Мастер-класс «Психокоррекционная работа с родителями детей с ОВЗ» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Мастер-класс «Психокоррекционная работа с родителями детей с ОВЗ»

2017-08-23 826
Мастер-класс «Психокоррекционная работа с родителями детей с ОВЗ» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приложение 1

Конспект мастер-класса

Цель: повышение психологической компетентности педагогов-психологов и воспитателей групп компенсирующей направленности в вопросах семейного воспитания, организации взаимодействия с микросоциальным окружением ребенка в соответствии с особенностями отношения к нему в семье: системой требований, запретов, уровнем удовлетворения потребностей, проявлением интереса к его внутренним переживаниям, успехам, достижениям и т. д.

Ход мастер-класса

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Разминка

Настрой на внутреннюю психологическую работу.

Приветствие педагога-психолога: Отключитесь от всех проблем, оставьте их за дверью. Внутренне улыбнитесь сначала себе, а затем всем присутствующим. Молодцы! Я вновь рада видеть вас, ваши глаза и улыбки!

Правила работы группы

Педагог-психолог обращает внимание на необходимость соблюдения следующих правил:

· общения в доверительном стиле (рассказывая другим о себе, мы надеемся на получение ответной информации);

· искренности в общении;

· конфиденциальности в отношении всего происходящего в группе (каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения не выйдут за пределы группы);

· оказания каждому поддержки советом, добрым словом, внимательным отношением;

· обсуждения только проблем семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

Зарядка позитивного мышления «ИМЕННО СЕГОДНЯ»

Педагог-психолог: Проговорим для себя ободряющие слова и будем повторять их каждый день.

ИМЕННО СЕГОДНЯ я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать. ИМЕННО СЕГОДНЯ я уделю внимание своему общему развитию, займусь полезным делом, не буду лениться и заставлю работать свой ум. ИМЕННО СЕГОДНЯ я буду жить проблемами нынешнего дня. Я не стану стремиться сразу решить проблему здоровья моего ребенка, бояться жизни и собственного счастья. Я буду верить, что те, кого я люблю, любят меня и верят мне.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Тематические опросники «Точка опоры в жизни», «Каково мое отношение к моему ребенку» (приложение 2).

Цели: помочь вербализовать и структурировать позиции участников группы, способствовать осознанию ими своих проблем.

Педагог-психолог: Мы продолжаем большую и серьезную работу над собой. У каждого из нас есть те или иные достоинства, которые помогают нам в жизни, а также недостатки, которые мешают. Давайте обозначим их и определим у себя наличие таковых, ответив на вопросы.

Затем педагог-психолог раздает участникам группы заготовленные бланки опросника, на заполнение которых отводится не более 5–7 минут. Полученные результаты обсуждаются. Тот, кто не желает оглашать свою позицию, может пометить ее галочкой или крестиком — педагог-психолог не станет зачитывать и обсуждать ее. Однако ему следует обратить на эти позиции особое внимание, так как они как раз и отображают основные трудности участников занятия. Выявленные проблемы следует отработать позже с помощью других коррекционных техник.

Арт-терапия. Рисование на тему «Мой ребенок: каким я представляла его до рождения и какой он сейчас»

Педагог-психолог: Вспомните ощущение, с которым вы ожидали вашего ребенка. Изобразите его красками. Не бойтесь несовершенства своей художественной техники, для вас главное — совершенствование ощущений и чувств.

Каким вы видите своего ребенка теперь? Не нужно стремиться передать в рисунке все проблемы, которые в вашем сознании связаны с ним. Каким бы он ни был, он все равно ВАШ РЕБЕНОК, который нуждается в вашей любви и заботе. А эти чувства во все времена прекрасны. Желаю вам успехов на этом пути!

Подведение итогов

Педагог-психолог предлагает дать проведенному занятию оценку с использованием следующей шкалы:

Шкала оценки мастер-класса его участниками Общекультурная польза 0% 100%. Практическая польза. Новизна информации. Качество занятия. Усвоение содержания. Возможность применения методов в работе с родителями.

 

Прощание — объединение группы:

Мы стоим рука в руке.
Вместе мы большая сила!
Можем мы большими быть,
Можем маленькими быть,
Но никто один не будет!

Приложение 2

Мастер-класс «Психокоррекционная работа с родителями детей с ОВЗ»

В.М. Командирова
педагог-психолог МБДОУ детский сад № 45, г. Белгород

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто не могут самостоятельно найти верный подход к ребенку и нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Задача педагога-психолога — помочь педагогам разобраться в формах материнского поведения и выработать для конкретной семьи ребенка с ОВЗ гибкую воспитательную систему.

Воспитатель — один из главных участников комплексного сопровождения ребенка в детском саду, он реализует рекомендации специалистов в ходе повседневной работы с ним. Практика показывает, что, работая с детьми с ОВЗ, нарушениями в развитии, педагоги не могут самостоятельно решить те или иные проблемы по причине недостаточной психологической компетентности. Традиционные формы взаимодействия педагогов с родителями иногда оказываются малоэффективными и формальными.

Родители детей с ОВЗ, в свою очередь, имеют неадекватное отношение к проблеме, что создает особые трудности для педагогов. Семья, полагающая коррекционно-развивающую работу вынужденной мерой, не считает необходимым соблюдать рекомендации воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда. Другая крайность, присущая беспокойным родителям, — склонность к чрезмерной опеке, лишению ребенка с ОВЗ самостоятельности и стремления к преодолению трудностей. Обе позиции являются малопродуктивными.

Семейное воспитание детей зависит от материнского поведения. Применительно к ребенку с ОВЗ эта зависимость становится намного сильнее. Разные формы материнского поведения в общении с детьми с ОВЗ накладывают разный отпечаток на процесс и результат воспитания ребенка. Спокойное, уравновешенное поведение мамы является наиболее продуктивным с педагогической и психологической точки зрения. Такая мама будет учитывать возможности и способности ребенка, помогать педагогам в его развитии.

В ходе изучения особенностей семей детского сада № 45 г. Белгорода, воспитывающих детей с ОВЗ, была выявлена группа матерей, нуждающихся в особой психолого-педагогической поддержке. Для них была выбрана и апробирована особая форма психокоррекционной работы — практикум по формированию адекватных отношений. Он построен на основе авторской методики В.В. Ткачевой, доктора психологических наук, профессора кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, автора многочисленных работ по проблеме психологической поддержки семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Данный практикум ставит своими целями изменение жизненного стереотипа семьи ребенка с ОВЗ, создание благоприятного психологического климата, формирование положительных установок в сознании родителей в отношении воспитания и развития детей.

Для реализации этих целей была адаптирована для работы с родителями специальная интерактивная форма практических занятий. Такие занятия позволяют обсуждать жизненные ситуации, особо значимые для группы родителей детей с ОВЗ. Многим родителям бывает полезно знакомство с другими подобными семьями, где взрослые сумели найти верный подход к ребенку, умело организовать свой досуг и общение с ним.

Прежде чем использовать данную форму работы с родителями, педагог-психолог детского сада провел мастер-класс для педагогов (приложение 1), в качестве основы которого использовалась форма моделирования занятия. Находясь в роли родителей, воспитатели и другие педагоги стали лучше понимать специфику работы с детьми с ОВЗ и их родителями. Это повысило их психолого-педагогическую компетентность; позволило профессионально совершенствоваться и реализовываться через использование эффективных форм, методов и приемов: дискуссий при обсуждении специальных рассказов, отражающих проблемы детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, тематических опросников, проекционных рисунков, разыгрывание ролевых ситуаций, аутотренинга, музыкальной релаксации.

Содержание психокоррекционной работы с родителями представлено двумя направлениями: индивидуальной и групповой работой.

Педагог-психолог и другие педагоги используют индивидуальную форму работы в виде бесед и последующих индивидуальных занятий, позволяющих:

· ознакомиться с историей жизни женщины (мамы);

· выявить с помощью наблюдения некоторые особенности ее характера;

· понять излагаемые ею особенности развития ребенка;

· определить существующие в данной семье проблемы;

· предложить помощь в виде обучения некоторым приемам и формам поведения для преодоления трудностей в тех или иных жизненных ситуациях.

Часто индивидуальная работа вызывает у матери живой интерес и желание посещать групповые занятия, на которых коррекционное воздействие на участников осуществляется как извне (со стороны педагога-психолога), так и внутри группы (в результате взаимодействия ее членов).

Психокоррекционный эффект групповой работы достигается путем обсуждения специальных рассказов с описанием ситуаций, типичных для матерей детей с ОВЗ. Все члены группы должны изложить свою точку зрения по поводу рассматриваемых событий и дать персонажам рассказа рекомендации по исправлению сложившегося положения. Обсуждению подвергаются также внутренние ощущения, чувства и умозаключения родителей в отношении той или иной ситуации.

На этапе, предваряющем обсуждение, используются вспомогательные формы психокоррекции с применением тематических опросников, родительских сочинений, проведением аутотренинга и др. В результате у родителей ребенка с ОВЗ формируется представление об определенных моделях поведения в семье и обществе, а также позитивное мышление, способствующее преодолению стрессовых ситуаций, выработке адекватных установок в отношении перспектив ребенка. Они получают личную психологическую помощь и поддержку в плане гармонизации отношений внутри семьи.

Приложение 1

Конспект мастер-класса

Цель: повышение психологической компетентности педагогов-психологов и воспитателей групп компенсирующей направленности в вопросах семейного воспитания, организации взаимодействия с микросоциальным окружением ребенка в соответствии с особенностями отношения к нему в семье: системой требований, запретов, уровнем удовлетворения потребностей, проявлением интереса к его внутренним переживаниям, успехам, достижениям и т. д.

Ход мастер-класса

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Разминка

Настрой на внутреннюю психологическую работу.

Приветствие педагога-психолога: Отключитесь от всех проблем, оставьте их за дверью. Внутренне улыбнитесь сначала себе, а затем всем присутствующим. Молодцы! Я вновь рада видеть вас, ваши глаза и улыбки!

Правила работы группы

Педагог-психолог обращает внимание на необходимость соблюдения следующих правил:

· общения в доверительном стиле (рассказывая другим о себе, мы надеемся на получение ответной информации);

· искренности в общении;

· конфиденциальности в отношении всего происходящего в группе (каждый должен быть уверен в том, что его личные откровения не выйдут за пределы группы);

· оказания каждому поддержки советом, добрым словом, внимательным отношением;

· обсуждения только проблем семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.