Отраслевое предложение в краткосрочном периоде. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Отраслевое предложение в краткосрочном периоде.

2017-07-25 428
Отраслевое предложение в краткосрочном периоде. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Закон, кривая, функция предложения

Предложение – это совокупность товаров, предлагаемых на рынок производителями.

Прямая связь между ценой (P) и количеством предлагаемого продукта (Qs) называется законом предложения, то есть чем выше цены, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы.

Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономических благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени (рис.4).

Рисунок 4. Кривая предложения.

Кривая предложения имеет положительный наклон. Такой вид кривой предложения определяется растущими затратами на производство дополнительной единицы выпуска при фиксированных производственных возможностях. Кривая предложения строится на предположении, что неценовые детерминанты предложения заранее заданы и не подвергаются изменениям. Если один из факторов предложения меняется, то положение кривой предложения также будет изменяться.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов. Важнейшим фактором является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой S.

На предложение влияют неценовые факторы (детерминанты):

Qs = f (Р, Pr, K, T, W, N, B). (2)

  1. цены факторов производства или ресурсов (Pr). Рост цен на ресурсы (например, сырье) приведет к росту затрат производителей, предложение может уменьшиться;
  2. технология (K). Применение более прогрессивной технологии приведет к росту предложения;
  3. размер налогов и субсидий (T). Введение косвенных налогов приведет к снижению предложения, а введение субсидий, наоборот, повлечет за собой снижение затрат и рост предложения;
  4. ценовые и дефицитные ожидания агентов экономики (W). Например, если ожидается рост цен на продукцию, то продавцы уменьшают объемы поставок;
  5. количество продавцов (N) или размер отрасли. Увеличение числа продавцов привет к росту предложения;
  6. прочие факторы (B), например, сезонные изменения (предложение овощей зимой меньше), политика государства в области налогов и субсидий, внешние факторы (стихийные бедствия, войны, забастовки).

Движение вдоль кривой S означает изменение величины предложения. Сдвиг кривой S влево или вправо отражает изменение предложения, что происходит под влияние факторов, определяющих функцию предложения (рис. 5).

Рисунок 5. Сдвиг кривой предложения.

Аномальное поведение продавцов - поведение продавцов, противоречащее закону предложения. Рассмотрим основные случаи такого поведения:

1. Цены растут, но продавец предлагает на продажу меньшее количество товара. Цель в данном случае - еще больше взвинтить цены.

2. Цены падают, но предложение увеличивается. Такое происходит, если собран большой урожай, например, арбузов. Товар скоропортящийся, поэтому приходится увеличивать его предложение даже при падении цен. Иначе можно потерять гораздо больше.

3. На продажу предлагается одно и то же количество почти по любой цене. Например, рождественская или новогодняя атрибутика, оставшаяся непроданной после праздников, будет продаваться почти по любой цене.

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (рис 4). Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения (рис.5).

Подумайте: верны ли следующие утверждения?

  • «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского – товары-субституты.
  • Моцарт, по свидетельству А. С. Пушкина, считал гений и злодейство взаимодополняемыми благами

17. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ (КАРДИНАЛИСТСКИЙ) ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПОЛЕЗНОСТИ И СПРОСА

Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности ≈ ютилах (от англ. utility ≈ полезность).

В частности, предполагается: потребитель может сказать, что ежедневное потребление им 1 яблока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок ≈ 38 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок и 1 сигареты ≈ 50 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок, 1 сигареты и 1 апельсина ≈ 63 ютила и т.д.

Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности ≈ для другого. В приведенном выше примере речь идет, видимо, о заядлом курильщике, поскольку добавление к 2 яблокам 1 сигареты существенно увеличило полезность товарного набора. Количественный подход обычно не предусматривает также возможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями.

Экономисты неоднократно пытались избавиться от термина "полезность", имеющего некоторый оценочный характер, найти ему подходящую замену. Так, известный русский экономист Н. X. Бунге предлагал использовать термин "годность" (Nutze ≈ нем.). "Потребность в наркотических веществах, ≈ писал он, ≈ несомненна, но можно ли сказать, что опиум и гашиш полезны для курильщиков, ≈ они только годны как вещество для опьянения".1

Итало-швейцарский экономист и социолог В. Парето предлагал заменить термин "полезность" неологизмом ophelimite, образованным им от греческого iojelimoz, означавшим соответствие между вещью и желанием. Французский экономист Ш. Жид предлагал использовать термин "желаемость" (desirabilite ≈ фр.), считая, что он "не предполагает у желания нравственных или безнравственных черт, разумных или безрассудных".2

В поддержку термина "желаемость" высказывался и известный американский экономист и статистик И. Фишер. "Полезность, ≈ считал он, ≈ является наследием Бентама и его теории удовольствия и страдания".3 Фишер указывал и на предпочтительность антонима "нежелательность" по сравнению с "бесполезностью". (Совсем неудачен употребляемый в нашей современной литературе антоним "антиполезность").

Тем не менее термин "полезность" пережил своих критиков и используется поныне.

Итак, в количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:

TU = F(QA, QB,..., QZ), (3.1)

где TU ≈ общая полезность данного товарного набора; QA, QB, ┘, QZ ≈ объемы потребления товаров А, В,..., Z в единицу времени.

Большое значение имеют предположения о характере функции общей полезности.

Зафиксируем объемы потребления товаров B,C,...,Z. Рассмотрим, как изменяется общая полезность товарного набора в зависимости от объема потребления товара А (например, яблок). В верхней части рис. 3.1,a изображена эта зависимость. Длина отрезка ОК равна полезности товарного набора при фиксированных нами объемах товаров В, С,..., Z и при нулевом объеме потребления товара А. В количественной теории предполагается, что функция TU в верхней части рис. 3.1,а возрастающая (чем больше яблок, тем большую полезность имеет товарный набор) и выпуклая вверх (каждое последующее яблоко увеличивает общую полезность товарного набора на меньшую величину, чем предыдущее). В принципе эта функция может иметь точку максимума (S), после которой она становится убывающей (представьте, что Вас ежемесячно заставляют потреблять по 100 кг яблок).

В нижней части рис. 3.1,а изображена зависимость предельной полезности яблок от объема их потребления.

Предельная полезность ≈ это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Математически предельная полезность товара есть частная производная общей полезности товарного набора (3.1) по объему потребления г-того товара:

Геометрически значение предельной полезности (длина отрезка ON) равно тангенсу угла наклона касательной к кривой TU в точке L. Поскольку линия TU выпукла вверх, с увеличением объема потребления г-того товара угол наклона этой касательной уменьшается и, следовательно, понижается и предельная полезность товара. Если при некотором объеме его потребления (на нашем рисунке Q▓'A) функция общей полезности достигает максимума, то одновременно предельная полезность товара становится нулевой.

Принцип убывающей предельной полезности часто называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1859), впервые сформулировавшего его в 1854 г.4 Этот закон содержит два положения. Первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом. Второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

Принцип убывающей предельной полезности по существу аналогичен так называемому основному психофизическому закону Вебера-Фехнера,5 характеризующему связь между силой раздражителя (стимула) и интенсивностью ощущения. Согласно этому закону, раздражения равной интенсивности, повторяющиеся в течение определенного времени, сопровождаются снижением интенсивности ощущений.

Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая ≈ отрицательна:

Однако принцип убывающей предельной полезности отнюдь не универсален. Во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться. Такая зависимость характерна для небольших порций делимых благ. Вторая затяжка выкуриваемой утром сигареты, возможно, имеет для любителя большую полезность, чем первая, а третья большую, чем вторая.

Такая ситуация показана на рис. 3.1,6. В интервале от нуля до Q'A общая полезность возрастает быстрее, чем увеличивается объем потребления блага, растет и предельная полезность. В интервале от Q'A до Q▓'A общая полезность растет медленнее, чем объем потребления, а предельная снижается от максимального уровня (в точке L') до нуля. Математически это означает, что на участке от нуля до Q'A и первая, и вторая частные производные функции общей полезности по объему потребления данного блага положительны:

Таким образом, принцип убывающей предельной полезности, или первый закон Госсена, справедлив лишь в том случае, если вторая частная производная функции общей полезности отрицательна. Однако поскольку потребитель покупает на рынке не отдельные акты потребления (в нашем примере ≈затяжки), а определенные блага (в нашем примере ≈ сигареты), мы можем считать, что для обращающихся на рынке товаров первый закон Госсена (3.3) выполняется.

Предположим теперь, что потребитель располагает некоторым доходом; цены на товары A, B,..., Z не зависят от его поведения и равны соответственно PA, PB, ┘,PZ товарного дефицита нет; все товары являются бесконечно делимыми (как, например, колбаса, сливочное масло и т.д.).

При этих предположениях потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что:

1) для всех реально покупаемых им товаров А, В, С,... имеет место

где MUA, MUB, MUC ≈ предельные полезности товаров А, В, С; l ≈ некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег; 6

2) для всех непокупаемых им товаров Y, Z,... имеет место

Докажем первую часть утверждения.

Предположим обратное: товары А и В реально покупаются потребителем, но MUA/PA > MUB/PB. Для определенности предположим, что МUA = 40 ютилов в расчете на килограмм, PA = 2 руб. за килограмм, МUB = 20 ютилов в расчете на килограмм, PB = 4 руб. за килограмм. В результате

(МUA / PA = 40 ютилов/2 рубля) > (20 ютилов/4 рубля = МUB / PB

Очевидно, что покупатель при этом не достигает максимума удовлетворения. Он может сократить потребление товара В на 1 кг, при этом он потеряет 20 ютилов. Но за счет сэкономленных 4 руб. он может купить дополнительно 2 кг товара А и получить дополнительно примерно 80 ютилов. (Слово "примерно" здесь использовано потому, что 2-й дополнительный килограмм товара А может принести меньшую полезность, чем 1-й, скажем, только 39 ютилов, а не 40). Чистый выигрыш составит примерно 80 - 20 = 60 ютилов. С уменьшением потребления товара В его предельная полезность уменьшается. Поэтому разница между МUA / PA и МUB / PB будет сокращаться. Перераспределение расходов будет происходить до тех пор, пока отношение предельной полезности к цене для каждого реально покупаемого товара не станет одинаковым.

Равенство (3.4) можно интерпретировать следующим образом. Отношение МUA / PA представляет собой прирост общей полезности в результате увеличения расходов потребителя на товар A на 1 руб. Очевидно, что в состоянии оптимума потребителя все подобные отношения для реально покупаемых товаров должны быть равны друг другу. И любое из них может рассматриваться как предельная полезность денег (точнее, 1 руб.). Величина А показывает, на сколько ютилов увеличивается общая полезность при увеличении дохода потребителя на 1 руб.

Вторую часть утверждения можно доказать совершенно аналогичным образом, от противного. Смысл формулы (3.5) заключается в том, что если уже 1-й рубль, израсходованный на покупку товара Z, приносит потребителю недостаточно высокую полезность, то он вообще отказывается от потребления этого товара.

Таким образом, равенство (3.4) показывает, что в оптимуме (максимум полезности при данных вкусах потребителя, ценах и доходах) полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова, независимо от того, на какой именно товар она израсходована. Это положение получило название второго закона Госсена. Конечно, потребитель может раскаяться в покупке, даже удовлетворяющей равенству (3.4). Это будет означать, что "за время от покупки до раскаяния в ней" знак в (3.4) для данного товара изменился на противоположный.7

Попытаемся показать теперь на основе количественного подхода, что объем спроса и цена связаны обратной зависимостью. Снова рассмотрим равенство (3.4).

Допустим, что цена на покупаемый потребителем товар А повысилась. В результате первое отношение в равенстве (3.4) уменьшилось. Чтобы восстановить равенство (3.4) и максимизировать общую полезность, потребитель начнет сокращать потребление товара А. Аналогичным образом будут поступать и другие потребители. Таким образом, с повышением цены товара объем спроса на него сокращается.8

18.

 

Порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход.

При нем необходимо, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности.

Ординалистский подход базируется на следующих аксиомах:

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности.

Предполагается, что предпочтения потребителей уже сформировались. Это означает, что потребители могут сравнить и классифицировать все наборы потребительских товаров и услуг.

2. Аксиома транзитировности.

Транзитивность означает, что если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то потребитель предпочитает также набор А набору С.

3. Аксиома ненасыщения.

Она гласит, что все товары ”хороши” (то есть, желательны), и оставив в стороне их стоимость потребители всегда предпочтут большее количество любого товара меньшему.

4. Аксиома независимости потребителя.

Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это прежде всего означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания.

В порядковой теории полезности понятие «полезность» означает не более чем порядок предпочтения. Утверждение «Набор А предпочтительнее набора В» эквивалентно утверждению «Набор А имеет большую для данного потребителя полезность, чем набор В». Вопрос о том на сколько каких-либо единиц полезности или во сколько, раз набор А предпочтительнее (или имеет большую полезность), чем набор В, не ставится. Таким образом, задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.

При порядковом подходе используются кривые и карта безразличия.

Кривая безразличия представляет собой совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей.

Графически кривая безразличия (U) – это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать (рис. 1.2).

Рис. 1.2 – Кривые безразличия

Свойства кривых безразличия:

1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

2. Через любую точку плоскости можно провести кривую безразличия. Множество кривых безразличия представляет карту безразличия.

3. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

4. Чем дальше от начала координат расположена кривая безразличия, тем более высокий уровень полезности (удовлетворения) она характеризует. То есть, кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Это свойство в отличие от ранее перечисленных не может быть выведено непосредственно из аксиом рационального поведения. Оно просто отражает принцип диверсификации потребления (диверсификация – многопрофильность потребления).

Основным рабочим понятием порядковой теории полезности является предельная норма замещения (MRS)

Предельной нормой замещения благом Х блага У (MRSxy) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага Х на единицу, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

MRSxy = ½ U=const (1.5)

Ее можно определить, рассмотрев переход из одной точки в другую на кривой безразличия (рис. 1.3).

Рис. 1.3 – Предельная норма замещения

Предельная норма замещения есть взятый со знаком минус тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия.

MRS может принимать различные значения:

1. В случае выпуклости к началу координат MRS убывает по мере замещения одного блага другим, то есть потребители готовы отдать все меньшее количество замещаемого блага за одно и то же количество замещающего (т.к. происходит насыщение, это аналог убывающей предельной полезности).

2. Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров MRS = const. В этом случае кривые безразличия вырождаются в прямые линии.

3. Если товары вообще не могут заменять друг друга (правый и левый ботинок), то они жестко дополняют друг друга. В этом случае каждая кривая безразличия вырождается в два взаимно перпендикулярных отрезка.

4. Иногда возможно, что чем больше какого – то товара имеет потребитель, тем больше он хотел бы иметь его. Тогда кривая безразличия вогнута к началу координат и норма замещения возрастает.

Хотя ни один из этих вариантов не может быть исключен, выпуклость кривых безразличия и убывающая норма замещения представляют наиболее общую и распространенную ситуацию.

Еще один инструмент порядковой теории полезности – бюджетная линия.

Так как любой потребитель ограничен в своих средствах, то далеко не каждый товарный набор ему доступен. Для изображения товарных наборов, доступных потребителю используется бюджетная линия.

Бюджетная линия указывает на все сочетания двух товаров (Х иY), при которых общая сумма затрат на их приобретение равна доходу.

Бюджетное ограничение потребителя можно записать в форме следующего равенства:

I = Px ´ X +Pу ´ У (1.6)

Смысл бюджетного ограничения состоит в том, что доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров Х и Y.

Уравнение бюджетной линии (линии цен) легко выводится из формулы 2.6:

(1.7)

В представленном уравнении:

I/Рy – длина отрезка, отсекаемого бюджетной линией на оси ОУ;

Px/Py – угол наклона бюджетной линии.

Для того, чтобы построить бюджетную линию (рис. 1.4), достаточно найти две точки, точки пересечения с осями координат.

Рис.1.4 – Бюджетная линия

Потребительский выбор определяется путем совмещения бюджетной линии и карты безразличия (рис. 1.5).

Рис. 1.5 – Оптимум потребителя

Из всех доступных товарных наборов потребитель выберет тот, который лежит на бюджетной линии и принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия (Е). Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения.

В точке Е угол наклона бюджетной линии и кривой безразличия совпадают, следовательно, выполняется равенство:

= MRSxy, (1.8)

или:

(1.9)

Условие оптимума потребителя можно интерпретировать следующим образом:

Соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.

 

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.