По специальности 050407 Педагогика и психология девиантного поведения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

По специальности 050407 Педагогика и психология девиантного поведения

2017-08-07 245
По специальности 050407 Педагогика и психология девиантного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ

 

Методические указания, планы семинарских занятий

и тематика контрольных работ

для подготовки сотрудников УИС

По специальности 050407 Педагогика и психология девиантного поведения

 

 

Факультет: психологический

Категория обучающихся: слушатели

Курс: 1-й (заочная форма обучения)

 

 

Рязань 2014


 

ББК 63.3р30

И90

Рецензенты:

И.М. Эрлихсон, доктор исторических наук, профессор (Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина);

В.В. Бурукин, кандидат исторических наук, доцент (Академия ФСИН России)

 

Васильева С.А.

И90 История: метод. указания, планы семинарских занятий и тематика контрольных работ. – Рязань: Академия ФСИН России, 2014. – 44 с.   Методические указания, планы семинарских занятий и тематика контрольных работ составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 25 декабря 2013 г., протокол № 5.  

 

 

Начальник обеспечивающей кафедры

Кандидат исторических наук, доцент О.А. Тарасов

 
 

 


Учебно-методическое издание

 

Васильева Светлана Анатольевна


ИСТОРИЯ

 

Методические указания, планы семинарских занятий

и тематика контрольных работ

Технический редактор Л.И. Семочкина Редакционно-издательский отдел
Подписано в печать 04.02.2014. Академии ФСИН России
Формат 60x84 1/16. 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1
Бумага офсетная. Гарнитура Times. Отпечатано: Отделение полиграфии РИО
Печ. л. 2,75. Академии ФСИН России
Тираж 20 экз. Заказ № _____. 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1

 

 

ББК 63.3р30

© Васильева С.А., 2014

© Академия ФСИН России, 2014


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Дисциплина «История» изучается слушателями на первом курсе и включает 10 часов аудиторной работы и 98 часов самостоятельной работы.

Дисциплина «История» играет важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление образованной, эрудированной личности будущего специалиста. Историческое образование является важным фактором формирования патриотизма у слушателей. В этой связи, курс истории развивает творческие способности, интеллектуальный потенциал, способствует освоению общечеловеческих ценностей, обладает широкими воспитательными возможностями.

Изучение курса предполагает формирование у слушателей знаний о России, ее месте и роли в мировом историческом процессе, о современном положении страны с позиций демократии и патриотизма; формирование общей культуры специалиста, и призвано способствовать социализации личности, осознанию слушателями выбора и последующего освоения профессиональных программ образования.

Целями освоения дисциплины «История» являются:

– формирование у обучающихся фундаментальных теоретических знаний об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней;

– усвоение обучающимися уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы; формирование понимания отечественной истории как части мировой цивилизации, ее места в мире и стремления постигать и охранять общечеловеческие ценности и мир на земле;

– воспитание на основе знания истории нашей страны чувства патриотизма, гражданственности; гордости за свое прошлое;

– социализация личности, понимание своей роли в жизни общества, выработка жизненной позиции, умения оценить современные процессы, опираясь на исторический опыт;

– оказание помощи в будущей работе в органах, исполняющих наказания, в которой обращение к историческому опыту будет полезно.

Достижение поставленных целей предусматривает решение ряда конкретных задач, а именно:

– раскрыть основные закономерности и направления мирового исторического процесса, основные этапы исторического развития России, место и роль России в мировой истории, общее и особенное в истории нашего Отечества по сравнению с другими народами и государствами.

– дать представление об особенностях российского типа эволюции, специфике природно-климатических и геополитических условий развития, особенностях социального реформирования, личностного фактора и духовного начала, отношениях между государством и обществом на различных этапах развития России.

– углубить и систематизировать исторические знания, сформировать навыки аналитического мышления, позволяющего выявлять сущность стержневых событий истории и отношения между ними.

– сформировать представление о российской истории как о целостном динамичном процессе, в единстве экономики, политики, культуры.

– обучить самостоятельности при обращении к историческим источникам, помогающим оценить и духовно воспринять факты, события, поведение людей, и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории, умению учитывать неоднозначность выводов ученых по многим проблемам отечественной истории.

Курс «История» предусматривает освещение истории России в связи с мировым цивилизационным процессом. Структурно курс состоит из четырнадцати разделов, каждый из которых открывается краткой характеристикой соответствующего периода мировой истории, в контексте которой развивалась Россия. Подавляющая часть каждого раздела посвящена собственной истории России. При этом при ее освещении и анализе берется за основу концептуальный принцип, согласно которому предполагается изложение существующих в исторической литературе мнений по наиболее важным и общим проблемам исторического процесса.

Таким образом, история России рассматривается как часть всемирного исторического процесса и как самостоятельная, имеющая свой характер, свои особенности, свой вектор развития. Изучая историю, курсант должен продемонстрировать не только знание фактов и событий, охватывающих мировую историю и историю своей страны с древнейших времен до наших дней, но и умение анализировать программный материал, понимать логику исторического процесса.

Необходимый объем знаний изложен в рабочей программе, которой и следует руководствоваться в процессе подготовки. Усвоив материал курса «История», слушатель должен продемонстрировать:

– хорошее знание фактического материала (исторические события, даты, выдающиеся личности и т.п.);

– понимание объективного хода исторического развития, закономерности возникновения тех или иных исторических событий, их влияние на судьбы народов и государств;

– умение грамотно и логично формулировать и обосновывать свою точку зрения;

Требования к уровню освоения программы. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– закономерности исторического развития общества;

– основные этапы и особенности истории России, ее место в истории человечества и на современном этапе;

– понятийный аппарат исторической науки, основные методы исследования истории;

– основной спектр концепций исторического развития, точек зрения по частным историческим проблемам.

Уметь:

– использовать принципы, законы и методы гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач;

– ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе, применять полученные знания и умения при оценке социально-экономических и социально-политических проблем современного этапа развития отечественной истории;

– применять принципы историзма и объективности в анализе исторического материала, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся ценностного отношения к историческому прошлому;

– применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня и профессиональной компетенции.

Владеть:

– основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук;

– высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга;

– приемами работы с источниками исторического знания.

 

О самостоятельной работе слушателей с литературой

Для слушателя-заочника, который лишен возможности ежедневно встречаться с преподавателями, систематическая работа с документами и литературой – основной метод изучения курса.

Приступая к изучению темы, необходимо руководствоваться указаниями преподавателя, данными на установочной сессии, изучить рекомендуемую литературу, документы, материалы.

Установочные лекции по дисциплине «История» представляют собой систематизированные основы теоретических знаний по дисциплине, акцентируют внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.

Начать следует с изучения лекционного материала и выборочного ознакомления с предложенной литературой. В качестве основной литературы для подготовки к семинарским занятиям кафедра рекомендует труды представителей классической, современной русской исторической мысли. Кроме этого, слушатели могут использовать любые монографии, сборники, учебные пособия, периодические журналы.

Начинать работу нужно с предварительного общего ознакомления с книгой. Следует обратить внимание на полное название работы, подзаголовок и т.п., затем ознакомиться с оглавлением, научно-справочным аппаратом: ссылками на источники, примечаниями, приложениями. Следующий и самый важный этап работы над источником – внимательное чтение его с начала до конца. Очень важно определить главные идеи книги и глубоко в них разобраться. Если понимание книги затрудняется встречающимися в ней неясными словами, терминами, рекомендуется пользоваться при чтении справочниками, словарями иностранных слов, политическими и энциклопедическими словарями.

Помимо конспекта источника, в тетради ведется работа с терминами, делаются необходимые записи на семинарском занятии. Делая записи в личном конспекте, не забывайте отмечать, когда произошло то или иное событие, создавая хронологическую таблицу, которая поможет Вам усвоить ход исторических событий. Обратите внимание, что при изучении каждой темы очень важно отрабатывать материал по историческим персоналиям эпохи. В конспекте рекомендуется давать небольшие справки о правителях, политических деятелях, полководцах, представителях культуры и других лицах. Помните, через деятельность конкретных лиц лучше раскрывается изучаемый период истории.

В ходе работы с материалом необходима постоянная работа по четкому определению терминов и понятий. Например, Боярская дума, интервенция, военный коммунизм, приватизация, баскаки, норманнская теория и т.п. Не жалейте времени, чтобы разобраться и уяснить их смысл и содержание, используйте для этого учебную литературу, справочники и словари. Слушателю рекомендуется завести собственный словарик понятий.

Заочная форма обучения

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов   Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия Др. виды занятий
1 курс
1. Сущность, формы и функции исторического знания              
2. Основные тенденции формирования средневекового общества и Древняя Русь (начало I тыс. н.э. – XII в.)              
3. Между Западом и Востоком. Москва – «собирательница русских земель» (XIII – XV вв.)              
4. От средневековья - к Новому времени. Россия в XV – XVII вв.              
5. XVIII век в западноевропейской и Российской истории: модернизация и просвещение              
6. Россия в первой половине XIX в.: внешнеполитическое могущество и внутриполитический кризис              
7. Тенденции мирового развития во второй половине XIX в. и Российское государство              
8. Роль XX столетия в мировой истории. Россия в начале века              
9. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г.              
10. Советское общество в 20-е – 30-е годы              
11. Советский Союз в период второй мировой войны и восстановления народного хозяйства (1939-1953 гг.)              
12. СССР в условиях начавшейся научно-технической революции (середина 50-х – середина 80-х гг.)              
13. Перестройка в СССР: от попыток модернизации системы к смене модели общественного развития (1985-1991 гг.)              
14. Россия на путях суверенного развития (1991-2008 гг.)              
Всего по курсу              

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

План

1. Воцарение новой династии. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

2. Петровские преобразования в России в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия.

3. Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм. Российское общество и французское «Просвещение».

4. Основные тенденции и направления внешней политики России в первой половине XVIII в. Европейская политика. Проблема выхода к южным морям.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса следует начать со значения воцарения династии Романовых и сохранения национальной независимости. Необходимо раскрыть значение Соборного Уложения – свода законов, действовавшего до 1830 года. Важно указать на предпосылки «Нового времени» во всех сферах государственной жизни (мануфактуры, формирование единого всероссийского рынка, снижение роли Земских соборов, «полки нового строя», обмирщение культуры и пр.)

При подготовке второго вопроса выявить предпосылки и характер преобразований Петра I, содержание петровских реформ, роль государства в их осуществлении. Важно также осветить последствия первой российской модернизации.

При подготовке третьего вопроса надо выяснить сущность понятий «век Просвещения», «просвещенный абсолютизм»; проанализировать основные направления и своеобразие политики «просвещенного абсолютизма», проводившейся Екатериной II; охарактеризовать экономику России второй половины XVIII в., основные признаки феодально-крепостнического хозяйства, раскрыть истоки обострения классовой борьбы, нарастания крестьянских восстаний против экономического и политического гнёта.

При подготовке четвертого вопроса выявить основные тенденции и направления внешней политики России в первой половине XVIII в. Подробнее остановиться на превращении российской империи в европейскую державу.

Используемая литература: [1-16, 18, 19, 22-26, 28, 30, 40].

План

1. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Итоги, уроки и цена Второй мировой войны.

2. Мировое сообщество в послевоенной геополитической ситуации. Формирование системы социализма.

3. Социально-экономические реформы рубежа 50-60-х годов, их ограниченность и противоречивость.

4. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: проблемы общественно-политического и социально-экономического развития.Нарастание кризисных явлений в социально-экономической сфере. Л.И. Брежнев.

 

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса опираясь на изученный материал, надо уяснить причины второй мировой и Великой Отечественной войн. Определить основные факторы, обеспечившие советскому народу победу над врагом, выполнение Красной армией её освободительной миссии в войне – избавление народов Европы от фашистского ига.

При подготовке второго вопроса необходимо осмыслить характер перемен в мировом сообществе после Второй мировой войны. Выявить причины распада антифашистской коалиции, начала противостояния «сверхдержав» и формирования двух социально-политических мировых систем.

При подготовке третьего вопроса следует ознакомиться с новыми начинаниями Н.С. Хрущева, которые были предприняты в экономической, и социальной сферах, разобраться в причинах их противоречивости и непоследовательности.

При подготовке четвертого вопроса уяснить сущность мер, которые намечались и проводились в стране после 1964 г. с целью преодоления трудностей в развитии экономики, в социальной сфере, значение хозяйственных реформ 60-х годов и их влияние на подъем советской экономики в VIII пятилетке. Важно осмыслить основные противоречия и трудности в экономической, политической, социальной и духовной жизни советского общества, сущность застойных явлений, переросших в кризисную ситуацию к середине 80-х гг. Проанализировать связь между отказом от реформ и усилением административно-командных методов хозяйственного и политического руководства.

При подготовке четвертого вопроса важно раскрыть главное во внешней политике СССР, значение курса на мирное сосуществование двух систем, оценить силовую политику в кризисных ситуациях. Показать достижения – значение военного паритета СССР и США, результатов Общеевропейского Совещания в Хельсинке (1975 г.), укрепления мира и безопасности в Европе, а также оценить просчеты внешней политики СССР, усиление конфронтационных процессов в отношениях со странами Запада и Восточной Европы.

 

Используемая литература: [1-15, 17, 18, 24, 25, 27, 28, 32, 40].

План

1. Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы.

2. Распад СССР: причины и последствия. Становление новой российской государственности.

3. Россия на путях суверенного развития.Конституционный кризис 1993 г. Конституция РФ. Политическое развитие России в 1990-е гг.: достижения и проблемы.

4. Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг. Проблемы перехода к рыночной экономике.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо разобраться в причинах и конкретных проявлениях экономического и политического кризиса в СССР в начале 80-х гг. Уяснить, насколько осознавались в 1985 г. глубина кризиса и необходимость радикальных перемен в обществе. Раскрыть содержание политики перестройки и причины её неудачи.

При подготовке второго вопроса проанализировать цели и последствия путча в августе 1991 г., начало нового реформирования экономики. Выявить причины обострения межнациональных отношений и усиления центробежных тенденций в обществе. Проанализировать причины распада СССР, развития процесса дезинтеграции, трагедию межнациональных конфликтов.

При подготовке третьего вопроса проанализировать процессы общественного развития в современном обществе, оценить значение утверждения в стране многопартийности. Дать характеристику Конституции СССР 1993 г.

При подготовке четвертого вопроса необходимо разобраться в проблеме становления рыночной экономики в России, дать характеристику процессам либерализации цен и приватизации.

 

Используемая литература: [1-15, 18, 24, 25, 27-29, 32, 39, 40].

 


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

В развитии России

Основные проблемы. Проблема места и роли России в мировой истории. Россия как многонациональное единство. Особенности пути России: географический, природно-климатический, социальный, культурно-религиозный и др. факторы. Геополитическое положение России и его роль в формировании особенностей развития государства. Роль природно-климатического фактора в складывании русского национального характера. Проблема выбора пути развития. Россия – органическая часть мировой истории.

Практическое задание: вариант 2.

 


Литература

Карамзин Н.М. История государства Российского: в 12 т. М., 1993.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: в 3 кн. Ростов н/Д, 1998. Кн. 1.

Петрухин В.Я, Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 1998.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1999.

Откуда есть пошла Русская земля. Века VI–X. М., 1986. Кн. 1–2.

Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984.

Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII вв. М., 1982.

Соловьев С.М. Общедоступные чтения по русской истории // собр. соч.: в 3 т. Ростов н/Д, 1997. Т. 1. Чтение I.

 

В XVII в.

Основные проблемы. Преодоление последствий Смуты в экономике. Появление мануфактур. Складывание всероссийского рынка. Правление династии Романовых. Возникновение предпосылок к возникновению абсолютной монархии. Основные направления внешней политики России в XVII в. Воссоединение Украины с Россией. Итоги развития России к концу XVII в.

Практическое задание: вариант 10.

 

Литература

Богданов А.П. Патриарх Никон // Вопросы истории. 2004. № 1.

Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989.

Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

Морозова Л.Е. Михаил Федорович // Вопросы истории. 1992. № 1.

Нефедов С.А. Первые шаги по модернизации России: реформы середины XVII в. // Вопросы истории. 2004. № 4.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1999.

Рафальский О. Наибольшая легенда славянской истории. Переяславский договор 1654 года и его современное эхо // Родина. 2004. № 1.

Рогожин Н. Начальники Посольского приказа // Родина. 2002. № 9.

Рознер И.Г. Освободительная война украинского народа 1648–1654 гг. и Россия // Вопросы истории. 1979. № 4.

Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 г. М., 1961.

Три века: Россия от Смуты до нашего времени: ист. сб. / под ред. В.В. Каллаша (репринтное изд.). М., 1991. Т. 1.

Устюгов Н.В. Русская церковь в XVII в. // Религия и церковь в истории России. М., 1975.

Чистякова Е.В. Городские восстания в первой половине XVII в. Воронеж, 1976.

Тема 25. Образование СССР

Основные проблемы. Причины и предпосылки образования СССР. Дискуссии по проблемам национально-государственного строительства. I Всесоюзный съезд советов. Договор и декларация об образовании CCCР. Конституция СССР 1924 г. Создание новых союзных и автономных республик, областей и округов в 20-е гг. Значение образования СССР.

Практическое задание: вариант 5.

 

Литература

Боффа Дж. История Советского Союза: в 2 т. М., 1990. Т. 1.

Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991. М., 1992.

Златопольский Д.Л., Чистяков О. И. Образование СССР. М., 1972.

Карр Э. История Советской России. Большевистская революция 1917–1923. М., 1990.

Костырченко Г. Отец народов. Ленинская и сталинская национальная политика // Родина. 2003. № 2.

Национальный вопрос на перекрестке мнений, 20-е гг. Документы и материалы. М., 1993.

Поляков Ю.А. Страна Советов во время образования СССР: национальный состав населения // История СССР. 1985. № 1.

Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917–1922 гг.). М., 1995.

Вариант 1

Дайте определение понятиям: бортничество, экспансия, поместье, меркантилизм, славянофилы, земство, инфляция, тоталитаризм.

Какие события связаны с датами: 1097, 1649, 19.02.1861, 25.10.1917, 19.08.1991.

Задание: В 1068 г. половцы одержали победу над Ярославичами на р. Альте. А через месяц они оказались разбитыми на голову Святославом Черниговским при Снови, причем 3000 русичей оказалось достаточно против 12000 куманов. Война 1093 – 1116 гг. произошла по инициативе русских, а в XIII в. русские идут на Калку спасать половцев от монголов. Почему вчерашние враги сегодня становились друзьями и наоборот? Разве такие отношения могли быть надежными?

 

Вариант 2

Дайте определение понятиям: вече, ярлык, система кормлений, интервенция, самодержавие, административно-командная система, реабилитация, гражданское общество.

Какие события связаны с датами: 1242, 1480, 1603–1613, 5.07.–23.08.1943, 8.12.1991.

Задание: Министр внутренних дел России В.К. Плеве накануне русско-японских событий 1904 года заявил: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война». Русско-японская война (1904 г.) обернулась поражением для России. Явилось ли это причиной первой революции в стране (1905 – 1907 гг.)? А если бы в войне победила Россия, революции не произошло? Произошли бы Февральская и Октябрьская революции (1917 г.), если бы Россия победила в первой мировой войне?

 

Вариант 3

Дайте определение понятиям: варяги, бояре, судебник, Земский Собор, «кондиции», казачество, индустриализация, «бархатные революции».

Какие события связаны с датами: 1497, 1722, 1809, 9.01.1905, 1936.

Задание: В августе 1917 г. известный кадет П.Н. Милюков говорил, что будущее России – либо Корнилов, либо Ленин. Ленинскую Россию мы знаем. Какой вы представляете себе Россию корниловскую?

 

Вариант 4

Дайте определение понятиям: язычество, духовно-рыцарский орден, пожилое, сословно-представительная монархия, барщина, диссидент, гласность, приватизация.

Какие события связаны с датами: 862, 27.06.1709, 3.06.1907, 1955, 12.12.1993.

Задание: Ликвидация рабства произошла в России и США почти в одно и то же время. В России большинство крестьян освобождалось с землей, а рабы США были освобождены без земли. Казалось бы «карты в руки» русскому аграрному капитализму! Тем не менее, более быстрое развитие аграрный капитализм получил в США. Почему?

 

Вариант 5

Дайте определение понятиям: баскаки, стрельцы, фаворитизм, министерство, земство, продразверстка, сепаратный мир, культ личности.

Какие события связаны с датами: 1565 – 1572, 1803, 1.03.1881, 17.10.1905, 23.08.1939.

Задание: В 1832 г., начиная курс лекций в Московском университете М.Н. Погодин, использовал победу русской армии, русского народа над Наполеоном как аргумент, доказывающий превосходство России над Европой: «отразив победоносно такое нападение, освободив Европу от такого врага, низложив его с такой высоты, обладая такими средствами, не нуждаясь ни в ком и нужная всем, может ли чего-нибудь опасаться Россия? Кто осмелиться оспаривать ее первенство, кто помешает ей решать судьбу Европы и судьбу всего человечества, если только она сего пожелает?» А два десятилетия спустя Россия подчистую проиграла Крымскую войну тем европейским странам, чью она должна была «решать судьбу». Почему Россия столь быстро утратила свое могущество?

 

Вариант 6

Дайте определение понятиям: Боярская дума, местничество, мануфактура, временнообязанные крестьяне, либерализм, новое политическое мышление, ваучер, смешанная избирательная система.

Какие события связаны с датами: 1700–1721, 26.08.1812, 19.07.1914, 30.09.1938, 7.10.1977.

Задание: Войну против антимосковской коалиции Иван III начал с Новгорода, выбравшего союз с католиками. Москвичи рассматривали поступок новгородцев как измену общерусскому делу и сравнивали поход Ивана III с походом Дмитрия Донского на Мамая. Почему?

 

Вариант 7

Дайте определение понятиям: «Нормандская теория», полюдье, «семибоярщина», Табель о рангах, протекционизм, промышленный переворот, революционные демократы, народные комиссариаты.

Какие события связаны с датами: 1240, 14.12.1825, 1874, 1.09.1917, 10.08.1975.

Задание: В апреле 1989 г. Реальная оценка положению дел в экономике была неутешительной и в то же время противоречивой. Признавая это, М.С. Горбачев спрашивал: «Как же могло случиться, что улучшение показателей народного хозяйства, повышение производительности труда, наращивание ресурсов, которые хотя и не так, как хотелось бы, но все же проходят, не ведут к улучшению ситуации на рынке, а наоборот, рынок все больше приходит в расстройство?». Действительно – как?

Вариант 8

Дайте определение понятиям: секуляризация, Жалованная грамота дворянству,декабризм, анархисты, двоевластие, коллективизация, референдум, либерализация цен.

Какие события связаны с датами: 1558–1583, 1864, 27.04.–8.07.1906, 18.09.1934, 30.09.–5.12.1941.

Задание: В феврале – марте 1918 г. в коалиционном правительстве большевиков и левых эсеров наметился серьезный раскол по вопросу ведения переговоров с Германией о заключении сепаратного мира. Лидер большевиков В.И. Ленин считал, что мир нужно подписывать на любых условиях. Левые эсеры и часть большевиков считали, что подписание мира с 2империалистическими» правительством Германии стало бы предательством идей революции. Однако переговоры продолжились, и мир был подписан. Почему Ленин настаивал на заключении мира? Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира?

 


Вариант 9

Дайте определение понятиям: рекрут, меркантилизм, «теория официальной народности», буржуазия, черносотенцы, контрибуция, атеизм, холодная война.

Какие события связаны с датами: 1147, 1725–1762, 25–30.08.1917, 30.11.1939, 4.10.1957.

Задание: В феврале 1878 г. Россия заключила Сан-Стефанский мирный договор, закрепивший победу в русско-турецкой войне. Однако летом 1878 г. Александр II подписал вынужденное решение о подписании Берлинского трактата. Каковы последствия подписания Берлинского трактата для христианских народов Балканского полуострова и значение Берлинского трактата для России? Чем объяснялось решение Александра II подписать берлинский трактат 1878 г.?

 

Вариант 10

Дайте определение понятиям: община (вервь),«просвещенный абсолютизм», пролетариат, комбеды, репарации, фашизм, научно-техническая революция, «шоковая терапия».

Какие события связаны с датами: 1478, 1799, 3.03.1918, 28.07.1942, 25.12.1991.

Задание: Владимир Святославич стремился укрепить единство Древнерусского государства путем создания общерусского пантеона богов, однако вскоре он изменил свое намерение. Укажите не менее двух причин изменения религиозной политики великого князя. Почему Киевская Русь сделала выбор в пользу монотеизма?

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. История как фактор формирования мировоззрения сотрудника УИС.

2. Отечественная историография. История России как неотъемлемая часть всемирной истории. Методология и теория исторической науки.

3. Восточные славяне в догосударственный период: расселение, занятия, быт, взаимоотношения.

4. Образование Древнерусского государства. Теории его происхождения.

5. Киевская Русь – ранняя средневековая монархия: особенности общественно-политического устройства и социально-экономический строй. «Русская правда».

6. Первые Рюриковичи, их политика. Владимир Святой и крещение Руси. Причины и значение принятия Киевской Русью восточной ветви христианства.

7. Сходство и различие перехода к политической раздробленности на Руси и в Западной Европе. Феодальная раздробленность на Руси, ее закономерность и последствия.

8. Татаро-монгольское нашествие на Русь. Дискуссия по этой проблеме в исторической литературе.

9. Шведско-немецкая экспансия на Русь в XIII в. Александр Невский.

10. Образование Московского княжества. Возвышение Москвы и начало объединения русских земель вокруг нее в XIV в.

11. Этапы монархической централизации и создание национально-территориальных государств в Западной Европе. Социально-экономические и политические предпосылки образования Российского единого централизованного государства.

12. Освобождение Руси от вассальной зависимости от Золотой Орды и завершение образования единого Московского государства. Иван III.

13. Иван IV, его личность. Реформы середины XVI в. Сословно-представительная монархия и ее особенности. Истоки российского деспотизма.

14. Основные тенденции и направления внешней политики Ивана IV. Поиски путей сближения с Западом. Ливонская война.

15. Смутное время в России в начале XVII в., его причины, сущность, проявления. Б. Годунов.

16. Польско-шведская интервенция против России в начале XVII в. Народные ополчения. Историческая роль К. Минина и Д. Пожарского.

17. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Правление первых Романовых. Соборное Уложение 1649 г.

18. «Бунташный век» российской истории. Народные выступления в XVII в.: городские восстания середины века, восстание под предводительством Степана Разина.

19. Социально-экономическое развитие России на рубеже XVII-XVIII вв. Отставание России от европейских стран. Объективная потребность в преобразованиях.

20. Первая модернизация России. Петр I и его реформы.

21. Основные тенденции и направления внешней политики России в первой четверти XVIII в. Северная война.

22. Политическое развитие России в 20-50 гг. XVIII в. Дворцовые перевороты и их сущность.

23. Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм. Российское общество и французское «Просвещение».

24. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны.

25. Россия на рубеже XVIII-XIX вв. Павел I, его внутренняя и внешняя политика.

26. Александр I. Внутренняя и внешняя политика в первом десятилетии XIX в.

27. Отечественная война 1812 г. Зарубежные походы русской армии.

28. Декабристы и их проекты преобразования России. Восстание декабристов. Декабризм и его место в российской истории.

29. Николай I, основные направления его внутренней и внешней политики. Кризис крепостничества.

30. Основные направления общественной мысли в России в середине XIX века. Поиск путей дальнейшего развития страны

31. Восточный вопрос во внешней политике России и его обострение в середине XIX в. Крымская (Восточная) война и русское общество.

32. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г. Развитие капитализма в пореформенные годы.

33. Либерально-буржуазные реформы 60-70 гг. XIX в., их значение в модернизации России. Тюремная реформа и образование ГТУ.

34. Революционное народничество 1870-х – начала 1880-х гг.: идеология, программа, тактика.

35. Александр III. Кризис самодержавия и политика его разре­шения. «Контрреформы» 1880-х гг.

36. Мир в конце XIX – начале ХХ века. Колониальные разделы. Основные направления внешней политики Российской империи.

37. Развитие рабочего движения в 80-90 гг. XIX в. Первые рабочие организации. Начало распространения марксизма в России.

38. Основные тенденции развития мира на рубеже XIX-XX вв. (монополистический капитализм). Особенности


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.