I. Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-предметника. Характеристика содержания, особенностей учебных предметов «История» и «Обществознание» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

I. Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-предметника. Характеристика содержания, особенностей учебных предметов «История» и «Обществознание»

2017-09-10 570
I. Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-предметника. Характеристика содержания, особенностей учебных предметов «История» и «Обществознание» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И.В. Сафронова

И.М. Фокеева

 

«История» и «Обществознание» относятся к числу учебных дисциплин, играющих важную социокультурную роль в системе образования.

История:

- реализует познавательные, интеллектуально развивающие функции, призванные развивать научное мировоззрение и историческое мышление учащихся, формирует историческую грамотность, актуальную в контексте борьбы с фальсификацией истории;

- закладывает у учащихся основы для гражданской, этнонациональной, личностной самоидентификации, представляет ценностные ориентиры, направленные на формирование российской гражданской идентичности;

- способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, к его многонациональному народу в соответствии с идеями межнационального и межконфессионального согласия, воспитывает чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории.

Обществознание:

- создает мировоззренческие, ценностные и духовно-нравственные основы изучения человека и общества, системные представления о современном обществе, формирует смысловые ориентиры в познании общественных явлений;

- формирует обществоведческое мышление, являющееся основой социально-личностной компетентности учащихся в контексте успешной социализации;

- способствует воспитанию активного гражданина, способного работать с разноплановой социальной информацией и использовать усвоенные знания и навыки в реальной жизни для решения практических задач.

III. Особенности преподавания учебного предметов «История» и «Обществознание» в 2017/18 учебном году

ИСТОРИЯ

Задачи исторического образования изложены в федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования, принятых в 2009 - 2012 годах.

В процессе освоения учебного предмета «История» педагог нацелен на:

ü формирование у обучающихся российской гражданской идентичности;

ü формирование у молодого поколения ценностных ориентиров для этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

ü овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

ü воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями межэтнического и межконфессионального взаимопонимания;

ü развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

ü формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности в условиях современного поликультурного, полиэтничного и поликонфессионального пространства.

Изучение истории России должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС ОО.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включая историко-культурный стандарт, важнейшую мировоззренческую задачу курса видит «в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории».

Подчеркивается, «в школьном курсе должен преобладать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России - это череда триумфальных шествий, успехов и побед».

Основное общее образование

В основной школе реализующей ФК ГОС в 2017/18 учебном году предмет «История» изучается в 7-9 классах.

Классы: Предмет:      
История 2 ч. 2 ч. 2 ч.

 

В образовательных организациях, реализующих образовательный процесс в соответствии с ФГОС, предусмотрено следующее распределение часов:

Классы: Предмет:          
История 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. *

 

* В ряде образовательных организаций работающих история может изучаться в объеме 3 ч. согласно рекомендациям по разработке учебных планов МОиН РФ.

В 5 классе изучается единый предмет «История», представленный учебным курсом «Всеобщая история. История Древнего мира». В содержание курса включается также материал по древнейшей истории Татарстана и татарского народа.

В 6-9 классах единый предмет «История» представлен учебными курсами «Всеобщая история», «История России» и «История Татарстана и татарского народа» (региональная составляющая). Материал учебных курсов изучается в рамках одного предмета и в школьной документации оформляется как «История».

Учебный материал курсов по всеобщей истории и истории России изучается отдельным модулем каждый, причем, изучение всеобщей истории должно предшествовать изучению отечественной истории в рамках определенного хронологического периода.

Учебный материал курсов по истории России и истории Татарстана и татарского народа рекомендуется изучать интегрированно по принципу синхронности.

Распределение часов возможно примерно следующее: «Всеобщая история» – 24, «История России», включая курс «История Татарстана и татарского народа» – 46 часов в течение учебного года.

В 9-м классе в связи с сокращением учебных недель количество часов на преподавание истории регламентируется локальным актом образовательной организации.

Среднее общее образование

В 10-11 классах образовательных организаций Республики Татарстан, реализующих образовательные программы среднего общего образования, преподавание истории реализуется в рамках учебного времени, определенного учебным планом для образовательных организаций Республики Татарстан.

Обучение в 10-11 классах основано на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования.

Обучение истории на базовом уровне предполагает личностное развитие обучающихся, обеспечение их интеллектуального, общекультурного уровня в контексте исторического мышления и функциональной грамотности.

Обучение истории на профильном уровне направлено на подготовку к продолжению образования, овладение системой языка предмета, формирование навыков самообразования, способностей решать возникающие задачи.

На базовом уровне в 10-11 классах история изучается в объеме 140 часов (2/2), то есть по 70 часов в каждом классе) со следующим примерным распределением часов: курс «Всеобщая история» – 24, курс «История России», включая курс «История Татарстана и татарского народа» - 46 часов в течение учебного года.

На профильном уровне углубленное изучение истории представлено в классах социально-гуманитарного профиля. История в 10-11 классах изучается в объеме 280 (4/4) часов, т. е. по 140 часов в каждом классе. Распределение часов может быть следующим: «Всеобщая история» – 35 (1/1) часов, «История России» – 70 (2/2) часов. Возможно изучение «Истории Татарстана и татарского народа» в качестве отдельного предмета в объеме - 35 (1/1) часов в течение учебного года.

В11-м классе в связи с сокращением учебных недель количество часов на преподавание истории регламентируется локальным актом образовательной организации.

Изучение истории дополняется элективными учебными курсами, учебными практиками, проектами, исследовательской деятельностью. Программы элективных курсов должны быть соответствующим образом утверждены.

Изучение истории на углубленном уровне должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса истории на базовом уровне и дополнительно обеспечивать:

- сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин;

- владение приемами работы с историческими источниками;

- сформированность умений оценивать различные исторические версии, работать с историографическими источниками.

В содержании курса «История России» должны быть отражены сюжеты, связанные с воссоединением Республики Крым и Севастополя с Россией. В соответствии с изучаемым материалом формируются представления об истории Крыма как части российской территории на протяжении длительного времени, рассматриваются совместные героические страницы истории России, Крыма.

В связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) необходимо в образовательной практике учитывать их основные положения:

- установка на результат образования как системообразующий фактор;

- реализация деятельностной парадигмы обучения, реализуемой через системно-деятельностный подход. Этот подход постулирует в качестве цели образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности, инструментальную основу которых составляет система знаний, умений и навыков.

В контексте системности актуализируются междисциплинарные связи (история – литература, обществознание, право, география, филология и др.), использование которых в образовательном процессе создает единое системно-деятельностное пространство духовно-нравственного развития личности.

В 2017/18 учебном году продолжается введение Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включая историко-культурный стандарт (Приложение № 1).

Предмет «История России» изучается по линейной системе, в новом учебном году предстоит перейти на новую систему в 7 классах.

В целом, при реализации Концепции структура школьного курса истории России может выглядеть следующим образом:

6 класс. Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству.

7 класс. Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству.

8 класс. Раздел III. Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи.

9 класс. Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX веков.

10 класс. Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1922 гг.; раздел VI. Советское общество в 1920-1930-е гг.; раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.; раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.; раздел IX. Российская Федерация в 1991-2012 гг.

11 класс. История России в мировом контексте (базовый и профильный уровни).

Переход осуществляется постепенно. В 2017-2018 учебном году история России по новой (линейной системе) представлена следующим образом:

5 класс – История древнего мира с включением материала по древнейшей истории Татарстана и татарского народа.

6 класс – история России с древнейших времен по XV век.

7 класс – история России: XVI-XVII вв.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Обществознание - учебный предмет, основное назначение которого заключается в формировании знаниевой базы, компетенций и ценностных ориентиров для успешной социализации обучающегося в современном мире.

Цели и задачи изучения обществознания изложены в Федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования, принятых в 2009-2012 гг. Изучение обществознания, как и истории, направлено на:

- формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и патриотизма;

- овладение обучающимися знаниями о человеке в его взаимодействии с окружающим миром и обществом, об основных сферах жизни общества;

- развитие способностей обучающихся работать с разноплановой социальной информацией, умений применять обществоведческие знания

Изучение обществознания должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения (Приложение № 2).

Следует иметь в виду, что в процессе обсуждения находится проект Концепции преподавания обществознания, который должен быть принят в 2017 году. Это может внести свои коррективы в сложившуюся и представленную в данном пособии систему преподавания обществознания.

Основное общее образование

В соответствии с базисным и примерными учебными планами в основной школе предмет «Обществознание» изучается в 5-9 классах.

Среднее (полное) общее образование

На базовом уровне предмет «Обществознание» (включая экономику и право) изучается в объеме 140 часов в течение двух лет обучения (2/2). Курсы экономики и права могут изучаться отдельным модулем в объеме 34 часов каждый. Предмет оформляется как «Обществознание».

В профильных классах предметы изучаются соответственно учебному плану. В классах социально-экономического профиля обществоведческие предметы представлены следующим образом:

1-й вариант: в 10-11 классах как базовые предметы изучаются:

- Экономика в объеме 70 (1/1) часов, т. е. по 35 часов в год;

- Право – 70 (1/1) часов, по 35часов в год.

Обществознание изучается как профильный учебный предмет в объеме 210 (3/3) часов, по 105 часов в год.

2-й вариант: обществоведческие предметы изучаются как профильные в следующем объеме:

- Обществознание - 210 (3/3) часов, по 105 часов в год;

- Экономика - 140 (2/2) часов, по 70 часов в год;

- Право – 140(2/2) часов, по 70 часов в год.

В классах социально-гуманитарного профиля в X – XI классах на базовом уровне изучаются:

- Право в объеме 35 часов.

- Экономика – 35 часов.

Обществознание в объеме 210 (3/3) часов изучается как профильный предмет по 105 часов в год.

Порядок изучения предметов, их последовательность определяет образовательная организация.

Изучение обществознания дополняется элективными учебными курсами, учебными практиками, проектами, исследовательской деятельностью. Программы элективных курсов должны быть соответствующим образом утверждены.

Дополнительные часы на изучение обществознания могут быть добавлены из компонента общеобразовательной организации.

Обучение на базовом уровне предполагает личностное развитие обучающихся, обеспечение интеллектуального и общекультурного уровня, функциональной грамотности.

Обучение на профильном уровне направлено на подготовку к продолжению образования, овладение системой языка обществоведческих дисциплин, формирование навыков самообразования, способностей решать возникающие задачи.

В рамках курса «Обществознание» рекомендуется выделить часы на освоение вопросов финансовой грамотности в соответствии со школьной образовательной программой.

* * *

Сохраняет свою актуальность при изучении истории и обществознания поддержка одаренных детей. Учителям рекомендуется уделять внимание работе с одаренными детьми; оказывать методическую и содержательную помощь в подготовке обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах историко-обществоведческой направленности; способствовать формированию мотивации к углубленному изучению исторических и обществоведческих (правовых, экономических) дисциплин; формировать мотивацию к осознанному выбору профессий, связанных с историческими и обществоведческими науками.

Рекомендуем за оперативной информацией в указанной области обращаться на Интернет-сайт www.globalkid.ru – Общероссийское общественное движение «Одаренные дети – будущее России».

Интересные материалы для учителей обществознания размещены на федеральном образовательном портале «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Полезными могут оказаться и следующие Интернет-сайты: www.openclass.ru (Сетевое образовательное сообщество); www.pedsovet.org (Персональный помощник педагога) и других, указанных в рекомендуемом списке литературы и Интернет-ресурса.

В связи с продолжающимся переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) необходимо в образовательной практике учесть основные положения ФГОС, постепенно утверждать в учебном процессе основные позиции стандартов:

- установка на результат образования как системообразующий фактор;

- деятельностная парадигма, реализуемая через системно-деятельностный подход.

Этот подход постулирует в качестве цели образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности, инструментальную основу которых составляет система знаний, умений и навыков. Научить учиться – главный тезис деятельностного подхода.

В контексте системности актуализируются междисциплинарные связи между историей и обществознанием, а также истории и обществознания с литературой, правом, экономикой и др.предметами, использование которых в образовательном процессе создает единое системно-деятельностное пространство духовно-нравственного развития личности.

ИСТОРИЯ

Р егиональная и этнокультурная составляющая исторического образования в Республике Татарстан представлены курсом «История Татарстана и татарского народа». Курс является составной частью учебного предмета «История» и обеспечен учебными пособиями по всем классам, в том числе новыми учебными пособиями для 5-7 классов, для обучающихся по новой (линейной) структуре исторического образования (Приложение № 3):

Рекомендуется интегрированное изучение курса «История Татарстана и татарского народа», когда учебный материал курса распределяются в курсе «История России» в соответствии с изучаемыми темами. Интегрированное изучение курсов создает предпосылки для рассмотрения исторической информации по региональной и этнокультурной истории в более широком содержательном контексте, осмысливая существенные связи и взаимодействия в историческом процессе. Следует учитывать, что историко-культурный стандарт уже содержит учебный материал, который отражает сюжеты курса «История Татарстана и татарского народа». При рассмотрении этих тем необходимо привлекать также материалы регионального курса.

История Татарстана и татарского народа в текущем учебном году изучается следующим образом:

5 класс - древнейшая история Татарстана и татарского народа;

6 класс - начало I тысячелетия – XVI в.;

7 класс - XVI-XVII вв.;

8-9 классы – региональная история изучается в рамках курса «История России» по принципу синхронности.

Освоение курса «История Татарстана и татарского народа» предполагает также и обращение учащихся к местной истории, истории своей семьи. Обращение к краеведческой проблематике способствует развитию навыков применения полученных на уроках теоретических знаний для различного рода исследований, разработки проектов по истории, обретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале.

 

Необходимо обратить внимание на следующее: по положениям Концепции нового УМК по отечественной истории в 6-ом классе изучается история России с древнейших времен по XV век, а курс истории Татарстана и татарского народа в соответствии с Концепцией этнокультурной и региональной составляющей исторического образования в республике включает материал до конца XVI века.

В 5-9 классах общеобразовательных учреждений Республики Татарстан с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения с изучением родного (марийского, мордовского, удмуртского, чувашского) языка в содержание предмета «История» целесообразно включать материал по истории и культуре родного народа.

Необходимость обеспечения единства образовательного пространства в масштабах страны требует сопряжения учебного материала по российской, региональной и этнической истории. Это предполагает рассмотрение региональной и этнической истории в контексте общецивилизационных процессов всемирной истории и во взаимосвязи с историей России. Такой подход позволяет осознать культурное многообразие мира, способствует формированию таких фундаментальных качеств человека, как толерантность, умение жить в поликультурном обществе, стремление к взаимопониманию. Ценностными ориентирами при этом выступают равноправие и диалог культур, личностная ориентация учащихся на уважительное отношение к поликультурному наследию страны, на самореализацию в условиях этнического и культурного многообразия.

Вариантывключения регионального и этнокультурного содержания в образовательный процесс различны:

- интеграция регионального и этнокультурного материала в изучаемые исторические курсы в соответствии с изучаемыми темами курса «История» (это может быть и отдельный урок);

- материал, отражающий региональную и этнокультурную специфику, может рассматриваться также в рамках компонента образовательной организации, например, изучение курса «История Татарстана и татарского народа», «История и культура татарского народа» в профильных классах;

- в качестве элективного курса, дополняющего и поддерживающего базовые предметы, например, «Многонациональная Россия – многонациональный Татарстан», «Историко-культурное наследие: древний город Болгар и остров-град Свияжск», «История города…, (района, села)». Цель подобных курсов -формирование у обучающихся интереса и уважения к истории своего края, историко-культурному наследию народов Татарстана как ценности культурно-регионального сообщества, воспитание чувства любви к малой Родине, бережного отношения к ее памятникам, сопричастности к их сохранению в условиях этнокультурного и конфессионального многообразия региона.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Необходимость обеспечения единства образовательного пространства в масштабах страны требует сопряжения учебного материала в рамках основного курса и региональной составляющей. Это предполагает их рассмотрение в едином контексте во взаимодополняющем формате. Такой подход позволяет осознать культурное многообразие мира, способствует формированию таких фундаментальных качеств человека, как толерантность, умение жить в поликультурном обществе, стремление к взаимопониманию. Ценностными ориентирами при этом выступают равноправие и диалог культур, личностная ориентация обучающегося на уважительное отношение к поликультурному наследию страны, на самореализацию в условиях этнического и культурного многообразия. Региональный материал позволяет оптимизировать процессы социализации подрастающего поколения по месту проживания.

Варианты включения регионального и этнокультурного содержания в образовательный процесс различны:

- включение регионального и этнокультурного материала в изучаемый обществоведческий курс может осуществляться путем его распределения по темам курса «Обществознание»;

- включение регионального и этнокультурного материала в изучаемый обществоведческий курс может осуществляться на специально отведенных уроках (отдельным модулем практического характера);

- в качестве элективного курса, дополняющего и поддерживающего базовые предметы (по праву, экономике, финансовой грамотности, антикоррупционному воспитанию и др.).

Хорошие возможности для интеграции регионального и этнокультурного материала в содержание историко-обществоведческого образования предоставляются в различных формах внеурочной деятельности.

V. Рекомендации по составлению рабочей программы

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Актуальные проблемы изучения истории России в рамках реализации Концепции нового УМК по отечественной истории (в том числе ИКС)

История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.

Г. Гегель

Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории. О. Хаксли

Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь.

Дж. Сантаяма

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

В.О. Ключевский

 

В качестве эпиграфа к материалу дана занимательная подборка афоризмов, в которых определяется роль истории в жизни общества и людей. Резюмирующий вывод фиксирует, что человеку свойственно не извлекать уроки из истории, обрекая себя на повторение «исторических ошибок». Естественен вопрос, а почему же человечество столь упорно ничему не учится? Осмелимся предположить, что возможно проблема в том, что мы не знаем, чему и как учиться у истории. Попробуем в этом разобраться.

Философия рассматривает историю с разных позиций, каждая из которых является дополнением других:

ü это и позиция изучения истории для выявления её закономерностей;

ü это и позиция определения направленности исторического процесса;

ü это и позиция выявления прогностических возможностей истории.

Ключевыми понятиями при изучении исторического процесса, его интерпретации и прогнозирования выступают историческое время, историческое пространство и историческое движение.

Историческое время отражает сам ход исторического развития. Оно являет собой своеобразную «временную канву», которая обеспечивает привязку фактов. Событий, явлений, процессов к конкретно-историческим эпохам, как вехам истории человечества. Оно предстает перед исследователем в двух ипостасях, как конкретно-историческое, сопряженное с этапами исторического развития, так и абстрактно-историческое, сопряженное с общеисторическими процессами и явлениями.

Историческое пространство отражает поле, на котором разворачивается исторический процесс. Где выступают в качестве «игроков» народы и страны. Историческое пространство имеет локальное и глобальное отражение. В локальном плане перед нами предстает история отдельных цивилизаций, развивающихся как самостоятельные и самодостаточные миры, а в глобальном – история всего человечества во всей совокупности взаимосвязей.

Историческое движение отражает сам процесс развития истории, как для отдельных цивилизаций, так и для всего человечества. В этом контекст мы можем говорить о том, что философия истории стремиться дать ответ на вопрос: что было и что будет? В каждую эпоху предлагался свой способ постижения исторического процесса. В каждую эпоху формировался, развивался и сменялся новым самобытный мир цивилизаций и культур.

Историки Древности рассматривали историю как круговорот исторических событий, заключенных в поток вечности бытия. Античная философия истории – это философия вечного становления и развития, а также и вечного возвращения для нового развития.

Историки Средних веков рассматривали историю через призму божественности мироздания, ключевым моментом которой явилось грехопадение. Грехопадение явилось фактором разрыва вечности и перехода мира во временное состояние. До грехопадения мир вечен, после очищения от греховности мир вновь обретет вечность. Когда человечество достигнет духовного состояния богочеловечества история завершиться.

Этот подход к пониманию истории через божественное предопределение наложило свой отпечаток на развитие исторического процесса. Его философское понимание возможно через понимание такого явления как рождение и мировое утверждение «религий спасения».

Постепенно в процессе исторического развития средневековый мир начинает меняться. Развитие хозяйственных отношений, прогресс агрокультуры и развитие урбанизации содействовали возрождению индивидуализации и вынуждали человека формировать активную жизненную позицию. Жизнь человека все более и более начинала зависеть от его воли и его усилий. Это меняло мироощущение человека и постепенно вело его к высвобождению из под влияния власти и олицетворявшей её всемогущество церкви.

На основании этих процессов начинают развиваться культурные пространства Ренессанса, Реформации и Протестантизма, а также формированием основ капитализма, открывающих путь становлению новой исторической эпохи.

Ведущей, основополагающей чертой развития эпохи стала ориентация на человека. В основу духовного развития был положен гуманизм – течение общественной мысли, зародившееся в Италии в XIV веке, а затем в течении XV-XVI веков распространившееся по всей Европе.

Историки Нового времени рассматривали историю с позиции рационального подхода к объяснению истории. Это привело к формированию идеи прогрессивного развития исторического процесса на основе научного знания и технического развития. История обрела форму поступательного линейного движения от менее совершенного общественного устройства к более совершенному.

Время Просвещения стало периодом, когда произошел «окончательный разрыв с предыдущей историей», и были заложены мощные основы для модернизации мира на основе нового взгляда на возможности человека и открыв путь к развитию индивидуализации человеческого бытия.

Отличительными чертами эпохи, заложенной титанами Просвещения, стали:

Ø индивидуализм – торжество человека как творца, отделенного от остального мира способностью познавать и творить самостоятельно,

Ø рационализм – торжество разума и естественных причинно-следственных связей определяющих связи между событиями и явлениями, определяющих и ход самого развития,

Ø сциентизм – торжество науки, вера в которую определяет её как некое высшее и абсолютное знание,

Ø технократизм – торжество механизированного труда, техники и человека создающего и управляющего ею.

Однако остался «за кадром» вопрос регрессивных процессов в истории, которые не укладывались в данную идею. Зато получило своё отражение в коллизиях историко-культурной традиции. Преодоление этой слабости было достигнуто на современном этапе развития философии истории.

Современные историки рассматривают исторический процесс как сложное многофакторное и многовекторное развитие. В нём, считают они, всегда присутствуют возможности как прогрессивного, так и регрессивного движения и даже просто «скачки в сторону от магистральной линии истории».

Движущей силой исторического процесса выступают сами люди. Человек в современной исторической науке рассматривается как творец истории. Творит он историю в меру своих способностей, что и приводит к её разнообразию и нелинейности.

В истории присутствуют в равной мере, как творческие неожиданности, так и определенные исторические закономерности. Одной из них является постоянная потребность в развитии, которая определяется научно-техническим прогрессом. За ним следует реализация потребности социального прогресса, обусловленная стремлением человека сделать свое бытие более благополучным и комфортным. Социально мы развиваемся от уровня обеспечения выживания рода к уровню процветания всех и каждого. И, наконец, имеет место определенная потребность человек в антропологическом прогрессе, то есть в развитии собственно человека. Без этого движение истории теряет потенциал.

Все эти тенденции развития неравномерны и нелинейны. Поэтому мы с одной стороны наблюдаем историю, как прогрессивно детерминированной процесс, а с другой стороны видим, что осуществляется он в ходе недетерминированных тенденций технического, социального и антропологического развития.

Это создает условия для реализации многообразия истории и одновременно её единства. Это два взаимодополняющих друг друга процесса. Многообразие развития каждой цивилизации, каждого этноса, находящиеся во всё возрастающем взаимодействии. Постепенно создают условия для рождения и развития всепланетной цивилизации, объединяющей многообразие её членов в едином историческом развитии.

А это значит, что идет процесс активного взаимодействия, как для «Запада», так и для «Востока». Важную роль в этом играют «Срединные» цивилизации, к коим мы можем отнести Россию. При этом данные понятия носят не географический, а философский смысл. В основе его лежат понятия ментальности и ценностных ориентиров.

* * *

Именно поэтому Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающая историко-культурный стандарт (ИКС), стала своеобразной стратегией развития исторического образования в современной российской школе.

ИКС содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий, событий и персоналий.

Основные задачи, которые решаются при изучении истории в рамках ИКС:

ü создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;

ü сформировать представление об основных этапах развития многонационального Российского государства;

ü показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

ü раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.

В документе также обозначены образовательные приоритеты, связанные с обеспечением постижения учащимися исторического материала. Осваивая эти приоритеты, важно иметь в виду современный подход к преподаванию истории, в том числе отечественной, который предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности учащихся.

В числе первых образовательных приоритетов отметим многоуровневое представление истории. Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Предполагается, что такой подход будет способствовать осознанию учащимися своей социальной идентичности как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определённой этнонациональной и религиозной общности.

В рамках сюжета о первом приоритете обратимся к тезису о необходимости раскрытия как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. Такова важная познавательная, методологическая задача курса отечественной истории. Её решение предполагается обеспечить посредством синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание исторического образования элементов компаративных (сравнительных) характеристик.

* * *

Теперь - о втором приоритете. Как известно, исторический процесс многогранен, имеет различные составляющие. Среди них - экономика, социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, отношения власти и общества, история религиозных учений, художественной культуры и др.

Как полагают авторы, в курсе отечественной истории объективно существуют бóльшие, чем в других курсах, возможности для раскрытия разных сторон исторического процесса. Эти возможности предусматривается реализовать посредством относительно подробного рассмотрения ключевых событий отечественной истории, позволяющего проследить, как в них переплетались политические и экономические интересы, нравственные, религиозные и иные мотивы участников, опираясь на множество свидетельств о событиях, которые доступны и педагогам, и учащимся. Тем самым складываются условия для комплексного интегративного анализа, формирования у учащихся объёмных исторических представлений.

* * *

Существует ещё ряд образовательных приоритетов курса отечественной истории. К ним следовало бы отнести использование получившего развитие в современной науке историко-антропологического, а также историко-культурологического


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.