III. Особенности преподавания учебного предметов «История» и «Обществознание» в 2017/18 учебном году — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

III. Особенности преподавания учебного предметов «История» и «Обществознание» в 2017/18 учебном году

2017-09-10 257
III. Особенности преподавания учебного предметов «История» и «Обществознание» в 2017/18 учебном году 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ

Задачи исторического образования изложены в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования, принятых в 2009 - 2012 годах.

В процессе освоения учебного предмета «История» педагог нацелен на:

ü формирование у обучающихся российской гражданской идентичности;

ü формирование у молодого поколения ценностных ориентиров для этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

ü овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

ü воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями межэтнического и межконфессионального взаимопонимания;

ü развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

ü формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности в условиях современного поликультурного, полиэтничного и поликонфессионального пространства.

Изучение истории России должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС ОО.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включая историко-культурный стандарт, важнейшую мировоззренческую задачу курса видит «в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории».

Подчеркивается, «в школьном курсе должен преобладать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России - это череда триумфальных шествий, успехов и побед».

Основное общее образование

В основной школе реализующей ФК ГОС в 2017/18 учебном году предмет «История» изучается в 7-9 классах.

Классы: Предмет:      
История 2 ч. 2 ч. 2 ч.

 

В образовательных организациях, реализующих образовательный процесс в соответствии с ФГОС, предусмотрено следующее распределение часов:

Классы: Предмет:          
История 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. *

 

* В ряде образовательных организаций работающих история может изучаться в объеме 3 ч. согласно рекомендациям по разработке учебных планов МОиН РФ.

В 5 классе изучается единый предмет «История», представленный учебным курсом «Всеобщая история. История Древнего мира». В содержание курса включается также материал по древнейшей истории Татарстана и татарского народа.

В 6-9 классах единый предмет «История» представлен учебными курсами «Всеобщая история», «История России» и «История Татарстана и татарского народа» (региональная составляющая). Материал учебных курсов изучается в рамках одного предмета и в школьной документации оформляется как «История».

Учебный материал курсов по всеобщей истории и истории России изучается отдельным модулем каждый, причем, изучение всеобщей истории должно предшествовать изучению отечественной истории в рамках определенного хронологического периода.

Учебный материал курсов по истории России и истории Татарстана и татарского народа рекомендуется изучать интегрированно по принципу синхронности.

Распределение часов возможно примерно следующее: «Всеобщая история» – 24, «История России», включая курс «История Татарстана и татарского народа» – 46 часов в течение учебного года.

В 9-м классе в связи с сокращением учебных недель количество часов на преподавание истории регламентируется локальным актом образовательной организации.

Среднее общее образование

В 10-11 классах образовательных организаций Республики Татарстан, реализующих образовательные программы среднего общего образования, преподавание истории реализуется в рамках учебного времени, определенного учебным планом для образовательных организаций Республики Татарстан.

Обучение в 10-11 классах основано на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования.

Обучение истории на базовом уровне предполагает личностное развитие обучающихся, обеспечение их интеллектуального, общекультурного уровня в контексте исторического мышления и функциональной грамотности.

Обучение истории на профильном уровне направлено на подготовку к продолжению образования, овладение системой языка предмета, формирование навыков самообразования, способностей решать возникающие задачи.

На базовом уровне в 10-11 классах история изучается в объеме 140 часов (2/2), то есть по 70 часов в каждом классе) со следующим примерным распределением часов: курс «Всеобщая история» – 24, курс «История России», включая курс «История Татарстана и татарского народа» - 46 часов в течение учебного года.

На профильном уровне углубленное изучение истории представлено в классах социально-гуманитарного профиля. История в 10-11 классах изучается в объеме 280 (4/4) часов, т. е. по 140 часов в каждом классе. Распределение часов может быть следующим: «Всеобщая история» – 35 (1/1) часов, «История России» – 70 (2/2) часов. Возможно изучение «Истории Татарстана и татарского народа» в качестве отдельного предмета в объеме - 35 (1/1) часов в течение учебного года.

В11-м классе в связи с сокращением учебных недель количество часов на преподавание истории регламентируется локальным актом образовательной организации.

Изучение истории дополняется элективными учебными курсами, учебными практиками, проектами, исследовательской деятельностью. Программы элективных курсов должны быть соответствующим образом утверждены.

Изучение истории на углубленном уровне должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса истории на базовом уровне и дополнительно обеспечивать:

- сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин;

- владение приемами работы с историческими источниками;

- сформированность умений оценивать различные исторические версии, работать с историографическими источниками.

В содержании курса «История России» должны быть отражены сюжеты, связанные с воссоединением Республики Крым и Севастополя с Россией. В соответствии с изучаемым материалом формируются представления об истории Крыма как части российской территории на протяжении длительного времени, рассматриваются совместные героические страницы истории России, Крыма.

В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) необходимо в образовательной практике учитывать их основные положения:

- установка на результат образования как системообразующий фактор;

- реализация деятельностной парадигмы обучения, реализуемой через системно-деятельностный подход. Этот подход постулирует в качестве цели образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности, инструментальную основу которых составляет система знаний, умений и навыков.

В контексте системности актуализируются междисциплинарные связи (история – литература, обществознание, право, география, филология и др.), использование которых в образовательном процессе создает единое системно-деятельностное пространство духовно-нравственного развития личности.

В 2017/18 учебном году продолжается введение Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включая историко-культурный стандарт (Приложение № 1).

Предмет «История России» изучается по линейной системе, в новом учебном году предстоит перейти на новую систему в 7 классах.

В целом, при реализации Концепции структура школьного курса истории России может выглядеть следующим образом:

6 класс. Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству.

7 класс. Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству.

8 класс. Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи.

9 класс. Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX веков.

10 класс. Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1922 гг.; раздел VI. Советское общество в 1920-1930-е гг.; раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.; раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.; раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.

11 класс. История России в мировом контексте (базовый и профильный уровни).

Переход осуществляется постепенно. В 2017-2018 учебном году история России по новой (линейной системе) представлена следующим образом:

5 класс – История древнего мира с включением материала по древнейшей истории Татарстана и татарского народа.

6 класс – история России с древнейших времен по XV век.

7 класс – история России: XVI-XVII вв.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Обществознание - учебный предмет, основное назначение которого заключается в формировании знаниевой базы, компетенций и ценностных ориентиров для успешной социализации обучающегося в современном мире.

Цели и задачи изучения обществознания изложены в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования, принятых в 2009-2012 гг. Изучение обществознания, как и истории, направлено на:

- формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и патриотизма;

- овладение обучающимися знаниями о человеке в его взаимодействии с окружающим миром и обществом, об основных сферах жизни общества;

- развитие способностей обучающихся работать с разноплановой социальной информацией, умений применять обществоведческие знания

Изучение обществознания должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения (Приложение № 2).

Следует иметь в виду, что в процессе обсуждения находится проект Концепции преподавания обществознания, который должен быть принят в 2017 году. Это может внести свои коррективы в сложившуюся и представленную в данном пособии систему преподавания обществознания.

Основное общее образование

В соответствии с базисным и примерными учебными планами в основной школе предмет «Обществознание» изучается в 5-9 классах.

Среднее (полное) общее образование

На базовом уровне предмет «Обществознание» (включая экономику и право) изучается в объеме 140 часов в течение двух лет обучения (2/2). Курсы экономики и права могут изучаться отдельным модулем в объеме 34 часов каждый. Предмет оформляется как «Обществознание».

В профильных классах предметы изучаются соответственно учебному плану. В классах социально-экономического профиля обществоведческие предметы представлены следующим образом:

1-й вариант: в 10-11 классах как базовые предметы изучаются:

- Экономика в объеме 70 (1/1) часов, т. е. по 35 часов в год;

- Право – 70 (1/1) часов, по 35часов в год.

Обществознание изучается как профильный учебный предмет в объеме 210 (3/3) часов, по 105 часов в год.

2-й вариант: обществоведческие предметы изучаются как профильные в следующем объеме:

- Обществознание - 210 (3/3) часов, по 105 часов в год;

- Экономика - 140 (2/2) часов, по 70 часов в год;

- Право – 140(2/2) часов, по 70 часов в год.

В классах социально-гуманитарного профиля в X – XI классах на базовом уровне изучаются:

- Право в объеме 35 часов.

- Экономика – 35 часов.

Обществознание в объеме 210 (3/3) часов изучается как профильный предмет по 105 часов в год.

Порядок изучения предметов, их последовательность определяет образовательная организация.

Изучение обществознания дополняется элективными учебными курсами, учебными практиками, проектами, исследовательской деятельностью. Программы элективных курсов должны быть соответствующим образом утверждены.

Дополнительные часы на изучение обществознания могут быть добавлены из компонента общеобразовательной организации.

Обучение на базовом уровне предполагает личностное развитие обучающихся, обеспечение интеллектуального и общекультурного уровня, функциональной грамотности.

Обучение на профильном уровне направлено на подготовку к продолжению образования, овладение системой языка обществоведческих дисциплин, формирование навыков самообразования, способностей решать возникающие задачи.

В рамках курса «Обществознание» рекомендуется выделить часы на освоение вопросов финансовой грамотности в соответствии со школьной образовательной программой.

* * *

Сохраняет свою актуальность при изучении истории и обществознания поддержка одаренных детей. Учителям рекомендуется уделять внимание работе с одаренными детьми; оказывать методическую и содержательную помощь в подготовке обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах историко-обществоведческой направленности; способствовать формированию мотивации к углубленному изучению исторических и обществоведческих (правовых, экономических) дисциплин; формировать мотивацию к осознанному выбору профессий, связанных с историческими и обществоведческими науками.

Рекомендуем за оперативной информацией в указанной области обращаться на Интернет-сайт www.globalkid.ru – Общероссийское общественное движение «Одаренные дети – будущее России».

Интересные материалы для учителей обществознания размещены на федеральном образовательном портале «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Полезными могут оказаться и следующие Интернет-сайты: www.openclass.ru (Сетевое образовательное сообщество); www.pedsovet.org (Персональный помощник педагога) и других, указанных в рекомендуемом списке литературы и Интернет-ресурса.

В связи с продолжающимся переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) необходимо в образовательной практике учесть основные положения ФГОС, постепенно утверждать в учебном процессе основные позиции стандартов:

- установка на результат образования как системообразующий фактор;

- деятельностная парадигма, реализуемая через системно-деятельностный подход.

Этот подход постулирует в качестве цели образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности, инструментальную основу которых составляет система знаний, умений и навыков. Научить учиться – главный тезис деятельностного подхода.

В контексте системности актуализируются междисциплинарные связи между историей и обществознанием, а также истории и обществознания с литературой, правом, экономикой и др.предметами, использование которых в образовательном процессе создает единое системно-деятельностное пространство духовно-нравственного развития личности.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.