Психологические факторы выступления — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Психологические факторы выступления

2017-07-25 212
Психологические факторы выступления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Изложение материала этого раздела построено в форме вопросов и ответов. Это позволит читателю проверить свои познания.

Вопросы

1. Выступающий не стоит на месте, прохаживается перед слушателями. Как это отразится на восприятии его выступления?

2. Нужно ли во время выступления менять громкость и тембр голоса?

3. Вы волнуетесь, выступая. Как справиться с волнением?

4. Как влияет рассказанный оратором анекдот на восприятие слушателями?

а) улучшает;

б) улучшает, если не коробит слушателей;

в) ухудшает.

5. Как влияют комментарии личного характера?

Ответы и пояснения

1. Все зависит от статуса выступающего. Если он ниже, чем у слушателей (например, исполнитель выступает перед заказчиками, студент-дипломник – перед госкомиссией, диссертант – перед ученым советом), то прохаживание перед слушателями может иметь отрицательный эффект.

Если же статус выступающего выше (например, руководитель выступает перед подчиненными), то это улучшает восприятие его речи. Причины здесь три. Первая – контролирующий большее пространство воспринимается окружающими как более значимый. Подсознательно и его слова воспринимаются как внушающие большее доверие. Вторая – внимание повышается непроизвольно. Мы машинально реагируем на движение объектов вблизи нас. Головы слушателей будут поворачиваться в соответствии с перемещением оратора (это, кстати, хорошее средство от утомления, так как движениями шеи стимулируется приток крови к мозгу). Третья причина вытекает из ответа на следующий вопрос.

2. Громкость и тембр голоса должны (в разумных пределах) меняться во время выступления. Это освежает восприятие, снижает степень утомления слушателей. Способствует этому перемещение выступающего во время речи.

3. Поддерживают оратора те, кто внимательно его слушает, да еще и с выражением доброжелательности на лице. Найдите взглядом таких слушателей и рассказывайте, обращаясь к ним. Это поможет справиться с волнением.

4. Анекдот, шутка улучшают восприятие речи, если, конечно, не коробят слушателей. Недопустимо задевать достоинство кого-либо из присутствующих. Например, так называемые мужские анекдоты шокируют женщин, а женские – не нравятся многим мужчинам, ибо в них мужчины представлены далеко не в лучшем виде, «национальные» – не всегда нравятся представителям национальности, затронутой в анекдоте.

5. Личные комментарии оживляют восприятие. Внимание всякий раз усиливается, когда выступающий приводит личные наблюдения, случаи из жизни и т. д.

Вопросы

6. Вам предстоит сделать очень важное сообщение, аргументировать серьезные предложения. Какую продолжительность выступления вы заявите?

7. Вам задали вопрос, интересующий всех. Ответа вы не знаете. Вы попытаетесь выкрутиться или сознаетесь, что не можете ответить?

8. Некоторые ораторы, чтобы справиться с волнением, принимают успокоительное. Как это влияет на выступление? Каковы другие способы побороть волнение?

Ответы и пояснения

6. Если заявлено очень мало времени (до 10 минут), выступление сразу же воспринимается слушателями как проходное, рядовое. Кроме того, за это время аргументировать серьезные предложения, убедить слушателей очень трудно. Заявленное время до 20 минут у кого-то может вызвать недовольство, но обычно председательствующий становится на сторону докладчика, обратив внимание на важность и сложность вопроса. В результате внимание аудитории к выступлению привлечено. Рассчитывать на большее время нежелательно. Исследования показали, что люди внимательно могут слушать одного выступающего в среднем 15–20 минут. Удерживать их внимание сверх этого времени способны лишь выдающиеся ораторы. Предел их возможностей – 1 час. После этого слушатель теряет интерес, каким бы эффектным ни было выступление.

7. Обычно большинство ораторов выкручиваются. Однако на занятиях, при групповом обсуждении вопроса большинство приходят к правильному выводу: надо сознаться, что не знаешь ответа. Не стоит недооценивать способность слушателя отличить реальный ответ от видимости ответа. Видимость ответа воспринимается слушателями или как попытка обмана, или как недооценка их интеллекта. Так что попытка выкрутиться – плохой выбор. Наоборот, человек, честно сознавшийся в том, что он не знает ответа, вызывает уважение. Такое признание является скрытым комплиментом слушателям: «Вы прозорливы».

8. Волнение выступающего есть проявление уважения к аудитории. Не случайно артисты, выступление для которых – привычное дело, на вопрос, волнуются ли они перед выходом на сцену, всегда отвечают «да». Не сказать этого – значит проявить пренебрежение к зрителям. Волнение говорящего вызывает сочувствие у слушателя.

Вот наблюдение из моей преподавательской практики.

 

Экзамен на первом курсе. К столу преподавателя подходит очередная студентка. «Ваша фамилия?» – спрашивает преподаватель, чтобы найти ее зачетку. В ответ – молчание. Взглянув на девушку, преподаватель видит ужас в ее глазах: она не может вспомнить даже свою фамилию!

«Ну что ж, будем искать вместе», – улыбаясь, говорит преподаватель. Читает фамилии с зачеток, с улыбкой сличает фотографии с «оригиналом»: «Эта?» Девушка кивает головой. «Ну что же вы так разволновались? Все будет хорошо, все у вас получится. Вы написали что-нибудь? Давайте я посмотрю». Подбадривая студентку, преподаватель помогает ей осилить экзамен. Язык у него не поворачивается задать сложный вопрос.

 

Нечто аналогичное происходит и при выступлении перед аудиторией. Однако если чрезмерное волнение мешает говорить, надо что-то предпринять. Прежде всего следует убедить себя, что ничего страшного не случится, если выступление не получится. Осознание этого раскрепощает. Затем нужно выпить холодной воды, сделать несколько глубоких вдохов и энергичных движений. Пить таблетки не рекомендуется: подавляя эмоции, они делают речь бесстрастной, бесцветной, а реакцию заторможенной.

Вопросы

9. Во время вашего выступления председательствующий сообщил, что время истекло. Как вы отреагируете на это?

а) «Я заканчиваю»;

б) «Прошу еще полторы минуты»;

в) «Таким образом…»;

г) «И последнее, самое главное…»;

д) «В заключение хочется сказать еще о…».

10. Некоторые известные ораторы при построении выступления используют законы симфонической музыки. Что это за законы?

11. В чем состоит «прием эллипса» при выступлении?

Ответы и пояснения

9. Ответам а и б слушатели обычно не верят: выступающий уже проявил неуважение к аудитории, нарушив регламент, проявит и еще. Не уложился в 10 минут, не уложится и в полторы.

Ответом в оратор игнорирует сделанное замечание и дает понять, что может позволить себе говорить сколько угодно.

Ответ д неплохой, но не лучший. «Сказать о…» – расплывчатая формулировка для подведения итога. А именно резюме ожидают слушатели.

Ответ г («И последнее, самое главное…») следует признать лучшим. Слушатели захотят его услышать, иначе будут считать время зря потраченным.

10. Симфоническая музыка – высшая форма инструментальной музыки. Будучи хорошо разработанной, эта форма музыкального воздействия учитывает психологические особенности нашего восприятия. Именно для его облегчения в симфонии перемежаются темпы. Первая часть чаще всего – в быстром темпе (аллегро), вторая – в медленном (адажио) или в умеренно медленном (анданте). Затем темп снова меняется.

 

Большой знаток классической музыки, бывший незаурядным оратором, «гений зла» Адольф Гитлер строил свои выступления по законам построения симфоний. О силе их воздействия на аудиторию можно судить по кадрам кинохроники. Правда, при этом вспоминается афоризм: «У толпы много голов, но мало мозгов».

 

11. «Прием эллипса» состоит в недоговаривании последнего слова фразы. Слушатели сами договаривают это слово, чем вовлекаются в процесс активного слушания.

Вопросы

12. Часть аудитории настроена по отношению к вашему выступлению враждебно. Каковы ваши действия?

13. Как справиться со слушателем, мешающим вам выступать?

14. Слушатели были равнодушны, а затем стали проявлять критическое отношение к выступающему. Каковы возможные причины этого?

Ответы и пояснения

12. При проявлениях враждебности некоторыми слушателями можно порекомендовать следующее. Постарайтесь рассказать что-либо особенно интересное, чтобы захватить инициативу. Выделите людей, которые разделяют ваши взгляды, и обращайтесь к ним с приветственным жестом и улыбкой или словесно: «Вот Иван Иванович может подтвердить!» Если есть неумолкающий лидер в аудитории, предложите ему выйти на трибуну – пусть не с места, а лицом к аудитории попытается что-нибудь сказать. И в любом случае скажите спокойно: «Это одна точка зрения. (Сделайте нажим на слове «одна».) У меня другая. Послушайте и меня».

Обобщите выкрики (даже попросите их повторить, если нужно). А потом скажите: «Я с вами полностью согласен!» или «Моя точка зрения иная» – и изложите ее. Понизьте голос, говорите медленнее, как бы вкрадчивым голосом. Когда люди кричат, человек, говорящий шепотом, оказывается в центре внимания.

Образно говоря, «не вставайте на пути волны». Если не чувствуете в себе сил, чтобы справиться с аудиторией, побудьте некоторое время просто наблюдателем. Продолжайте выступление, когда «запал» аудитории пройдет и она остынет.

13. Человека, мешающего выступать, можно нейтрализовать следующими приемами: «зависните» над ним; скажите ему «спасибо» и продолжайте говорить; соглашайтесь: «Да, вы правы, но…»; улыбнитесь этому человеку; обыграйте его слова с помощью какой-нибудь забавной истории.

14. Возможные причины возникновения критического отношения к выступающему следующие: его слова задели самолюбие присутствующих; выступление неинтересное и к тому же затягивается; внешний вид оратора или манера держаться восприняты как вызывающие; позиция превосходства оратора по отношению к аудитории; какие-либо обвинения в адрес слушателей (например, в невнимательном слушании); навязывание своей точки зрения (скажем, попытка кого-то из слушателей возразить пресечена оратором); употребление грубых выражений и жаргона.

 

Глава 9


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.