С применением специальной символики для детей 4-летнего возраста — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

С применением специальной символики для детей 4-летнего возраста

2017-07-24 303
С применением специальной символики для детей 4-летнего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(логопедические группы)

Тема занятия Навыки звукового анализа и синтеза
1. Звук А Знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение первого гласного звука в словах
2. Звук У Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА)
3. ЗвукИ Определение наличия, либо отсутствия звука в словах, анализ и синтез сочетания из двух гласных звуков (ИА)
4. Звук О Определение последнего гласного звука в словах (палътО, кинО, давнО)
5. Звук Ы Выделение последнего гласного звука в словах
6. Звуки А, У, И, О Выделение ударного гласного звука в словах
7. Звук Ы Определение первого (А, У, И, О) и последнего гласного звука (А, У, И, О, Ы) в словах
8. Звук М Выделение первого согласного звука в словах, синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ)
9. Звук М Синтез слов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного (МУ, МЫ)
10. Звук В Синтез и анализ слова, состоящего из двух звуков: согласного и гласного (ВЫ)
11. Звук Н Синтез и анализ слова, состоящего из двух звуков: гласного и согласного (ОН)
12. Звук Б Закрепление полученных навыков
13. Звук Б Синтез односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ)
14. Звук П Подбор слов с заданным звуком
15. Звук П Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АП, ОП)
16. Звук Д Преобразование слов путем добавления в их начало согласного звука (Д)
17. Звук Т Добавление и определение последнего согласного звука в словах (коТ, букеТ, пакеТ, билеТ)

 

   
18. Звук Т Закрепление полученных навыков
19. Звук Г Подбор слов с заданным звуком. Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков (ГАМ)
20. Звук К Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (БАК, БОК, БЫК)
21. Звук К Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (МАК, КОТ, КОМ)
22.3вДОК Закрепление полученных навыков
23. Звук К Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец)
24. Звук Ф Определение позиции согласного звука в словах (начало, конец)
25. Звук X Синтез односложных слов (МОХ, ПУХ) и двусложного слова (МУХА)
26. Звук С Синтез и анализ односложных слов, состоящих из трех звуков (СУЯ, СОК, СУК, САМ)
27. Звук С Анализ и синтез односложных слов, состоящих из трех звуков (СОМ, ЯОС, СОЯ, СЪШ)
28. Звуки А, О, У, И Определение нескольких гласных звуков в словах (хАтЫ, лИмОнЫ). Понятие «гласные звуки»
29. Звуки Д,Т, В, С, Б Синтез двусложных слов (ХАТА, ВАТА, СОВЫ, ДУБЫ). Закрепление полученных навыков
30. Звуки П, Т, К, С, М Синтез двусложных слов (МУКА, КОСЫ, СУПЫ). Закрепление полученных навыков

Для результативного проведения занятий важно соблюдать нижеприведенные методи­ческие рекомендации.

 

методические рекомендации

О Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые де­тям (например: авокадо, айва, утконос, танкер и пр.). Значение таких слов непременно выясняется и закрепляется в процессе занятия, что позволяет существенно расширить лексическую базу для фонетических обобщений.

О Традиционно речевой материал фонетических занятий должен включать только правиль­но произносимые детьми звуки. Уточним, что данное положение справедливо для ак­тивного словаря детей, для пассивной же его части (слушания) можно использовать сло­ва без фонетических ограничений. Если в ходе занятия какое-то слово сказано ребенком неточно, педагогу следует сразу же произнести его правильно, чтобы не искажать фоне­тическое восприятие остальных детей.

О В течение всего занятия изучаемый звук во всех словах произносится логопедом утриро­ванно и то же самое требуется от детей. Такой подход усиливает не только слуховое вос­приятие, но и так называемые речевые кинестезии, которые И.П. Павлов называл базальным (основным) компонентом второй сигнальной системы (речи).

Важно также (на это неоднократно указывалось Л.Е. Журовой), чтобы звук интонаци­онно выделялся без отрыва от других звуков, в процессе слитного произнесения слова.

О Каждый новый звук (гласный или согласный) в начале занятия произносится педагогом изолированно. Педагог обращает внимание на его звучание, выясняет с детьми анало­гии, образные сравнения (например: звук Птак чайник шумит во время кипения, лопается мыльный пузырь, пыхтит паровозик и пр.). Затем закрепляется одна из ана­логий, отраженная в символе. После этого уточняется артикуляция звука (положение языка, губ, зубов при произнесении), но формулируется она в доступной детям форме (подробнее об этом смотрите на с. 19-20). Последующее выделение звука в словах четко и однозначно может производиться только после уточнения артикуляционных и акусти­ческих особенностей звука в изолированной позиции.

О Символ звука дается в начале занятия и во время его проведения находится у детей пе­ред глазами. Когда педагог произносит слово и произносительно акцентирует изучае­мый звук, внимание детей одновременно фиксируется и на зрительном символе. Таким образом слуховое восприятие подкрепляется зрительным и наоборот.

О В возрасте 4 лет (в отличие от 5-летнего) детям не даются для анализа и синтеза звуко-комплексы, лишенные лексического значения (ИАУ, ОАИ, УК, АТ, ОК и пр.). По наше­му представлению, детям данного возраста интересно анализировать только слова (в том числе звукоподражательные), которые ассоциируются у них с конкретным образом.

О Примерно в середине занятия, при первых признаках утомления у детей, проводится динамическая пауза. Желательно, чтобы в ее тексте содержались слова с обозначенным в теме занятия звуком. После физических упражнений, сопровождаемых произнесени­ем стихотворения, детям предлагается вспомнить услышаный текст и назвать из него как можно больше слов с изучаемым звуком. Движения для физминутки педагог выби­рает по своему желанию.

О Поскольку внимание и восприятие учебного материала у детей данного возраста отлича­ются непродолжительной концентрацией и небольшим объемом, игры и упражнения сле­дует чередовать, отводя на каждое не более 4 минут.

О Фонематическое восприятие ребенка совершенствуется благодаря анализу не только чу­жого, но и собственного произношения, поэтому важно обеспечить детям максимальную речевую активность. Для этого можно использовать хоровое проговаривание, ответы по цепочке, реакции нескольких детей на один вопрос. Важно снизить «удельный вес» речи педагога с тем, чтобы для детской речи в занятии оставалось больше времени. О При подборе лексического материала следует учитывать, что дети с нарушениями речи в данном возрасте с трудом дифференцируют твердые и мягкие согласные звуки (Т— ТЬ, Д —ДЬ, П — ПЬ и пр.). Мы предлагаем, не делая акцента на этом признаке, использо­вать только твердые варианты изучаемого звука во избежание путаницы в сознании ре­бенка.

О В любом занятии важна личность педагога, его умение заинтересовать, активизировать детей, расставить акценты. На тех занятиях, где повышено внимание к произношению, особое значение приобретает речь взрослого, ее четкость, громкость, интонационная вы­разительность.

О Наглядным материалом к занятиям могут служить картинки из «Дидактического мате­риала по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» Т.Б. Филичевой и Г.А. Каше (М.: Просвещение, 1991). Однако в этом возрасте детьми с большей эмоцио­нальностью воспринимаются натуральные предметы и объекты, которые родители мо­гут принести к каждому занятию.

О В большинство занятий включена демонстрация сказки, текст которой насыщен задан­ным звуком. Для показа сказки используются настольные игрушки и фигурки от кин-дер-сюрпризов. Ожидание сказки является для детей серьезным стимулом к работе.

О В структуру каждого занятия включены фонетические игры, смысл которых состоит в уточнении акустического и артикуляционного образов одного или нескольких изучае­мых звуков, в узнавании их в словах, выделении в предложениях, стихах, сказках и пр. Кроме того, в процессе игр у детей совершенствуются внимание, память, словарный за­пас.

Далее предлагаем описание игр, которые можно проводить не только в коррекционных, но и в массовых группах детских образовательных учреждений, а также дома.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.