Моторная алалия и легкая степень умственной отсталости — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Моторная алалия и легкая степень умственной отсталости

2017-08-11 799
Моторная алалия и легкая степень умственной отсталости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(интеллектуальной недостаточности)

Дети-алалики Дети с легкой умственной отсталостью
Раньше начинают понимать речь окружающих; понимание тонких грамматических изменений слов улучшается по мере развития их речи и в какой-то мере приближается к норме Несмотря на расширение лексики и овладение фразой, понимание их речи никогда не достигает нормы
Активно используют имеющиеся словесные средства общения, например, лепетные слова, звукоподражания, отдельные общеупотребительные слова, обрывки лепетных предложений и др., а также паралингвистические средства: жесты, мимику, пантомиму, интонацию Используют примитивные жесты, которые не могут заменять речевое общение, сопровождать его
Пассивный словарь пополняется очень быстро и значительно шире активного Нет резкого расхождения между активным и пассивным словарем
Характерна вариативность слов, отсутствуют штампы в речи; Противоположные явления
Постепенно начинают пользоваться фразой, но речь всегда содержательна, например: «Мама лес пошла» Во фразе нет смысла, хотя аграмматизм может и не быть, например: «Доброта пошла гулять в лес»
Хорошо ориентируются в невербальных заданиях Из-за недостатков мышления и познавательной деятельности плохо ориентируются в предъявляемом им незнакомом задании
Произношение звуков автоматизируется быстрее, лучше; часть звуков, сложных в произношении, появляется спонтанно по мере расширения словаря и не требует логопедической коррекции Произношение звуков автоматизируется долго, артикуляционные уклады звуков могут распадаться
В играх, в учебной деятельности действуют целенаправленно, хорошо используют помощь, контролируют себя В играх, в учебной деятельности действуют нецеленаправленно, не используют помощь, не контролируют себя

Моторная алалия и задержка речевого развития (ЗРР)

Дети-алалики Дети с задержкой речевого развития
Алалия связана с органическим поражением центральной нервной системы Задержка речевого развития может быть связана с соматической ослабленностью, педагогической запущенностью
У алаликов нарушена программа речевой деятельности; не сформирована мотивация речи; они не могут связно рассказывать; нарушена слоговая структура слов, структура фразы У детей с задержкой речевого развития имеется программа высказывания; сформирован мотив деятельности; нет речевого негативизма; нет структурных нарушений
Недоразвитие речи у алалика не преодолевается спонтанно; необходима коррекционно-педагогическая работа, которая должна носить системный характер Задержка речевого развития может преодолеваться спонтанно  
Речевое недоразвитие у алаликов не преодолевается полностью даже при систематических логопедических занятиях Дети с задержкой речевого развития могут полностью преодолеть отставание в развитии речи и обучаться в массовой школе

Алалия и псевдоалалический синдром

В числе детей с ДЦП могут быть дети с алалией и дети с псевдоалалическим (ложным алалическим) синдромом. Так, речь детей с псевдоалалическим синдромом развивается с задержкой. В возрасте от 1 года до 3 лет эти дети по картине развития речи напоминают алаликов. В 4 года отмечается выраженное отклонение от нормального речевого развития. К 7 годам речь таких детей приближается к норме.

При псевдоалалическом синдроме имеют место такие симптомы: речевой негативизм; повышенная тормозимость речевой функции: пугливы, затрудняются при необходимости высказаться (знают, а высказать не могут); испытывают трудности при заучивании наизусть; их пассивный словарь значительно шире активного. В отличие от алаликов, у детей с псевдоалалическим синдромом нарушения устной речи не всегда проявляются на письме.

Алалия и афазия

Общее при алалии и афазии:

· характеризуются полным или частичным нарушением всей речевой системы, всех ее компонентов и сторон, что делает в той или иной степени невозможным осуществление основной функции речи – общения с окружающими;

· как вторичные явления имеют место нарушения процессов мышления и изменения всей личности, поведения человека; в результате сложности нарушений наблюдаются различные степени тяжести и большое разнообразие форм алалии и афазии;

· все исследователи выделяют две основные формы алалии и афазии: моторную и сенсорную; такое деление не отражает всего многообразия этих нарушений, но является оправданным, т.к. основными конструктивными компонентами речевой системы являются моторный (двигательный) и слуховой (сенсорный).

Алалия и афазия

Алалия Афазия
Термином «алалия» принято называть случаи глубокого системного недоразвития речи Термином «афазия» называют системный распад уже сформировавшейся речи
Работу с алаликами характеризуют как воспитание речи Работу с афазиками характеризуют как восстановление речи
У алалика нет желания говорить, речь может практически отсутствовать У афазика (в незапущенных случаях) сохранено стремление говорить, остаются некоторые слова, фразы; может сохраняться письменная речь, это облегчает восстановление и дальнейшее развитие речи

Распространенной ошибкой является отнесение любого неговорящего ребенка (алалика) к категории аутистов. Дифференциальная диагностика в этом случае сложна, так как объектом является маленький ребенок, поведение которого еще не имеет стойких и четко определяемых патологических признаков, по которым можно было бы однозначно установить диагноз. Стандартные методики исследования интеллекта говорят о том, что примерно 2/3 аутичных детей имеют задержку умственного развития, а примерно 10% обладают развитыми способностями в какой-нибудь области: математические вычисления, музыка, рисование, поговорки, мозаики, некоторые обладают энциклопедическими знаниями в интересующей их области.

Ранний детский аутизм (РДА) и алалия

РДА Алалия
Нарушено формирование эмоционального личностного контакта с окружающим миром Указанное нарушение не наблюдается совсем или оно не имеет резко выраженного «глобального» характера
Практически не используется «язык» мимики и жестов Мимика и жестикуляция достаточно развиты и используются вместо словесной речи
Поведение и реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны Отмечаются, как правило, дифференцированные и адекватные реакции; дети в состоянии учитывать изменения ситуации
Характерны разнообразные нарушения «моторного» поведения: своеобразное вращение кистей рук перед глазами, потряхивание руками и предметами, раскачивание туловища, необычные повороты тела Наблюдаются различные нарушения двигательной сферы как в области общей, так и мелкой моторики. Своеобразные неадекватные стереотипичные движения отсутствуют
Могут наблюдаться различные варианты интеллектуального развития: нормальное, ускоренное, резко задержанное и неравномерное, различные степени умственной отсталости Наблюдается картина своеобразной задержки интеллектуального развития; при этом, прежде всего, страдают интеллектуальные процессы, связанные с речевой деятельностью
Речь (речевая деятельность) на ранних этапах онтогенеза может развиваться нормально, а затем (обычно в возрасте до 30 мес.) ребенок может перестать пользоваться устной речью Выраженная в той или иной степени задержка в овладении речью, замедленное формирование речевой деятельности. Отмечаемый у некоторых детей речевой негативизм не приводит к полному отказу от речевого общения
Невозможность или боязнь взглянуть в лицо человека, в его глаза, общения с ним один на один. При настойчивом стремлении войти в контакт у ребенка может нарастать тревога, страх, может начать вести себя агрессивно по отношению к себе или к другим людям. В большинстве ситуаций активно используют зачатки речи, как вербальной, так и невербальной, имеют хорошо развитую мимику и жестикуляторную речь

Возникает ряд трудностей в дифференциации моторнойи сенсорной алалий.

Моторная алалия Сенсорная алалия
Сохранное восприятие речи на перцептивном уровне; обращенную речь понимает, причем понимание возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции Восприятие речи нарушено; обращенную речь не понимает
Хорошее слуховое внимание к речи Безразличен к звукам человеческого голоса, наблюдается явление «гиперакузии» – повышенной чувствительности к неречевым звукам (капание воды, шум открывающейся двери и др.), к которым безразлично относятся окружающие
Отсутствует эхолалия Присутствует эхолалия
Невозможность повторения слогов, слов, фраз Многое повторяют, но не понимают повторенного
Наблюдается более активное речевое поведение, широко используют мимико-жестикуляторную речь, мелодику, звукоподражания, «звуковые жесты». Не вступают в контакт, не пользуются мимикой, жестами
Более выражена динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании. Менее выражена динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.