Цели и задачи обучения письму — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Цели и задачи обучения письму

2017-07-25 2199
Цели и задачи обучения письму 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

МЕТОДИКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

План:

1. Из истории обучения письму.

2. Методы обучения письму.

3. Цели и задачи обучения письму.

4. Принципы обучения письму.

5. Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка.

6. Методические приемы обучения письму.

7. Требования к уроку письма в I классе.

8. Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте.

9. Типичные графические ошибки.

ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Развитие методики чистописания связано с историей письмен­ности.

В XIX в. обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механического переписывания. Учащиеся по нескольку месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написан­ного. При обучении письму не учитывались ни графические трудно­сти письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.

Чистописание входило в цикл предметов искусств. Учителя чис­тописания одновременно были учителями рисования и черчения. Важно было писать красиво и скоро. В это время появляется несколько посо­бий разных авторов под названием «Курс скорописи», выпускаются прописи, дающие образцы красивого делового письма.

До середины XIX в. обучение письму шло в отрыве от обуче­ния чтению. К.Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением. С этих пор порядок обучения письму стал зависеть от порядка обучения чтению. При одновременном обучении чтению и письму овладение графическим знаком проще, доступнее и инте­реснее. Этот принцип сохранился и в современной школе.

С конца XIX в. вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятия мебель. Дис­кутируется в это время ряд вопросов по прямому или наклонному письму, по косой сетке или без нее. Обнаружилось преимущество наклонного письма как более быстрого и удобного.

Вплоть до начала 70-х гг. XX в. в русской начальной школе. были приняты шрифты, сохранявшие основные атрибуты дорево­люционного каллиграфического письма: волосные и нажимные ли­нии, большие и малые пламевидные линии, различного рода за­гибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил, а затем забывались, так как со­временные авто- и шариковые ручки непригодны для тонкостей старой каллиграфии.

Необходимо было разработать и внедрить более простые, соот­ветствующие массовым средствам письма прописи, письменные шрифты. В результате длительных обсуждений были одобрены шриф­ты, которые используются в современных учебных книгах.

Современные шрифты рассчитаны на безнажимное письмо, не содержат волосных линий, упрощено начертание многих букв, что способствует различению букв при чтении и письме. Новые шриф­ты основываются на ритмических движениях руки при письме.

Очень важное свойство современного письма — его безотрывность. Этому способствует:

— почти полное отсутствие надстрочных знаков;

— такое начертание большинства букв, которое не требует от­рыва руки от бумаги;

— шрифты, разработанные в расчете на безотрывное, единое написание слогов и слов.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

В системе обучения письму получили распространение методы: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера.

1.Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатан­ных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или напи­санных учителем карандашом. Обведение готовых образцов не ведет к сознательному овладению почерком, оно построено на механическом, притупляющем ум упражнении. Однако умелое применение этого спо­соба может дать определенный эффект как при обучении письму от­дельных букв, так и при исправлении почерка во II—IV классах.

2. В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обуче­нию — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Это давало возможность писать буквы и слова, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма, наклон, расстоя­ние между элементами. Графическая сетка применялась еще в XIX в., но от ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, фор­мированию глазомера. Стали издаваться пособия без косой сетки: только с линиями, определяющими направление строки и высоту букв. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя.

3.Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем все более сложные. По составу сходных элементов буквы разбиваются на груп­пы по нарастающей графической сложности. В обучении письму этот способ применялся Песталоцци. Перенесенный в русскую школу, генетический метод пришел на смену механическим упражнениям от «а» до «ижицы». При обучении письму букв в порядке, данном в букваре, этот принцип нарушался. Однако методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, в отрыве от чтения. Поэтому генетический способ у нас в школах применяется уже после того, как дети научатся писать некоторые или все буквы, т.е. для усовершенствования навыка письма, отработки формы буквы в послебукварный период.

4.Ритмический (тактический) метод — это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. При ограниченном применении ритмический метод повышает интерес к занятиям, раз­вивает уверенность и плавность движений руки, способствует ус­тановлению нужной скорости письма. Он удобен для работы со всем классом, но при длительном и постоянном применении такого спо­соба дети быстро утомляются.

5.Метод Карстера заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, пред­плечья. Упражнения-«расчерки» необходимы для овладения умени­ем пользоваться направлением, пространством листа и развития сво­боды и легкости движения руки. Этот метод предусматривает письмо 19 элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных осо­быми штрихами, а затем уже слов без всяких вспомогательных линий. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера боль­ше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправле­ния почерка, так как многие «расчерки» сложны по технике ис­полнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей.

В практике широкого обучения ни один из рассмотренных ме­тодов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие ре­зультаты всегда достигались путем разумного сочетания этих спо­собов на определенных этапах обучения письму.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.

Помимо общедидактических принципов, таких, как сознатель­ность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, по-вторность, используется принцип, вытекающий из специфики фор­мирования графического навыка: сочетание различных методов обу­чения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей.

Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью демонстрации учителем процесса письма, применения прописей, таблиц и других пособий.

Сознательность достигается разъяснением приемов и последо­вательности написания букв, а также упражнением в нахождении и исправлении своих и чужих недочетов.

Принцип повторности реализуется в процессе упражнений. Са­мый проверенный прием приобретения навыка — это упражнение, т.е. повторное исполнение, сопровождаемое анализом исп'олненно-го, сопоставлением с образцом, исправлением ошибок и т.д.

Принцип посильности предусматривает постепенное нараста­ние трудности, что особенно важно при обучении письму шести­леток, так как процесс письма для них сложен из-за медлитель­ности и недостаточной твердости движений руки.

Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к по­стоянному наблюдению учителя за работой каждого ученика, уче­ту особенностей его зрения, моторики, осанки и т.д.

Специфическим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.

В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, этот процесс продолжается и позже.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ПИСЬМА В I КЛАССЕ

Письмо проводится непосредственно за уроком обучения гра­моте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке пись­ма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чте­ний. В последнее время распространяется практика интегрирован­ных уроков обучения грамоте и письму.

Урок обучения письму проводится по следующей схеме.

Схема урока письма

1. Оргмомент. Упражнения для пальцев.

2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; зна­комство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.

3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зри­тельных элементов буквы.

4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ дви­гательных элементов.

5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по об­разцу.

6. Чтение и звукобуквенный анализ соединений (слогов).

7. Письмо соединений (слогов).

8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.

9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий. 10.- Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись. В течение урока нужно 2—3 раза проводить физпаузы как сидяза партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса).? Упраж­нения в письме следует чередовать с устной работой, чтобы пре­дотвратить утомляемость детей. Необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы.

Уроки обучения письму, приемы, используемые на этих уро­ках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятель­ность учителя будет направлена на преодоление трудностей, испы­тываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значе­ние приобретает индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого уче­ника к письму и оказывать Индивидуальную помощь тем, кто ис­пытывает наибольшие трудности.

ТИПИЧНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

В написании букв у первоклассников могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встре­чаются, кстати, не только в I классе, но и позднее.

1. Нарушение наклона:

Нарушение наклона приводит к непараллельности элементов од­ной или нескольких букв, часто сопровождается их исправлением.

2. Нарушение пропорций: вертикальных (неодинаковая высота букв или их частей), горизонтальных (неодинаковая ширина букв и их элементов), пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).

3. Искажение овалов, полуовалов и элементов, содержащих зак­ругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся иска­жения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (часто получается линия, как бы состоящая из бесчисленных мел­ких зигзагов, — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций:

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: ц вместо щ, н вместо ю.

Для успешного преодоления ошибок письма очень важно ра­зобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Чтобы преодолеть ошибки первой группы, необходима отработка прямых параллель­ных линий с нужным наклоном. Для исправления ошибок второй группы следует развивать глазомер, без чего невозможно соблюде­ние пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривы­ми линиями, изгибами и закруглениями, над плавностью движе­ния руки. Ошибки четвертой группы связаны с нарушениями вни­мания.

Общие для всех ошибок причины — недостаточная коорди-нированность движений руки пишущего, неправильное положе­ние тела при письме, недостаточное освещение, неудобная ме­бель и т.п.!

Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки мо­гут возникнуть при написании той или иной конкретной буквы, и при обучении письму предупреждать возможные ошибки.

 

 

ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В КЛАССАХ С РАЗНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

В I класс поступает много детей, уже читающих или хорошо подготовленных к овладению чтением. Поэтому каждому учителю необходимо прежде всего ознакомиться с составом своего класса: проверить, кто из детей читает и каким способом читает. Перво­классников, читающих по буквам, следует учить читать по слогам слова той трудности, которые они умеют читать по буквам. Учи­тель должен знать также характер недочетов речи и восприятия зву­ков речи у отдельных учащихся своего класса. Разный уровень под­готовки учащихся требует дифференцированного подхода в обуче­нии грамоте.

При фронтальной работе со всем классом слабо подготовлен­ные дети отстают еще больше в своем развитии, сильные же неиз­бежно какую-то часть учебного времени скучают. В условиях обыч­ного урока, без дифференцированного подхода, учитель невольно ориентируется на среднего ученика и даже на уровень ниже сред­него. При этом работа со слабыми часто переносится на послеурочное время (создается перегрузка как раз тех учащихся, которые больше других нуждаются в отдыхе), а сильные испытывают не­достаток внимания учителя.

Дифференцированный подход частично снимает указанное про­тиворечие, так как каждая группа учащихся получает задание по своим возможностям.

Для осуществления дифференцированного подхода класс де­лят на подгруппы, и общеклассная работа на уроке чередуется с групповой. Класс можно делить на 2—5 подгрупп, в каждую из ко­торых входят учащиеся, готовые:

1) читать целыми словами;

2) читать по слогам;

3) читать по буквам;

4) обучаться чтению быстрыми темпами (способные, но не умеющие читать);

5) обучаться медленными темпами.

Для каждой группы определяются свои задачи и своя методика обучения. Задачи первой и второй групп — совершенствовать уме­ния на дополнительном материале путем самостоятельного чтения, постоянно включаясь в общеклассную работу, помогая слабым. Дети, входящие в третью группу, должны переучиваться. При этом необ­ходима консультация для родителей, так как в классе эти ученики пытаются читать слогами, а дома — по буквам, что затрудняет про­цесс переучивания. Учащиеся четвертой и пятой групп обучаются по основной методике, но на материале различного объема.

Для более эффективной работы на уроке целесообразно поса­дить детей так, чтобы было удобнее быстро и четко распределять задания в соответствии с подготовкой учащихся.

Материал для обучения чтению нужно подбирать таким обра­зом, чтобы он отвечал общей теме урока (странице учебника), но распределялся в соответствии с возможностями каждого ученика.

В урок необходимо включать перспективный материал, который доступен сильным учащимся, но содержит элементы, трудные для слабо подготов­ленных детей. Постоянное включение перспективного материала рас­ширяет возможности чтения учащихся, способствует развитию на­выка сознательного чтения, предупреждая механическое запоми­нание содержания страницы учебника.

Перспективный материал применяется на различных этапах урока:

1) слова разной трудности и структуры для звукового анализа и составления из букв разрезной азбуки;

2) слова и предметные картинки для словарно-логических уп­ражнений;

3) слоговые таблицы для чтения, содержащие слоги с пока не изученными буквами;

4) слова и столбики слов для чтения повышенной трудности (за счет структуры слов или имеющихся в них неизученных букв);

5) тексты различной трудности и объема для чтения.

Организуя дифференцированное обучение, учитель должен пла­нировать сочетание различных форм работы: фронтальную, груп­повую, индивидуальную.

Групповая форма организации обучения Предполагает работу учителя с группой учащихся в то время, когда другая группа ра­ботает самостоятельно. Пришедшие в школу первоклассники не вла­деют навыками самостоятельной работы, поэтому с первых уро­ков особое внимание следует уделять формированию этих навыков. Это происходит поэтапно:

1) все учащиеся класса получают одинаковое задание для са­мостоятельной работы, при этом порядок его выполнения разъяс­няется учителем;

2) одна группа выполняет задание самостоятельно, а другой группе учитель объясняет порядок выполнения этого же задания;

3) разные группы получают различные задания для самостоя­тельной работы, учитель дает разъяснения лишь отдельным уча­щимся.

На каждом уроке дети получают задания для самостоятельной работы. Самостоятельные задания постепенно усложняются для всех

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ № 3

Задания

1. Определите место данных уроков в системе обучения пись­му (ступень основного периода).

2. Проанализируйте уроки с точки зрения выполнения требо­ваний к уроку данной ступени обучения.

Урок на тему «Письмо строчной и заглавной букв ш и Ш» (Пропись)

1. На доске напечатаны слова мел, угол, рис. Проводится игра: как превратить слово мел в мелкое место, слово угол в топливо, слово рис в зверя? Слова-отгадки мель, уголь, рысь составляются на наборном полотне и списываются.

2. Проводится объяснительный диктант: слова конь, лось, окунь без предварительного объяснения записываются под диктовку, а затем объясняется их написание.

3. Сравниваются печатная и письменная строчные буквы ш. Учи­тель показывает образец написания, ученики пишут в прописи букву ш и слоги-слияния.

4. Слово школа составляется из разрезной азбуки и преобразу­ется в слово школьник, которое записывается в прописи.

5. Сравниваются печатная и письменная заглавные буквы Ш. После показа и объяснения ученики пишут ее в прописи.

6. Учитель произносит слово шарик и просит учеников объяс­нить его значение. (Маленький шар.)

Когда еще употребляется это слово? (Кличка собаки.) Выясняется различие в написании двух слов, данных в пропи­си: шарик и Шарик. Ученики устно составляют предложения с каж­дым из этих слов и пишут слова в прописи.

7. В прописи прочитывается незаконченное предложение, опре­деляется, каким одним словом можно заменить вопрос, написан­ный в скобках (дети, ученики, школьники). Одним из этих слов ученики и заканчивают предложение в прописи.

8. Прочитывается восклицательное предложение в прописи, де­тально разбирается, и ученики записывают его с проговариванием.

9. В конце урока учащиеся упражняются в написании заглавных и строчных букв, имеющих сходство в начертании: Шш, Ч ч, У у.

МЕТОДИКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

План:

1. Из истории обучения письму.

2. Методы обучения письму.

3. Цели и задачи обучения письму.

4. Принципы обучения письму.

5. Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка.

6. Методические приемы обучения письму.

7. Требования к уроку письма в I классе.

8. Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте.

9. Типичные графические ошибки.

ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Развитие методики чистописания связано с историей письмен­ности.

В XIX в. обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механического переписывания. Учащиеся по нескольку месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написан­ного. При обучении письму не учитывались ни графические трудно­сти письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.

Чистописание входило в цикл предметов искусств. Учителя чис­тописания одновременно были учителями рисования и черчения. Важно было писать красиво и скоро. В это время появляется несколько посо­бий разных авторов под названием «Курс скорописи», выпускаются прописи, дающие образцы красивого делового письма.

До середины XIX в. обучение письму шло в отрыве от обуче­ния чтению. К.Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением. С этих пор порядок обучения письму стал зависеть от порядка обучения чтению. При одновременном обучении чтению и письму овладение графическим знаком проще, доступнее и инте­реснее. Этот принцип сохранился и в современной школе.

С конца XIX в. вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятия мебель. Дис­кутируется в это время ряд вопросов по прямому или наклонному письму, по косой сетке или без нее. Обнаружилось преимущество наклонного письма как более быстрого и удобного.

Вплоть до начала 70-х гг. XX в. в русской начальной школе. были приняты шрифты, сохранявшие основные атрибуты дорево­люционного каллиграфического письма: волосные и нажимные ли­нии, большие и малые пламевидные линии, различного рода за­гибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил, а затем забывались, так как со­временные авто- и шариковые ручки непригодны для тонкостей старой каллиграфии.

Необходимо было разработать и внедрить более простые, соот­ветствующие массовым средствам письма прописи, письменные шрифты. В результате длительных обсуждений были одобрены шриф­ты, которые используются в современных учебных книгах.

Современные шрифты рассчитаны на безнажимное письмо, не содержат волосных линий, упрощено начертание многих букв, что способствует различению букв при чтении и письме. Новые шриф­ты основываются на ритмических движениях руки при письме.

Очень важное свойство современного письма — его безотрывность. Этому способствует:

— почти полное отсутствие надстрочных знаков;

— такое начертание большинства букв, которое не требует от­рыва руки от бумаги;

— шрифты, разработанные в расчете на безотрывное, единое написание слогов и слов.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

В системе обучения письму получили распространение методы: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера.

1.Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатан­ных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или напи­санных учителем карандашом. Обведение готовых образцов не ведет к сознательному овладению почерком, оно построено на механическом, притупляющем ум упражнении. Однако умелое применение этого спо­соба может дать определенный эффект как при обучении письму от­дельных букв, так и при исправлении почерка во II—IV классах.

2. В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обуче­нию — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Это давало возможность писать буквы и слова, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма, наклон, расстоя­ние между элементами. Графическая сетка применялась еще в XIX в., но от ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, фор­мированию глазомера. Стали издаваться пособия без косой сетки: только с линиями, определяющими направление строки и высоту букв. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя.

3.Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем все более сложные. По составу сходных элементов буквы разбиваются на груп­пы по нарастающей графической сложности. В обучении письму этот способ применялся Песталоцци. Перенесенный в русскую школу, генетический метод пришел на смену механическим упражнениям от «а» до «ижицы». При обучении письму букв в порядке, данном в букваре, этот принцип нарушался. Однако методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, в отрыве от чтения. Поэтому генетический способ у нас в школах применяется уже после того, как дети научатся писать некоторые или все буквы, т.е. для усовершенствования навыка письма, отработки формы буквы в послебукварный период.

4.Ритмический (тактический) метод — это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. При ограниченном применении ритмический метод повышает интерес к занятиям, раз­вивает уверенность и плавность движений руки, способствует ус­тановлению нужной скорости письма. Он удобен для работы со всем классом, но при длительном и постоянном применении такого спо­соба дети быстро утомляются.

5.Метод Карстера заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, пред­плечья. Упражнения-«расчерки» необходимы для овладения умени­ем пользоваться направлением, пространством листа и развития сво­боды и легкости движения руки. Этот метод предусматривает письмо 19 элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных осо­быми штрихами, а затем уже слов без всяких вспомогательных линий. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера боль­ше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправле­ния почерка, так как многие «расчерки» сложны по технике ис­полнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей.

В практике широкого обучения ни один из рассмотренных ме­тодов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие ре­зультаты всегда достигались путем разумного сочетания этих спо­собов на определенных этапах обучения письму.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Работа по чистописанию начинается одновременно с обучени­ем письму, и ее цели и задачи связаны с формированием навыка письма в целом.

Основная цель этой работы — формирование графически пра­вильного, четкого и достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения таких задач, как:

— ознакомление с правилами посадки и владения инструмен­тами;

— обучение ориентировке на странице прописей и тетради;

— ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;

— обучение письму слогов, слов и предложений с соблюде­нием наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;

— обучение связному (безотрывному), ритмичному и скорому письму;

— предупреждение искажения при написании букв;

— исправление индивидуальных недостатков почерка у отдель­ных учеников.

Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, учи­тель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестность.

В период обучения грамоте необходимо научить правильно за­писывать буквы и их соединения в словах, сформировать первона­чальные навыки грамотного письма без пропуска и замены букв. Уроки письма проводятся на материале тетради «Пропись», где пред­ставлены образцы написания букв, их соединений, отдельных сло­гов, слов и предложений, а также содержатся упражнения, на­правленные на развитие мышления и речи детей.

В период обучения письму решаются следующие задачи.

1. Научить правильно сидеть, держать ручку и тетрадь, пользо­ваться ручкой, придерживаться строки, соблюдать поля.

2. Научить осмысливать слова, воспринимая их на слух и зри­тельно, разделять их на звуки, обозначать звуки буквами.

3. Сформировать четкие образы графического изображения пись­менных букв.

4. Научить писать буквы в соответствии;с образцами «Пропи­си», соединять буквы между собой, соблюдая размеры по высоте и ширине.

5. Научить записывать слова и предложения из 3—4 слов после звукобуквенного анализа.

6. Научить списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное по образцу или способом проговаривания.

7. Научить записывать собственные предложения, взятые из ус­тно составленного рассказа.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.

Помимо общедидактических принципов, таких, как сознатель­ность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, по-вторность, используется принцип, вытекающий из специфики фор­мирования графического навыка: сочетание различных методов обу­чения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей.

Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью демонстрации учителем процесса письма, применения прописей, таблиц и других пособий.

Сознательность достигается разъяснением приемов и последо­вательности написания букв, а также упражнением в нахождении и исправлении своих и чужих недочетов.

Принцип повторности реализуется в процессе упражнений. Са­мый проверенный прием приобретения навыка — это упражнение, т.е. повторное исполнение, сопровождаемое анализом исп'олненно-го, сопоставлением с образцом, исправлением ошибок и т.д.

Принцип посильности предусматривает постепенное нараста­ние трудности, что особенно важно при обучении письму шести­леток, так как процесс письма для них сложен из-за медлитель­ности и недостаточной твердости движений руки.

Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к по­стоянному наблюдению учителя за работой каждого ученика, уче­ту особенностей его зрения, моторики, осанки и т.д.

Специфическим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.

В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, этот процесс продолжается и позже.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.