Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-07-25 | 2199 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МЕТОДИКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
План:
1. Из истории обучения письму.
2. Методы обучения письму.
3. Цели и задачи обучения письму.
4. Принципы обучения письму.
5. Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка.
6. Методические приемы обучения письму.
7. Требования к уроку письма в I классе.
8. Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте.
9. Типичные графические ошибки.
ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Развитие методики чистописания связано с историей письменности.
В XIX в. обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механического переписывания. Учащиеся по нескольку месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.
Чистописание входило в цикл предметов искусств. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и черчения. Важно было писать красиво и скоро. В это время появляется несколько пособий разных авторов под названием «Курс скорописи», выпускаются прописи, дающие образцы красивого делового письма.
До середины XIX в. обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. К.Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением. С этих пор порядок обучения письму стал зависеть от порядка обучения чтению. При одновременном обучении чтению и письму овладение графическим знаком проще, доступнее и интереснее. Этот принцип сохранился и в современной школе.
С конца XIX в. вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятия мебель. Дискутируется в это время ряд вопросов по прямому или наклонному письму, по косой сетке или без нее. Обнаружилось преимущество наклонного письма как более быстрого и удобного.
|
Вплоть до начала 70-х гг. XX в. в русской начальной школе. были приняты шрифты, сохранявшие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма: волосные и нажимные линии, большие и малые пламевидные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил, а затем забывались, так как современные авто- и шариковые ручки непригодны для тонкостей старой каллиграфии.
Необходимо было разработать и внедрить более простые, соответствующие массовым средствам письма прописи, письменные шрифты. В результате длительных обсуждений были одобрены шрифты, которые используются в современных учебных книгах.
Современные шрифты рассчитаны на безнажимное письмо, не содержат волосных линий, упрощено начертание многих букв, что способствует различению букв при чтении и письме. Новые шрифты основываются на ритмических движениях руки при письме.
Очень важное свойство современного письма — его безотрывность. Этому способствует:
— почти полное отсутствие надстрочных знаков;
— такое начертание большинства букв, которое не требует отрыва руки от бумаги;
— шрифты, разработанные в расчете на безотрывное, единое написание слогов и слов.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
В системе обучения письму получили распространение методы: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера.
1.Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом. Обведение готовых образцов не ведет к сознательному овладению почерком, оно построено на механическом, притупляющем ум упражнении. Однако умелое применение этого способа может дать определенный эффект как при обучении письму отдельных букв, так и при исправлении почерка во II—IV классах.
|
2. В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Это давало возможность писать буквы и слова, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма, наклон, расстояние между элементами. Графическая сетка применялась еще в XIX в., но от ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Стали издаваться пособия без косой сетки: только с линиями, определяющими направление строки и высоту букв. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя.
3.Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем все более сложные. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. В обучении письму этот способ применялся Песталоцци. Перенесенный в русскую школу, генетический метод пришел на смену механическим упражнениям от «а» до «ижицы». При обучении письму букв в порядке, данном в букваре, этот принцип нарушался. Однако методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, в отрыве от чтения. Поэтому генетический способ у нас в школах применяется уже после того, как дети научатся писать некоторые или все буквы, т.е. для усовершенствования навыка письма, отработки формы буквы в послебукварный период.
4.Ритмический (тактический) метод — это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. При ограниченном применении ритмический метод повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма. Он удобен для работы со всем классом, но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстро утомляются.
5.Метод Карстера заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Упражнения-«расчерки» необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки. Этот метод предусматривает письмо 19 элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных особыми штрихами, а затем уже слов без всяких вспомогательных линий. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерка, так как многие «расчерки» сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей.
|
В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.
Помимо общедидактических принципов, таких, как сознательность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, по-вторность, используется принцип, вытекающий из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей.
Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью демонстрации учителем процесса письма, применения прописей, таблиц и других пособий.
Сознательность достигается разъяснением приемов и последовательности написания букв, а также упражнением в нахождении и исправлении своих и чужих недочетов.
Принцип повторности реализуется в процессе упражнений. Самый проверенный прием приобретения навыка — это упражнение, т.е. повторное исполнение, сопровождаемое анализом исп'олненно-го, сопоставлением с образцом, исправлением ошибок и т.д.
Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности, что особенно важно при обучении письму шестилеток, так как процесс письма для них сложен из-за медлительности и недостаточной твердости движений руки.
Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к постоянному наблюдению учителя за работой каждого ученика, учету особенностей его зрения, моторики, осанки и т.д.
|
Специфическим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.
В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, этот процесс продолжается и позже.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ПИСЬМА В I КЛАССЕ
Письмо проводится непосредственно за уроком обучения грамоте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма, а урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтений. В последнее время распространяется практика интегрированных уроков обучения грамоте и письму.
Урок обучения письму проводится по следующей схеме.
Схема урока письма
1. Оргмомент. Упражнения для пальцев.
2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.
3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зрительных элементов буквы.
4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ двигательных элементов.
5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.
6. Чтение и звукобуквенный анализ соединений (слогов).
7. Письмо соединений (слогов).
8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.
9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий. 10.- Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись. В течение урока нужно 2—3 раза проводить физпаузы как сидяза партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса).? Упражнения в письме следует чередовать с устной работой, чтобы предотвратить утомляемость детей. Необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы.
Уроки обучения письму, приемы, используемые на этих уроках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятельность учителя будет направлена на преодоление трудностей, испытываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать Индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие трудности.
ТИПИЧНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
В написании букв у первоклассников могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встречаются, кстати, не только в I классе, но и позднее.
1. Нарушение наклона:
Нарушение наклона приводит к непараллельности элементов одной или нескольких букв, часто сопровождается их исправлением.
2. Нарушение пропорций: вертикальных (неодинаковая высота букв или их частей), горизонтальных (неодинаковая ширина букв и их элементов), пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).
|
3. Искажение овалов, полуовалов и элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (часто получается линия, как бы состоящая из бесчисленных мелких зигзагов, — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций:
4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: ц вместо щ, н вместо ю.
Для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Чтобы преодолеть ошибки первой группы, необходима отработка прямых параллельных линий с нужным наклоном. Для исправления ошибок второй группы следует развивать глазомер, без чего невозможно соблюдение пропорций. Третья группа ошибок требует работы над кривыми линиями, изгибами и закруглениями, над плавностью движения руки. Ошибки четвертой группы связаны с нарушениями внимания.
Общие для всех ошибок причины — недостаточная коорди-нированность движений руки пишущего, неправильное положение тела при письме, недостаточное освещение, неудобная мебель и т.п.!
Учителю необходимо хорошо знать, какие именно ошибки могут возникнуть при написании той или иной конкретной буквы, и при обучении письму предупреждать возможные ошибки.
ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В КЛАССАХ С РАЗНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
В I класс поступает много детей, уже читающих или хорошо подготовленных к овладению чтением. Поэтому каждому учителю необходимо прежде всего ознакомиться с составом своего класса: проверить, кто из детей читает и каким способом читает. Первоклассников, читающих по буквам, следует учить читать по слогам слова той трудности, которые они умеют читать по буквам. Учитель должен знать также характер недочетов речи и восприятия звуков речи у отдельных учащихся своего класса. Разный уровень подготовки учащихся требует дифференцированного подхода в обучении грамоте.
При фронтальной работе со всем классом слабо подготовленные дети отстают еще больше в своем развитии, сильные же неизбежно какую-то часть учебного времени скучают. В условиях обычного урока, без дифференцированного подхода, учитель невольно ориентируется на среднего ученика и даже на уровень ниже среднего. При этом работа со слабыми часто переносится на послеурочное время (создается перегрузка как раз тех учащихся, которые больше других нуждаются в отдыхе), а сильные испытывают недостаток внимания учителя.
Дифференцированный подход частично снимает указанное противоречие, так как каждая группа учащихся получает задание по своим возможностям.
Для осуществления дифференцированного подхода класс делят на подгруппы, и общеклассная работа на уроке чередуется с групповой. Класс можно делить на 2—5 подгрупп, в каждую из которых входят учащиеся, готовые:
1) читать целыми словами;
2) читать по слогам;
3) читать по буквам;
4) обучаться чтению быстрыми темпами (способные, но не умеющие читать);
5) обучаться медленными темпами.
Для каждой группы определяются свои задачи и своя методика обучения. Задачи первой и второй групп — совершенствовать умения на дополнительном материале путем самостоятельного чтения, постоянно включаясь в общеклассную работу, помогая слабым. Дети, входящие в третью группу, должны переучиваться. При этом необходима консультация для родителей, так как в классе эти ученики пытаются читать слогами, а дома — по буквам, что затрудняет процесс переучивания. Учащиеся четвертой и пятой групп обучаются по основной методике, но на материале различного объема.
Для более эффективной работы на уроке целесообразно посадить детей так, чтобы было удобнее быстро и четко распределять задания в соответствии с подготовкой учащихся.
Материал для обучения чтению нужно подбирать таким образом, чтобы он отвечал общей теме урока (странице учебника), но распределялся в соответствии с возможностями каждого ученика.
В урок необходимо включать перспективный материал, который доступен сильным учащимся, но содержит элементы, трудные для слабо подготовленных детей. Постоянное включение перспективного материала расширяет возможности чтения учащихся, способствует развитию навыка сознательного чтения, предупреждая механическое запоминание содержания страницы учебника.
Перспективный материал применяется на различных этапах урока:
1) слова разной трудности и структуры для звукового анализа и составления из букв разрезной азбуки;
2) слова и предметные картинки для словарно-логических упражнений;
3) слоговые таблицы для чтения, содержащие слоги с пока не изученными буквами;
4) слова и столбики слов для чтения повышенной трудности (за счет структуры слов или имеющихся в них неизученных букв);
5) тексты различной трудности и объема для чтения.
Организуя дифференцированное обучение, учитель должен планировать сочетание различных форм работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Групповая форма организации обучения Предполагает работу учителя с группой учащихся в то время, когда другая группа работает самостоятельно. Пришедшие в школу первоклассники не владеют навыками самостоятельной работы, поэтому с первых уроков особое внимание следует уделять формированию этих навыков. Это происходит поэтапно:
1) все учащиеся класса получают одинаковое задание для самостоятельной работы, при этом порядок его выполнения разъясняется учителем;
2) одна группа выполняет задание самостоятельно, а другой группе учитель объясняет порядок выполнения этого же задания;
3) разные группы получают различные задания для самостоятельной работы, учитель дает разъяснения лишь отдельным учащимся.
На каждом уроке дети получают задания для самостоятельной работы. Самостоятельные задания постепенно усложняются для всех
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ № 3
Задания
1. Определите место данных уроков в системе обучения письму (ступень основного периода).
2. Проанализируйте уроки с точки зрения выполнения требований к уроку данной ступени обучения.
Урок на тему «Письмо строчной и заглавной букв ш и Ш» (Пропись)
1. На доске напечатаны слова мел, угол, рис. Проводится игра: как превратить слово мел в мелкое место, слово угол в топливо, слово рис в зверя? Слова-отгадки мель, уголь, рысь составляются на наборном полотне и списываются.
2. Проводится объяснительный диктант: слова конь, лось, окунь без предварительного объяснения записываются под диктовку, а затем объясняется их написание.
3. Сравниваются печатная и письменная строчные буквы ш. Учитель показывает образец написания, ученики пишут в прописи букву ш и слоги-слияния.
4. Слово школа составляется из разрезной азбуки и преобразуется в слово школьник, которое записывается в прописи.
5. Сравниваются печатная и письменная заглавные буквы Ш. После показа и объяснения ученики пишут ее в прописи.
6. Учитель произносит слово шарик и просит учеников объяснить его значение. (Маленький шар.)
— Когда еще употребляется это слово? (Кличка собаки.) Выясняется различие в написании двух слов, данных в прописи: шарик и Шарик. Ученики устно составляют предложения с каждым из этих слов и пишут слова в прописи.
7. В прописи прочитывается незаконченное предложение, определяется, каким одним словом можно заменить вопрос, написанный в скобках (дети, ученики, школьники). Одним из этих слов ученики и заканчивают предложение в прописи.
8. Прочитывается восклицательное предложение в прописи, детально разбирается, и ученики записывают его с проговариванием.
9. В конце урока учащиеся упражняются в написании заглавных и строчных букв, имеющих сходство в начертании: Шш, Ч ч, У у.
МЕТОДИКА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
План:
1. Из истории обучения письму.
2. Методы обучения письму.
3. Цели и задачи обучения письму.
4. Принципы обучения письму.
5. Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка.
6. Методические приемы обучения письму.
7. Требования к уроку письма в I классе.
8. Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте.
9. Типичные графические ошибки.
ИЗ ИСТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Развитие методики чистописания связано с историей письменности.
В XIX в. обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механического переписывания. Учащиеся по нескольку месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.
Чистописание входило в цикл предметов искусств. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и черчения. Важно было писать красиво и скоро. В это время появляется несколько пособий разных авторов под названием «Курс скорописи», выпускаются прописи, дающие образцы красивого делового письма.
До середины XIX в. обучение письму шло в отрыве от обучения чтению. К.Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением. С этих пор порядок обучения письму стал зависеть от порядка обучения чтению. При одновременном обучении чтению и письму овладение графическим знаком проще, доступнее и интереснее. Этот принцип сохранился и в современной школе.
С конца XIX в. вырабатываются гигиенические требования к посадке, разрабатывается наиболее удобная для занятия мебель. Дискутируется в это время ряд вопросов по прямому или наклонному письму, по косой сетке или без нее. Обнаружилось преимущество наклонного письма как более быстрого и удобного.
Вплоть до начала 70-х гг. XX в. в русской начальной школе. были приняты шрифты, сохранявшие основные атрибуты дореволюционного каллиграфического письма: волосные и нажимные линии, большие и малые пламевидные линии, различного рода загибы с точками и другие сложные фигуры, которые отнимали у учащихся много времени и сил, а затем забывались, так как современные авто- и шариковые ручки непригодны для тонкостей старой каллиграфии.
Необходимо было разработать и внедрить более простые, соответствующие массовым средствам письма прописи, письменные шрифты. В результате длительных обсуждений были одобрены шрифты, которые используются в современных учебных книгах.
Современные шрифты рассчитаны на безнажимное письмо, не содержат волосных линий, упрощено начертание многих букв, что способствует различению букв при чтении и письме. Новые шрифты основываются на ритмических движениях руки при письме.
Очень важное свойство современного письма — его безотрывность. Этому способствует:
— почти полное отсутствие надстрочных знаков;
— такое начертание большинства букв, которое не требует отрыва руки от бумаги;
— шрифты, разработанные в расчете на безотрывное, единое написание слогов и слов.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
В системе обучения письму получили распространение методы: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера.
1.Копировальный метод заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом. Обведение готовых образцов не ведет к сознательному овладению почерком, оно построено на механическом, притупляющем ум упражнении. Однако умелое применение этого способа может дать определенный эффект как при обучении письму отдельных букв, так и при исправлении почерка во II—IV классах.
2. В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Это давало возможность писать буквы и слова, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма, наклон, расстояние между элементами. Графическая сетка применялась еще в XIX в., но от ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Стали издаваться пособия без косой сетки: только с линиями, определяющими направление строки и высоту букв. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя.
3.Генетический метод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем все более сложные. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. В обучении письму этот способ применялся Песталоцци. Перенесенный в русскую школу, генетический метод пришел на смену механическим упражнениям от «а» до «ижицы». При обучении письму букв в порядке, данном в букваре, этот принцип нарушался. Однако методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, в отрыве от чтения. Поэтому генетический способ у нас в школах применяется уже после того, как дети научатся писать некоторые или все буквы, т.е. для усовершенствования навыка письма, отработки формы буквы в послебукварный период.
4.Ритмический (тактический) метод — это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. При ограниченном применении ритмический метод повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма. Он удобен для работы со всем классом, но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстро утомляются.
5.Метод Карстера заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Упражнения-«расчерки» необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки. Этот метод предусматривает письмо 19 элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных особыми штрихами, а затем уже слов без всяких вспомогательных линий. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерка, так как многие «расчерки» сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей.
В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Работа по чистописанию начинается одновременно с обучением письму, и ее цели и задачи связаны с формированием навыка письма в целом.
Основная цель этой работы — формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения таких задач, как:
— ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
— обучение ориентировке на странице прописей и тетради;
— ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
— обучение письму слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
— обучение связному (безотрывному), ритмичному и скорому письму;
— предупреждение искажения при написании букв;
— исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.
Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестность.
В период обучения грамоте необходимо научить правильно записывать буквы и их соединения в словах, сформировать первоначальные навыки грамотного письма без пропуска и замены букв. Уроки письма проводятся на материале тетради «Пропись», где представлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слогов, слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей.
В период обучения письму решаются следующие задачи.
1. Научить правильно сидеть, держать ручку и тетрадь, пользоваться ручкой, придерживаться строки, соблюдать поля.
2. Научить осмысливать слова, воспринимая их на слух и зрительно, разделять их на звуки, обозначать звуки буквами.
3. Сформировать четкие образы графического изображения письменных букв.
4. Научить писать буквы в соответствии;с образцами «Прописи», соединять буквы между собой, соблюдая размеры по высоте и ширине.
5. Научить записывать слова и предложения из 3—4 слов после звукобуквенного анализа.
6. Научить списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное по образцу или способом проговаривания.
7. Научить записывать собственные предложения, взятые из устно составленного рассказа.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.
Помимо общедидактических принципов, таких, как сознательность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, по-вторность, используется принцип, вытекающий из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей.
Реализация принципа наглядности обеспечивается с помощью демонстрации учителем процесса письма, применения прописей, таблиц и других пособий.
Сознательность достигается разъяснением приемов и последовательности написания букв, а также упражнением в нахождении и исправлении своих и чужих недочетов.
Принцип повторности реализуется в процессе упражнений. Самый проверенный прием приобретения навыка — это упражнение, т.е. повторное исполнение, сопровождаемое анализом исп'олненно-го, сопоставлением с образцом, исправлением ошибок и т.д.
Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности, что особенно важно при обучении письму шестилеток, так как процесс письма для них сложен из-за медлительности и недостаточной твердости движений руки.
Принцип учета индивидуальных особенностей сводится к постоянному наблюдению учителя за работой каждого ученика, учету особенностей его зрения, моторики, осанки и т.д.
Специфическим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.
В начальной школе формирование индивидуальных почерков не заканчивается, этот процесс продолжается и позже.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!