Рецензент: Т.А. Широбокова, к.т.н., доцент каф. электротехники, электрооборудования и электроснабжения, ФГБОУ ВО «ИжГСХА» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Рецензент: Т.А. Широбокова, к.т.н., доцент каф. электротехники, электрооборудования и электроснабжения, ФГБОУ ВО «ИжГСХА»

2017-08-23 270
Рецензент: Т.А. Широбокова, к.т.н., доцент каф. электротехники, электрооборудования и электроснабжения, ФГБОУ ВО «ИжГСХА» 3.00 из 5.00 2 оценки
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

(ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

НАВЫКОВ И УМЕНИЙ)

 

Учебно-методическое пособие

 

Ижевск 2017


УДК

ББК

П

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим Советом УдГУ

Рецензент: Т.А. Широбокова, к.т.н., доцент каф. электротехники, электрооборудования и электроснабжения, ФГБОУ ВО «ИжГСХА»

 

 

Э.А. Романов, Т.Н. Стерхова

    Методические указания по учебной практике (по получению первичных профессиональных навыков и умений): учебно-методическое пособие /Э.А. Романов, Т.Н. Стерхова – Ижевск: 2017. – с.
  Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по направлению подготовки высшего образования бакалавриата 13.03.02 «Электротехника и электроника» для оформления отчета по учебной практике (по получению первичных профессиональных навыков и умений).

УДК

ББК

    © Э.А. Романов, Т.Н. Стерхова © ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2017  

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение  
  Цель и задачи учебной практики  
  Компетенции, формируемые в результате прохождения учебной практики (по получению первичных профессиональных навыков и умений)  
  Рабочее место студента при прохождении практики  
3.1 Обязанности студента  
  Организационные мероприятия до начала прохождения практики  
4.1 Проведение организационного собрания  
4.2 Задания для прохождения практики  
4.3 Распределение рабочего времени студента при прохождении практики  
4.4 Охрана труда и производственная дисциплина  
4.5 Обязанности студентов во время прохождения практики  
4.6 Контроль проведения практики  
  Правила оформления отчетности  
5.1 Общие положения  
5.2 Раздел «Содержание»  
5.3 Построение таблиц  
5.4 Нумерация формул  
5.5 Оформление иллюстраций  
5.6 Оформление приложений  
  Защита отчетов по практике  
  Литература  
  Приложения  

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (далее ФГОС 3+) по направлению подготовки 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» (уровень бакалавриата) по профилю подготовки «Техносферная безопасность в электроэнергетике и электротехнике», в блок 2 «Практики» входят учебная и производственная, в том числе производственная, НИР и преддипломная, практики.

Учебная практика является первым этапом практической подготовки, предоставляет студентам возможность реального приобретения начальных профессиональных навыков, знаний и умений на профильных предприятиях, в учреждениях, в лабораториях университета.

Студенты, благодаря первой учебной практике, получают возможность:

- вникнуть и рассмотреть возможные варианты технологических процессов, связанных с производством, передачей и использованием электроэнергии;

- приобрести сведения и начальные навыки, необходимые для освоения общетехнических и профильных дисциплин.

Учебная практика призвана:

- создать условия и содействовать студентам в их практической деятельности по приобретению начальных навыков, знаний и умений;

- способствовать формированию общего представления о будущей профессиональной деятельности;

- способствовать аналитической работе студентов по сопоставлению приобретенных теоретических знаний с проблемами конкретного производства.

КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ)

В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие профессиональные компетенции:

– способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

– способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);

– способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);

– способностью участвовать в планировании, подготовке и выполнении типовых экспериментальных исследований по заданной методике (ПК-1);

– готовностью определять параметры оборудования объектов профессиональной деятельности (ПК-5);

– способностью рассчитывать режимы работы объектов профессиональной деятельности (ПК-6).

РАБОЧЕЕ МЕСТО СТУДЕНТА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

При прохождении учебной практики студенты работают на местах, соответствующих их профилю подготовки. Учебная практика может проходить в энергетических подразделениях промышленных предприятий, в электромонтажных организациях, на электромеханических предприятиях, в лабораториях кафедры «Микроэлектроники и микропроцессорной техники» ФГБОУ ВО «УдГУ», на иных предприятиях энергетики.

3.1 Обязанности студента

На предприятиях – работа дублером цехового электрика, электрослесаря, электрика силового цеха, лаборанта электротехнической лаборатории. Работа в службах главного энергетика, на электротехнических участках, в бригадах обслуживания станков и другого электрооборудования с условием наличия допуска электробезопасности.

В электросетевых предприятиях – работа электромонтером в бригадах по ремонту и эксплуатации электросетей, в службах релейной защиты, автоматики, измерений и телемеханики при выполнении всех мероприятий обеспечивающие безопасность жизни студента.

 

Задания для прохождения практики

При прохождении практики непосредственно на рабочем месте студент, наряду возложенными соответствующих обязанностей, должен изучить ряд вопросов, связанных с местом прохождения практики. Вопросы условно можно разделить на общие и специальные.

К общим вопросам относятся:

– структурная схема управления подразделениями, его службами и отделами;

– задачи по совершенствованию производства, повышению производительности труда и экономической эффективности производственного процесса с точки зрения энергозатрат;

– использование информационных систем, пакетов прикладных программ на предприятии для решения производственных задач;

– мероприятия, направленные на обеспечение безопасности, охраны труда, защиту окружающей среды.

Специальные вопросы группируются с учетом специфики конкретных мест прохождения учебной практики.

ü При прохождении учебной практики на промышленных предприятиях (производственные участки, цеха, заводы, и т. д.) кроме изучения общих вопросов необходимо ознакомиться:

– с источниками электроснабжения;

– со схемами общего электроснабжения объектов;

–с конкретными потребителями электроэнергии на соответствующих производственных участках предприятия;

– с методами защиты этих потребителей от ненормальных режимов работы (от перегрузок, коротких замыканий, понимания напряжения, обрывов проводов);

– с условным обозначением элементов электрических схем (силовые и измерительные трансформаторы, коммутационные и защитные аппараты, аппараты цепей управления, измерения, сигнализации и защиты);

– с конструктивным выполнением элементов защиты и автоматики (предохранители, автоматические выключатели, контакторы, тепловые реле и т.д.) на соответствующем производственном участке предприятия, а также с принципами их действия;

– с несложным электрооборудованием, используемым на рабочем месте;

– с простейшими электроприводами, используемыми на участке прохождения практики;

– с конструкциями электрических машин переменного и постоянного тока, электромагнитных муфт, тормозных устройств и другого оборудования;

– с конструкциями станков (технологических установок), на которых работает студент;

– с кинематическими, структурными и принципиальными электрическими схемами используемого электрооборудования;

– с электрическими схемами, типами электропривода любых станков с числовым программным управлением, применяемых на предприятии (цехе, участке, рабочем месте);

– с технологическими картами на ремонт электрооборудования;

– с передовыми технологиями диагностики и ремонта промышленного электрооборудования;

– с приемами сборки и разборки электрооборудования, методами перемотки обмоток электрических машин и аппаратов, способами пропитки секций и сушки обмоток;

– с применением электроизоляционных материалов, обмоточных проводов и методов определения их расхода;

– с методами ремонта пуско-регулирующей аппаратуры, включая бесконтактную;

– с навыками изготовления отдельных деталей аппаратов, производства испытаний и наладки аппаратуры после ремонта;

– с планированием и нормированием ремонтных и наладочных работ.

ü При прохождении учебной практики на предприятии, изготавливающем электрооборудование, необходимо ознакомиться:

– с номенклатурой выпускаемых предприятием электротехнических изделий, в изготовлении которых принимает участие студент;

– с конструкциями, электрическими, монтажными и кинематическими схемами выпускаемых электротехнических изделий;

– с программами приемочных и приемо-сдаточных испытаний выпускаемых электротехнических изделий или их деталей;

– с основными стандартами на конкретное электротехническое изделие (электрический или электронный аппарат, электрическую машину);

– с измерительной аппаратурой, используемой для проверки и испытаний выпускаемых электротехнических изделий;

– с технической документацией, определяющей состав и методы испытаний;

– с видами промышленных испытаний и требований к ним;

– с классификацией испытаний по способам выполнения;

– с документацией испытаний;

– с техникой безопасности при испытаниях.

ü При прохождении практики на ТЭЦ студентам необходимо ознакомиться:

– с основным теплотехническим оборудованием (котлы, система водоподготовки, типы турбин и т. д.);

– с количеством, мощностью генераторов и величиной генераторного напряжения;

– с конструктивным выполнением системы передачи электроэнергии от генераторов к распределительному устройству генераторного напряжения;

– с коммутационной аппаратурой на генераторном и на высшем напряжении (устройство и принцип работы);

– с измерительными и защитными аппаратами;

–с основными потребителями собственных нужд и системой их электроснабжения;

– с назначением устройств релейной защиты и автоматики;

– с условным обозначением элементов электрических схем (генераторы, силовые и измерительные трансформаторы, коммутационные и защитные аппараты; аппараты цепей управления, измерения, сигнализации и защиты).

ü При прохождении учебной практики в электромонтажной организации следует ознакомиться:

– с основными задачами производственных участков (монтажно-заготовительный и др.);

– с проектно-монтажной документацией;

– с оборудованием (станки, электроинструмент, подъемно-транспортные механизмы и др.), применяемым при выполнении электромонтажных работ;

– со способами прозвонки кабелей;

– с конструкцией и работой различного электрооборудования;

– с монтажом проводов, щитов и кабелей, с установкой крепежных изделий;

– с системой маркировки выводов кабелей и электрооборудования на монтажных чертежах и в ячейках низковольтных электроустановок;

– с методами соединения кабелей;

– с техникой безопасности при выполнении электромонтажных работ и применяемыми защитными средствами;

– с противопожарными мероприятиями;

– с методами проверки технического состояния и остаточного ресурса электротехнического оборудования;

– с методикой составления заявок на комплектующие изделия для монтируемого электрооборудования;

– с методикой подготовки технической документации на монтаж (ремонт) электрооборудования.

ü При прохождении учебной практики на электротранспортных предприятиях необходимо ознакомиться:

– с устройством эксплуатации электрооборудования в мобильных объектах;

– системами электроснабжения электротранспортного оборудования;

– с эксплуатационными требованиями к электрооборудованию, размещаемому на мобильных объектах;

– с возможностями применения бесконтактного привода на электротранспорте;

– с электрическими схемами и конструкциями электрооборудования.

ü При прохождении учебной практики в сетевых распределительных компаниях, кроме изучения общих вопросов, необходимо ознакомиться:

– с электрической схемой соединения ЛЭП с силовыми трансформаторами ОРУ;

– с количеством, типом и мощностью трансформаторов;

– с системой охлаждения силовых трансформаторов;

– со способами регулирования напряжения силовых трансформаторов;

– с защитой силовых трансформаторов от коммутационных перенапряжений (разрядники, типы и места их установки);

– с конструкцией коммутационной аппаратуры (типы выключателей, разъединителей);

– с блокировками приводов выключателей и разъединителей от ошибочных действий персонала при выполнении оперативных переключений;

– с выполнением заземления электрооборудования;

– с назначением устройств релейной защиты и автоматики;

– с организацией и проведением текущих и капитальных ремонтов оборудования;

– с порядком допуска ремонтной бригады к работе;

– с вопросами безопасности труда;

– с применяемыми защитными средствами.

ü При прохождении практики на промышленном предприятии неэлектротехнического профиля студент должен:

– изучить несложное электрооборудование, используемое на его рабочем месте;

– ознакомиться с простейшими электроприводами, используемыми на участке прохождения практики;

– изучить конструкции электрических машин переменного и постоянного тока, электромагнитных муфт, тормозных устройств и другого электрооборудования;

– ознакомиться со всеми видами ремонта и техобслуживания электрооборудования;

– изучить станок (технологическую установку), на котором работает студент (конструкцию, кинематическую и электрическую схемы, используемое электрооборудование и т. д.);

– ознакомиться с электрической схемой, типом используемого электропривода любого станка с ЧПУ, применяемого на предприятии (цехе, участке, рабочем месте);

– ознакомиться с технологическими картами на ремонт электрооборудования.

Содержание индивидуального задания, изложенного в дневнике, определяется в основном приведенным выше перечнем вопросов, конкретизируемым в каждом случае с учетом специфики места работы каждого студента.

4.3 Распределение рабочего времени студента при прохождении практики.

Продолжительность рабочего дня для студентов при прохождении практики составляет для студентов в возрасте от16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст.43 КЗоТ РФ), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст.42 КЗоТ РФ).

Необходимость ликвидации академических задолженностей за семестр не освобождает студента от установленного временного регламента прохождения практики на предприятии или организации и от обязательного исполнения правил и норм внутреннего трудового распорядка предприятия или организации.

4.4 Охрана труда и производственная дисциплина

Во избежание несчастных случаев на практике студенты должны неукоснительно придерживаться правил техники безопасности на предприятии.

Перед уходом на учебную практику на организационном собрании студенты получают инструктаж по охране труда и технике безопасности в период прохождения практики. Студенты, не прошедшие вводный инструктаж, к прохождению практики не допускаются.

Руководитель практики от кафедры оформляет получение инструктажа студентами в журнале кафедры по технике безопасности.

На предприятиях и организациях – базах практики проводится вводный инструктаж по технике безопасности, дополнительно – инструктаж на рабочих местах.

Основные задачи вводного инструктажа:

– ознакомление с правилами внутреннего распорядка и основами трудовой дисциплины;

– ознакомление с инструкциями, правилами и нормами по технике безопасности, производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности применительно к производственным условиям предприятия. Студенты, не прошедшие на предприятии вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте, к прохождению практики не допускаются.

При переводе студентов на другое рабочее место проводится повторный инструктаж на новом рабочем месте. Студент может быть переведен на другое рабочее место только с согласия руководителя практики от университета.

Руководитель учебной практики от университета контролирует проведение и оформление должностными лицами вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте по установленной на предприятии форме.

Студент, не выполняющий правила техники безопасности, отстраняется от прохождения практики и об этом сообщается руководителю практики в университет.

Студент обязан немедленно сообщить администрации цеха (участка, отдела), на кафедру и руководителю практики от университета о происшедшем с ним или с товарищем по работе несчастном случае.

Каждый студент в порядке выполнения индивидуального задания по охране труда должен составить инструкцию по технике безопасности применительно к освоенным им операциям и оборудованию.

Студенты, зачисленные на предприятия на должности, имеют государственное социальное страхование наравне со всеми работниками в соответствии с трудовым законодательством.

4.5 Обязанности студентов во время прохождения практики

Прибыть на практику в установленные приказом ректора сроки, имея при себе паспорт, студенческий билет, программу практики, дневник с индивидуальным заданием, необходимые допуски и разрешения, а также документы, предусмотренные договором о проведении практики.

Полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики.

Строго выполнять правила охраны труда, техники безопасности и промышленной санитарии.

Подчиняться действующим на предприятии, в учреждении правилам внутреннего трудового распорядка.

Вести дневник по установленной форме, в который записывать необходимые материалы для отчета по практике.

Представить руководителю практики от университета письменный отчет о выполнении всех заданий, подписанный руководителем практики от предприятия дневник и сдать зачет по практике. Для оформления отчета студенту выделяется 2-3 дня в конце практики.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие оценку «неудовлетворительно», могут быть отчислены из учебного заведения, как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом университета.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ

Общие положения

Отчет по практике составляется каждым студентом самостоятельно. Содержание отчета определяется программой практики и индивидуальным заданием студенту. Отчет должен отражать полученные студентом организационно-технические знания и навыки. Он составляется на основании технических знаний, личных наблюдений, опыта работы, полученных практикантом во время практики.

Рекомендуется следующая структура и содержание отчета:

Титульный лист

Содержит наименование отчета, реквизиты автора (фамилия, имя, отчество студента, шифр студенческой группы), сведения о руководителе практики от университета и от предприятия, год написания отчета, наименование университета и название города (Приложение А).

За титульным листом следует индивидуальное задание на практику и оглавление отчета (Приложение Б).

Введение

Указываются: вид практики, ее продолжительность, база практики, занимаемые во время практики должности (рабочие места). Приводится аннотация достигнутых за время практики целей и решенных задач (аннотация должна быть лаконична и содержательна).

1. Раздел 1

Общая характеристика предприятия и подразделений, где проходила практика, организация их деятельности, если это не противопоказано условиями и правилами конфиденциального характера.

2. Раздел 2

Приводятся материалы по освещению вопросов, изучение которых предписано студенту индивидуальным заданием на практику (описываются задачи и проблемы существующие на данном предприятии или участке организации, а также возможные организационные мероприятия для решения выявленных решений).

3. Раздел 3

Описание материалов по охране труда и технике безопасности на объекте практики. Освещение вопросов природоохраны, экологической безопасности.

4. Раздел 4

Освещение вопросов управления и организации производства.

5. Выводы и предложения. Заключение. Приводится всесторонняя оценка практики.

6. Перечень использованных литературных источников.

Отчет должен быть сжатым, но в то же время полностью отражать существо излагаемых материалов. Необходимо придерживаться требований технической грамотности и культуры изложения. Отчет иллюстрируется эскизами, схемами, фотографиями; копии рисунков из литературных источников допускаются.

Объем отчета не регламентируется, но в среднем имеет примерно 20-30 страниц.

Отчет должен быть оформлен грамотно и аккуратно от руки либо с применением современных информационных технологий. Применяемые форматы для чертежей, схем и плакатов должны соответствовать основным форматам ГОСТ 2.301: А0 (841х1189), А1 (594х841), А2 (420х594), А3 (297х420), А4 (210х297). Допускается применение кратных форматов. Выбор формата согласуется с требованиями ответственной кафедрой.

Отчет оформляется на листах белой бумаги формата А4 (210х297 мм) с одной стороны листа. Текстовая часть отчета оформляется в соответствии с требованиями стандартов:

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ 2.106-96 ЕСКД. Текстовые документы.

Текст следует печатать только черным цветом на одной стороне листа, основные поля:

− расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк − не менее 3 мм;

− расстояние от верхней или нижней строки текста до верхней или нижней границы рамки должно быть не менее 10 мм.

Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15–17 мм.

Пример выполнения текстового документа приведен в ПРИЛОЖЕНИИ В.

Дипломным, выпускным, курсовым проектам и практическим отчетам (работам) присваивается обозначение, вносимое в основную надпись каждого листа в позицию 1, составные части которого располагают в порядке, указанном на рис.1.

Рисунок 1 - Схема обозначения документа

Аббревиатура кода категории документа состоит из двух заглавных букв русского алфавита:

ВР - выпускная работа бакалавра,

ОП – отчет по практике

Для кода дисциплины предусматривается четыре разряда. Код представляет аббревиатуру названия дисциплины, состоящую из заглавных букв русского алфавита. Например: «Метрология, стандартизация и сертификация» - МСС.

Оставшиеся свободными разряды не заполняются. При дипломном проектировании этот код не указывается.

Код организации - УдГУ.

Код группы – установленное в учебном заведении обозначение студенческой группы (для дневного и вечернего форм обучения), состоящее из 5 или 4 знаков или шифр специальности для заочной формы обучения (например, 06ТМ1; 1209).

Оставшиеся свободными первые разряды заполняются нулями. Например, код группы 06АМ будет иметь вид 006АМ, а код специальности 1209 – 01209.

Регистрационный код – номер чертежного листа по порядку; для основного документа (пояснительной записки и сборочного чертежа) все три разряда заполняются нулями.

Год защиты проекта (работы) – последние две цифры года (например, если год защиты 2011 год, в обозначении указывается 11).

Примерами обозначений документов являются следующие записи:

ДП - ТМ - УдГУ- 06ТМ1- 000 - 11

КР - МСС - УдГУ- 01201- 000 - 11.

Набор текста производить в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman размером 12 pt через 1,5 интервала или 14 pt через одинарный интервал.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения документа, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью рукописным способом.

Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графика) не допускается. Допускается не более двух исправлений на странице.

Текст отчета разделяют на разделы и, при необходимости, на подразделы. Наименование разделов и подразделов должны быть в соответствии с заданием на учебную практику. Расстояния между заголовками в чистоте 8 мм.

Наименование разделов и подразделов должны быть краткими и соответствовать их содержанию

Наименование разделов записывают строчными буквами с новой страницы.

Наименование подразделов записывают в виде заголовка строчными буквами посередине.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из 2-х предложений, их разделяют точкой.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей отчетной документации, обозначенные арабскими цифрами без точки.

Порядковый номер раздела записывается непосредственно перед заголовком текста.

Подразделы должны иметь порядковые номера в пределах каждого раздела. Номера подразделов обозначаются двумя арабскими цифрами. Первая обозначает номер раздела, вторая − подраздела. Между цифрами ставятся точки. После последней цифры точка не ставится. Номер подраздела записывается непосредственно перед заголовком подраздела.

Текст пояснительной записки для четкости и краткости изложения рекомендуется разбивать на пункты.

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.

Каждый раздел пояснительной записки следует начинать с нового листа. Не допускается запись заголовков разделов и подразделов на отдельных листах и в конце листов без текста.

Выделение заголовка по тексту производится с помощью интервалов (пропусков) без подчеркиваний.

Перед заголовком, после предыдущего текста, делается интервал 15 мм, после заголовка, до последующего текста − 10 мм.

Листы пояснительной записки должны иметь рамку и основную подпись («штамп»).

Ссылку на литературу в тексте записки производить в соответствии с нумерацией списка литературы, номер которой проставляется в квадратных скобках [...], при этом слова «таблица», «приложение» не пишутся, слово «смотри» не пишут. (ПРИЛОЖЕНИЕ Г)

Например:

[2, 5, 39] или [2-5].

На первых страницах каждого раздела выполняют «штамп» по форме ПРИЛОЖЕНИЯ Д.1, на остальных − по форме ПРИЛОЖЕНИЯ Д.2.

Изложение текста записки должно вестись в форме неопределенно-личных предложений.

Например:

«Расчет ведется по методике…» или «Исходные данные берутся…».

В тексте записки следует применять допустимые сокращения обозначения слов и словосочетаний, условные обозначения единиц физических величин.

Условные обозначения единиц измерения ставят после цифровых обозначений.

Например: 10 м, 100 мм.

Если в тексте приводится ряд цифровых значений одного измерения, то единицу указывают после последней цифры.

Например: 20, 30, 40 м.

Условные обозначения единиц физических величин, характеристик, графических обозначений и т.д. следует применять только с цифровыми значениями, причем перед условным обозначением, при необходимости указывают наименование условного обозначения за цифровым значением − размерность.

Например:

«Выдержать давление Ру = 0,14 МПа в течение Т = 300 с».

Математические знаки и знаки № (номер), % (процент) следует применять только с цифровыми значениями.

Например:

«Проверить 100% стыков на герметичность», «Номер участка».

Отвлеченные числа до девяти в тексте пишутся словами, а свыше девяти − цифрами.

Например:

«Три кривые», «10 делений».

В тексте пояснительной записки не допускается:

− применять нестандартные сокращения слов;

− употреблять математические знаки вместо слов без цифр (≥, ≤, ≠ и т.д.);

− применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, РСТ, ТУ) без регистрационного номера.

Отчет имеет сквозную нумерацию листов, т. е. все листы, включая титульный лист, задание, таблицы и приложения, включаются в нумерацию, однако номера листов или страниц на титульном листе и задании не ставятся.

Раздел «Содержание»

Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц на которых размещается начало материала разделов (подразделов, пунктов).

Слово «Содержание» записывают в виде заголовка (по центру листа) прописными буквами. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, кроме первой прописной.

Разделы, подразделы и пункты нумеруются только арабскими цифрами без добавления слова «Раздел».

Наименования разделов и подразделов должны быть краткими и совпадать с соответствующими названиями в тексте пояснительной записки.

На первом листе раздела «Содержание» вычерчивается основная надпись («штамп») (ПРИЛОЖЕНИЕ Д.1), где указываются разработчики, проверяющие и утверждающие лица, шифр документа, его название, порядковый номер листа (страницы) и его общий объем.

На последующих листах вычерчивается основная надпись («штамп») (ПРИЛОЖЕНИЕ Д.2).

Построение таблиц

Для удобства изложения цифровые данные оформляют в виде таблиц, например:

 

Таблица 2.1 Результаты технико-экономического расчета

Показатель Проектируемый вариант
Капитальные вложения, руб.  
Повышение продуктивности животных, %.  
Эксплуатационные затраты, руб.  
Прибыль, тыс. руб.  
Срок окупаемости, год. 0,021
Производительность установки, м3/час.  
ИД, о. е.  

Высота строк должна быть не менее 8 мм.

Таблица может иметь заголовок, который строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы. Если в таблице шапка выполняется на каждой странице, то нумерация колонок не делается, в противном случае делают нумерацию колонок высотой 5 мм.

Цифры в графах таблиц указывают так, что классы цифр во всей графе находилось точно один под другим. Числовые выражения в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков.

Обозначение единицы измерения параметра указывают в заголовке каждой графы.

Все таблицы, если их в записке более одной, нумеруют сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела арабскими цифрами. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, с указанием номера таблицы,

например: «Таблица 2.5».

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «Таблица» пишут полностью.

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении к пояснительной записке.

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

В случае если таблица не умещается на одной странице (листе), ее продолжают на следующей, при этом заголовок помещают только над первой частью, но производится нумерация граф первой и последующих частей таблицы. Над продолжением таблицы делается запись по форме «Продолжение таблицы 2.3».

«Шапка» таблицы должна быть выделена жирной линией от остальной части таблицы.

Нумерация формул

В формулах обозначения символов и числовых коэффициентов необходимо принимать в соответствии с принятыми стандартами. Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка расшифровок должна начинаться словом «где» без двоеточия после него.

Все формулы нумеруют арабскими цифрами. Номер формулы принимается сквозным по всему тексту пояснительной записки. Допускается нумеровать формулы в пределах одного раздела, в этом случае номер должен состоять из номера раздела и порядкового номера формулы в нем, разделенных точкой.

Номер указывают с правой стороны страницы на уровне формулы в круглых скобках. Если на странице (листе) расположено несколько формул, то номера формул располагают друг над другом.

Например:

Скорость движения воздуха в шахте V определяется по формуле:

, м/с (2.1)

где h − высота вытяжной шахты, м;

tв − расчётная температура внутри помещения, °С;

tнар − расчётная температура наружного воздуха, °С.

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.

Например,... в формуле (2.1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак "х".

Оформление иллюстраций

Для пояснения излагаемого текста рекомендуется его иллюстрировать фотографиями, схемами, чертежами и пр. Количество иллюстраций должно быть достаточным для понимания излагаемого текста. Все иллюстрации, помещаемые в пояснительной записке, условно нумеруются рисунками.

Иллюстрации (кроме фотографий) должны выполняться черной тушью, пастой. Если иллюстраций больше одной, они нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Наименование симметрично помещают после номера рисунка.

Иллюстрации следует помещать сразу после упоминания о них в тексте. При ссылке в тексте на иллюстрацию, слово «рисунок» пишут со строчной буквы с указанием номера.

Например: «На рисунке 2.1 показано…».


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.186 с.