Причина Х-неэффективности монополии — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Причина Х-неэффективности монополии

2017-07-25 900
Причина Х-неэффективности монополии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

• Монополия является технически менееэффективной, чем конкуренция, поскольку

наличие барьеров для входа защищаетфирму-монополиста от конкурентногодавления.

• Поэтому монополист может использоватьресурсы отрасли неэффективно, а егоиздержки для производства каждого объёмавыпуска выше соответствующих издержек

фирмы на рынке совершеннойконкуренции.

Иллюстрация Х-неэффективностимонополии

Издержки в условияхсовершеннойконкуренции равныАСс =МСс, а выпусксоставляет величину Qcпри цене Рс. В условияхмонополии уровеньиздержек возрастает довеличины ACm=MCm.Соответственно,выпуск становитсяравным Qm, а цена Рm.

Потребительский излишек сокращается свеличины АРсС до величины АРmМ.ВеличинаМЕС составляет чистые потери отмонополии, а величина ВРсЕК представляетсобой потери в результате Х-неэффективности.В условиях свободной конкуренции объёмпроизводства Qm мог бы быть произведён приболее низких издержках (равных

Рс=МСс=АСс), а монополия затрачивает наэтот выпуск ACm=MCm>MCc.Ресурсы в

размереВРсЕК используются неэффективно

Другие причины Х-неэффективности

Монополии

• Монополистможет не стремится минимизироватьиздержки вообще.

• Например, целью менеджеров может статьувеличение собственной власти, престижа и

безопасности в рамкахфирмы. В этом случаефирма-монополист наймёт больше персонала ибудет производить любой объем выпуска сбольшими издержками, чем конкурентная фирма.

• Если к Х-неэффективности стремятся самисобственники фирмы, это может означать, что ониготовы уступить часть прибыли за возможностьиметь больше свободного времени и меньшеработать.

Х-эффективность монополии

• Возможна и обратная ситуация: издержкипроизводства в условиях монополии ниже, чемв условияхконкуренции, то есть имеет местоХ-эффективность монополии.

• В случае естественной монополиимонополизация отрасли позволяет фирмеиспользовать преимущества экономии намасштабах производства,

• Инновационная активность монополистаможет быть выше, чем конкурента, чтотакже

способствует понижению издержек отрасли.

Иллюстрация Х-эффективности

Монополии

• Мертвыйгруз монополии без учета альтернативныхиздержек монополизации равен:

DWL = 0,5*Ed*TR*L2.

• Если монополизация приносит выгоду экономике,то должно быть верным выражение:

Qm*ΔАС> 0,5*Ed*TR*L2,

• где ΔАС - экономия затрат монополистом наединицу выпуска.

• Отсюда:

ΔAC /Pm> 0,5*Ed*L2.

• Чем больше эластичность спроса поцене, тем в большей степени должнапроявляться экономия на издержках вусловиях монополии по сравнению сусловиями конкуренции, чтобыкомпенсировать потери благосостоянияот монополии.

 

37.

 

Для анализа поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции мы, как обычно, прибегнем к графику. На рис. 13.1 представлена ситуация, складывающаяся в коротком периоде.

>
Рис. 13.1. Выбор оптимального объема производства в коротком периоде фирмой, максимизирующей свою прибыль (а) или минимизирующей убытки (б)

В первую очередь обращает на себя внимание кривая спроса (D). Она удовлетворяет критерию несовершенной конкуренции - спрос не абсолютно эластичен. Другими словами, кривая не идет параллельно оси абсцисс, а имеет отрицательный наклон. Причину этого мы только что выяснили. Она состоит в дифференциации продукта.

Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, конечно, не совпадает с целой отраслью, как это было в случае фирмы-монополии. Но благодаря дифференциации на своем сегменте рынка она монополист. Поэтому и кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объема реализации достигается за счет снижения цен.

Во-вторых, виден механизм определения фирмой оптимального размера производства. В условиях монополистической конкуренции (как и на любом другом типе рынка) фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором SМС = SMR.

Иными словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Соответственно точка пересечения SМС и SMR на графике задает тот размер выпуска продукции Q 1, продавая который по цене Р фирма максимизирует свою прибыль (рис. 13.1, а) или минимизирует убытки (рис. 13.1, б).

Из графика видно, что Q 1 меньше Q 2. Если бы та же самая цена Р при тех же самых предельных затратах фирмы сложилась на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q 2.

Таким образом, при анализе поведения фирмы в коротком периоде наиболее заметны "родовые" черты, сближающие монополистическую конкуренцию с другими видами несовершенной конкуренции (Разумеется, отличия тоже есть, в частности отличия количественные. Так, при монополистической конкуренции кривая спроса не идет столь круто вниз, как при монополии. Причины этого тоже понятны. При монополистической конкуренции велика возможность переключения спроса с данного товара на его близкий заменитель, поэтому эластичность спроса здесь при прочих равных условиях выше, чем при монополии).

Более отчетливо специфика монополистической конкуренции как особого типа рынка проявляется в длительном периоде (рис. 13.2). Для простоты изложения примем, что кривая затрат не меняется. Допустим также, что первоначально фирма получает экономическую прибыль (линия D 1 лежит выше минимального уровня LAC). В условиях чистой монополии такая ситуация имела бы тенденцию к закреплению на длительное время, так как господствующая фирма не допустила бы на рынок новых производителей.

Напротив, при монополистической конкуренции вход на рынок сравнительно свободен. Поэтому в длительном периоде на него неизбежно проникнут привлеченные экономической прибылью компании. Новички станут производить товары, по своим характеристикам близкие к продукции рассматриваемой нами фирмы.


Рис. 13.2 - Равновесие в длительном периоде

В результате кривая спроса на продукцию фирмы-старожила снизится, так как часть клиентов перейдет к конкурентам и ее сегмент рынка сократится. Очевидно, что этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой затрат (D 3 на рис. 13.2).

К такому же финалу приведет развитие событий и тогда, когда в начальный момент фирма несла экономические убытки. Только в этом случае компании будут сужать ассортимент убыточных товаров и кривая спроса для той фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока тоже не займет положение касательной.

Рассмотрим более внимательно состояние устойчивого долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции (точка А). Для начала зафиксируем уже установленный факт. Точка А лежит на кривой LAC. Таким образом, монополистическая конкуренция, подобно совершенной конкуренции в длительном периоде, обнаруживает тенденцию к получению фирмами нулевой экономической прибыли. Эта черта обеих структур является следствием свободы вхождения на рынок и выхода с него.

Другая важная особенность положения точки долгосрочного равновесия заключается в том, что, находясь на кривой LAC, она, однако, не совпадает с точкой минимума средних затрат. И в этом состоит важное отличие равновесия в длительном периоде при монополистической конкуренции от равновесия при совершенной конкуренции. Почему же названные две точки не могут совпасть? Дело в том, что кривая спроса может быть касательной к кривой затрат в точке их минимума только в том случае, если кривая спроса горизонтальна.

Такое условие выполняется для совершенной, но не для монополистической конкуренции (вспомним: спрос при монополистической конкуренции не является совершенно эластичным). Если же кривая спроса не касается, а проходит через точку минимума затрат под углом (D 2 на рис. 13.2), то это значит, что какая-то ее часть проходит выше кривой затрат, т. е. существует зона экономической прибыли. А в этом случае сохранится приток новых фирм в отрасль и кривая спроса продолжит свое смещение, пока не займет положение касательной в какой-то иной точке. На рис. 13.2 мы не случайно изобразили проходящую через минимум средних затрат линию спроса D 2 как промежуточное, неустойчивое состояние спроса на его пути из положения D 1к стабильному положению D 3.

Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекают три важных следствия.

Во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в длительном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции (напомним, что последняя равна минимуму средних затрат). Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя переплачивать за товар "лишние" деньги.

Во-вторых, при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем производства. В случае совершенной конкуренции каждая фирма производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних затрат, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных затратах. При монополистической конкуренции объем производства каждой фирмы несколько меньше оптимального, так что весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле - меньшим числом более крупных фирм.

В-третьих, поскольку в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем израсходовала бы на производство этой единицы фирма. И такая ситуация возникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах фирм, так как при этом сократилась бы их прибыль,

Заметим, что чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. По традиции эту закономерность принято называть теоремой об избыточной мощности при монополистической конкуренции.

Итак, теорема об избыточной мощности утверждает, что обществу приходится расплачиваться за разнообразие продуктов. Однако согласилось ли бы общество снизить издержки производства ценой полного однообразия товаров?

38. Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей.

Модели дуополии позволяют проиллюстрировать, как предложения отдельного продавца относительно ответа соперника воздействуют на равновесный выпуск. Модель дуополии Курно допускает, что каждый из двух продавцов предполагает: что его конкурент будет удерживать свой выпуск неизменным, на текущем уровне.

Модель Курно базируется на двух основных предположениях о поведении фирмы в условиях дуополии: во-первых, каждая фирма нацелена на максимизацию получаемой прибыли; и во-вторых, каждая из фирм предполагает, что при изменении собственного объема выпуска другая фирма сохранит свой выпуск на существенном уровне. В этих условиях достижение равновесия на рынке будет выглядеть следующим образом. Предположим, что в регионе есть только два продавца («А» и «В») идентичного товара. Вход на рынок этого товара невозможен для других продавцов. Допустим, что оба продавца могут выпускать этот товар при одинаковых затратах. Допустим, что фирма «А» начинает производить первой, обладает всем рынком и предполагает, что на рынке не будет соперников. В этом случае фирма «А» ведет себя как монополия, а поэтому и ее объем и цена являются монопольными. Сразу же после того как фирма «А» начинает производство, появляется фирма «В». Появление других фирм не предвидится. Фирма «В» предполагает, что фирма «А» не будет изменять достигнутый объем производства и объем продаж. Фирма «В» увеличит рыночное предложение, что вызовет уменьшение цены на данный товар. Фирма «В» каждый период будет увеличивать выпуск, а фирма «А» каждый месяц – снижать свой выпуск. Конечный равновесный выпуск каждой фирмы достигнет 1/3 конкурентного выпуска. Общий рыночный выпуск равен 2/3 равновесного конкурентного выпуска при данном спросе на товар. Следовательно, процесс достижения равновесия на рынке выглядит следующим образом: одно из предприятий выбирает объем выпуска продукции, максимизирующий его собственную прибыль, затем второе предприятие, предполагая, что уровень выпуска продукции остается неизменным, определяет собственный максимизмрующий прибыль, объем продаж. Этот процесс приспособления на рынке проходит через несколько стадий «действия и ответа» до момента, когда фирмы достигнут состояния равновесия. Это равновесие Курно для дуополии.

Равновесие Курно – это некооперативное равновесие: каждая фирма принимает решения, которые дают наибольшие возможные прибыли при данных действиях своих конкурентов. Равновесие в модели Курно можно представить через кривые реагирования. Кривая реагирования показывает максимизирующие размеры выпуска, которые будут осуществляться одной фирмой, если даны размеры выпуска другой фирмы-соперника.

Используем кривые реагирования для того, чтобы показать, как устанавливается равновесие на рынке. Каждая фирма обладает одними и теми же постоянными издержками производства. Отраслевой спрос имеет линейную динамику.

Впервые попытку создать теорию олигополии предпринял французский математик, философ и экономист Антуан Огюстен Курно (1801-1877) еще в 1838 г. Однако его книга, в которой излагалась эта теория, осталась незамеченной современниками. В 1863 г. он выпустил новую работу "Принципы теории богатства", где изложил старые положения своей теории, но без математических доказательств. Лишь в 70-е гг. XIX в. последователи стали развивать его идеи.

Модель Курно исходит из того, что на рынке действуют только две фирмы и каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.

Модель Курно представлена на рис. 34.1.

Рис. 34.1. Модель дуополии Курно

Предположим, что первым начинает производство дуополист 1, который в первое время оказывается монополистом. Его выпуск (рис. 34.1) составляет q1, что при цене Р позволяет ему извлекать максимальную прибыль, ибо в этом случае MR = = МС = 0. При данном объеме выпуска эластичность рыночного спроса равна единице, а общая выручка достигнет максимума. Затем производство начинает дуополист 2. В его представлении объем выпуска сдвинется вправо на величину Oq1 и совместится с линией Aq1. Сегмент AD' кривой рыночного спроса DD он воспринимает как кривую остаточного спроса, которой соответствует кривая его предельной выручки MR2. Выпуск дуополиста 2 будет равен половине неудовлетворенного дуополистом 1 спроса, т. е. сегмента q1D', а величина его выпуска равна q1q2, что даст возможность получить максимум прибыли. Данный выпуск составит четверть всего рыночного объема спроса при нулевой цене, OD'(1/2 x 1/2 = 1/4).

На втором шаге дуополист 1, допуская, что выпуск дуополиста 2 сохранится стабильным, решит покрыть половину оставшегося все еще неудовлетворенным спроса. Исходя из того что дуополист 2 покрывает четверть рыночного спроса, выпуск дуополиста 1 на втором шаге составит (1/2)x(1- 1/4), т.е. 3/8 всего рыночного спроса, и т. д. С каждым последующим шагом выпуск дуополиста 1 будет уменьшаться, в то время как выпуск дуополиста 2 будет увеличиваться. Такой процесс окончится уравновешиванием их выпуска, и тогда дуополия достигнет состояния равновесия Курно.

Модель Курно многие экономисты считали наивной по следующим основаниям. Модель допускает, что дуополисты не делают никаких выводов из ошибочности своих предположений относительно реакции конкурентов. Модель закрыта, т. е. число фирм ограничено и не меняется в процессе движения к равновесию. Модель ничего не говорит о возможной продолжительности этого движения. И наконец, нереальным представляется предположение о нулевых операционных издержках. Равновесие в модели Курно можно изобразить через кривые реагирования, показывающие максимизирующие прибыль объемы выпуска, который будет осуществляться одной фирмой, если даны объемы выпуска конкурента.

На рис. 34.2 кривая реагирования I представляет максимизирующий прибыль выпуск первой фирмы как функцию от выпуска второй. Кривая реагирования II представляет максимизирующий прибыль выпуск второй фирмы как функцию от выпуска первой.

Рис. 34.2. Кривые реагирования

Кривые реагирования можно использовать для того, чтобы-показать, как устанавливается равновесие. Если следовать стрелкам, нарисованным от одной кривой к другой, начиная с выпуска q1 = 12 000, то это приведет к осуществлению равновесия Курно в точке Е, в которой каждая фирма производит 8000 изделий. В точке Е пересекаются две кривые реагирования. Это и есть равновесие Курно.

КУРНО Антуан Огюстен (1801-1877), французский экономист, математик и философ, предшественник математической школы буржуазной политической экономии. В работе "Исследования математических принципов теории богатства" (1838) он предпринял попытку исследовать экономические явления с помощью математических методов. Им впервые была предложена формула D = F(P), где D - спрос, Р - цена, согласно которой спрос является функцией цены.

Олигополия

Олигополия представляет рыночную структуру, где функционируют несколько (до десяти и более) фирм, часть из которых являются крупными. Наряду с классической «жесткой» олигополией, где главную роль играют три – пять фирм, существует и «мягкая» олигополия, когда основную часть продукции выпускают 10 и более фирм. Различают чистую и дифференцированную олигополию. Предприятия – чистые олигополисты производят однородный стандартизованный продукт (металлы, цемент, бензин, продукция химической промышленности и др.). Дифференцированные олигополисты производят продукцию многообразного ассортимента, в первую очередь это товары потребительского назначения – автомобили, холодильники, электробытовая техника, ковры, хрусталь, а также строительные материалы и др.

Для олигополии характерны следующие черты.

1. Немногочисленность фирм в отрасли, когда несколько фирм могут контролировать основную часть рынка, производя как однородную, так и дифференцированную продукцию.

2. Высокие барьеры для входа в отрасль.

3. Большая взаимозависимость фирм – олигополистов друг с другом как по цене, так и по выпуску продукции.

4. Контроль над ценой или ограниченный, или значительный при сговоре конкурирующих фирм.

Олигополия – преобладающая рыночная структура современной экономики, поскольку на ее долю приходится большая часть производимой продукции.

В краткосрочном периоде фирма – олигополист способна удерживать цену на свою продукцию. Это объясняется предварительной готовностью фирмы к возможному падению или увеличению спроса. Известно, что, согласно закону убывающей отдачи, по мере ввода в производство дополнительных единиц переменного фактора средние переменные издержки AVC сначала падают, достигая своей минимальной величины, а затем увеличиваются. Это верно, если считать постоянный фактор (капитал) неделимым. Однако фирма – олигополист готова (и имеет возможность) изменять (законсервировать или ввести) в соответствии с изменившимся спросом некоторое количество отдельных фиксированных ресурсов – станков, машин, оборудования, запасов и др. Одновременно она может изменить и количество переменного фактора (труда), оставляя при этом величину, его изменения на единицу продукции постоянной. Поэтому фирма – олигополист обычно имеет L-образную кривую AVC, совпадающую с кривой МС (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Кривые средних переменных и предельных издержек в условиях
олигополии в краткосрочном периоде

Можно сказать, что в краткосрочном периоде наблюдается постоянная отдача от масштаба производства при изменении выпуска продукции с величины отрезка ОА до ОВ.

В этом периоде олигополист на основе изучения рынка определяет свою нормальную кривую спроса, с учетом которой уточняет, какой объем товара можно реализовать по соответствующей цене.

Зная потенциальный спрос, фирма готовит факторы производства с учетом возможных изменений спроса. «Нормальная» кривая спроса для определения первоначальной «нормальной» цены товара PN(рис.6.3,а), которая в случае изменения спроса D1 или D2 (рис. 6.3,б) не меняется, а изменяется только объем продукции.

Рис. 6.3. Поведение фирмы – олигополиста в краткосрочном периоде: а) установление «нормальной цены» и выпуска; б) неизменность цены при варьировании спроса

Олигополист, как и другие фирмы несовершенной конкуренции, максимизирует свою прибыль, когда соблюдается равенство MR=MC, при этом кривые AVC и МС совпадают. Значения цены PN и объема выпуска QA находятся по точке А, на пересечении MR и МС (AVC).

В долгосрочном периоде действия фирмы – олигополиста определяются реакцией и ответным действием конкурирующих фирм. Зависимость поведения каждой фирмы – олигополиста от реакции конкурентов называют олигополистической взаимосвязью. Фирма обязана тщательно учитывать возможные действия своих конкурентов на олигополистическом рынке при изменении цены и объема выпуска на свою продукцию.

Наличие олигополистических взаимосвязей обусловливает сложный характер поведения фирм. Одна фирма исходит из того, что конкуренты всегда поддерживают общее понижение цены на продукцию отрасли, но не будут поддерживать ее повышение. Другая фирма может предположить, что каждая фирма отреагирует на изменение цены и объема выпуска конкурентов, но не на изменение ее собственного объема и цены. Третья фирма ожидает от своих конкурентов наихудшего из того, что может быть, поступая соответственно этим ожиданиям.

Учитывая, что в долгосрочном периоде действия фирм – олигополистов могут быть многовариантными, единой теории олигополии нет. Однако экономистами разработаны модели,учитывающие ряд согласованных действий конкурирующих фирм при изменениях в ценах и объемах выпуска продукции на рынке олигополии.

Модель Курно – модель, в которойиз двух конкурирующих фирм (дуополия) А и В каждая принимает объем производства своего конкурента постоянным и исходя из этого определяет собственные действия по выпуску продукции.

Предположим, что фирма А ничего производить не будет. Тогда потенциальный спрос отрасли будет полностью обеспечен выпуском фирмы В. Начало выпуска продукции фирмой А и его последующее наращивание вызовет сокращение спроса на такую же продукцию фирмы В, график спроса на ее товары сместится влево из положения D0 в положение D1 и в последующем – до D2 (рис. 6.4).

Рис. 6.4. Изменение объема выпуска и цены при
расширении производства фирмой А

Аналогичный график можно построить, предполагая наращивание выпуска фирмой В и соответствующие действия фирмы А.

Объединив оба графика, получим кривые реагирования обеих фирм на поведение друг друга. Пересечение кривых реагирования в точке F дает равновесие Курно (рис. 6.5). При таком равновесии фирма может определить, сколько продукции будет производить конкурент и в зависимости от этого максимизировать свою прибыль.

Рис. 6.5. Равновесие Курно

При равновесии Курно одна из фирм устанавливает объем выпуска и «отнимает» часть потребительского спроса, предполагая, что вторая «сдается», снижая цену и объем производства, т.е. вторая фирма принимает условия первой фирмы. Однако поведение второй фирмы может быть и другим, когда она не принимает никаких условий и объявляет ценовую войну с целью недопущения конкурента на рынок. При этом вторая фирма не уменьшает выпуск и значительно снижает цену на свою продукцию.

Поскольку действия фирм – олигополистов влияют на финансовый результат каждой фирмы отрасли, то между ними существует реальная возможность договориться о размерах цены на товар, о величине выпуска продукции, о разделе рынка, об ограничении допуска на него других фирм и т.д.

 

39. Кривая Суизи

Кривая Суизи была разработана американским экономистом П. Суизи в 1939 году. Эта модель описывает поведение фирмы — «ценового лидера» в условиях различной ответной реакции ведомых фирм. У це­нового лидера существует две воображаемые кривые спроса (рис. 5.29). DA — кривая спроса, если ведомые фирмы придерживаются некоопе­ративной стратегии, иными словами, как в случае снижения цены, так и в случае их повышения фирмой-лидером, они оставляют свои цены не­изменными. DB — предполагаемая кривая спроса на продукцию фирмы— «ценового лидера», если ведомые фирмы руководствуются коопера­тивной стратегией в своем поведении: вслед за повышением цены лиде­ром они также повышают цены, снижение цены лидером ведет к сниже­нию цены ведомыми фирмами. Ясно, что в случае некооперативного поведения последователей спрос на продукцию лидера более эластичен по цене, чем в случае кооперативного поведения ведомых фирм. Это происходит, потому что в первом случае на изменение объема спроса оказывает влияние также эффект замещения, связанный с изменением относительных цен конкурентов.

У ценового лидера есть все основания предполагать, что при повы­шении цены другие фирмы будут придерживаться некооперативной стратегии, ведущая фирма окажется на эластичном участке кривой спроса (DA), и спрос на ее продукцию сильно снизится. Напротив, в случае снижения цены, ведомые фирмы, скорее всего, также снизят це­ны, «ценовой лидер» окажется на неэластичном участке кривой спроса (DB), и объем спроса на его продукцию увеличится незначительно. Та­ким образом, кривая Суизи формируется из двух участков и представля­ет собой ломаную линию (на рисунке выделено жирно). Кривая пре­дельного дохода также состоит из двух участков — верхнего участка MRA и нижнего участка MRB и имеет разрыв (общая MR выделена жирно).

Кривая Суизи демонстрирует «жесткость» («прилипчивость») цен в условиях олигополии. Во-первых, при изменении предельных издержек с МС1 до МС2 как цена (Pf), так и объем продаж (Qf),соответствующие максимальной прибыли, остаются неизменными. Во-вторых, при изменении спроса в некоторых пределах, то есть параллельном смещении кривой спроса, цена также остается неизменной (это проис­ходит, пока кривая МС пересекает вертикальный, то есть разрывный, участок кривой MR). Действительно, изменение цен в обоих случаях чревато уменьшением прибыли, так как конкуренты стараются реагиро­вать на это наиболее выгодным для них образом.

Следует заметить, что кривая Суизи подвергается большим напад­кам со стороны многих зарубежных экономистов. Проведенные ими эмпирические исследования показывают, что фирмы часто придержи­ваются кооперативного поведения не только при снижении цены лиде­ром, но и при ее повышении.

 

Олигополия. Кривая Суизи: объяснение жесткости цен в условиях олигополии

Эта модель описывает поведение фирмы - «ценового лидера» в условиях различной ответной реакции ведомых фирм.

Объяснение жесткости цен:

1. при изменении предельных издержек как цена, так и объём продаж соответствующие максимальной прибыли, остаются неизменными.

2. При изменении спроса в некоторых пределах, то есть параллельного смещении кривой спроса, ценна так же остается неизменной.

 

 

Олигополия

 


Промежуточным, между чистой монополией и монополистической конкуренцией, типом рынка является рынок олигополии.

Олигополия – рыночная структура, когда в отрасли доминирует небольшое число продавцов, а вход на рынок для новых продавцов затруднен или невозможен. Ценовое лидерство – отличительный признак олигополистического рынка - мировые рынки автомобилей, сложной бытовой техники, электроники и некоторые другие, где доминируют всего по 5-6 фирм.

Признаки:

· - Немногочисленность фирм в отрасли;

· - Продукт может быть как стандартизованным (сталь, тех.спирт), так и дифференцированным (автомобили);

· - Существование барьеров для вступления в отрасль, которая связана прежде всего с эффектом масштаба производства и крупнымиинвестициями, обеспечивающими этот масштаб; другие барьеры: владение патентами (в наукоемких отраслях), контроль над стратегическим сырьем, огромные расходы на рекламу (в шоу-бизнесе, производстве сигарет и прохладительных напитков).

· - Всеобщая взаимозависимость. Так как число фирм, работающих в отрасли, мало, то каждая из них при формировании своей рыночной стратегии должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурента. Эта черта является уникальным свойством олигополии.

Цены при олигополии изменяются реже, чем на других рынках. Жесткость цен порождает ломаную кривую спроса, которая «ломается» в точке преобладающей цены Р*.

Если фирма поднимет цену выше Р*, то другие фирмы не последуют за ней, так как потеряют свою долю продаж на рынке вследствие эластичности спроса на продукт. Однако при установлении фирмой цены ниже Р*, конкуренты-олигополисты последуют за ней.

Кривая предельного дохода фирмы имеет разрыв вследствие ломаной кривой спроса, предельные издержки фирмы могут меняться при одной и той же цене и выпуске продукта.

Основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное.

В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Желание одной фирмы вытеснить конкурента с рынка путем снижения цены на продукт может принять форму ценовой войны (это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами, до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет =0.) Потребители выиграют, а производители проиграют. Но ценовые войны недолговечны, так как невыгодны производителям.

С целью максимизации прибыли олигополистические фирмы пытаются вступить между собой в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки, избегая ценовых войн – кооперативное поведение. Наиболее простой формой тайного сговора является картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Определяя объемы выпуска, картель, подобно чистой монополии, определяет и цену продукта (ОПЕК).

Чаще всего встречаются не оформленные соглашения типа картеля, а молчаливая договоренность или рыночная стратегия, называема «лидерство в ценах». Одна фирма, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, максимизируя собственные прибыли (МР=МС), остальные фирмы назначают ту же цену. Как правило, лидер цен заблаговременно информирует своих конкурентов о предстоящем изменении цены.

Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс», когда сначала рассчитывается средний уровень переменных издержек (с учетом 75-80% - загрузки производственных мощностей), затем к рассчитанной величине прибавляется определенный процент, включающий средние постоянные издержки и нормальную прибыль. Чем выше эластичность, тем ниже процент надбавки.

 

 

Понятие "олигополия", ее отличительные черты и формы

Олигополия (oligopoly) как модель рынка представляет собой небольшое число совместно действующих фирм - производителей данного продукта, которые действуют совместно.

Олигополистический тип рынка - сложная рыночная ситуация, когда несколько компаний продают стандартизированный или дифференцированный товар, причем доля каждого участника в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других компаний затруднен. Контроль над ценами на таком рынке ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случая сговора). Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.