Проверка: дыхание не воспринимается как необходимость — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Проверка: дыхание не воспринимается как необходимость

2017-07-25 166
Проверка: дыхание не воспринимается как необходимость 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Это означает, что дыхание легкое, поверхностное, естественное, все мышцы, в первую очередь горла и артикуляционной системы, расслаблены. То есть в принципе вы могли бы и не дышать некоторое время, и для этого вам не пришлось бы прикладывать каких-либо усилий.

Только при выполнении этих условий голос «напрямую» связывается с психикой, как у всех без исключения животных и у всех новорожденных детей, а также у взрослых людей в моменты сильнейших душевных потрясений и у отдельных очень редких счастливцев, не потерявших природное звучание голоса.

 

Урок 1. УЛУЧШЕНИЕ СОЕДИНЕНИЯ МЕЖДУ ТРАХЕЕЙ И ГОРЛОМ

 

 

Общие указания

 

В теоретической части мы разбирали, что первый «практический секрет» связан со снятием зажимов в гортани и с ее расширением для того, чтобы улучшить соединение гортани с трахеей. Без хорошего соединения не может быть и речи о благозвучном голосе. Звук не может выйти из трахеи, и из-за этого «зажимается». Иначе говоря, вначале мы должны научиться извлекать звуки грудью, а не горлом, после чего с помощью нового механизма звукоизвлечения — научиться говорить, а затем и петь.

Цель урока — улучшить соединение надставной трубы (горла) с основной трубой (трахеей), иными словами, создать «инструмент». Этому посвящено 8 упражнений: 4 в статике + 4 в динамике.

То, что мы называем улучшением соединения гортани с трахеей, в науке о голосе называют «принципами расширения и эластичности» и связывают не с природой явления, а с труднопроизносимыми именами теоретиков, что приводит к путанице.

В данном случае проще и целесообразнее сравнить гортань и трахею с трубой, состоящей из двух составных трубок разных длин и диаметров. Длина одной трубы (трахеи) приблизительно в пять раз больше другой (гортани) и ненамного шире (на 20–25 %). Ясно, что воздушное сообщение между трубами будет идеальным, если в месте стыка труб не будет никаких перегородок или иных препятствий. Идеальным аналогом этой конструкции является устройство блок-флейты, диаметры составных частей которой совпадают. И поэтому звук, свободно проходящий по внутренним пустотам флейты, является «не зажатым» и звучит инструментально.

У человека между основной трубой (трахеей) и надставной (гортанью) имеется перегородка в виде корня языка. Эту перегородку мы постоянно ощущаем, произнося заднеязычные согласные «К» и «Г». Особенности их произнесения в русском языке мешают ему быть таким же звучным, как украинский язык, в котором гласная «Г» звучит так же, как «X» с голосом, что и делает украинскую речь такой звонкой и певучей. Одной из самых главных проблем восстановления природной постановки голоса человека является увеличение пространства между задней стенкой гортани и корнем языка, на что и направлен первый урок.

Предлагаемые четыре упражнения не только улучшают соединение гортани с трахеей, но и направлены на расширение спектра ощущений, способствуя тем самым более быстрому и прочному освоению этого важнейшего навыка. Мы привыкли считать, что чем шире открыт рот (челюсть), тем лучше для голоса. Однако это не так. Напротив — широкое открытие рта приводит к зажиму мышц гортани, и воздух (звук) из трахеи проходит в гортань не широким потоком, наподобие полноводной реки, а узеньким ручейком. Про такой голос и говорят, что он зажатый.

Для того чтобы уменьшить этот зажим, а затем и избавиться от него, необходимо во время выполнения всех упражнений курса следить за положением кадыка — он должен находиться как можно ниже. В этом положении гортань и трахея наиболее хорошо соединяются, и прохождению воздуха ничего не мешает. Рот приоткрыт, зубы разомкнуты, мизинец не должен проходить сквозь зубы.

Понаблюдайте за артикуляцией известного киноактера Юрия Яковлева в кинофильмах. Рот его во время речи практически полностью закрыт, но при этом — какое богатство тембров и возможность говорить в высочайшем темпе без потери четкости произношения! Это — фактически эталонный пример соединения трахеи с гортанью.

Приведенные ниже упражнения можно делать в любом положении: лежа, сидя, стоя, во время ходьбы или езды на машине.

Выполнение: расслабить мышцы горла. При этом под действием собственной тяжести опустится нижняя челюсть и гортань (постоянно следим за тем, чтобы кадык был опущен), корень языка отойдет от стенки гортани, расширится глотка, опустится небная занавеска, произойдет так называемый естественный скрытый зевок (при этом положении гортани голос является открытым, глубоким и широким). На будущее отмечу, что гортань всегда, во всех упражнениях, должна быть «свободна». Часто при познании чего-либо нового полезно использовать прием сравнения по противоположности (практическое применение одного из главных законов диалектики!). Противоположно «открытию» будет «закрытие» гортани. Это легко почувствовать, пытаясь произнести непрерывно согласную «К». Это не удастся сделать, так как корень языка закрывает воздушный ход из трахеи. Таким образом, мы легко ощущаем, что такое гортань в закрытом положении. После этого легко ощутить открытие гортани: на легком зевке расслабляем мышцы горла — и только.

 

Основные действия

 

Статика

Упражнения 1, 2, 3, 4 (понижение гортани, «зевок в статике»).

 

Упражнение 1 — рот закрыт. Выполнение: опустить кадык, гортань держать открытой. Время выполнения — 1 мин.

Упражнение 2 — рот полузакрыт, зубы сомкнуты, губы разомкнуты. Выполнение: опустить кадык, гортань держать открытой. Время выполнения — 1 мин.

Упражнение 3 — рот открыт, нос закрыт (пальцами). Выполнение: опустить кадык, гортань держать открытой. Время выполнения — 1 мин.

Упражнение 4 — рот открыт, челюсти открыты на ширину не более чем на 1–3 см. Выполнение: опустить кадык, гортань держать открытой. Время выполнения — 1 мин.

Динамика

Упражнения 5, 6, 7, 8. Выполнение: отличие от упражнений 1, 2, 3, 4 — в темпе выполнения. Сейчас мы делаем эти упражнения в динамике — опускаем и поднимаем гортань (кадык), т. е. открываем и закрываем гортань в четырех положениях в удобном для себя темпе по 1 минуте на упражнение.

Общее время выполнения цикла из 8 упражнений — 8 минут.

(Если вы думаете о выдающихся результатах, то выполняйте эти упражнения при каждом удобном случае — находясь в транспорте, на заседаниях и тому подобных публичных мероприятиях).

 

Владимир Леви, доктор медицины и психологии, в своей книге «Приручение страха» рекомендует зевание как одно из лучших лекарств по преодолению волнения и страха, а также для снятия мышечных зажимов.

 

 

Дополнительные рекомендации

 

У всех выполняющих эти упражнения в большей или меньшей степени будет наблюдаться зевота. Это очень хорошо: гортань освобождается от спазмов, в которых она пребывала до этого момента. На тренингах мы все зеваем постоянно — идет освобождение от зажимов. Особенно много зевать приходится тем, у кого «горловой зажим» является следствием многолетних занятий «классическим вокалом».

 

Теперь, когда мы освоили первый урок, «открытие гортани», мы можем зафиксировать еще одно правило, которое необходимо соблюдать в наших тренировках. А именно: каждый урок начинается с краткого выполнения первого урока. Для этого достаточно выполнить четвертое упражнение. Если вы располагаете достаточным временем и желанием, рекомендую выполнять еще и восьмое упражнение (особенно если вы только начали тренироваться).

 

— Доктор, у моей жены пропал голос. Что делать?

— Попробуйте сегодня вернуться домой в три часа ночи. Посмотрим…

 

Екатерина Семенова, студентка:

 

«Упражнение на первый взгляд простенькое, и только когда начинаешь его выполнять, понимаешь, в чем засада: мышцы с непривычки затекают и нестерпимо хочется зевать. Но осваивается довольно быстро».

 

Алексей Фомин, менеджер:

 

«В этом упражнении у меня сначала были проблемы с кадыком: я никак не мог почувствовать, как он опускается. Но потом понял, что слишком напрягался, пытаясь держать под контролем рот, челюсти, кадык. Стоило расслабиться, и упражнение стало получаться».

 

 

Урок 2. ВЫРАБОТКА ПРИМАРНОГО ТОНА ГОЛОСА (ФУНДАМЕНТ ГОЛОСА)

 

Чем выше голос, тем ниже интеллект.

Эрнест Ньюмен

 

 

Общие указания

 

Примарный тон голоса — это и есть ваш природный голос, это самый удобный звук, не требующий физических усилий. Близкими аналогами этого звука являются:

1) непроизвольный тихий стон при недомоганиях или болезни (организм непроизвольно включает истинный природный голос, который является эффективной звуковой системой лечения, а также и профилактикой заболеваний за счет микромассажа внутренних органов с помощью «тонких» вибраций);

2) произнесение русского «ха» в наилегчайшем варианте (английского или немецкого «h»). При этом вначале происходит шепотный звук (легкий шип), который переходит в тихий голос. Вы должны знать, что настраиваем мы на этих удобных звуках главный элемент нашей звуковой машины — трахею. Она извлекает низкие звуки. Настроить трахею — это значит запустить всю остальную систему: трахея с помощью интонации будет запускать все остальные звуки. Вот это и будет новой звуковой моделью, к которой надо стремиться.

Тихий, спокойный, без малейшего напряжения звук, идущий откуда-то из глубины, и есть ваш природный голос, или примарный тон.

Упражнения для «запуска» примарного тона, несмотря на кажущуюся простоту, не являются таковыми. Для правильного их выполнения на первых порах требуется абсолютная мобилизация внимания. Именно на этих упражнениях происходит возврат к правильной, природной, психоакустической модели возникновения звука человеческого голоса и овладение голосом без физических усилий. Оттого, насколько тщательно будет усвоен этот урок, зависит успех всего курса.

 

Подготовительные действия

 

1. 1–2 раза выполнить комплекс упражнений из первого урока — 1–2 мин.

2. Привести диафрагму в равновесное положение.

3. Положить руку на грудь. Рука выполняет важнейшую контролирующую роль в образовании голоса в грудном резонаторе, и в этом отношении она более эффективна, нежели слух. (Замечу, что Шаляпин во время пения тоже таким образом старался контролировать свой голос.) Это первый способ получения обратной связи о качестве выполнения упражнений. При правильном произнесении звуков грудь должна вибрировать.

4. Ладонь левой руки поднести ко рту. Контролируем выдох, следим, чтобы не было утечки воздуха. Должна ощущаться слабая, широкая, теплая воздушная волна. Ладонь возле рта — это второй способ получения обратной связи.

5. Дышим, как удобно. Вдох через нос при открытом рте (расстояние между зубами — на толщину мизинца), гортань открыта. (Вообще гортань открыта при выполнении всех упражнений, и это — аксиома. Надо только научиться держать ее открытой без напряжения. Если почувствовали неудобство, то это сигнал того, что активизировалась произвольная мускулатура. Прекратите упражнение и возобновляйте его при условии полнейшего мышечного комфорта (полного расслабления)). Самый удобный вдох — через нос. Какая-то часть воздуха идет и через рот. Не надо зацикливаться на этом, по крайней мере, в начале курса. Главное — удобство. Естественный вдох предполагает небольшое и неглубокое дыхание. Для певцов, утративших естественное малое дыхание, как и для людей, долгое время занимавшихся спортом (особенно плаванием и легкой атлетикой), это непривычно. У них присутствует мощнейший двигательный стереотип, который предписывает делать очень сильные глубокие вдохи. Если вы попадаете в эту группу — обращайте на глубину вдоха и силу выдоха особое внимание, постоянно используйте ладонь для контроля силы выдоха.

Общее время подготовительных действий — 2–3 мин.

 

Основные действия

 

После установления малого дыхания начинаем добиваться произнесения самого удобного, легко произносимого звука — этот звук, как говорилось выше, напоминает стон или легкое русское «ха».

Этот звук производим в четырех положениях рта:

Основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, чубы разомкнуты, но так, что мизинец между ними не пролезет). Рука на груди.

Первое подготовительное положение: рот закрыт (губы сомкнуты, зубы разомкнуты). Одна рука — на груди, другая рука (ладонь) — на голове (третий способ получения обратной связи). При закрытом рте происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Рука, лежащая на голове, позволяет почувствовать, вибрирует ли головной резонатор.

Второе подготовительное положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос сквозь зубы). В этом случае голос очень близок к естественному, так как открытие губ рефлекторно помогает открытию гортани («второму рту»). При широком раскрытии рта гортань, как я уже говорил, закрывается (наверное, для организма это сигнал того, что сейчас мы будем поедать что-то огромное).

Внимание сосредоточено на том, чтобы не допустить физического напряжения.

Третье подготовительное положение (применяется только при установке примарного тона): нос закрыт, рот открыт (для профилактики носовой утечки [воздуха] следует добиваться гнусавости, чтобы пальцы, которые зажимают нос, совершенно не ощущали воздушного давления). Другая рука на груди.

 

 

Упражнения для выработки примарного тона голоса:

Упражнение 1 — рот открыт (основное положение). Рука на груди. Легкий вдох «принюхиванием». Легко выдыхаем тишайший звук. Следим за отсутствием малейших напряжений. Время выполнения — 2 мин.

Упражнение 2 — рот закрыт. Рука на груди. При этом положении, когда происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов, полезнее всего, чтобы одна рука была на груди, как и во всех остальных упражнениях, а вторая рука (ладонь) была на голове. Легкий вдох через нос. Опять же через нос легко выдыхаем тишайший звук. Следим за отсутствием малейших напряжений. Время выполнения — 2 мин.

Упражнение 3 — рот полузакрыт. Рука на груди. Внимание сосредоточено на недопущении физических напряжений и акцентировано на разнице в вибрационных ощущениях в груди. Через нос и рот легко выдыхаем тишайший звук. Время выполнения — 2 мин.

Упражнение 4 — рот открыт, нос закрыт. Рука на груди. Легко выдыхаем тишайший звук. Вторая рука находится около рта и носа и следит, чтобы воздух не «бил» в нос и шел через рот. Если была гнусавость, то очень скоро она исчезнет. Время выполнения — 2 мин.

Упражнение 5 — (возврат «на круги своя») рот открыт (основное положение). Рука на груди. Пытаемся почувствовать разницу в вибрационных ощущениях между упражнениями 2, 3 и 4. Время выполнения — 2 мин. Эти пять упражнений являются спасительным звуковым кругом, с которого необходимо начинать все дальнейшие звуковые действия. Это главные настройщики голоса.

Каждое упражнение выполняем по 2–3 раза.

Продолжительность урока 15 мин.

 

Что обычно происходит с нашим телом и психикой, когда мы хотим совершить какое-то действие? Правильно, мы напрягаемся. Между тем обучение мастерству владения каким-либо навыком всегда начинается со слов «расслабьтесь». Искусство выполнения любых действий состоит в том, чтобы напрягать только то, что нужно, и не более того, что нужно. В идеале же (например, так дело обстоит в ушу) мастер должен быть расслаблен полностью. Такое поведение принято называть контринстинктивным. Говоря о контринтуитиве, часто приводят в пример поведение водителя при заносе: неопытный водитель будет крутить руль в противоположную от заноса сторону — «интуитив» (я бы использовал термин «примитивный рефлекс»), а опытный водитель будет крутить руль в ту же сторону — «контринстинктив».

 

В нашем, «голосовом», случае контринстинктив проявляется в том, что для произнесения громкого звука мы используем не «сильное» (классическая «опора на воздушный столб»), а «малое» дыхание. И вместо того, чтобы напрягать мышцы груди, диафрагмы, шеи, лица, мы их все расслабляем.

 

Дополнительные рекомендации

 

Тихий, спокойный, без малейшего напряжения звук, идущий откуда-то из глубины, и есть ваш природный голос, или примарный тон. В дальнейшем вам предстоит научиться изменять этот тон (интонировать), произносить, используя его, отдельные слова, фразы — иными словами, научиться говорить своим природным голосом. А затем, если есть музыкальные и актерские способности, и петь, как это делал Шаляпин, т. е. соединять речь и пение воедино.

Эти пять упражнений не только полезны для развития голоса, они расширяют чувствительность всех систем организма, делают нашу психику более тонкой и управляемой. Эти упражнения способствуют быстрому восстановлению сил, а также снимают возбуждение и напряжение во всех системах организма и могут стать прекрасным средством для восстановления здорового сна.

Правильное положение руки на груди (первый вид обратной связи) такое, при котором верхняя часть ладони четко ощущает резонансные вибрации в бронхиальной системе, а нижняя часть их почти не чувствует. Таким образом, мы даем четкую команду своему подсознанию на вовлечение в вибрацию все больших областей бронхиальной системы. На физическом уровне это сопровождается тем, что мы будем способны ощущать вибрацию все ниже и ниже.

На начальном этапе часто возникают сложности с «ловлей» вибрации. Здесь рекомендация очень простая — сдвигайте руку вверх по направлению к горлу до тех пор, пока не станете уверенно ощущать вибрацию. Само горло вибрирует в любом случае, так что начинать следует с такого положения руки, при котором вы держите себя за горло так, будто собираетесь задушить.

 

При использовании второй обратной связи, ладони около рта, ладонь нужно размещать на таком расстоянии, чтобы воздушный поток чувствовался минимально. И если вы отодвинете ладонь еще чуть-чуть, то это чувство исчезнет.

 

Что касается третьего способа получения обратной связи, могу посоветовать класть руку точно на темя, там вибрация чувствуется лучше всего. Для того чтобы почувствовать головной резонатор и чтобы вы смогли ощутить «головную» вибрацию, необходимо правильно делать вдох носом. Владимир Павлович Багрунов называет эту процедуру «открытием второго носа». «Второй нос» — пространство в глубине носа, так называемые гайморовы пазухи. Цель открытия «второго носа» — подключить головной резонатор. Это позволяет облагородить звучание «инструмента». Для этого необходимо сосредоточить внимание в глубине носа (в гайморовых пазухах). Этому может способствовать легкий, точнее, легчайший вдох, как будто вы вдыхаете нежнейший запах, а также раздувание ноздрей при вдохе — прием, к которому часто обращался молодой Шаляпин. Напомню, что при открытии «второго рта» (гортани) происходит включение грудного резонатора. При открытии «второго носа» происходит включение головного резонатора. При одновременном открытии «второго рта» и «второго носа» грудной и головной резонаторы соединяются и работают как одно целое. Поэтому качество звука во многом зависит от того, насколько вы преуспеете в овладении этими новыми для себя навыками.

Геннадий Зайцев:

 

«Особо сильное впечатление на меня произвело звучание примерного тона.

Нутром чувствуешь мощь и силу звука, особенно когда группа попадает в резонанс. Чем-то напомнило вибрацию буддистских мантр.

Это потрясающее упражнение снимает внутреннее напряжение и помогает расслаблению мышц. На мой взгляд, примарный тон раскрывает всю суть предлагаемой методики».

 

Елена Геннадьевна Ермолина, г. Архангельск, практикующий психолог:

 

«Упражнение из доречевого уровня, когда пропускаешь воздух через себя и чувствуешь, как по всему организму идет вибрация, стало для меня ключевым в этом курсе. Именно в этот момент я убедилась в эффективности методики, поверила в возможность превращения своего тела в уникальный инструмент звукоизвлечения».

 

 

Из театральной рецензии:

«Искусство требовало жертв, и они быстро заполнили зал…»

 

 

Урок 3. ИНТОНИРОВАНИЕ (СУТЬ ГОЛОСА)

 

Перестройка дыхания невозможна без перестройки мышления.

К. П. Бутейко

 

 

Общие указания

 

В упражнениях третьего урока мы должны сделать следующий шаг в формировании психоакустической модели извлечения звука. Именно теперь, когда мы разобрались в самом главном — в том, что звук не связан с физическими усилиями, — мы должны сделать важный шаг в развитии своего голоса. Это произойдет, если мы научимся поднимать тон без физических усилий, так же, как это мы делали при выработке примарного тона. Еще раз напоминаю о главном: во время упражнений мы думаем не о голосе и его громкости, пускай он будет еле-еле слышным, а об «открытии гортани», о расслаблении произвольной мускулатуры тела — и о малом», поверхностном дыхании. Только это поможет сформировать правильную, психоакустическую модель голоса. В дальнейшем голос будет вас слушаться и откликаться на любой ваш приказ: быть громоподобным или нежнейшим, как пушинка, и не теряющим тембральных красок.

Прежде чем начать упражнения по выработке навыка интонирования, напомню три основных положения органов речи.

 

Подготовительные действия

 

Вспоминаем три основных положения рта.

Первое основное положение: рот закрыт. Кадык опущен, гортань открыта. Одна рука на груди, вторая рука (ладонь) на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Дыхание (придыхание) — во «второй нос».

Второе основное положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). Кадык опущен, гортань открыта. Дыхание (придыхание) — во «второй нос». В этом случае голос очень близок к естественному. Внимание «пробегает» по всему телу. Задача — не допустить физического напряжения.

Третье основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинцу не пролезть), кадык опущен, гортань открыта. Дыхание (придыхание) — во «второй нос». Рука на груди. Во всех трех положениях попытайтесь почувствовать разницу в вибрационных ощущениях в груди.

Урок начинаем с упражнений по «открытию гортани» — 1–2 мин. Затем выполняем упражнения по установлению примарного тона — 2–3 мин. После этого приступаем к третьему уроку.

 

Основные действия

 

Минимальное время выполнения каждого упражнения — 1 минута.

Напоминаю, что все упражнения начинаются с легкого вдоха во «второй нос» и делаются всегда в трех положениях рта в указанной последовательности: закрытый, полузакрытый, открытый. Для того чтобы эффект от упражнений этого и последующих уроков был наибольшим, необходимо включить наше воображение. Например, надо представить себе, что вы находитесь в клинике, в больничный палате, и ваша челюсть забинтована так, что вы можете издавать только нечленораздельные звуки. Все ваше тело расслаблено. Вы хотите пить, и вам надо подозвать медсестру.

 

Общие правила при выполнении этих упражнений:

 

Темп упражнений — удобный для вас. Постепенно увеличивайте продолжительность звука. Это очень полезно во многих отношениях. Во-первых, лучше закрепляется навык, во-вторых, вам самим будет приятно ощущать вибрации в груди, а затем и во всем теле и, в-третьих, это полезно для здоровья.

 

Упражнение 1. Одиночный сигнал. Стон-просьба (звук, похожий на нечто среднее между «а-а» и «о-о»): одна рука на груди, другая выполняет жест, смысл которого: «Подойдите!». То есть при каждом поднятии тона вы свободной рукой делаете мягкий подзывающий жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счет игры воображения.

Тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного низкого уровня (ниже примарного тона). Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 2. Двойной сигнал. Интонация несогласия. Представьте, что вам вместо сока принесли молоко, и вы выражаете несогласие (двойной звуковой сигнал для передачи слов «не то, не то», похожий на «э-а»). Голос идет вверх и вниз в удобном диапазоне и темпе. Темп постепенно замедляется, а звуковысотный диапазон увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

 

Упражнение 3. Двойной сигнал с противоположным смыслом. Интонация согласия. Представьте, что вам принесли сок, и вы своей интонацией даете понять медсестре, что на этот раз она правильно поняла вашу просьбу (двойной звуковой сигнал для передачи слов «да-да», похожий на «ага»). Голос образуется так же, как и при несогласии, но интонация (смысловое значение) противоположная. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

 

Упражнение 4. Тройной сигнал. Укачивание ребенка в колыбели. Тон опускается, затем поднимается и снова опускается. Счет раз, два, три. Мысленно можно проговаривать: «Ба-ю-бай». Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

 

Упражнение 5. После того как вы почувствуете, что овладели этим ритмом, вы можете увеличить продолжительность укачивания до счета 7. Последний, седьмой, сигнал так же, как и в упражнении 1, приходится на понижение тона. Мысленно можно проговаривать: «Ба-ю-ба-ю-ба-ю-бай». Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 6. Четырьмя короткими сигналами выражаете интонацию просьбы, после этого делаете короткое придыхание и повторяете упражнение. Формула: «вдох — а-а-а-а — вдох — а-а-а-а» и так далее. После того как система будет освоена, вам будет достаточно проделать это упражнение несколько секунд — и голос будет настроен. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

 

Эти упражнения очень полезны для разработки резонансной системы голоса. Последнее из этих упражнений Шаляпин использовал для быстрой настройки голоса перед выступлениями.

Упражнения повторить 2–3 раза.

Общее время выполнения 6 упражнений — 15–30 мин.

 

Дополнительные рекомендации

 

Основная ошибка при выполнении этого упражнения — переход на «пение» и соответствующее этому подключение голосовых связок. Смысл же упражнения — в интонировании примарного тона. Нельзя также произносить никаких членораздельных звуков (мы еще находимся на доречевом уровне!). Если связки все-таки подключаются, нужно прекратить выполнение упражнения и сделать первое упражнение из второго урока — заново запустить примарный тон. Затем вновь переходить к интонированию.

Для правильного выполнения упражнений интонирования необходимо использовать мысленный образ — как можно отчетливей представлять себе соответствующую ситуацию. Без внутреннего наполнения голос останется «сухим» и невыразительным. В этом, как вы помните, и состоит третий «секрет» освобождения голоса.

Урок, посвященный интонированию, я считаю самым важным в методике. Соответственно, я работал над ним особо и посвятил именно ему львиную долю от общих временных затрат на изучение методики. Переходить к следующим урокам я рекомендую только после того, как все упражнения этого урока будут получаться у вас практически идеально (проверка — 3 способа получения обратной связи). Причем не только в статическом положении тела, но и во время неспешной ходьбы. Так как громкость при выполнении этих упражнений не требуется, то заниматься можно вполне комфортно, просто прогуливаясь в ближайшем парке.

 

Поздний вечер. Идет девушка по лесу. Вдруг слышит:

— Стоять!!!

Она останавливается.

— Лежать!!! Ползком ко мне!

Девушка в ужасе ложится и ползет туда, откуда был слышен голос. Выползает на полянку, видит — там мужик:

— Девушка! Вам что, плохо? Я тут с собакой занимаюсь, смотрю — вы ползете!

 

Возможно и дальнейшее совершенствование в рамках этого же урока. Я, например, впоследствии смог отказаться от постоянного использования руки на груди и руки на голове, так как стал ощущать наличие вибрации и без этих посредников.

 

Глава 6. ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП ОТ ДОРЕЧЕВОГО К РЕЧЕВОМУ УРОВНЮ

 

Урок 4. МЕЖДОМЕТИЯ

 

 

Общие указания

 

Наиболее тесно с интонированием, которым мы занимались на предыдущем уроке, связаны междометия. Междометия — это уже речь, но речь своеобразная. Это своеобразный язык эмоций, который является переходным этапом от доречевого к речевому уровню звукоизвлечения. Все междометия интонационно окрашены, но, в отличие от интонаций, которые мы уже освоили, требуют включения артикуляционного аппарата, а следовательно, и произвольной, поперечно-полосатой мышечной системы. Мы знаем, что эта система антагонистична гладкой мышечной системе и является главным препятствием при восстановлении голоса, присущего нам от рождения. Как преодолеть это противоречие? Выход только один — воспользоваться выработанными на предыдущих уроках навыками расслабления этой произвольной мускулатуры и акцентировать свое внимание на расслаблении мышц артикуляционного аппарата и гортани.

Все мышцы гортани, а также язык и губы должны быть расслаблены и на начальном этапе выработки навыка должны оставаться под контролем сознания. В процессе работы с междометиями нужно стараться увеличивать длительность последнего звука, проговаривать междометия как бы нараспев, не теряя при этом контроля за интонацией. Все междометия начинаются с гласного звука, произнесение которого требует разной степени «раскрытия гортани». Непонимание этого приводит к широкому открытию рта, а следовательно, к «закрытию гортани» и зажатости голоса.

Подготовительные упражнения

Для подготовки к упражнениям четвертого урока выполняем комплекс из всех известных упражнений в сокращенной форме, уделив этому 5 минут. Все междометия произносятся в трех положениях рта, которые мы усвоили уже на первом уроке, при этом исключается положение с зажимом носа.

Не забываем применять все три способа получения обратной связи. Свободной рукой помогаем интонированию, подыгрывая себе жестами сообразно эмоционально-смысловому значению междометия.

Минимальное время выполнения каждого упражнения — 30 сек.

Начинать упражняться удобней с нейтральной гласной «Э». «А» — гласная самая широкая, «У» — гласная самая глубокая. В голосе новорожденного мы слышим «УА-УА». Это свидетельствует о том, что трахея работает в двух основных режимах: «У» — глубины, «А» — ширины.

 

 

Основные действия

 

Упражнения выполняем в замедленном темпе.

Упражнение 1. ЭЙ — возглас, с помощью которого подзывают, окликают.

Напоминаем, что минимальное количество повторений в каждом положении — 8. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 2. ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ (Эйеееэй) — на одном дыхании. Продолжительность выдоха увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 3. ОЙ — выражение испуга, удивления, боли. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

 

Упражнение 4. ОЙ-ОЙ-ОЙ (Оёёй) — на одном дыхании. Продолжительность выдоха увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 5. АЙ — может выражать самые разные чувства: испуг, боль, упрек, порицание, удивление, одобрение, насмешку. Поэкспериментируйте с различными интонациями. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

 

Упражнение 6. АЙ-АЙ-АЙ (Айяяй) — на одном дыхании. Продолжительность выдоха увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 7. АУ — восклицание, которым перекликаются в лесу, чтобы не потерять друг друга. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

 

Минимальное время выполнения всего урока 15 минут.

 

Три гнома — Эй, Ай и Ой — вышли на прогулку в красной, зеленой и синей рубашках. Туфли на них были таких же цветов. У Эя цвет рубашки и туфель совпадал. У Оя ни туфли, ни рубашка не были красными. Ай был в зеленых туфлях, а в рубашке другого цвета. Как были одеты гномы?

 

Ирина Денисова:

 

«Благодаря упражнениям этого урока голос стал глубже, добавились полутона, стал звучать ярче. Отрабатываются короткие междометия, но благодаря умению управлять голосом на практике понимаешь, что даже коротенькое слово может звучать со множеством смыслов».

 

 

Дополнительные рекомендации

 

При работе с этими междометиями и частицами фантазируйте, интонируйте с разными эмоциональными оттенками, но при этом не забывайте о «трех китах»: 1) об «открытии гортани», 2) о мышечном расслаблении, и в первую очередь расслаблении мышц гортани, 3) о «малом» дыхании.

Несмотря на то что в каждом «протяжном» упражнении в явном виде написано, что делать его нужно «на одном дыхании», самой распространенной ошибкой при их выполнении остается прерывание звука. Вместо слитного «Айяяй», например, часто приходится слышать «ай-ай-ай», как будто производится спонтанный спуск по лестнице.

А основное внимание при выполнении этого упражнения я всегда обращаю на работу с окончанием звуковой фразы, на произнесение звука «Й». Вообще то, как мы заканчиваем свои фразы, очень важно для качества их восприятия окружающими. Здесь действует тот же самый закон, который применим ко всем объектам природы: всякий процесс имеет рождение, зрелость и завершение (см. рис. 6)

 

Рис 6. Композиция

И роли каждого из этих элементов различны. Если мы говорим о публичном выступлении, то вступление нужно, что-бы подготовить благожелательную почву для восприятия информации, которая будет «выдана» в основной части, а заключение формирует эмоциональный след, который оставит выступление, как бы окрашивает полученную информацию в цвета «приязни» или «отторжения». И чем мягче и «нежнее» заканчивается выступление, тем более положительную окраску оно получает.

Точно так же происходит и с произнесением отдельной туковой фразы. Если мы заканчиваем фразу плавно, «нежно» уменьшая громкость, сохраняя при этом богатую тембровую окраску, то окружающие отзовутся о ней как о красивой, она произведет на них хорошее впечатление, вызовет доверие. И сравните то же самое, сказанное в виде военной команды, с обрезанным окончанием (см. рис. 7). В армии это делается специально — чтобы оборвать общение, не допустить дальнейшего, после отдачи команды, обсуждения. Как вам кажется, сможет ли человек, разговаривающий подобным образом, настроить вас на разговор по душам?

 

Рис 7. «Сломанная» композиция

Звук «Й» в междометиях как нельзя лучше подходит для тренировки такого гармоничного окончания. Постарайтесь сознательно его потянуть, сделать завершение звуковой фразы как можно более мягким. Так, чтобы даже нельзя было четко сказать, когда фраза уже закончилась. Плавное окончание звучания каждого слова — залог правильной дикции и один из секретов «сексуального голоса».

Юлия Дьякова:

 

«Эти упражнения можно украсить с помощью собственного воображения. Голос сам «открывается», если представить горы или бескрайнее поле и то, как звук продолжается чистейшим эхо или же медленно «пр<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.209 с.