Справочник для эстрадника 3 курса ЦК «Эстрадный вокал» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Справочник для эстрадника 3 курса ЦК «Эстрадный вокал»

2017-08-23 272
Справочник для эстрадника 3 курса ЦК «Эстрадный вокал» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Баллада (ballad) - эпическая песня с драматическим сюжетом; распространена во многих народных культурах. В США английские, в частности шотландские, баллады, подвергшиеся незначительному влиянию негритянского фольклора, получили широкое распространение у негров в виде сольной песни. Они сыграли значительную роль в зарождении и формировании джаза. Баллады в виде сентиментальных песен 32-тактовой куплетной формы, исполняющиеся в умеренном или медленном темпе, распространены в популярной музыке, откуда они часто заимствуются джазовыми музыкантами в качестве тем для импровизаций. Среди наиболее известных интерпретаторов баллад в джазе - пианист Билл Эванс, трубач Майлс Девис, саксофонисты Колман Хоукинс и Джон Колтрейн.

Банджо / Banjo (Bonjo) - Струнный щипковый музыкальный инструмент африканского происхождения, родственный мандолине и гитаре. Чрезвычайно широко распространен в практике народного музицирования американских негров и как сольный, и как аккомпанирующий инструмент. Самобытные жанры негритянской народной музыки для банджо способствовали возникновению регтайма и ранних форм джаза.

Баунс/ Воunсе (англ. прыжок, скачок) - 1. Разновидность свинга, упругое ритмическое движение в умеренном темпе с акцентами на основных долях такта. Противоположность джампу с его упрощенным, мало освингованным битом и очень быстрым темпом. 2. Модный североамериканский танец в умеренном темпе на 4/4, имеюший сходство с медленным фокстротом.

Бегин/ Веguine - Танец латиноамериканского происхождения (предположительно с острова Мартиника), в четырехдольном размере, в умеренном темпе. Обладает некоторыми чертами сходства с танго и румбой. Получил международное распространение в 30-е гг. ХХ в. Мелодия "Begine the Beguine" из мюзикла К.Портера "Jubilee" (1935) является одной из популярных джазовых тем.

Бит/ Веаt (англ. удар) - В широком смысле - метроритмическая пульсация в музыке. В джазе тип бита (граунд-бит, офф-бит, он-бит, ту-бит, фоур-бит и др.) определяется трактовкой метрической структуры такта, соотношением долевых и ритмических акцентов, степенью их совпадения или несовпадения. Как правило, регулярному, строго организованному биту противопоставляется более свободная и гибкая ритмика. Постоянно возникаюшие микросмешения ритмических акцентов относительно долей такта усиливают впечатление импульсивности, внутренней конфликтности и напряженности музыкального движения.

Блок-аккорды/ Вlock chords - Джазовая техника фортепианной игры, основанная на параллельном моноритмическом аккордовом движении в партиях обеих рук пианиста. Другое известное ее название - техника связанных рук. Впервые разработана в начале 40-х гг. Впоследствии данный тип аккордовой фактуры нашел применение в исполнитсльской практике малых ансамблей (комбо) и биг-бэндов.

Блюз/ Вlues (предпол. от амер. идиомы to feel blue быть печальным или от англ. blue devils меланхолия, хандра) Традиционный жанр афроамериканской музыки, являюшийсм одним из высших достижений негритянской музыкальной культуры. Тесно связан с африканскими истоками, представлен множеством жанровых разновидностей в народной музыке негров Южной, Центральной и Северной Америки. По мнению исследователей, блюз развился из целого ряда негритянских фольклорных вокальных жанров, среди которых важнейшими яыяются уорк-сонг, холлер, негритянская баллада и спиричуэлз. Яркий и неповторимый облик блюза проявляется в характерных особенностях его интонационного строя, лада, мелодики, гармонии, формы. Блюзовая традиция представлена практически во всех основных джаэовых стилях; к ней обрашались в своем творчестве ведушие академические композиторы ХХ в. (в том числе Равель, Мийо, Гершвин, Копленд, Онеггер, Мартину и др.); под ее влиянием возникли многие формы и жанры современной популярной и танцевальной музыки.

Блюзоаая форма/ Blues form - Характерный тип строения блюзовой строфы. Чаше всего под блюзовой формой подразумевается классическая двенадцатитактовая вопросо-ответная структура ААВ с повторенным "вопросом" А и однократнмм "ответом" В, основанная на принципе "перемены в третий раз". Данной структуре соответствует определенная функционально-гармоническая модель (квадрат) с типичной для блюза каденцией D-S-Т, не имеюшей аналогов в европейской музыке. Устойчивость многократно повторяемого "блюзового квадрата" служит организующим фактором мелодической импровизации. Специфика блюзовой формы может проявляться и в рамках тематических структур иного масштаба (8, 10, 16, 20, 24, 32 такта).

" Блюзовые тоны "/ Blue notes - Зоны лабильного (неустойчивого) интонирования отдельных ступеней лада, не совпадаюшие с принятым в европейской практике делением октавы на тоны и полутоны. Типичны как для джаза, так и для всей негритянской музыки в целом. В семиступенном звукоряле (гептатонике) чаще всего располагаются на III и VII ступенях ("блюзовая терция" и "блюзовая септима"), условно нотируемых как пониженные III и VII ступени мажора. Hеадекватность восприятия "блюзовых тонов" европейцами привела к появлению ошибочного представления о негритянском блюзе как о музыке печальной, грустной (с точки зрения европейских норм понижение III и VII ступеней мажорного лада создает своего рода "оминоренный" мажор).

" Блюзовый звукоряд"/ Blue scale - Условное понятие, в котором отразилось европейское представление о звукорядной основе негритянской музыки (в первую очередь блюза), ограниченное рамками равномернотемперированного строя и связанной с ним системы нотации. В соответствии с этим представлением "блюзовый звукоряд" рассматривается как семиступенный натуральный мажор с дополнительными "6люзовыми тонами" - пониженными III и VII ступенями. В действительности эти "ступени" входят в состав особых зон инторнирования, имеюших иной звуковысотный объем, чем аналогичные степени европейской гаммы.

Бонги/ Воngos - Латиноамериканская разновидность малых барабанов (прелположительно индейского происхождения). Обычно используется блок из двух бонгов разной величины, соединенных друг с другом деревянной колодкой. В эстрадно-танцевальной музыке бонги получили широкое распространение после второй мировой войны. В джазе применяютси эпизодически.

Боп/ Вор - Джазовый стиль, сложившийся к началу 40-х гг. Известен также под названиями "бибоп", "бибап", "рибап", "минтонс-стиль". Почти все эти названия (кроме последнего) имеют звукоподражательное происхождение и связаны с практикой скэт-вокала. Термин "минтонс-стиль" происходит от названия гарлемского клуба "Мinton's Рlayhouse", где выступали первые музыканты бопа, его основоположники. Боп пришел на смену свингу, возникнув как новое, экспериментальное направление негритянского джаза малых ансамблей (комбо). Важнейшие тенденции, характеризующие боп,- модернизация старого хот-джаза, культ свободной сольной импровизации, новаторство в области мелодики, ритмики, гармонии, формы и других выразительных средств. Боп считается первым значительным стилем современного джаза.

Бридж/ Bridge (англ. мост, переход) - Промежуточный раздел в структуре джазовой темы, предшествуюший заключительному репризному разделу (например, третий восьмитакт В в стандартной тридцатидвухтактовой строфе ААВА). Содержит элементы тематического развития или контраста, которые служат дополнительными стимулами для импровизации. Другие названия бриджа - рилис (англ. releas - освобождение) и ченнел (англ. сhannel - путь, источник).

Граул/ Growl (англ. рычание) - Хриплое, "рычащее" звучание. Инструментально-тембровый эффект, перенесенный в джаз из фольклорной практики негритянского пения (см. шаут, дёрти-тон). Чаще всего используется в игре на медных духовых инструментах в нижнем регистре с применением сурдин (особенно на тромбоне), но может достигаться и в исполнении на других инструментах (кларнете, саксофоне и т. д.). Разнообразные граул-эффекты характерны для т. н. джангл-стиля.

" Джазовая эра" ("Век джаза")/Jazz Age - Условное название периода в истории джаза, датируемого приблизительно 1917 - 1929 гг. (с конца первой мировой войны до экономического кризиса в США). "Веком джаза" назвал данный период американский писатель Фрэнсис Скотт Фитцджеральд в кн."Tales of the Jazz Age" (1922). С этим временем связано сенсационное "открытие" джаза, приведшее к его бурному расцвету и повсеместному распространению. Хронологически указанный период совпадает с периодом классического джаза и началом перехода от него к "свинговой эре".

Джайв / Jive (амер. сленг. болтовня, жаргон) - Термин имеет ряд значений: 1) то же, что и джаз; 2) символический язык блюза, позволяющий обыгрывать в тексте разного рода "запретные" темы - например, связанные с алкоголизмом, наркоманией. преступностью и т. п.; 3) в период свинга название музыки, исполняемой биг-бэндом в манере гарлемского джампа, а также наименование связанных с этим стилем популярных танцев; 4) жаргон джазовых музыкантов и любителей джаза.

Джамп/ Jump (англ. скачок, прыжок) - Разновидность негритянского свинга, созданная в 20 - 30-е гг. музыкантами гарлемской школы джаза (см. гарлемский джаз). Отличается повышенной экзальтированностью исполнительской манеры, сильной и резкой атакой звука, обилием изломов и скачков в мелодике, большим динамическим напором и устремленностью (см. драйв), жесткой, равномерной ритмикой с тяжелыми акцентами на основных метрических долях (см. бит, граунд-бит). Джамп тесно связан с традициями блюза и негритянского хот-джаза.

Драйв / Drive (англ. движение, преследование, гонка, спешка) - Энергичная манера исполнения в джазе, при которой достигается эффект нарастающего ускорения темпа, активной устремленности движения. Драйв предполагает использование целого комплекса выразительных средств и приемов, например, таких, как постоянное опережение долей метрической пульсации (см. офф-бит), переход от рассредоточенного размещения долевых акцентов (на 1-ю и 3-ю доли или на 2-ю и 4-ю) к акцентировке каждой доли, от более крупных ритмических длительностей к более мелким, динамичная атака звука, свинг, стомп, риффы и т. д.

Импровизация/ Improvisation (от лат.improvisus непредвиденный, неожиданный, внезапный) - Метод творчества (в музыке и некоторых других видах искусства), предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В музыкальной импровизации нет разделения функций композитора (сочинение музыки) и исполнителя (интерпретация); они образуют органическое единство и осушестыяются музыкантом-импровизатором одновременно. В джазе (в отличие от академического музыкального искусства) импровизация имеет основополагающее значение, хотя использование ее в отдельных случаях не считается обязательным. Типы и средства импровизационной техники в джазе чрезвычайно многообразны, что обусловлено особенностями различных джазовых стилей, индивидуальной исполнительской манерой музыкантов, спецификой характерных для джаза музыкальных форм и жанров. Широкое применение здесь находят такие разновидности импровизации, как вокальная и инструментальная, сольная и ансамблевая, тональная и атональная, свободная и ограниченная (основывающаяся на заданных схемах, моделях, стандартах, частично или полностью расгпланированная, сочетающаяся с элементами компоэиции и аранжировки, даже целиком зафиксированнвя в нотной записи). Это может быть короткий брейк или развернутый мелодический хорус, импровизация на определенную тему, на гармонический квадрат или даже на законченную пьесу с развитой формой, импровизация на импровизацию, модальная или алеагорическая импровизация, коллективная игра в линеарно-контрапунктической, гетерофонной, орнаментально-вариационной или респонсорной манере, имитация музыкантом импровизационного стиля других джазовых исполнителей и т. д. Возможны также сочетания различных типов импровизации.

Кантри / Country (Соuntry music) (анг. country - сельский, деревенский) - Выросшая из фольклорных истоков и представленная в США множеством местных школ, стилей и направлений традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения сельских районов юго-восточных и западных штатов. Сложилась к началу ХХ а. в результате длительного процесса смешении архаических форм музыкального фольклора различных европейских народов. Первоначально бытовала в сельских районах как музыка фермеров, сельскохозяйственных рабочих, лесорубов и др. под названием фолк-мьюзик, или сокр. фолк (folk music). После первой мировой войны получила широкое распространение благодаря развитию грамзаписи и радио. В 20-е гг. стала называться хилбилли (hillbilly) - по имени одного из наиболее популярных ее исполнителей, скрипача и певца Билли Хилла (1899 - 1940). К 40-м гг. коммерциализировалась, превратившись в т.н. "вторичный фольклор" (создаваемый профессиональными авторами). Вместе с ковбойскими песнями Запада - вестернами - приобрела популярность в городской среде под названием кантри-энд-вестерн (country and western, C&W). В некоторых своих разновидностях музыка кантри обнаруживает негритянские влияния. В настоящее время почти целиком относится к сфере коммерческой развлекательной музыки; нередко популяризируется в форме театрализованных эстрадных программ - кантри-шоу.

Квадрат /Square - В джазовой музыке этим термином обозначается законченная функционально-гармоническая структура определенного масштаба (восьмитакт, двенадцатитакт, шестнадцатитакт и т. д.), лежащая в основе темы, на которую исполняется импровизация, и многократно повторяемая без существенных изменений на протяжении всей пьесы. С данным понятием связано существование особого типа музыкальной формы в джазе, предстаюяющей собой серию гармонических квадратов, на фоне которых развертывается мелодическая импровизация. Это предполагает возможность использования одновременно нескольких различных принципов формообразования: строфического варьирования (структурная схема гармонического квадрата остается неизменной, в то время как его аккордика, фактура и ритмика варьируются), сквозного импровизационного развертывания мелодики, респонсорной техники (диалогическая перекличка солистов в рамках одного квадрата или вопросно-ответное чередование мелодических соло с протяженностью каждого в несколько квадратов), а также репризности (обрамление пьесы зкспозиционным и репризным изложением темы).

 


МЮЗИКЛ (англ. musical), особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. На современном этапе – один из самых сложных и своеобразных жанров, в котором, в той или иной степени, нашли свое отражение чуть ли не все стили сценического искусства, существовавшие прежде. Сформировался в США в начале 20 в.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРА

Театральное искусство США до конца 19 в. развивалось сложно, по особому пути, практически не соотносящемуся с общеевропейским. Английские пуритане, составлявшие большинство переселенцев в молодую страну, привезли с собой крайне нетерпимое отношение к художественной культуре вообще, и к театральному искусству в особенности. Истоки этого можно проследить еще в 17 в., со времен английской буржуазной революции, когда в 1642 английский парламент специальным указом запретил все театральные представления. Однако Англия, несмотря на свое островное расположение, все же не могла развиваться изолированно от общих тенденций европейского Просвещения 18 в., поставившего театр на службу своей идеологии, а следовательно – уделявшего театральному искусству много внимания. США же, в силу своей удаленности от Европы, обладали куда большей возможностью сопротивления интеграции тенденций художественной культуры. Переселенцы-пуритане, последовательно проповедуя идеологию аскетизма, на протяжении двух столетий отводили театру роль «низкого» и социально неодобряемого вида человеческой деятельности, провозглашая средоточием духовной жизни интеллектуальное, но не художественное развитие. Это не могло уничтожить театр вовсе, но обусловило совершенно определенные формы его развития.

Существование в 19 в. американского театра вне официальной идеологии способствовало развитию его самых простых и грубоватых форм, рассчитанных на неискушенного и потому непритязательного зрителя. К тому же мигрирующие из Европы театральные труппы и отдельные актеры, как правило, были не самыми талантливыми и не самыми состоятельными людьми, не сумевшими добиться успеха на родине. Наибольшее распространение в то время получили бродячие труппы, состоящие из небольшого количества актеров. Малый состав трупп обусловливал их репертуар: набор разнородных, преимущественно комических, номеров, короткие скетчи, музыкальные или танцевальные сценки. Как любой бродячий театр, чье материальное благополучие напрямую связано с конкретными интересами зрителей, эти труппы были вынуждены осваивать «местную специфику», в том числе – негритянский фольклор. К середине 19 в. сформировались американские театральные жанры, представляющие, несмотря на заимствование своих названий из европейского театра, совершенно особую их разновидность. Все они имели общую направленность – развлекательную. Различия между этими жанрами были скорее формальными, нежели принципиальными.

ИСТОКИ МЮЗИКЛА

Минстрел-шоу (от «менестрель» – средневековый певец, музыкант, декламатор). Первоначально минстрел-шоу представляли собой короткие комические сценки в исполнении белых актеров, загримированных под негров, пародирующих их быт, музыку и танцы. По окончанию Гражданской войны между Севером и Югом появились и негритянские труппы, продолжавшие традиции белых менестрелей. Погружение в негритянский фольклор, и особенно – в его музыкальную культуру, привело к зарождению в минстрел-шоу джаза (в частности, рег-тайма, как одной из его ранних форм). Представляется, что именно потому жанр сыграл особую роль в формировании музыкального и театрального искусства США. Пик популярности минстрел-шоу закончился к 1870-м.

Бурлеск, возникший в Европе как травестия, пародия на серьезные театральные представления, в США превратился в сборник разнообразных эстрадных номеров, основанных на двусмысленности и непристойности. К концу 19 в. в бурлеске начали появляться стриптизные номера, позже составлявшие его главную «изюминку».

Водевиль – в отличие от своей европейской версии, как правило, не имел общего сюжета и, скорее, приближался к варьете, к представлениям мюзик-холла, где различные музыкальные, танцевальные и цирковые номера следовали друг за другом в произвольном порядке. Разновидностью водевиля можно считать ревю, в котором номера соединялись некоей тематической линией.

Пожалуй, единственным музыкально-театральным жанром, сохраняющем в Америке свои европейские корни, была оперетта. В конце 19 в. наибольшей популярностью пользовались оперетты английских, французских и австрийских авторов.

В начале 20 в. произошло то, что без преувеличения можно считать революционным поворотом в развитии культуры Америки, а позже – и всего мира: формирование и становление джаза как нового родового понятия музыкального искусства. Джаз постепенно становился не просто музыкой, но и образом мышления, он проникал во все сферы художественной культуры, включая и театр. Постепенно осознаваемые в качестве самобытной национальной музыки, джазовые композиции приобретали все большую популярность. К началу 1940-х трудно было отыскать спектакль музыкально-комедийного жанра, не включающий в себя джазовых номеров. На их фоне тривиальность других сценок и скетчей выглядела все более пошлой. Качественный скачок музыкально-театральных представлений становился неизбежным. Именно джазовое мышление объединило все, не слишком отличающиеся друг от друга музыкально-зрелищные жанры на новых принципах, придав их легкому и поверхностному характеру неожиданную глубину. Изменение характера музыки неизбежно повлекло за собой и принципиальное изменение драматургической основы. Так, на пересечении, казалось бы, несоединимых художественных направлений возник мюзикл.

МЮЗИКЛ В АМЕРИКЕ

Официальной датой рождения нового жанра принято считать март 1943, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля Оклахома! Р.Роджерса и О.Хаммерстайна. Хотя поначалу авторы традиционно именовали свой спектакль «музыкальной комедией», публика и критики восприняли его как новацию, разрушающую сложившиеся каноны. Спектакль композиционно представлял собой единое целое: в нем не было вставных дивертисментных вокальных и танцевальных номеров; сюжет, характеры героев, музыка, пение – все компоненты существовало неразрывно, подчеркивая и развивая разными средствами общую линию сценического произведения. За простой и непритязательной фабулой вставали основополагающие ценности – любовь, социальная общность, патриотизм. Недаром десятью годами позже штат Оклахома объявил песню из этого спектакля своим официальным гимном.

Уже после премьеры, прошедшей с необычайным успехом, авторы предложили новый термин для обозначения жанра спектакля: musical. Мюзикл Оклахома! не сходил с бродвейской сцены более пяти лет; после – объездил с гастрольным турне всю Америку. В 1944 получил Пулитцеровскую премию. Впервые была выпущена пластинка с записью не отдельных музыкальных номеров, но целиком всего спектакля. В 1955 был снят фильм Оклахома!, получивший два Оскара – за лучшую музыку и лучшую работу со звуком. В 2002 был вновь поставлен на Бродвее. Лига Драмы Нью-Йорка объявила Оклахому! лучшим мюзиклом века.

Так началась новая эра в истории сначала американского, а потом – и мирового театра, которую прославили такие композиторы, как Дж.Гершвин, Р.Роджерс, Л.Бернстайн, Э.Ллойд Уэббер, Дж.Герман и др. Драматургическими первоисточниками мюзиклов становились произведения У.Шекспира, М.Сервантеса, Ч.Диккенса, Б.Шоу, Т.С.Элиота, Д.Хейуарда и др.

При всей синтетичности жанра мюзикла, его видовым признаком не является обязательное наличие в спектакле «разговорных сцен»: есть несомненные мюзиклы, написанные и поставленные как бы в оперной манере, где роли превращаются в партии: Порги и Бесс, Кошки, Иисус Христос – Суперзвезда, Эвита и др. Во избежание путаницы такие произведения зачастую называют «рок-операми». Однако на самом деле с мюзиклами их роднит общий способ актерского существования, когда любое средство актерской техники, будь то танец, вокальный или пластический номер становится для исполнителя абсолютно органичным в выражении эмоции или мысли. Этот предельно условный, яркий театральный жанр должен непостижимым образом сочетаться с естественностью перехода от одного средства выражения к другому. Кроме того, при высочайшем уровне технического исполнения, постановка вокала или пластики должна быть принципиально иной, нежели в классических музыкальных жанрах: голоса не могут звучать «по оперному», а танец – выглядеть «балетным». Речь, мимика, пластика, танец могут быть только подчинены единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа.

Именно такой способ существования демонстрировали актеры в лучших постановках бродвейских мюзиклов, а также в их кинематографических версиях: Звуки музыки (1965), Вестсайдская история (1961), Хелло, Долли! (1969), Смешная девчонка (1968), Иисус Христос – Суперзвезда (1973), Моя прекрасная леди (1964), Скрипач на крыше (1971) и т.д. Многие из этих фильмов получили высокие кинематографические награды.

Вскоре американские мюзиклы начали свое триумфальное шествие по всему миру. Однако их европейские постановки были сопряжены с серьезными трудностями. Дело в том, что уникальная сценическая подготовка актера-универсала, отвечающего требованиям мюзикла, обусловлена определенной формой театральной практики, принятой на Бродвее: антрепризой, когда конкретная труппа собирается на воплощение конкретного проекта.

 

Мюзик-холл (англ. music hall или варьете, фр. variété) — развлекательный жанр, который был в моде между 1850 и 1960 годами. Термин может относиться к:

1. самой форме развлечения;

2. театру, в котором происходит действие;

3. видом популярной музыки, связанной с этим понятием.

История

Мюзик-холлы явились результатом развития салунов и пабов в 1830-х[1].

Салон мюзик-холла изначально представлял собой помещение, где за плату за вход или за более высокие цены в баре проходили выступления с танцами, пением, комедиями и драмами. Одним из наиболее известных салунов был Grecian Saloon, открытый в 1825, на севере Лондона[2]. Позже он стал известен как Grecian Theatre, в возрасте 14 лет в 1884 году в нём дебютировала Мэри Ллойд.

Мюзик-холлы в современном понимании появились в 1850-х, и появлялись, как правило, на базе пабов. Они отличались от театров тем, что в них можно было, скажем, сидеть на столе и распивать алкоголь, курить табак во время просмотра шоу.

Первым мюзик-холлом принято считать Кентербери Мюзик-холл, располагающийся по адресу Вестминстер-Бридж-роуд, 143, построенный Чарльзом Мортоном, позднее названного «Отцом Залов». Он открылся 17 мая 1852 года: про эту дату говорят «наиболее знаменательная дата в истории всех мюзик-холлов»[3]. В 1852 году зал выглядел как многие другие пабы, но был расширен в 1854 до беспрецедентных размеров. Он был ещё сильнее отстроен в 1859, позже перестроен как театр, в 1942 здание уничтожила бомба[4].

Другим ранним мюзик-холлом был Middlesex (1851). Более известный как 'Old Mo', он был построен на месте Mogul Saloon. Позднее преобразованный в театр, он был снесён в 1965[5].

 

Регтайм/ Ragtime (англ. букв. "разорванное время", т.е. синкопированный ритм) - Самобытный американский фортепианный жанр, сложившийся в последней четверти ХIХ в. в сфере фольклорного музицирования под влиянием некоторых архаических разновидностей негритянской инструментальной музыки, а также менестрельных песен (кунсонг) и танцев (кэйкуок). В распространении и развитии регтайма ведущая роль принадлежала белым музыкантам (в особенности это относится к т. н. эстрадному концертному регтайму). Характерные черты регтайма - сопоставление постоянно синкопирующей мелодии с метрически четким маршеобразным аккомпанементом типа "бас - аккорд", (см. страйд-стиль), использование остинатно повторяемых мелодических и ритмических моделей, не совпадающих с тактовой группировкой (паттерн), особый тип композиционной структуры и др. В конце 80-х - начале 90-х п. сформировался классический регтайм, заметно отличающийся от своих фольклорных разновидностей. Развиваясь по пути совершенствования стиля, структуры и пианистической техники, он утратил свою импровизационность, превратившись в вид композиторского творчества, а затем коммерциализировался и стал одним из жанров профессионального эстрадно-развлекательного искусства. В практике негритянского музицирования он сохранил свою индивидуальность, оказав существенное влияние на эволюцию ранних стилей фортепианного джаза, а также новоорлеанского стиля и диксиленда. На роликах для механического фортепиано сохранились записи регтаймовых пианистов конца ХIХ - начала ХХ вв., имевшие большую историческую ценность и впоследствии воспроизведенные на грампластинках.

 

Рок-н-ролл Rock’n’roll (rock-n-roll, rock and roll), от англ. rock — качаться и roll — вертеться, разговорное «крути-верти»— стиль музыки, появившийся в первой половине 1950-х, а зачатки его еще в конце 40-х в Америке. Название появилось благодаря радиопрограмме Rock`n`Roll Time, шедшей в 40-х на одной из радиостанций.

Первым популяризовал рок-н-ролл Чак Берри. Хотя споры о самой первой рок-н-ролл песне ведутся до сих пор. Основные претенденты — это или «Rocket 88» от Айка Тёрнера, или «Tutti Frutti» Литтл Ричарда, которая была написана примерно в то же время, но именно записана и ставшая хитом уже позже.

Рок-н-ролл играется в классическом случае по той же схеме, что и классический двенадцатитактовый блюз. Отличается от блюза в основном более быстрым темпом и отсутствием свинга (ровным ритмом). В рок-н-ролле, как и в классическом блюзе, все аккорды — малые мажорные септаккорды. Произошел рок-н-ролл от ритм-н-блюза и кантри, с примесью самбы[2].

Причину популярности рок-н-ролла многие усматривают в том, что это была новая «протестная» музыка и первая поп-музыка с обязательной электрогитарой, что создало необходимый конфликт поколений.

Представители: Чак Берри, Элвис Пресли, Бо Диддли, Джерри Ли Льюис, The Shadows.

 

Рок-о́пера (англ. rock opera) — опера в жанре рок-музыки.

Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.

Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простогоконцептуального альбома.

История

Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.

Известные рок-оперы

За рубежом

· «Иисус Христос — суперзвезда» (1971) — Эндрю Ллойд Уэббер, Тим Райс

· «Томми» (англ. Tommy, 1969) — группа The Who

· «Квадрофения» (англ. Quadrophenia, 1973) — группа The Who

· «Стена» (англ. The Wall, 1979) — группа Pink Floyd

· «Жерұйық» (1980) — Дос-Мукасан (Мухамеджанов Толеген Мухамеджанович)

· «Zen Arcade» (1984) — Hüsker Dü

· «Streets: A Rock Opera» (1991) — группа Savatage

· «Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory» (1999) — Dream Theater

· «Avantasia» (2001-2002) — Тобиас Саммет (Edguy)

· «American Idiot» (2004) — Green Day

· «Выбор судьбы» (2006)

· «Рипо! Генетическая опера» (2008)

· «She» (2008) — проект Caamora Клайва Нолан

· «Equilibrio» (2008) — Xystus

· «Моцарт. Рок-опера» (2009) (Dove Attia et Albert Cohen)

· «21st Century Breakdown» (2009) — Green Day

· «Человек-паук: Погасить тьму» (2011) — Стэн Ли

· «Lačplēsis» (2013) — группа Autobuss Debesis (Bus in the Sky)

В СССР и России

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

· «Орфей и Эвридика» (1975) Александра Журбина

· «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1975), «Юнона и Авось» (1980) Алексея Рыбникова,

· «Стадион» (1985) Александра Градского

· «Алые паруса» (А. Богословский, записана ВИА «Музыка» в 1977 году),

· «Второе пришествие» группы «Трубный зов»,

а также современными произведениями:

· «2032: Легенда о несбывшемся грядущем», «Эльфийская рукопись», Дорога без возврата, «Преступление и наказание» Артемьева,

· «Жанна д’Арк», «Паганини», «Кентервильское привидение», «Царь-Девица», «Последнее испытание», «Ангел Мести» — Сергея Ефимова и Достоваловой Дарьи, молодых музыкантов из Иркутской области.

· «Эльфийская рукопись» (2004) — группа Эпидемия

· «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена» (2007) — группа Эпидемия

· «Преступление и наказание» (2007) — Эдуард Артемьев

· «Парфюмер» (2007) — Игорь Демарин

· «Мастер и Маргарита» (2009) — Александр Градский

· «Дорога без возврата» (2009) — группа ESSE

· «Последнее испытание» (2009)

· «Ангел мести» (2010) — группа «Голос Неба»

· «TODD» (2012—2013) — группа Король и Шут

· «Сокровище Энии» (2014) — группа Эпидемия

· «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (2014—2015) — группа Power_Tale

 

 

Саунд/ Sound (англ. звук, звучание) - Одна из важных стилевых категорий джаза, характеризующая индивидуальное качество звучания инструмента или голоса. Определяется способом звукоизвлечения, типом атаки, звука, манерой интонирования и трактовкой тембра. Является индивидуализированной формой проявления звукового идеала в джазе. Понятие саунда применимо также к звуковому стилю ансамблевого или оркестрового исполнения.

 

Свинг/ Swing (англ. качание, взмах) - 1. Выразительное средство в джазе. Характерный тип метроритмической пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей граунд-бита. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия, эффект "раскачивания" звуковой массы, расшатывания метрической основы. При свинге возникают метроритмические конфликты, сконцентрированные главным образом вокруг основных тактовых долей, которые - для усиления импульсивности ритма - подчеркиваются сильными акцентами. В этом состоит его отличие от других типов джазового бита и, в частности, от офф-бита, связанного с динамизацией не только долевого ритма, но и всей ритмики в целом.

2. Стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 20 - 30-х гг. в результате синтеза негритянских и европеизированных стилевых форм джазовой музыки. Первоначально был представлен преимущественно биг-бзндами, а к концу 30-х гг, стал исполняться также камерными ансамблями (комбо). К отличительным признакам стиля свинг относятся; характерная свинговая пульсация ("раскачивание"),специфическое сочетание секционной техники игры с сольной импровизацией, особый тембровый колорит, возросшее значение аранжировки и композиции. Свинговый биг-бэнд является результатом укрупнения и развития оркестров чикагского стиля. Исторически свинг занимает промежуточное положение между традиционным и современным джазом, а по своим стилевым качествам - между хот- и свит-джазом. Классический свинговый стиль сформировался в первой половине 30-х и. В связи с коммерциализацией м зарождением новых современных стилевых концепций к концу того же десятилетия отошел на второй план, превратившись в разновидность танцевально-развлекательной музыки. Возрожден в 50-х гг.

Свингование/ Swinging - Игра в свинговой манере, со свингом.

Секция/ Section - Инструментальная группа в джазовом ансамбле или оркестре, выполняющая определенную выразительную функцию (мелодическую, ритмическую, бэкграунда и т. д.).

Секция деревянных духовых инструментов/ Woods - В джазе используется редко. Иногда добавляется к обычным инструментальным группам биг-бэнда. Встречается в больших джазовых оркестрах симфонизированного типа (симфоджаз, свит-свинг, прогрессив, "третье течение"). Может включать в себя флейту, гобой, английский рожок, кларнет и фагот с их басовыми разновидностями.

Секция медных духовых инструментов/ Brass - В джазовых оркестрах обычно их состав ограничивается трубами и тромбонами; в отдельных случаях к ним могут добавляться валторна, туба и другие менее характерные для джаза инструменты. Брасс-секция является основой свингового биг-бэнда. Имеет самостоятельное значение в больших оркестрах кул- и фри-джаза, в ансамблях джаз-рока.

Секция мелодических инструментов/ Melody section - Группа инструментов в джазовом оркестре, которой поручается ведение мелодических голосов (может быть однородной или смешанной в тембровом отношении).

Секция ритмических инструментов (ритм-группа, ритм-секция)/ Rhythm section - Имеется в большинстве типов джазовых ансамблей и оркестров (от комбо до биг-бэнда и симфоджазового оркестра). Основн


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.