Что должен уметь говорить ребенок? — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Что должен уметь говорить ребенок?

2017-07-25 80
Что должен уметь говорить ребенок? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О том, как растет словарь малыша от рождения и до 6 лет, логопед Татьяна Бабенко

До 1 года

Малыш подражает звукам (мяу, кх, ав-ав, ко-ко), правильно произносит "мама, папа, баба, дядя". Но может говорить и "ням-ням", и "куп-куп". Это глаголы с нарушением структуры. Но мы, логопеды, рады, что ребенок их произносит.

С 1 года до двух лет

Нужно, чтобы сформировалось предложение. «Мама, дем!» (Мама, идем!), «Мама, дай!», «Буду суп», «Буду чай», «Дай чай». На звуки, структуру логопеды не обращают внимания. В этот период это не главное.

С 2 до 3 лет

Малыш должен научиться рассказывать стихи. Строить сложные предложения. Улавливать причинно-следственную связь. В 3 года логопеды смотрят, правильно ли ребенок произносит звуки С, З, Ц. (группа свистящих). Иногда бывает так: ребенок меняет «собаку» на «тобаку». Но при этом он в курсе, как зовут маму и знает, что бывает утка, а бывает селезень. С таким интеллектом «с» скоро встанет на место!

С 3 до 4 лет

Должен знать обобщающие слова. Спросите его, что относится к мебели, посуде (пусть перечислит). Мы обращаем внимание на общее интеллектуальное развитие. С произношением звуков пока могут быть проблемы.

В 4,5 – 5 лет

Созревают мозговые структуры. Все звуки ребенок должен говорить правильно!

Лет

В книжных магазинах продают Тесты для поступающих в школу. Проверьте своего ребенка. Бывает, я спрашиваю: «А куда, малыш, твоя мама кладет хлеб, чтобы он не зачерствел?» Отвечают: «В ведро», «в мешок». Мамы при этом тушуются. Редко кто отвечает: «в хлебницу». Но логопедов не волнует, есть этот предмет в доме или нет. У вас нет слона, но ребенок должен знать, кто такой слон. Причем, знать, что есть слоны и слонихи, как у людей - дяденьки и тетеньки… А после хлебницы я спрашиваю: А как называется человек, который рубит дерево? Ловит рыбу. Как разделить слово «мясорубка?».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

 

Тема: Методы изучения развития личности в подростковом возрасте

Цель: Определение уровня контроля подростка, изучение мотивации учебной деятельности подростка, определение направленности личности школьника, изучение уровня коммуникативного контроля в общении.

Основные понятия: чувство взрослости, направленность личности, противоречия подросткового возраста, рефлексия, самосознание, самооценка, идеал, интимно-личностное общение, полоролевая дифференциация, логическое мышление, познавательный интерес, кризис подросткового возраста.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические особенности подростка.

2. Особенности межличностного общения в подростковом возрасте.

3. Формирование направленности личности в подростковом возрасте. Самооценка и образ «Я».

Методические рекомендации для подготовки к занятию

Форма проведения занятия: опрос

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- проверочная работа (на знание основных понятий);

- обсуждение теоретических вопросов;

- работа в малых группах;

- просмотр презентаций;

-решение психологических задач;

- индивидуальная и групповая работа.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

В основу представленных психологических методов изучения личности подростка положена концепция комплексного подхода к изучению человека, что означает познание связей, отношений и зависимостей между всеми характеристиками объекта и ситуаций его развития, определяющих целостность и саморегуляцию объекта.

Представленные методики являются реализацией некоторых принципов комплексного психодиагностического изучения личности. Данные психологического обследования личности на первоначальном этапе (при переходе от младшего школьного возраста к подростковому) выступают в качестве ориентировочной информации, знакомят нас с подростком, что дает нам возможность в дальнейшем строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Применение комплексных психодиагностических методов позволит изучать изменения в структуре личности подростка, с целью их направленного формирования, самоанализа и самопознания.

Задание № 1. Определение уровня локуса контроля подростка

Подросток вынужден решать для себя вопрос, что определяет поведение человека: его убеждения, воля, внутренние факторы или обстоятельства, стечение внешних факторов. В зависимости от того, как подростков оценивает соотношение своей воли, внутренних убеждений и внешних обстоятельств применительно к разрешению различных ситуаций, можно судить о локусе контроля и уровне его развития у подростков – одного из важных компонентов в структуре развивающегося самосознания личности. Показательно, что внешний локус контроля (экстернальность) часто корреализует с низким уровнем самоконтроля, а внутренний локус (интернальность) – его высоким уровнем.

Инструкция: Вам предъявляется ряд высказываний. Если вы с ними согласны, ставьте знак «+», не согласны – знак «–«.

Если у вас нет определенного мнения, ставьте «0».

1. Успех в работе больше всего зависит от стечения обстоятельств, чем от усилия и способностей человека.

2. Хочешь расположить к себе людей – сам прояви к ним интерес.

3. То, что со стороны кажется удачей, есть результат многих усилий.

4. Я чувствую, что очень мало влияю на то, что со мной происходит.

5. Мои отметки больше зависят от обстоятельств, настроения учителя.

6. От меня не зависит, будут меня уважать или нет.

7. Я знаю свои недостатки и сумею с ними справиться.

8. Выполнение моих желаний чаще зависит от везения, обстоятельств.

9. То хорошее, что я делаю, оценивается всегда по достоинству.

10. За поступки детей прежде всего отвечают родители.

11. Я верю, что смогу осуществить свои планы.

12. Думаю, что случай или судьба не играют роли в моей жизни.

13. Я не строю долгих планов, все будет, как будет.

14. Мои успехи зависят прежде всего от меня.

15. Правильнее, чтобы ученик сам определил, что стоит учить, а что – нет.

16. Как правило, неудачное стечение обстоятельств мешает достичь успеха.

17. Если я захочу, то смогу достичь того, что запланировал.

18. В своих неприятностях виноват я сам.

19. В моих неприятностях виноваты другие.

20. Кто не смог ничего добиться, виноват в этом сам.

21. Столкнувшись с трудностями, важно их преодолеть самостоятельно.

22. Хорошие поступки все равно никто не замечает.

23. Успех приходит случайно к тому, кому везет.

24. Когда обстоятельства против меня, мне стыдно отступать.

25. Если видишь несправедливость, ничего изменить нельзя.

26. Человек, который надеется на других и ничего не делает сам, мне неприятен.

 

Ключ: нет (–): 1, 4, 5, 6, 8, 10, 13, 16, 19, 22, 23, 25.

да (+): 2, 3, 7, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 24, 26.

 

Обработка данных: Просуммируйте все ответы, совпадающие с ключом. Если сумма больше 14, можно говорить о высоком уровне самоконтроля (интернальность), если сумма меньше 12, можно говорить о низком уровне самоконтроля (экстернальности).

 

Задание № 2. изучение мотивации учебной деятельности подростков

Инструкция. Внимательно прочтите данные утверждения, и подчеркните те, которые соответствуют вашим стремлениям и желаниям. Можно дополнить анкету другими утверждениями.

1. Учусь, потому что на уроках интересно.

2. Учусь, потому что заставляют родители.

3. Учусь, потому что хочу больше знать.

4. Учусь, чтобы хорошо работать, быть специалистом.

5. Учусь, для того, что доставить радость родителям;

6. Учусь, для того, чтобы не отстать от товарищей.

7. Учусь, для того, чтобы не подвести класс.

8. Учусь, для того, чтобы не быть незнайкой.

9. Учусь, потому что нравится учитель.

10. Учусь, потому что нравится, как преподают предмет.

 

Обработка данных: Вычислите процент каждой мотивировки, приняв число всех ответов за 100 %.

Выявите преобладающие мотивы учебной деятельности, распределив их ранги по степени значимости для младших школьников и подростков.

 

Задание № 3. Определение направленности личности школьника

Структура мотивационно-потребностной сферы формирующейся личности проявляется не только в ее отношении к учению, но в отношении к общественно-полезному труду, к выбору будущей профессии. Особенности формирования мотивационно-потребностной сферы интегрируются прежде всего в направленности личности: личной, деловой или общественной.

Инструкция: Предложите учащимся вашего класса указать, чем они руководствуются при выполнении различных заданий, поручений, общественно-полезного труда, поставив у каждого пункта оценку по трехбальной системе:

3 – имеет важное значение,

2 – менее важное,

1 – никакого значения не имеет.

1. Хочу сделать полезное людям, школе, государству.

2. Приятно получить одобрение за работу.

3. Узнаю много нового, интересного.

4. Не хочу прослыть лентяем.

5. Мне интересно что-нибудь делать.

6. Труд помогает мне стать всесторонне развитой личностью.

7. Стараюсь избежать неприятностей.

8. Вижу в этом свой долг.

9. Дорожу честью коллектива, своего класса.

10. Хочу, чтобы уважали товарищи.

11. Труд мне доставляет радость.

12. Хочу быть лучшим.

Обработка данных: Для определения личной, деловой или общественной направленности следует сравнивать суммарные результаты оценивания учащимися причин выполнения заданий. Результаты проанализировать по преобладающим группам мотивов.

Ключ: 3, 5, 11, 12 – личная направленность,

2, 4, 7, 10 – деловая,

1, 6, 8, 9 – общественная направленность.

Задание № 4.

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

Описание методики:

На основании исследований межличностных отношений Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (рис. 1). Полярные на этой схеме варианты являются противоположными друг другу.

 

 

 

Опросник составлен соответственно этим выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные психологические профили. Методика может быть представлена испытуемому списком или на отдельных карточках. Оценивая себя по пунктам опросника, испытуемый должен отмечать «+» те характеристики, которые считает присущими себе.

Инструкция: «Перед Вами набор характеристик. Прочтите каждую и отметьте знаком «+» те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво».

Текст опросника

Какой Вы человек?

1. Другие думают о нем благосклонно.

2. Производит впечатление на окружающих.

3. Умеет распоряжаться, приказывать.

4. Умеет настоять на своем.

5. Обладает чувством достоинства.

6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

9. Способен быть суровым.

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

13. Любит поплакаться.

14. Часто печален.

15. Способен проявлять недоверие.

16. Часто разочаровывается.

17. Способен быть критичным к себе.

18. Способен признать свою неправоту.

19. Охотно подчиняется.

20. Уступчивый.

21. Благодарный.

22. Восхищающийся, склонен к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищущий одобрения.

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Дружелюбный, доброжелательный.

28. Внимательный, ласковый.

29. Деликатный.

30. Ободряющий.

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32. Бескорыстный.

33. Способен вызывать восхищение.

34. Пользуется у других уважением.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

37. Уверен в себе.

38. Самоуверен, напорист.

39. Деловитый, практичный.

40. Любит соревноваться.

41. Стойкий и крутой, где надо.

42. Неумолимый, но беспристрастный.

43. Раздражительный.

44. Открытый, прямолинейный.

45. Не терпит, чтобы им командовали.

46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

49. Легко смущается.

50. Не уверен в себе.

51. Уступчивый.

52. Скромный.

53. Часто прибегает к помощи других.

54. Очень почитает авторитеты.

55. Охотно принимает советы.

56. Доверчив и стремится радовать других.

57. Всегда любезен в обхождении.

58. Дорожит мнением окружающих.

59. Общительный, уживчивый.

60. Добросердечный.

61. Добрый, вселяющий уверенность.

62. Нежный, мягкосердечный.

63. Любит заботиться о других.

64. Бескорыстный, щедрый.

65. Любит давать советы.

66. Производит впечатление значительности.

67. Начальственно-повелительный.

68. Властный.

69. Хвастливый.

70. Надменный, самодовольный.

71. Думает только о себе.

72. Хитрый, расчетливый.

73. Нетерпим к ошибкам других.

74. Своекорыстный.

75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

77. Озлобленный.

78. Жалобщик.

79. Ревнивый.

80. Долго помнит обиды.

81. Самобичующий.

82. Застенчивый.

83. Безынициативный.

84. Кроткий.

85. Зависимый, несамостоятельный.

86. Любит подчиняться.

87. Предоставляет другим принимать решения.

88. Легко попадает впросак.

89. Легко поддается влиянию друзей.

90. Готов довериться любому.

91. Благорасположен ко всем без разбора.

92. Всем симпатизирует.

93. Прощает все.

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

95. Великодушен, терпим к недостаткам.

96. Стремится покровительствовать.

97. Стремящийся к успеху.

98. Ожидает восхищения от каждого.

99. Распоряжается другими.

100. Деспотичный.

101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам)

102. Тщеславный.

103. Эгоистичный.

104. Холодный, черствый.

105. Язвительный, насмешливый.

106. Злой, жестокий.

107. Часто гневлив.

108. Бесчувственный, равнодушный.

109. Злопамятный.

110. Проникнут духом противоречий.

111. Упрямый.

112. Недоверчивый, подозрительный.

113. Робкий.

114. Стыдливый.

115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.

116. Мягкотелый.

117. Почти никогда и никому не возражает.

118. Навязчивый.

119. Любит, чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

121. Стремится снискать расположение каждого.

122. Со всеми соглашается.

123. Всегда дружелюбен. 1Й4. Всех любит.

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого.

127. Заботится о других в ущерб себе.

128. Портит людей чрезмерной добротой.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

После того, как испытуемый оценит себя, подсчитываются баллы, по каждому из 8-ми октантов психограммы методики. Каждый плюс оценивается в 1 балл, таким образом, максимальная оценка уровня — 16 баллов.

1-ый октант: вопросы 1-4, 33-36, 65-68, 97-100.

2-ой октант: вопросы 5-8, 37-40, 69-72, 101-104.

3-ий октант: вопросы 9-12, 41-44, 73-76, 105-108.

4-ый октант: вопросы 13-16, 45-48, 77-80, 109-112.

5-ый октант: вопросы 17-20, 49-52, 81-84, 113-116.

6-ой октант: вопросы 21-24, 53-56, 85-88, 117-120.

7-ой октант: вопросы 25-28, 57-60, 89-92, 121-124.

8-ой октант: вопросы 29-32, 61-64, 93-96, 125-128.

Каждому из 8-ми октантов соответствует тип межличностных отношений:

Авторитарный.

0-8 баллов: Уверенный в себе, упорный, настойчивый, может быть хорошим наставником и организатором. Обладает свойствами руководителя.

9-12: Доминантный, энергичный, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения, может быть нетерпим к критике, ему свойственна переоценка собственных возможностей.

13-16: Властный, диктаторский, деспотический характер, всех поучает, дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами деспотизма.

2. Независимыйдоминирующий.

0-8 баллов: Уверенный, независимый, ориентированный на себя, склонный к соперничеству тип.

9-12: Самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.

13-16: Стремится быть над всеми, самовлюбленный, расчетливый. К окружающим относится отчужденно. Заносчивый, хвастливый.

Агрессивный.

0-8 баллов: Упрямый, упорный, настойчивый в достижении цели, энергичный, непосредственный.

9-12: Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

13-16: Чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящая до асоциального поведения.

4. Недоверчивыйскептический.

0-8 баллов: Реалистичен в суждениях и поступках, критичен по отношению к окружающим, скептик, неконформный.

9-12: Выраженная склонность к критицизму. Разочарованный в людях, замкнутый, скрытный, обидчивый. Недоверчив к окружающим, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения. Свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

13-16: Отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, очень подозрительный, крайне обидчив, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

5. Покорно-застенчивый:

0-8 баллов: Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

9-12: Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

13-16: Покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

Зависимый.

0-8 балла: Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый, нуждается в признании.

9-12: Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

13-16: Очень неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, чужого мнения, сверхконформный.

Сотрудничающий.

0-8 баллов: Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

9-16: Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

Альтруистический.

0-8 баллов: Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

9-16: Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

Полученные количественные показатели по каждому из октантов от 0 до 16 переносятся на психограмму. На соответствующей номеру октанта - координате, на уровне, соответствующем полученным баллам, проводятся дуги. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается некое подобие «веера». Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0—3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.

Первые четыре типа межличностных отношений - 1, 2, 3, и 4 - характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).

Другие четыре октанта - 5, 6, 7, 8 - представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).

По двум специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование: (1-5) + 0,7 х (3+2-4-6).

Дружелюбие: (7-3) +0,7 х (8-2-4+6).

В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени — на абсолютные величины.

Испытуемые, у которых преобладает «властный - лидирующий» тип межличностного отношения (I октант), характеризуются оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, гомономностью (т.е. ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью от внешних средовых факторов), экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по типу «здесь и сейчас», выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.

II октант, соответствующий «независимо-доминирующему» типу межличностных отношений, при явном преобладании над другими, по данным исследования, сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства (или самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Доминантность здесь в меньшей степени обращена на общие с группой интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, заражая их своими идеями. Стиль мышления нешаблонный, творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается. Эмоциям недостает тепла, поступкам - конформности. Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью. Низкая подчиняемость.

«Прямолинейно-агрессивный» тип межличностных отношений (преобладание показателей III октанта) обнаружил выраженную близость к таким личностным характеристикам, как ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии эмоциональной захваченности, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж личности испытуемого.

IV октант — «недоверчивый - скептический» тип межличностных отношений проявляется такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, ригидность установок, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного, неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью недоброжелательности окружающих лиц, опережающая враждебность в высказываниях и поведении, которая оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте, системное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии, высокая конфликтность, которая может быть не столь явной (если сравнивать с типом III) и аккумулироваться, создавая тем самым повышенную напряженность и способствуя нарастающей отгороженности.

V октант — «покорно-застенчивый» тип межличностных отношений - оказался преобладающим у личностей болезненно-застенчивых, интровертированных, пассивных, весьма щепетильных в вопросах морали и совести, подчиняемых, неуверенных в себе, с повышенной склонностью к рефлексии, с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения, заниженной самооценкой, тревожных, с повышенным чувством ответственности, неудовлетворенных собой, склонных к тому, чтобы винить себя во всем при неудачах, легко впадающих в состояние грусти, пессимистически оценивающих свои перспективы, аккуратных и исполнительных в работе, избегающих широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих, ранимых и впечатлительных, болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.

VI октант — «зависимый - послушный» тип межличностных отношений. Лица с преобладанием показателей VI октанта обнаруживают высокую тревожность, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими отношений, собственного мнения — от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Исполнительность и ответственность в работе создает им хорошую репутацию в коллективе, однако инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствует их продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, повышенная самокритичность, опасения неуспеха как основа мотивационной направленности формируют канву конформного поведения.

VII октант — «сотрудничающий - конвенциальный» тип межличностных отношений обладает такими индивидуально-личностными характеристиками, как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкий - агрессивности, повышенная откликаемость на средовые воздействия, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничеству. Экзальтация, потребность в излиянии дружелюбия на окружающих, поиски признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы. Стремление найти общность с другими. Энтузиазм, восприимчивость к эмоциональному настрою группы. Широкий круг интересов при некоторой поверхности увлечений.

VIII октант, преобладание которого позволяет отнести тип межличностного взаимодействия к «ответственно-великодушному». Сочетается с такими личностными особенностями, как выраженная потребность в соответствии социальным нормам поведения, склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется, художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления - целостный, образный. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, стремление к деятельности, полезной для всех людей, проявление милосердия, благотворительности, миссионерский склад личности. Артистичность. Потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим. Проблема подавленной (или вытесненной) враждебности, вызывающей повышенную напряженность, соматизация тревоги, склонность к психосоматическим заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокированности поведенческих реакций.

С целью изучения структуры «Я», внутриличностной гармонии индивида, к приведенной выше инструкции следует добавить: «После того, как Вы оценили себя по приведенным в опроснике характеристикам, сделайте то же самое в отношении образа «Я», к которому Вы стремитесь, то есть, опишите с помощью тех же характеристик «идеал» Вашего «Я». При этом не забудьте включить и те свойства, которыми Вы обладаете, если они не противоречат Вашему представлению об идеале».

Полученные данные обсчитываются и заносятся на психограмму так же, как и в первом случае, после чего проводится анализ и сопоставление оценки испытуемым его актуального и идеального образа «Я».

Наиболее простой и часто встречающийся вариант представляет собой незначительные количественные различия, которые позволяют судить о том, какие особенности своего стиля межличностного поведения индивида не устраивают. Если в образе «Я» V октант зачерчен больше других, а в образе «идеала Я» он значительно уменьшен и ему противопоставлен увеличительный I октант, то испытуемый считает себя избыточно пассивным, застенчивым и робким в межличностных отношениях и хотел бы от этих свойств избавиться быть более уверенным в себе.

Если образ «Я» включает в себя высокие показатели IV октанта (т.е. выявляет недоверчивость, настороженность, недовольство сложившимися с окружающими отношениями), а образ идеального «Я» обнаруживает преобладание VIII октанта и значительно уменьшившиеся показатели IV, то при интерпретации результатов следует учесть, что испытуемый тяготится межличностным конфликтом и отчасти склонен самокритично оценить свою роль в создавшейся ситуации, стремясь в идеале быть доброжелательным и конгруэнтным с окружающими его людьми. Таким образом, каждый раз соотношение показателей полярных (по содержательным характеристикам признаков противоположных октантов(III и VII, II и VI) говорит о том, каковы пути компенсации тех личностных свойств, которые ухудшают адаптацию личности в социальной среде.

Если в первом варианте (актуальное «Я») преобладают октанты, отражающие характеристики зависимого и конформного поведения (V, VI, VII), а во вторив (идеальное «Я») - октанты, выявляющие независимость и доминантность (I, II) или агрессивность (III), испытуемый болезненно переживает подчиненность своей позиции, страдает его самолюбие и компенсаторские усилия направлены на повышение своего социального статуса. Если соотношение обратное, т. е. преобладают независимость, доминантность и агрессивность (II, I, IV), а в идеале испытуемый хотел бы быть ближе к окружающим его людям и избавиться от тех черт характера, которые способствуют разладу межличностных отношений (упрямство (III), агрессивность (IV), дистантность (II), самоуверенность (I)), то здесь речь идет об усилении самоконтроля над непосредственным, спонтанным поведением.

Опыт показывает, что на самом деле и образ актуального «Я» и идеал являются неотъемлемой частью структуры целостного «Я». Мало того, окружающими человек часто воспринимается согласно его идеальному «Я», а его актуальное «Я» представляет собой его собственные проблемы, осознанные и взятые под контроль.

В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное (неконфликтное) расхождение, или, скорее, неполное совпадение, должно рассматриваться как необходимое условие для дальнейшего роста личности, самосовершенствования. Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (V, VI, VII октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (IV октант). Преобладание одновременно I и V октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, IV и VIII — конфликт между стремлениемк признаниюгруппой и враждебностью, т. е. проблема подавленной враждебности, III и VII — борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, II и VI— проблема независимости - подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.

Примерно также интерпретируется соотношение полярных октантов при сопоставлении образа «Я» и идеального «Я». Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением, при этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования. Это имеет большое значение для психолога при выборе методов коррекции поведения индивида с учетом его внутриличностньх ресурсов и степени осознания имеющихся проблем. Наличие выраженного внутриличностного конфликта, проявляющегося значительным расхождением при оценке актуального и идеального «Я», является свидетельством высокой невротизации

Задание № 5


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.