Темы 4-5. РОССИЯ В XVI – XVIII вв. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Темы 4-5. РОССИЯ В XVI – XVIII вв.

2017-08-07 182
Темы 4-5. РОССИЯ В XVI – XVIII вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: выявить новые явления социально-экономической жизни России XVI - XVIII в., тенденцию к укреплению основ государственного феодализма, усилению крепостнического гнёта. Оценить историческое значение реформ Петра I. Проанализировать основные направления и своеобразие политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Выделить важнейшие внешнеполитические задачи Российского государства в XVIII веке.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Воцарение новой династии. Социально-экономическое развитие России в XVII в.

2. Петровские преобразования в России в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия.

3. Россия в эпоху Екатерины II: просвещенный абсолютизм. Российское общество и французское «Просвещение».

4. Основные тенденции и направления внешней политики России в первой половине XVIII в. Европейская политика. Проблема выхода к южным морям.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса следует начать со значения воцарения династии Романовых и сохранения национальной независимости. Необходимо раскрыть значение Соборного Уложения – свода законов, действовавшего до 1830 года. Важно указать на предпосылки «Нового времени» во всех сферах государственной жизни (мануфактуры, формирование единого всероссийского рынка, снижение роли Земских соборов, «полки нового строя», обмирщение культуры и пр.)

При подготовке второго вопроса выявить предпосылки и характер преобразований Петра I, содержание петровских реформ, роль государства в их осуществлении. Важно также осветить последствия первой российской модернизации.

При подготовке третьего вопроса надо выяснить сущность понятий «век Просвещения», «просвещенный абсолютизм»; проанализировать основные направления и своеобразие политики «просвещенного абсолютизма», проводившейся Екатериной II; охарактеризовать экономику России второй половины XVIII в., основные признаки феодально-крепостнического хозяйства, раскрыть истоки обострения классовой борьбы, нарастания крестьянских восстаний против экономического и политического гнёта.

При подготовке четвертого вопроса выявить основные тенденции и направления внешней политики России в первой половине XVIII в. Подробнее остановиться на превращении российской империи в европейскую державу.

Используемая литература: [1-16, 18, 19, 22-26, 28, 30, 40].

Темы 11-12. СССР В СЕРЕДИНЕ 1950-х – СЕРЕДИНЕ 1980-х гг.

Цель занятия: проанализировать итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн. Осмыслить характер перемен в мировом сообществе после Второй мировой войны. Дать оценку либерализации политической системы и духовной жизни советского общества в середине 60-х – середине 80-х гг. Осмыслить основные противоречия и трудности в экономической, политической, социальной и духовной жизни советского общества, причины их обострения, сущность застойных явлений.

Семинарское занятие – 2 часа

План

1. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Итоги, уроки и цена Второй мировой войны.

2. Мировое сообщество в послевоенной геополитической ситуации. Формирование системы социализма.

3. Социально-экономические реформы рубежа 50-60-х годов, их ограниченность и противоречивость.

4. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: проблемы общественно-политического и социально-экономического развития.Нарастание кризисных явлений в социально-экономической сфере. Л.И. Брежнев.

 

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса опираясь на изученный материал, надо уяснить причины второй мировой и Великой Отечественной войн. Определить основные факторы, обеспечившие советскому народу победу над врагом, выполнение Красной армией её освободительной миссии в войне – избавление народов Европы от фашистского ига.

При подготовке второго вопроса необходимо осмыслить характер перемен в мировом сообществе после Второй мировой войны. Выявить причины распада антифашистской коалиции, начала противостояния «сверхдержав» и формирования двух социально-политических мировых систем.

При подготовке третьего вопроса следует ознакомиться с новыми начинаниями Н.С. Хрущева, которые были предприняты в экономической, и социальной сферах, разобраться в причинах их противоречивости и непоследовательности.

При подготовке четвертого вопроса уяснить сущность мер, которые намечались и проводились в стране после 1964 г. с целью преодоления трудностей в развитии экономики, в социальной сфере, значение хозяйственных реформ 60-х годов и их влияние на подъем советской экономики в VIII пятилетке. Важно осмыслить основные противоречия и трудности в экономической, политической, социальной и духовной жизни советского общества, сущность застойных явлений, переросших в кризисную ситуацию к середине 80-х гг. Проанализировать связь между отказом от реформ и усилением административно-командных методов хозяйственного и политического руководства.

При подготовке четвертого вопроса важно раскрыть главное во внешней политике СССР, значение курса на мирное сосуществование двух систем, оценить силовую политику в кризисных ситуациях. Показать достижения – значение военного паритета СССР и США, результатов Общеевропейского Совещания в Хельсинке (1975 г.), укрепления мира и безопасности в Европе, а также оценить просчеты внешней политики СССР, усиление конфронтационных процессов в отношениях со странами Запада и Восточной Европы.

 

Используемая литература: [1-15, 17, 18, 24, 25, 27, 28, 32, 40].


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.