Проблема понятия исторического типа права. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Проблема понятия исторического типа права.

2017-07-24 252
Проблема понятия исторического типа права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исторический тип права - совокупность наиболее существенных признаков, черт, харак­теризующих правовые системы определенной общественно-эконом формации или этапа раз­вития человеческой цивилизации.

Основные подходы к определению исторических типов права:

1) Формационный - в основе марксистская трактовка деления истории человеческого об­щества на этапы, соответствующие общественно-эконом формациям - рабовладельческой, феодальной, буржуазной и социалистической. (Гумилев)

До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе госу­дарства.

Его суть - выяснение типа государства основывается на понимании истории как естест­венноисторического процесса смены общественно-эконом формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. Аналогично понятием типа государства охватываются общие, наиболее существенные признаки, харак­терные для всех государств одной и той же соц-эконом формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его эконом основы, классовой сущности и соц назначения.

Для определения типа государства в данном значении необходимо ответить на 3 вопроса.

Какой общественно-эконом формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство? Орудием какого класса оно является? Каково соцна­значение данного государства?

Для обозначения выделяемых на этом основании типов государства используется термин “исторические типы государства”. Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и со­циалистический типы государства.

Первые 3 из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства.

Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общест­венно-эконом формаций в результате соц революций с объективной необходимостью проис­ходит переход от одного исторического типа государства к др, более высокому. Если буржу­азное государство - последний тип эксплуататорского государства - подлежит революцион­ному слому, социалистическое государство - исторически последний тип государства вообще - постепенно “засыпает”, “отмирает”.

2) Цивилизационный - в основе определенные уровни человеческой цивилизации. В ка­честве типов права выделяют древнее, средневековое, современное право.

Древнее право подразделяется на древневосточное (обычное), древнегреческое (полисное), римское; средневековое - на европейское (партикулярное), раннепрецедентное, восточно-ре­лигиозное и др.; современное право - на романо-германское (континентальное), прецедентное (англо-саксонское), религиозно-традиционное и др.

Определяющим фактором и при цивилизационном подходе к типологии права является характер общественного производства и определяемый им уровень соц свободы. Древнее право в различных его проявлениях так или иначе отражало рабовладельческие отношения, средневековое право - феодальные, современное право - рыночные, т.е. буржуазные общест­венно-эконом взаимоотношения между людьми.

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизаци­онного подхода является “теория стадий эконом роста”, автор которой американский социо­лог и полит деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, все общества по эконом развитию можно отнести к одной из 5 стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созреваю­щее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и тех­нике и на преобладании с/х. Вторая стадия - период трансформации “традиционного обще­ства” в более развитый период закладывания основ для “сдвига” в области обрабатывающей промышленности. Третья – “сдвиг”, “взлет” научно-технического развития как в промыш­ленности, так и в с/х. Четвертая - характеризуется как пора “зрелости”, когда на основе при­менения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превы­шение выпуска продукции над ростом населения. Пятая - период “высокого уровня массо­вого потребления”, в который ведущие секторы экономики переходят на производство пред­метов потребления длительного пользования и услуг.

Именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать “государством все­общего благоденствия”. На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и др высокоразвитые капиталистические государства, тогда как СССР только вступал в стадию “зрелости”.

К теории “стадий эконом роста” тесно примыкают теории “менеджеризма”, “единого ин­дустриального общества”, “постиндустриального общества” и др., согласно которым в совре­менную эпоху необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпа­дает или уже отпала, ибо научно-техническая революция по своим соц последствиям спон­танно, автоматически выступает как заменитель соц революции, который, неся все основные соц преобразования, не затрагивает основы капитализма - частной собственности. Значитель­ное место в ряду этих теорий занимает идея “конвергенции”, сближения 2 систем, социали­стической и капиталистической, в разработку которой весомый вклад внес академик А. Д. Са­харов. Суть ее в сближении и воплощении в едином типе общества и государства того луч­шего, что содержат в себе обе системы в целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на международной арене.

Представителем др направления цивилизационного подхода к вопросу о типах государства является английский историк А. Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью ре­лигиозных, психологических, культурных, географических и др признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой ка­кими-либо общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева, рядом друг с другом. Обращает на себя внимание смешение А.Тойнби понятий общества и государства. Хотя его взгляды и представляют определенный интерес, выдвигаемые им при­знаки относятся скорее к типологии общества, а не государства.

При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться одновременно как фор­мационным, так и цивилизационным подходами, не допуская их противопоставления. Пози­тивные стороны того и др, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.