 с.