Развитие темы детства в XX веке — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Развитие темы детства в XX веке

2017-07-25 2017
Развитие темы детства в XX веке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мир детства широко был запечатлен в классической литературе ХIХ века. В системе нравственных ценностей закрепилось и отношение к детям: дитя близко к идеальному человеку, дитя – «эскиз» взрослого и дитя как самодостаточная личность. Эти концепции в изображении ребенка получили свое развитие в новом веке.

Самым распространенным подходом к теме стал мемуарный: у любого человека остаются от детства воспоминания, и в теории детской литературы часто используется категория «память детства» как качество таланта писателя. Общеизвестна оценка А. Ахматовой особенности поэтического дара Б. Пастернака: «Он награжден каким-то вечным детством…»

Трактовка детства не только как прекрасной, неповторимой начальной поры человеческой жизни, но и как наилучшего проявления того, что делает человека человеком, свойственна большинству детских писателей. В дневнике В.В. Бианки есть запись о том, что надо сохранить от ребенка в душе взрослого. Широко раскрытые на мир глаза, непосредственность, горячую на все отзывчивость, чистоту помыслов, мечту, доверчивость, мироощущение поэта, что жизнь – сказка. Здесь выделены универсальные онтологические свойств детства. Будучи социокультурным феноменом, детство носит конкретно-исторический характер.

Сопоставляя произведения о детстве, созданные писателями ХХ века, можно увидеть все названные выше подходы в изображении темы. Почти все писатели оставили автобиографические произведения публицистического или художественного жанра. См. сборник «Вслух про себя» (М., 1975), а также: М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты»; А.Н. Толстой – «Детство Никиты», А.П. Гайдар – «Школа», С.Я. Маршак – «В начале жизни», К.Г. Паустовский – «Повесть о жизни» и др.

Осмысление детства происходит с высоты зрелого человека, с позиций нового времени, что влияет на отбор документальных фактов. Самые талантливые страницы мемуарных повестей написаны «памятью сердца». Особое ностальгическое чувство руководит А. Толстым, изображающим героя в дворянской усадьбе, в общении с крестьянскими детьми, со скворцом Желтухиным, в деревенской кулачной битве – один конец деревни на другой, пишущем об игре в сугробах чистого снега, о весенней природе, о детской дружбе. Толстой явно отбирает милые сердцу эпизоды детства, связанные с проявлением лучших человеческих чувств.

Совсем по-иному видит себя в детстве Алексей Максимович Пешков, избравший себе литературную фамилию – Горький. Он показывает «свинцовые мерзости жизни» в мещанской городской среде: грубость и обман, пьяные драки, обязательную порку по субботам «для порядку». Тем острее – по контрасту – воспринимаются те страницы «Детства», где Алеша вспоминает добрую бабушку, прогулки в лес и на Волгу.

К.Г. Паустовский выделяет те моменты своей биографии, которые влияли на формирование характера и мировосприятие будущего писателя. Большое впечатление оставили в нем годы обучения в Киевской мужской гимназии (где, кстати, учился и М. Булгаков), которое началось с трагедии: хоронили гимназиста, застрелившегося от того, что его оскорбил преподаватель. Паустовский с большой любовью запечатлевает образы своих учителей. Запомнился ему учитель немецкого языка, долгое время сочинявший оперу. Когда работа была завершена, бедный учитель потерял ноты. Сочувствующие гимназисты помогали искать пропавший труд, и через несколько месяцев увлечение музыкой закончилось триумфом учителя, на что писатель замечает: когда слишком долго ждешь, то радость превращается в некоторую печаль. Учитель литературы Селиханович учил мальчиков «неожиданным вещам», загадывая им такие психологические задачки: несколько человек сидят в комнате, все кресла заняты. Входит женщина, глаза у нее заплаканы. Что должен сделать вежливый человек? Ответ легко угадывался: тотчас уступить кресло женщине. А что должен сделать не только вежливый, но и деликатный человек? Гимназисты не смогли догадаться. Учительскую подсказку–ответ Паустовский запомнил на всю жизнь: «уступить ей место спиной к свету, чтобы заплаканные ее глаза не были заметны».

Такие страницы автобиографической «Повести о жизни» объясняют, почему в творчестве писателя одной из основных станет тема человеческого благородства, проблема сбережения человеческого достоинства даже в самых недостойных обстоятельствах жизни.

В 30-ые годы тема детства известных людей станет самой актуальной в поисках героев нового времени. Возродится печатание биографий известных исторических личностей, серия ЖЗЛ (жизнь замечательных людей). Знаменитые писатели, композиторы, полководцы, политические деятели и т.д. станут героями биографических романов для юношества, «решающего, делать бы жизнь с кого» (В. Маяковский). В детское чтение широко войдут аналоги серии – «Рассказы о Дзержинском» Ю. Германа, повесть о С.М. Кирове «Мальчик из Уржума» В. Голубевой, «Грач – птица весенняя» Мстиславского о Ник. Баумане и, конечно, книги о В.И. Ленине. Детской лениниане посвятили перо не только соратники вождя государства, вроде Д. Бонч-Бруевича, но и многие писатели: М. Прилежаева, З. Воскресенская, С. Михалков, М. Зощенко, А Кононов. В настоящее время книги, прославляющие Ленина–политика, воспринимаются критически, и только те произведения, где показана тема семейного воспитания, по-прежнему актуальны, например, рассказ «Секрет» и другие отдельные главы повести З.И. Воскресенской «Сердце матери».

Изображение взрослых в теме детства всегда осложняет проблематику произведения. Гораздо дольше в детском чтении сохраняются те повествования о детстве, где герои-дети. ХХ век расширил тему социальными аспектами: дети и революция, дети и война, пионерское, октябрятское детство. В раскрытии темы трудного детства появились новые проблемы: перевоспитание бродяг и беспризорников, забота государства о сиротах. Широко разрабатываются мотивы школьной жизни детей, детского труда и досуга. Таким образом, в ХХ веке претерпели изменения границы темы: стали изображаться все уровни детства – индивидуальный, исторический, социальный. Социокультурный феномен детства приобрел свою историю развития в литературе.

Кратко обозначим вклад отечественных писателей ХХ века в развитие темы.

Рассказы и повести о детстве А.П. Гайдара (1904-1941) отчетливо несут на себе печать исторически сложного времени становления нового общественного строя и в то же время поднимают вечные вопросы детства: «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Тимур и его команда» и сегодня составляют золотую библиотеку младшего подростка и младшего школьника. По книгам Гайдара читатели представят особенность исторического времени 20-30 годов, мечты о социализме, неустроенный быт, диверсии шпионов, предвоенные тревоги и военные грозы. Идеалы Гайдара – крепость духа, единение поколений, вера в будущее – даны через запоминающиеся образы. Начиная жизнь с игры, мальчики в книгах Гайдара быстро взрослеют, потому что преодолевают трудности, учатся гражданскому поведению и заботятся о других. На целые полвека увлечет читателя своей игрой в добрые дела главный герой Гайдара Тимур Гараев. Сегодня тимуровское движение пионерии заменила деятельность, названная иностранным словом волонтерство, но сохранилось главное – бескорыстная помощь людям. Многие поколения школьников знают наизусть концовку рассказа «Чук и Гек»: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему…»

Увлечь детей романтическими идеалами, вовлечь их в полезный труд, научить мечтать – такую идеологическую задачу решают и сегодня книги Аркадия Петровича Гайдара.

Л. Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев, 1908-1987) все свои произведения написал на тему детства. Вместе с соавтором Г.Г. Белых он вошел в литературу повестью «Республика ШКИД». Выпускники школы им. Достоевского (ШКИД) для «дефективных» беспризорников по сути оставили мемуарные литературные портреты свои и своих товарищей по школе. На этом композиционном стержне строится повествование о перевоспитании подростков в сложном, педагогически запущенном коллективе. Школу социально-индивидуального воспитания возглавляет Виктор Николаевич Сорока-Росинский (в повести – Викниксор), он и другие педагоги (в повести «халдеи») пробуют разные методы воздействия на бывших воров, бандитов, бродяг. Эффективными оказываются – труд, уважение и доверие к личности, творчество.

Уважение к личности ребенка, каким бы он ни был, - ведущая идея рассказов писателя о детях. Вот смешная дошкольница Иришка учится грамоте («Буква «ты»»), не все получается с освоением азбуки, но виноват-то взрослый, который не умеет учить читать. А девочка 4,5 лет упорством заслуживает только похвалы. Вот мальчик из рассказа «Честное слово» играет с ребятишками в парке «в войну», он стоит на посту и не уходит, хотя другие дети уже убежали домой. Он держит данное честное слово. Рассказ написан в 1941 году, вышел в первые дни войны, а прочитав его, мы понимаем, почему наши герои победили фашистов: побеждают люди чести, долга, ответственности. Рассказчик сначала хотел посмеяться над упрямым мальчишкой, а потом привел к нему офицера, чтобы снять с поста.

Рассказы о детях предвоенного и военного поколения пишет В.А. Осеева (1902-1969). Обраться к литературе ей помогла работа в детских коммунах, колониях и детприемниках. Общение с детьми, отступившими от нормы поведения, вызвало к жизни дидактические рассказы, написанные как приглашение к размышлению над случаем из детской жизни, над этической ошибкой в человеческом поведении. Короткие рассказы мировоззренческого характера собраны в сборник: «Волшебное слово», «Три товарища», «Печенье», «Синие листья», «Сыновья», «Плохо» и др. составляют программное чтение дошкольников и младших школьников. Подростки читают автобиографическую дилогию «Динка» и «Динка прощается с детством».

Сочувствием к детскому горю наполнены произведения Л.Ф. Воронковой (1906-1976), которая написала одну из самых знаменитых книг о детях времен Великой Отечественной войны – «Девочка из города» (1943 г.). Беженка Валентинка, потерявшая родных при бомбежке, находит новую семью, вернее, Дарья Шалихина, простая деревенская добрая женщина, предлагает ей остаться в ее доме. Как трудно вживается городская испуганная девочка в новую обстановку, как дружит с детьми Дарьи, как обретает заботливую мать – об этом сердечно и неторопливо повествует писательница.

Самой большой потерей и горем становится для детей смерть матери в повести «Старшая сестра». Вся семья учится жить по-новому, без мамы. Светлой и веселой детской жизнью наполнен цикл повестей Воронковой о двух подругах Тане и Аленке: «Солнечный денек», «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Командир звездочки» (1948-1957 гг.). Удачно показаны характеры 6-9-летних сельских ребятишек, их заботы, радости, общение с природой. Повести познавательны и лиричны, убедительно раскрывают психологию детства.

В историю детской литературы ХХ века входит творчество Л.А. Кассиля (1905-1970), одного из организаторов Недели детской книги – весеннего праздника книголюбов в нашей стране, приуроченного к Международному дню детской книги 2 апреля.

В каждое из десятилетий творческой жизни Кассиль создавал книгу не тему детства, которую можно считать показательной, типичной для данного времени. В 20 г. им написана знаменитая повесть «Кондуит и Швамбрания». Сложные слова названия расшифровываются просто и интересно: кондуит – журнал, куда воспитатель гимназии делает записи о поведении, - а Швамбрания – выдуманная страна, в которую играют два брата, герои повести – Лева и Оська. Два мира – игровой и реальный, домашний и школьный, дореволюционный и советский, старый и новый - осваивают дети. Парадоксальное восприятие нового и чужого мира составляет юмористическую часть произведения. В 30 г. Кассиль ищет героя в пионерском коллективе («Черемыш – брат героя»), в 40 г. – на трудовом фронте («Дорогие мои мальчики») и в партизанском отряде («Улица младшего сына»). В 50 г. им написана повесть об одаренном юном художнике («Ранний восход»), в 60-е – самая веселая книга о детском лагере летнего отдыха «Спартак», в который попадает принц неведомой страны Джунгахоры – «Будьте готовы, Ваше высочество!».

Две знаменитых повести на тему детства оставил в литературе В.П. Катаев (1897-1986), который показывает жизнь детей в трудное, переломное историческое время: «Белеет парус одинокий» (первая русская революция 1905 г.) и «Сын полка» (Великая Отечественная война 1941-45 годов). Именно историческая эпоха определяет судьбы катаевских героев: Петя Бачей и Гаврик Черноиваненко участвуют (один невольно, другой – сознательно) в революционных событиях начала века; Ваня Солнцев, потерявший семью, не остался бедствовать сиротой, он становится сыном солдатам и офицерам-разведчикам, а затем едет учиться в суворовское военное училище, на попечение государства.

Трепетно относится к детству А.П. Платонов (1899-1951). Он утверждал: мы настолько люди, насколько способны понимать детей. Дети - источник нашей нравственной ответственности за сегодня и завтра. Лучшие рассказы Платонова для младшего школьного возраста – о жизни ребенка и его родных, о маме, деде, о первой учительнице, о красоте крестьянского труда и малой деревенской Родине: «Июльская гроза», «Никита», «Цветок на земле», «Железная старуха», «Еще – мама», «Корова», «Сухой хлеб», «Неизвестный цветок». Писатель с волнением наблюдает внутренний рост ребенка, пробуждение его воображения, духа, мысли.

***

Анализируя произведения о детстве, созданные специально для юных читателей, можно обнаружить их общность: они являются учебником поведенческой нормы, сообщают детям о чертах характера и ориентирах их формирования. Каждое человеческое качество имеет норму (optima), недостаточное проявление (mini) и избыточное (maxi). Когда взрослые будут довольны ребенком, похвалят его? Когда он проявляет свои качества в той степени, которая принята в обществе, не более и не менее. Например, нормой детского отношения к вещам является бережливость. Если ее в избытке, она становится жадностью, а если в недостатке – расточительностью. Поиграйте в эту игру с детьми, прочитав книги детских писателей, чтобы читатели поняли, что наши недостатки есть продолжение наших достоинств:

 

Mini optima maxi
Трусость Смелость Неразумная храбрость
Жесткость Доброта Мягкотелость
Нахальство Скромность Застенчивость
Бесцеремонность, грубость Вежливость Умильность
Несдержанность Терпение Покорность
Заносчивость Простота Примитивность, незатейливость
Женоподобный Мужественность Мужлан
Мужеподобие Женственность Излишняя сексапильность
Бесчувственность Чувственность Слезливость
Беспокойство, сверхактивность Спокойствие Равнодушие, вялость
  Выводы:  
Крайности, или недостатки, которые не нравятся людям Золотая середина, - черты гармоничного характера, которые нравятся окружающим людям. Крайности, или недостатки, которые не нравятся людям.

***

Именно попытка глубоко проникнуть в характер, понять мотивы поведения и смысл поступка, то есть наука «человековедения», составляет значимость произведений на тему детства, которые не всегда создавались для детей, но поступают в репертуар детского чтения именно из-за героя-ребенка. Учись понимать себя и окружающих тебя людей, - идея произведений А. Платонова, Ю. Яковлева, Ю. Нагибина, Р. Погодина, А. Лиханова, А. Алексина, В. Железникова, В. Крапивина, Ю. Коваля… Книги современных писателей показывают главный критерий хорошего человека – это тот, с которым хорошо окружающим его людям, благодаря которому окружающие становятся лучше.

После чтения рассказа Ю. Нагибина «Зимний дуб» трудно сказать, кто кого учит жизни: учительница мальчика или наоборот. Детей-помощников взрослых показывает в своих рассказах Ю. Яковлев – «Мальчик с коньками», «Багульник», «Рыцарь Вася».

Исследует влияние детского коллектива на личность А. Мусатов, Р. Погодин, А. Алексин. О трудном послевоенном детстве пишет – вспоминает А. Лиханов, председатель Российского детского фонда, писатель, который помогает решать проблемы детства детям из неполных семей, сиротам, больным, бездомным и детдомовским детям.

Детскую жестокость и несправедливость исследует в повести «Чучело» В.К. Железников. Психолого-педагогическая проблема детей-изгоев школьного коллектива решается им откровенно и честно, с глубокой симпатией к герою-одиночке Лене Усольцевой. Разновозрастные детские коллективы показаны в повестях В. Крапивина, детского вожатого, увлекающего подростков полезными делами.

Изображению мира детства в его взаимодействии с другими мирами, моделированию отношений в детском сообществе, развитию индивидуальных качеств личности ребенка посвящены художественные произведения современных писателей. В русской литературе сложилась глубокая традиция изучения феномена детства, что помогает профессиональному становлению будущего педагога.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.