И навыков звукового анализа у дошкольников — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

И навыков звукового анализа у дошкольников

2017-07-24 335
И навыков звукового анализа у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

* «Почтальон» *

У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с при­крепленным к ней символом, только определенные картинки-письма, например, те, в на­звании которых встречается звук К. Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный символом на почтовой сумке. Символы заменяются в связи с фонетической задачей занятия.

* «Магазин» +

Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги-символы. Подавая пе­дагогу символ, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий звук в назва­нии покупаемого предмета. У детей могут быть символы как гласных, так и согласных звуков.

* «Для кого картинка?» *

У детей в руках символы различных звуков. Педагог показывает картинку, ребенок до­казывает, произносительно выделяя соответствующий звук, что эта картинка для него. Если несколько детей заявляют свои права на картинку, она достается тому, кто подберет больше слов на обозначенный символом звук.

+ «Ходит ежик вдоль дорожек» +

На доску выставляются изображения дорожек (короткой и длинной картонных полосок) и ежика (см. приложение). На первом занятии, где происходит знакомство с длинными и ко­роткими словами, педагог, произнося длинное слово, например, стройплощадка или мили­ционер, двигает изображение ежа по длинной дорожке. Затем произносит короткое слово, на­пример, дом или сад, демонстрируя движение ежа по короткой дорожке.

Другой вариант игры: к изображению ежика прикрепляется выбранный символ. Пере­двигая изображение ежа по дорожке (картонной полоске) слева направо, педагог медленно произносит слово, делая акцент на заданный звук (например, ССамолет или подноСС). Если звук слышится в начале слова, ежик остается в начале дорожки, если звук слышится в конце слова, ежик «доходит» до конца дорожки и останавливается там. Дополнительно начало и конец дорожки, которые соответствуют началу и концу слова, можно фиксировать какими-то объектами, например, земляничкой и грибом. В ходе игры детям читается стихотворение:

Ходит ежик вдоль дорожек, От начала до конца, В слове еж найти поможет Место звука-беглеца.

* «Разложи предметы (картинки) к символам» *

Перед детьми выставляется 3-4 знакомых символа согласных звуков. Вызванные дети берут из набора перевернутых картинок или игрушек, лежащих перед взрослым, по одной. Выигрывает тот, кто первым подставит свою картинку или предмет к нужному символу и всем докажет, что он поступил правильно, то есть произнесет в слове соответствующий звук утрированно.

* «Пропускаем мы во двор слов особенных набор» *

Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соеди­нить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Взрослый объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».

+ «Мяч не трогать иль поймать — постарайтесь отгадать» +

Педагог предлагает стоящим перед ним детям ловить мяч, если они услышат в слове звук, обозначенный символом, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора, то есть предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.

* «Найдем спрятанные слова» *

Педагог показывает детям картинки с изображением моря, леса, огорода, улицы и пр. Рядом ставится определенный символ. Педагог произносит стихи:

Я слова найду везде, В доме, в городе, в воде, В огороде и в саду Постараюсь и найду.

Детям предлагается вспомнить предметы, которые могут находиться в указанном месте и содержать в своем названии обозначенный символом звук.

* «Живые звуки» +

Педагог раздает символы звуков, из которых можно составить короткое слово (УМ, МОХ, СУП и пр.) двум-трем детям. Четко, акцентированно произнося каждое слово, взрослый пред­лагает им встать так, чтобы остальные дети увидели и смогли синтезировать (собрать) из звуков названное слово.

+ «Разбежались и собрались» +

У детей в руках картинки, в названии которых им следует отыскать ударный гласный звук (малИна, посУда, макарОны), а затем собраться около одного из трех детей, держащих соответствующий символ гласного звука (И, У, О). Количество одновременно выделяемых в словах гласных звуков и соответственно зрительных символов можно увеличивать по мере совершенствования внимания и восприятия детей.

«• «Подставь символ к предмету (картинке)» *

Дети выбирают по одному символу из предложенных педагогом. На столе раскладыва­ются 5-6 предметов (картинок), в названии которых имеются обозначенные звуки. Выиг­рывают те дети, которые раньше других отыскали соответствующий звук в названии пред­мета и смогли это правильно продемонстрировать.

«• «Кубик» +

Дети по очереди кидают кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа гласного звука. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок или предметов.

* «Собираем пуговки» «•

Педагог"раздает детям по 3-4 пуговки и объявляет, что в специальный «звуковой сунду­чок» будет собирать слова с тем или иным звуком. Звук обозначается символом и выставля­ется перед детьми. Дети называют слова с заданным звуком в любой позиции и опускают пуговки, к которым «пришито» их слово в сундучок.

+ «Предмет и имя» *

Педагог показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, и дает им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Катя, Вова, Павлик, Толя и др.) Каждой кукле пред­лагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали. В случае ошибок педагог при­бегает к помощи символа, который напоминает о нужном звуке.

4 «Подарки гостям» *

Педагог представляет гостя занятия (Матрешку, Буратино, поросенка Пафа, Карлсона и пр.). Детям предлагается придумать и назвать подарки или кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учетом того, что первый звук в названии подарка (кушанья) должен совпадать с таковым в имени гостя. В случае ошибок или сомнений педагог предъявляет детям соответствующий символ.

* «Сумка-задумка» «•

К сумке прикрепляется символ гласного или согласного звука. Педагог раздает детям фишки и предлагает собрать в сумку-задумку слова с заданным звуком (без учета его пози­ции или в определенной позиции, если таковая уже изучена с детьми). Дети называют слова с указанным звуком, одновременно складывая фишки в сумку. Усложнением в данной игре будет определенное обобщение, в рамках которого следует подбирать слова(овощи, игруш­ки, продукты, школьные принадлежности или другие объекты, «помещаемые» в сумку).

ф «Что на елочке висит?» *

Дети снимают с елочки картинки и подбирают к ним соответствующие символы из ле­жащих на столике.

ф «Цветик-семицветик» *

Символы звуков прикреплены к разноцветным лепесткам цветка. Ребенок, сорвавший лепесток, должен назвать слово с указанным звуком в любой позиции.

* «Нам пришло письмо из Звукограда» *

Педагог вынимает из конверта, «присланного» в группу, символы гласных или соглас­ных звуков, объясняя, что получено письмо из Звукограда, где живут старички-Звукович-ки. Больше всего они любят игры со звуками. Взрослый предлагает написать ответ, подо­брав к каждому символу по пять названий предметов (животных, игрушек и пр.). Дети на­зывают слова, педагог их записывает на карточках и «отправляет» письмо обратно.

Ф «Волшебная карусель» Ф

Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символов, изображенных по краю круга. Необходимо назвать не менее трех слов, начинающихся на данный звук.

Ф «Чудесная удочка» Ф

На конце нитки у маленькой самодельной удочки — магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребенок достает картинку и называет первый, последний, ударный или любой другой заданный звук, а затем подбирает к произнесенному звуку соответствующий символ. Металлические за­жимы в случае изменения звуковой задачи в игре легко переместить на другие картинки.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.