Национальный Институт бизнеса — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Национальный Институт бизнеса

2017-08-23 238
Национальный Институт бизнеса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Национальный Институт бизнеса

Факультет экономики, управления и права

 

Учебно-методический комплекс

 

Рабочая программа учебной

дисциплины

 

«ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

для студентов очной и очно-заочной форм обучения

по направлению 080200 «Менеджмент»

профили «Управление малым бизнесом»,

«Государственное и муниципальное управление»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Автор-составитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Дивненко О. В.

 

Москва - 2016


Дивненко Ольга Владимировна. Инновационный менеджмент.

Рабочая программа учебной дисциплины. Для студентов очной и очно-заочной форм обучения по направлению 080200 «Менеджмент», профили «Управление малым бизнесом», «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «бакалавр»).

 

 

Рецензент: заведующая кафедрой социально-экономических инноваций Института международных социально-гуманитарных связей, кандидат экономических наук Никулина И.В.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры менеджмента и предпринимательства НОУ ВПО «Национальный институт бизнеса»

 

 

Протокол № 5 от 23.12.13 г.

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи учебной дисциплины……………………………………………….  
2. Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины………...  
3. Объем учебной дисциплины и формы учебной работы……………..……………  
4. Тематический план…………………………………..………………………………  
5. Содержание учебной дисциплины……..…………………………………………..  
6. Планы семинарских занятий………………………………………………………..  
7. Методические указания студентам……..……………………………….………….  
8. Словарь основных терминов………………………………………………………..  
9.Фонд оценочных средств………………………………………………….…………  
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………….………………..  
11. Перечень литературы………………………………………………………………  

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» составлена в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080200 «Менеджмент» (профили «Управление малым бизнесом», «Государственное и муниципальное управление») (квалификация (степень) «бакалавр»).

Рабочая программа является основным документом, определяющим общее содержание курса.

Независимо от выбранной области профессиональной деятельности бакалавр должен уметь управлять инновационными проектами, стимулировать инновационную деятельность персонала; компетентно выстраивать деловое и профессиональное взаимодействие с новаторами и инноваторами; понимать принципы и механизмы внедрения инноваций и их коммерциализации государством и венчурными компаниями, другими инвесторами. В связи с важностью данных современных задач актуально изучение дисциплины «Инновационный менеджмент».

Цель изучения учебной дисциплины - формирование знаний, навыков и умений по инновационному менеджменту, необходимых менеджеру для успешного управления инновационной деятельностью с целью сохранения и развития организации на основе использования инноваций (достижений науки, техники, технологии); способствовать формированию общекультурных (ОК-19, ОК-20) и профессиональных (ПК-1, ПК-20, ПК-21) компетенций, позволяющих принимать эффективные управленческие решения в области инновационного менеджмента.

Объектом учебной дисциплины выступает самостоятельный вид профессиональной деятельности руководителей и специалистов, который связан с созданием и широким распространением в различных сферах народного хозяйства научно-технических и технологических новшеств.

Предметом учебной дисциплины является комплекс теоретических и практических вопросов, раскрывающих содержание инновационных процессов в современной экономике, построения многоуровневой системы инновационного менеджмента, методы маркетинга, организации, планирования и финансирования инновационной деятельности на предприятиях различных масштабов и организационно-правовых форм.

Образовательные задачи учебной дисциплины:

- формирование обобщенного представления о:

·сущности, разнообразии и классификации новшеств;

·о значении нововведений в жизнедеятельности человека и общества;

·о предметах, целях и содержании инновационной деятельности и инновационного менеджмента;

- изучение правовых основ, регулирующих отношения между субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности;

- изучение основных типов и методов решения управленческих задач, характерных для практики инновационного менеджмента;

- формирование практических навыков и умений по постановке и решению задач инновационного менеджмента (задач планирования, организации, экономического обоснования инноваций);

- формирование у студентов профессионально-значимых компетенций, ориентированных на развитие творческих способностей личности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание и структура учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» должны способствовать формированию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК).

Выпускник по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными:

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК – 19);

- способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

профессиональными:

- знать основные этапы эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- владеть методами управления проектами и быть готовым к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);

- готов участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать: основные понятия, типовые задачи и функции инновационного менеджмента; инновационный менеджмент: возникновение, становление и его основные черты; законы РФ, определяющие правовую охрану новшеств как объектов интеллектуальной собственности; особенности комплексов работ по созданию и/или освоению новшеств; методы определения продолжительности работ, составляющих инновационный проект; основы организационного проектирования целереализующих систем; основные экспертные методы оценки инноваций, используемые в ИМ; экономические показатели инновационных проектов; документацию инновационного проекта, программы;

уметь: обосновывать создание благоприятных условий для нововведений; обосновывать возможность/невозможность и необходимость применения известных экспертных методов для оценки и выбора инновационных проектов и принятия управленческих решений в сфере инновационной деятельности; рассчитывать планируемые показатели результата, затрат и времени инновационного проекта и оценивать планируемую эффективность проекта по соотношению между показателями результата, затрат и времени проекта; рассчитывать фактические показатели результата, затрат и времени инновационного проекта и оценивать фактическую эффективность проект по соотношению между показателями результата, затрат и времени проекта; рассчитывать показатели и оценивать эффективность инновационной деятельности предприятия, реализующего одну или несколько инноваций; применять методы активизации творческого мышления для поиска решений в инновационном менеджменте;

владеть: методами реализации основных управленческих функций при реализации инновационных проектов (принятие решений, организация, мотивирование и контроль); современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации при реализации инновационных проектов; навыками деловых коммуникаций.

Формы контроля.

Текущий контроль: выступления и решение задач на практических занятиях; участие в деловых играх, дискуссиях; подготовка и выступление с докладами и мультимедийной презентацией; письменные домашние задания; промежуточное и итоговое тестирование.

Промежуточная аттестация: профиль «Государственное и муниципальное управление» - дифференцированный зачет; профиль «Управление малым бизнесом» - экзамен.

Формы и методы учебной работы: Проблемная лекция; лекция – беседа; лекция с разбором конкретных ситуаций; лекция – консультация; семинар с элементами проблемности; семинар с использованием метода «мозговой атаки»; семинар – «круглый стол»; семинар – дискуссия; деловые игры, практикумы; решение практических задач и кейс-стади; коллективные коуч – сессии; подготовка мультимедйиной презентации и защита «инновационной истории» с последующим анализом; письменные домашние работы; аналитические срезы; тесты; консультации преподавателя.

 

ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины для студентов профиля «Управление малым бизнесом» составляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них:

- очная форма обучения: 24 часа – лекции, 24 часа – семинарские и практические занятия, 60 часов – самостоятельная работа.

- очно-заочная форма обучения: лекций – 12 часов, семинарских и практических занятий – 8 часов, 88 часов – самостоятельная работа.

Общая трудоемкость дисциплины для студентов профиля «Государственное и муниципальное управление» составляет 5 зачетных единиц (180 часов), из них:

- очная форма обучения: 24 часа – лекции, 24 часа – семинарские и практические занятия, 132 часа – самостоятельная работа.

- очно-заочная форма обучения: лекций – 12 часов, семинарских и практических занятий – 8 часов, 160 часов – самостоятельная работа.

На лекциях студенты получают знания о различных сторонах инновационного менеджмента, особенностях инновационной деятельности; управлении инновационными проектами.

В ходе семинарских занятий закрепляется теоретический материал, проводится тестирование студентов. На практических занятиях анализируются особенности создания новшеств, нововведений, особенности новаторов и инноваторов. В рамках деловых игр и видеотренингов студенты приобретают работы с аудиторией, подготовки и проведения инновационных игр, а также презентаций с использованием мультимедийных средств.

Самостоятельная работа студентов, являясь основным видом обучения, имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, самостоятельный анализ источников, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, предполагает изучение рекомендованных литературных источников (основной и дополнительной литературы) с целью доработки лекций.

Изучение учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» профиль «Государственное и муниципальное управление» завершается дифференцированным зачетом.

Изучение учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» профиль «Управление малым бизнесом» завершается экзаменом.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»

(профиль «Управление малым бизнесом»)

(очная форма обучения – 108 ч.)

№ п/п Наименование тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары Прак. занятия
  Управление развитием: тенденции и разновидности развития. Особенности управления развитием. Нововведения как объект инновационного управления 6/6* 4*[1] -  
  Основные подходы к изучению инновационного менеджмента 4/-   2* -
  Типы инноваций в инновационном менеджменте 4/4* 2* -  
  Общее представление о продуктах (изделиях) и технологиях 4/-   2* -
  Инновационный потенциал организации 4/4* 2* -  
  Планирование комплекса работ по созданию и освоению новшества 4/-   2* -
  Экономика инновационной деятельности 4/2*   -  
  Проблемы процесса коммерциализации в инновационной деятельности 4/4* 2* -  
  Статистическое наблюдение и статистика науки и инноваций 4/-   2* -
  Правовые основы инновационной деятельности и государственная научно-техническая и инновационная политика 4/-     -
  Анализ и прогнозирование инноваций 4/-   2* -
  Экспертиза и конкурс инновационных проектов 2/- -   -
  Итого аудиторных часов 48/20* 24/10* 14/10*  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»

(профиль «Управление малым бизнесом»)

(очно-заочная форма обучения – 108 ч.)

№ п/п Наименование тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары Прак. занятия
  Управление развитием: тенденции и разновидности развития. Особенности управления развитием. Нововведения как объект инновационного управления 2/2* 1* -  
  Основные подходы к изучению инновационного менеджмента 1/-   - -
  Типы инноваций в инновационном менеджменте 2/2* 1* -  
  Общее представление о продуктах (изделиях) и технологиях 1/-   - -
  Инновационный потенциал организации 2/2* 1* -  
  Планирование комплекса работ по созданию и освоению новшества 2/-   -  
  Экономика инновационной деятельности 2/1*   -  
  Проблемы процесса коммерциализации в инновационной деятельности 2/2* 1* -  
  Статистическое наблюдение и статистика науки и инноваций 2/-   -  
  Правовые основы инновационной деятельности и государственная научно-техническая и инновационная политика 1/-   - -
  Анализ и прогнозирование инноваций 1/-   - -
  Экспертиза и конкурс инновационных проектов 2/-   -  
  Итого аудиторных часов 20/9* 12/4* -  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»

(профиль «Государственное и муниципальное управление»)

(очная форма обучения – 180 ч.)

№ п/п Наименование тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары Прак. занятия
  Управление развитием: тенденции и разновидности развития. Особенности управления развитием. Нововведения как объект инновационного управления 6/6* 4* -  
  Основные подходы к изучению инновационного менеджмента 4/-   2* -
  Типы инноваций в инновационном менеджменте 4/4* 2* -  
  Общее представление о продуктах (изделиях) и технологиях 4/-   2* -
  Инновационный потенциал организации 4/4* 2* -  
  Планирование комплекса работ по созданию и освоению новшества 4/-   2* -
  Экономика инновационной деятельности 4/2*   -  
  Проблемы процесса коммерциализации в инновационной деятельности 4/4* 2* -  
  Статистическое наблюдение и статистика науки и инноваций 4/-   2* -
  Правовые основы инновационной деятельности и государственная научно-техническая и инновационная политика 4/-     -
  Анализ и прогнозирование инноваций 4/-   2* -
  Экспертиза и конкурс инновационных проектов 2/- -   -
  Итого аудиторных часов 48/20* 24/10* 14/10*  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»

(профиль «Государственное и муниципальное управление»)

(очно-заочная форма обучения – 180 ч.)

№ п/п Наименование тем Аудиторные занятия
Всего Лекции Семинары Прак. занятия
  Управление развитием: тенденции и разновидности развития. Особенности управления развитием. Нововведения как объект инновационного управления 2/2* 1* -  
  Основные подходы к изучению инновационного менеджмента 1/-   - -
  Типы инноваций в инновационном менеджменте 2/2* 1* -  
  Общее представление о продуктах (изделиях) и технологиях 1/-   - -
  Инновационный потенциал организации 2/2* 1* -  
  Планирование комплекса работ по созданию и освоению новшества 2/-   -  
  Экономика инновационной деятельности 2/1*   -  
  Проблемы процесса коммерциализации в инновационной деятельности 2/2* 1* -  
  Статистическое наблюдение и статистика науки и инноваций 2/-   -  
  Правовые основы инновационной деятельности и государственная научно-техническая и инновационная политика 1/-   - -
  Анализ и прогнозирование инноваций 1/-   - -
  Экспертиза и конкурс инновационных проектов 2/-   -  
  Итого аудиторных часов 20/9* 12/4* -  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Управление развитием: тенденции и разновидности развития. Особенности управления развитием. Нововведения как объект инновационного управления.

Содержание понятия «Развитие». Тенденции и разновидности развития. Инновационная деятельность. Особенности управления развитием.

Понятия новшество, нововведение, инновация. Сущность, разнообразие и классификация новшеств. Роль инноваций (нововведений) в жизнедеятельности человека, предприятия и общества.

Нововведения как объект инновационного управления. Управление развитием и инновационный менеджмент.

* Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: лекция-беседа – форма обучения студентов, в рамках которой предполагается вовлечение слушателей в активную беседу с лектором с целью привлечь их внимание к наиболее важным вопросам изучаемой темы посредством обмена мнениями.

Формируемые компетенции: ОК-19; ПК-1.

 

Тема 2. Основные подходы к изучению инновационного менеджмента.

Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента. Предмет, структура, цель и задачи изучения дисциплины «Инновационный менеджмент».

Сущность и система инновационного менеджмента

Формируемые компетенции: ОК-19; ПК-1.

Тема 3. Типы инноваций в инновационном менеджменте

Сущность, цель и общие правила типологии и классификации инноваций. Научное и практическое значение типологии и классификации инноваций в инновационном менеджменте.

Типы инноваций по отраслевой принадлежности. Типы инноваций как компонентов систем, в которых они используются. Типы инноваций как объектов интеллектуальной (промышленной) собственности.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: проблемная лекция – форма обучения студентов, в ходе которой преподаватель излагает проблемную ситуацию, а затем, используя активную познавательную работу обучающихся, предлагает осуществить совместный поиск решения стоящих задач.

Формируемые компетенции: ОК-19; ПК-1.

Тема 4. Общее представление о продуктах (изделиях) и технологиях

Научно-исследовательские работы. Опытно-конструкторские и технологические работы.

Виды и комплектность конструкторской и технологической документации. Стадии и этапы разработки конструкторской и технологической документации.

Проектирование и строительство объектов. Система разработки и постановки на производство новой продукции. Подготовка и освоение производства и реализации новой продукции.

Распространение новшеств. Инфраструктура инновационной деятельности и специализированные инновационно-инвестиционные организации в РФ и за рубежом.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.

Тема 5. Инновационный потенциал организации

Инновационная деятельность организации.

Основные проблемы и препятствия инновационной деятельности и внедрению инноваций. Условия и факторы, определяющие успешную инновационную деятельность и успешную организацию и управление инновационной деятельностью.

Основные показатели инновативности организации. Коммерциализация новшеств. Стратегическое планирование и инноваций. Методы управления инновационными стратегиями.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: лекция с разбором конкретных ситуаций – форма учебной работы, которая позволяет преподавателю с помощью постановки конкретных вопросов перед студентами активизировать их участие в дискуссии в рамках обсуждаемых микроситуаций.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.

Тема 6. Планирование комплекса работ по созданию и освоению новшества

Понятие и типы инновационных проектов и программ.

Документация инновационного проекта (программы). Бизнес-план создания и/или освоения новшества.

Критерии оценки инновационного проекта. Участники и организация выполнения инновационного проекта.

Управление инновационным проектом. Разработка инновационных проектов и программ. Типы и методы решения управленческих задач, характерных для практики инновационного менеджмента.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.

Тема 7. Экономика инновационной деятельности

Потребительские свойства, потребительная ценность и стоимость инноваций (новой продукции). Себестоимость и цена научно-технической продукции.

Затраты на создание научно-технической продукции. Планирование и учет затрат на создание научно-технической продукции. Себестоимость и цена научно-технической продукции.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-21.

Тема 8. Проблемы процесса коммерциализации в инновационной деятельности

Коммерческая реализация объектов промышленной собственности. Цена лицензии. Авторское вознаграждение за использование объектов промышленной собственности. Себестоимость и цена новой промышленной продукции.

Конкурентоспособность новой продукции. Технико-экономическое обоснование инноваций. Технико-экономическое обоснование разработки новшества (новой продукции). Технико-экономическое обоснование производства разработанной продукции. Технико-экономическое обоснование использования (потребления) новой произведенной товарной продукции.

Финансирование инноваций. Риски. Страхование. Лизинг в инновационной деятельности. Рынок новшеств и его характеристика. Спрос и предложение. Рынок капитала в инновационной сфере.

* Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: лекция – консультация – форма учебного занятия, использование которой позволяет рассмотреть тему с выраженной практической направленностью. Это достигается с помощью вступительной лекции (50% занятия), а затем в форме ответов лектора на заранее подготовленные вопросы слушателей и проведения обмена мнениями.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-21.

Тема 9. Статистическое наблюдение и статистика науки и инноваций.

Действующая в РФ система статистического наблюдения науки и инноваций. Росстат. Статистика инноваций.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20.

 

Тема 10. Правовые основы инновационной деятельности и государственная научно-техническая и инновационная политика.

Правовые основы выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (по ГК РФ). Новшества как объекты интеллектуальной собственности.

Использование объектов интеллектуальной (промышленной) собственности.

Права авторов и патентообладателей. Лицензии на использование объектов промышленной собственности и договора об уступке патентов. Создание благоприятных условий нововведений и государственная научно-техническая и инновационная политика

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-21.

Тема 11. Анализ и прогнозирование инноваций

Жизненные циклы изделий и технологий. Закономерности развития изделий и технологий. Анализ развития изделий и технологий.

Типы прогнозов и методы прогнозирования развития изделий и технологий.

Особенности развития творческих способностей. Методы активизации творческого мышления. Инновационные игры и тренинги в инновационном менеджменте.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-21.

Тема 12. Экспертиза и конкурс инновационных проектов

Основные экспертные методы для оценки и выбора инновационных проектов и принятия управленческих решений в сфере инновационной деятельности.

Выбор эффективного варианта инновационного проекта. Анализ реальных инновационных проектов. Подходы к расчету инновационно-инвестиционного проекта.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

а) для студентов очной формы обучения

Семинар № 1 (тема №2)

«Основные подходы к изучению инновационного менеджмента»

Доклад « Возникновение, становление и основные черты инновационного менеджмента».

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, структура, цель и задачи изучения дисциплины «Инновационный менеджмент».

2. Сущность и система инновационного менеджмента.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения:

семинар с элементами проблемности – форма учебного занятия, в ходе которого происходит анализ студентами реальных ситуаций, а затем совместный поиск различных вариантов решений. В рамках данного семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты, эссе.

Формируемые компетенции: ОК-19; ПК-1.

Семинар № 2 (тема №4)

«Общее представление о продуктах (изделиях) и технологиях»

Доклад «Научно-исследовательские работы. Опытно-конструкторские и технологические работы».

Вопросы для обсуждения:

1. Виды и комплектность конструкторской и технологической документации. Стадии и этапы разработки конструкторской и технологической документации.

2. Проектирование и строительство объектов. Система разработки и постановки на производство новой продукции. Подготовка и освоение производства и реализации новой продукции.

3. Распространение новшеств. Инфраструктура инновационной деятельности и специализированные инновационно-инвестиционные организации в РФ и за рубежом.

* Примечание: интерактивные формы и методы проведения:

семинар с использованием метода «мозгового штурма» - форма практического занятия, в ходе которого решается задача поиска оптимального решения с помощью творческой мыслительной работы студентов в кратчайшие сроки. Это достигается посредством генерирования любых идей без какой-либо критики с последующим их анализом, оценкой и выбором наилучшего решения.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.

Семинар № 3 (тема №6)

«Планирование комплекса работ по созданию и освоению новшества»

Доклад «Понятие и типы инновационных проектов и программ».

Вопросы для обсуждения:

1. Документация инновационного проекта (программы). Бизнес-план создания и/или освоения новшества.

2. Критерии оценки инновационного проекта.

3. Участники и организация выполнения инновационного проекта.

4. Управление инновационным проектом. Разработка инновационных проектов и программ. Типы и методы решения управленческих задач, характерных для практики инновационного менеджмента.

* Примечание: интерактивные формы и методы проведения: семинар – «круглый стол» – форма практического занятия, позволяющая реализовать принцип коллективного обсуждения стоящих проблем в ходе дискуссии. Особенностью данной формы является то, что заблаговременно сообщается возможный сценарий занятия, предлагаются вопросы для обсуждения. Само обсуждение проблемы происходит под руководством преподавателя в форме дискуссии с последующим подведением итогов работы.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.

Семинар №4 (тема №9)

«Статистическое наблюдение и статистика науки и инноваций»

Доклад «Действующая в РФ система статистического наблюдения науки и инноваций».

Вопросы для обсуждения:

1. Росстат: структура и содержание работы.

2. Статистика инноваций.

* Примечание: интерактивные формы и методы проведения: семинар - дискуссия – форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20.

Семинар № 5 (тема №10)

«Правовые основы инновационной деятельности и государственная научно-техническая и инновационная политика»

Доклад «Правовые основы выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (по ГК РФ). Новшества как объекты интеллектуальной собственности».

Вопросы для обсуждения:

1. Использование объектов интеллектуальной (промышленной) собственности.

2. Права авторов и патентообладателей. Лицензии на использование объектов промышленной собственности и договора об уступке патентов.

3. Создание благоприятных условий нововведений и государственная научно-техническая и инновационная политика.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-21.

 

Семинар №6 (тема №11)

«Анализ и прогнозирование инноваций»

Доклад «Жизненные циклы изделий и технологий. Закономерности развития изделий и технологий. Анализ развития изделий и технологий».

Вопросы для обсуждения:

1. Типы прогнозов и методы прогнозирования развития изделий и технологий.

2. Особенности развития творческих способностей.

3. Методы активизации творческого мышления.

4. Инновационные игры и тренинги в инновационном менеджменте.

* Примечание: интерактивные формы и методы проведения: метод коллективного анализа ситуаций (кейс-стади) – форма учебного занятия, в рамках которого обучающимся предлагается проанализировать реальную ситуацию, разобраться в сути проблемы, оценить имеющийся выбор решения ситуации, предложить свое решение конкретной ситуации.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-21.

Семинар №7 (тема №12)

«Экспертиза и конкурс инновационных проектов»

Доклад «Основные экспертные методы для оценки и выбора инновационных проектов и принятия управленческих решений в сфере инновационной деятельности».

Вопросы для обсуждения:

1.Выбор эффективного варианта инновационного проекта.

2.Экспертиза инновационности проектов в системе Федеральных целевых программ.

Формируемые компетенции: ОК-20; ПК-20; ПК-21.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

 

Методические указания студентам по учебной дисциплине «Инновационный менеджмент» составлены в соответствии с квалификационными требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по направлению 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Самостоятельная работа, являясь основным видом обучения, предполагает изучение рекомендованных литературных источников, справочных материалов (основной и дополнительной литературы) в интересах доработки лекций и подготовки к семинарским и практическим занятиям.

Доработку лекции целесообразно осуществлять в течение 2-3-х дней после её проведения. Для этого необходимо прочитать сделанные записи, подчеркнуть (выделить) вопросы, заголовки и основные положения лекции, тщательно изучить ключевые слова и понятия данной темы занятия. В случае необходимости следует более подробно самостоятельно рассмотреть вопросы лекции, дополнив материалом из других источников. При этом следует учесть, что конспект лекции должен максимально полно раскрывать содержание изучаемой темы.

К семинарскому и практическому занятию следует готовиться заранее. Для этого необходимо детально изучить план семинарского занятия, подобрать соответствующую литературу. Желательно по каждому вопросу семинарского занятия сделать небольшой конспект, отразив в нем ключевые моменты. В случае выбора доклада, рекомендованного на семинаре, целесообразно поставить об этом в известность преподавателя и проконсультироваться у него по поводу структуры и содержания доклада. Кроме выступления на семинаре, студент должен быть готов к рецензированию докладов, сделанных товарищами, внесению дополнений к имеющимся выступлениям, а также к решению тестов и ситуационных (расчётных) задач.

В ходе подготовки к семинарскому и практическому занятию студент должен повторить лекционный материал по данной теме, изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу. В целях более полного усвоения учебного материала следует также изучить основные термины и вопросы для самоконтроля по данной теме. Подготовка к семинару или практическому занятию должна обеспечивать активное участие каждого студента в обсуждении всех вопросов, вынесенных для рассмотрения на каждом занятии.

С целью более эффективного усвоения учебного материала студенты в процессе самостоятельной работы должны использовать словарь основных терминов курса и вопросы, предназначенные для самоконтроля, а также подготовиться к решению тестов и заданий, предназначенных <


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.