По ПМ.06. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

По ПМ.06. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований

2017-07-25 576
По ПМ.06. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материал лекций

По ПМ.06. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований

для студентов спец. 060604.51 Лабораторная диагностика

Курс

Ставрополь, 2013

Тематический план

По ПМ. 06. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований

Для специальности 060604.51 Лабораторная диагностика

№ п/п Тема занятия Количество часов
2 курс 3 семестр
Теоретические занятия –26 часов
  Гигиена как научная дисциплина, ее цель, задачи, санитария.  
  Методы исследования в гигиенической практике. Структура Роспотребнадзора.  
  Гигиена окружающей среды. Химический состав атмосферного воздуха.  
  Солнечная радиация, и ее гигиеническое значение.  
  Физиологическая роль, хозяйственно-бытовое, санитарно-гигиеническое значение воды.  
  Органолептические свойства воды. Химический состав.  
  Влияние загрязнения воды на здоровье человека.  
  Гигиенические требования к качеству питьевой воды.  
  Гигиеническое значение состава и свойств почвы.  
  Эпидемиологическое значение почвы.  
  Трудовая деятельность и физиологические функции организма.  
  Классификация, краткая характеристика вредных производственных факторов.  
  Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.  
Практические занятия – 48 часов
  Методы гигиенических исследований.  
  Определение и гигиеническое оценивание температурно-влажностного режима помещений, влияние параметров микроклимата на теплообмен человека.  
  Санитарно-химическое исследование воздушной среды помещений и её гигиеническая оценка. Определение и гигиеническое оценивание естественного и искусственного освещения помещений.  
  Отбор проб воды, определение и гигиеническое оценивание физических и органолептических свойств воды.  
  Определение и гигиеническое оценивание химических веществ в воде.  
  Определение и гигиеническое оценивание эпидемической безопасности воды.  
  Определение и гигиеническое оценивание состояния почвы.  
  Итоговое по разделам «Общая гигиена» и «Коммунальная гигиена».  

 

Лекция №1

Тема «Гигиена, как наука»

Предмет гигиена.

Наука о сохранении здоровья и трудоспособности человека, о максимальном продлении его жизни, т. е. гигиена - наука, изучающая влияние разнообразных факторов среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни, разрабатываются практические мероприятия, направленные на оздоровление жизни (питание, образ жизни, бытовые условия, профилактическая деятельность, состав воздуха, воды, почвы).

Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они проводятсяв масштабе всего населения. Впервые это стало возможным в нашей стране после Великой Октябрьской революции. Поэтому и основные задачи гигиенических исследований, проводимых в СССР, определены системой государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности и воспитание здорового поколения.

Гигиена-сложная, разносторонняя наука, охватывающая все стороны постоянно изменяющейся и развивающейся жизнедеятельности человека.

Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной медицины С.Г. Зыбелин и М.Я. Мудров, которые обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней, и основоположники отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман, В.Г. Хлопин и др. Самобытный характер развития гигиены в России был связан с деятельностью земских санитарных учреждений. Однако гигиеническая наука в царской России, несмотря на усилия прогрессивных ученых, не могла решить задач по укреплению здоровья народных масс; состояние здоровья населения находилось на крайне низком уровне. Ежегодно умирало около 1 млн. человек от эпидемических заболеваний и почти 2 млн. детей в возрасте до 1 года, или четвертая часть всех родившихся.

После Великой Октябрьской революции положение коренным образом изменилось. В программе Коммунистической партии, принятой на VIII съезде в марте 1919 г., были определены основные принципы советского здравоохранения, в частности профилактическая направленность здравоохранения. Проводимые в первые годы советской власти санитарно-гигиенические мероприятия приобрели государственное значение и послужили началом становления советской гигиенической науки. Фундаментом этой науки явились ленинские идеи об общественном здоровье, а личное участие В.И. Ленина в обеспечении санитарного благополучия в стране послужило мощным стимулом для быстрого развития этой науки. Постепенно из общей гигиены, в которой рассматривались фактически все санитарно-гигиенические проблемы, выделились ее разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков, военная гигиена, а в дальнейшем радиационная гигиена, космическая гигиена и т.д.

Гигиена включает разделы:

-коммунальная гигиена - изучает влияние на организм, природных и социальных факторов в условиях населённых мест (гигиена воздуха, воды, почвы, жилища);

-гигиена питания - изучает влияние на организм пищевых веществ, разрабатывает меры профилактики алиментарных заболеваний; -гигиена труда - изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их влияния на организм человека; -радиационная гигиена - изучает влияние ионизированных излучений на человека и разрабатывает нормативы по обеспечению радиационной безопасности; -гигиена детей и подростков - изучает влияние факторов внешней среды на организм детей и разрабатывает гигиенические требования, обеспечивающие полноценное физическое и умственное развитие детей.

Основным принципом гигиены является проведение профилактических мероприятий. По содержанию и задачам профилактика может быть первичной и вторичной.

Первичная профилактика - предупреждение заболеваний у здоровых людей, она включает в себя соблюдение гигиенических нормативов всех сфер деятельности человека (питание, быт, производство, вакцинация).

Вторичная профилактика -проводится среди заболевших людей. Её целью является ранняя диагностика и своевременное лечение возникшего заболевания, особо инфекционные заболевания (изоляция, наблюдение, карантин).

 

Задачи гигиены - создание наиболее благоприятных условий для нормального развития организма, для полного расцвета физических и духовных сил человека, для высокопроизводительного труда. Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды. Научной основой гигиены служит разработка гигиенических нормативов - предельно допустимых концентраций и уровней, ориентировочных безопасных уровней воздействии для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, одежды и обуви с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни.

Лекция №2

Лекция №3

Лекция №4

Радиации

Видимая радиация.

Характеристику лучистой энергии целесообразно начать с видимой части спектра (390 - 760 нм), обеспечивающей функцию наиболее тонкого дистанционного анализатора, каким является наш орган зрения. При этом зрительно воспри­нимаемая радиация служит одним из обязательных условий для оптимальной жизнедеятельности организма, причем, по словам С. И. Вавилова, «... свет фактически удлиняет существование человека и в этом прежде всего его великое значение».

Установлено, что видимые лучи повышают активность коры головного мозга, оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние, воздействуют на фотохимические процессы, обмен веществ, сердечно-сосудистую систему и т, д. Важно отметить, что различные участки видимого спектра отличаются друг от друга по характеру своего физио­логического влияния, в частности, на состояние нервно-психической сферы. Так, по данным некоторых исследователей, красные лучи обладают возбуждающим действием, а фиолетовые способны вызывать угнетение. Путем проведения специальных экспериментов доказано также влияние цветного освещения на производительность груда при выполнении тонкой зрительной работы. Причем наивысшие показатели были получены при желтом и белом свете.

В заключение необходимо указать, что наряду с неблагоприятными последствиями, связанными с недостаточно­стью освещения, существует определенная опасность отрицательного влияния на органы зрения слишком большой яр­кости источников света. Последствием этого может явиться не только временное нарушение зрительных функций глаза (явление слепимости), но даже разрушение его светочувствительных элементов, а также развитие ретинита (воспаление сетчатки).

Инфракрасная радиация.

Значительная часть излучения Солнца приходится на долю инфракрасной радиации, которая по своей биологиче­ской активности разделяется на длинноволновую (1500 - 25000 нм) и коротковолновую (760 - 1400 нм). Первая поглощается поверхностными слоями кожи и лишь в последующем вызывает прогревание подлежащих тканей и крови. Вместе с тем благодаря раздражению нервных окончаний она при большой интенсивности обусловливает чувст­во непереносимого жжения. Под влиянием же более глубоко проникающих коротковолновых лучей происходит равно­мерное прогревание тканей, сопровождаемое менее выраженными субъективными ощущениями. Наряду с этим при их воздействии наблюдаются сосудистая гиперемия, повышение газообмена, усиление выделительной функции почек и изменение функционального состояния центральной нервной системы.

Специфической реакцией организма при большой интенсивности данной радиации может быть возникновение солнечного удара, вызываемого нагревом мозговых оболочек коры больших полушарий. В результате у пострадавших развиваются сильное возбуждение, помрачение сознания, судороги и ряд других патологических проявлений, иногда приводящих к летальному исходу.

Из других вредных последствий влияния инфракрасной радиации, особенно коротковолновой ее части, следует указать на возможность поражения органов зрения в виде возникновения катаракты, а также других менее значительных изменений хрусталика и роговицы.

В заключение нельзя не отметить широкого применения инфракрасного излучения в медицинской практике. Оно основано на том принципе, что эта радиация, обладая большой проникающей способностью, является хорошим боле­утоляющим к тому же рассасыванию воспалительных очагов.

Ультрафиолетовая радиация.

Наибольшим биологическим действием обладает ультрафиолетовая часть спектра солнечной радиации, поглощаемая озоновым слоем. В результате общего влияния ультрафиолетовых лучей на организм имеет место функциональные из­менения, положительно влияющие на работоспособность. Так, при воздействии этой радиации происходит усиление деятельности надпочечников, щитовидной железы. Ультрафиолетовое облучение повышает обмен веществ, активируя ферменты, увеличивающие распад жировых осложнений. Определенное значение имеет его действие на функции кроветворения и на иммунобиологические, защитные силы организма. Ультрафиолетовая радиация оказывает не только об­щебиологическое влияние, но и обладает специфическим действием, свойственным определенному диапазону электро­магнитных колебаний. Из всех диапазонов у поверхности земли наибольшее значение имеет радиация эритемно-загарного действия. При этом ультрафиолетовая эритема обладает рядом особенностей по сравнению с тепловой эрите­мой. Первая из них имеет строго очерченные контуры, возникает по прошествии инкубационного периода и переходит в загар. Следствием фотохимического действия ультрафиолетовых лучей является образование витамина Д из провита­мина эргостерона, в клетках рогового слоя кожи.

Большое биологическое значение имеет бактерицидный эффект ультрафиолетовой радиации, под влиянием которой происходит обеззараживание воздуха, воды и почвы. Передозировка ультрафиолета вызывает развитие дерматитов, сопровождающихся экссудацией и отечностью, ожо­гами и лица.

Лекция №5

Гигиеническое значение воды

Человеческое тело состоит из 70% воды. Вода составляет основу крови, секретов и экскретов организма. Вода участвует в выведении шлаков и токсичных веществ с потом, слюной, мочой и калом. И поэтому небольшая потеря воды приводит к серьезным нарушениям деятельности организма. Потеря воды до 10% ведет к слабости, тремору конечностей, проявлениям беспокойства. Потеря воды 20-25% гибельна для организма. Велика роль воды в терморегуляции организма. При испарении пота человек теряет около 30% тепловой энергии.

В сутки человек должен употреблять в среднем до 2,5л жидкости.

Физиологические функции воды:

- пластическая - 70 % воды сосредоточенно внутриклеточно, 30 % внеклеточно в составе крови, лимфы (7%) и межтканевой жидкости (23 %). Большая часть воды является компонентом макромолекулярных комплексов белков, углеводов и жиров и образует с ними желеобразные коллоидные клеточные и внеклеточные структуры. Меньшая находится в свободном состоянии;

- участие в обмене веществ и энергии - все процессы ассимиляции и диссимиляции в организме протекают в водных растворах;

- роль в поддержании осмотического давления и кислотно-щелочного равновесия;

- участие в теплообмене и терморегуляции - при испарении 1 г влаги с поверхности легких, слизистых оболочек и кожи (скрытая теплота парообразова­ния) организм теряет 2,43 кдж (около 0,6 ккал) тепла;

- транспортная функция - доставка клеткам питательных веществ - кровью, лимфой, удаление из организма шлаков, продуктов обмена мочой, потом;

- как составная часть пищевого рациона и источник поступления в орга­низм макро- и микроэлементов;

- существуют нервно-психические расстройства, обусловленные невозмо­жно­стью удовлетворить жажду при отсутствии воды или ее плохих органолепти­ческих свойствах. Согласно учению И.П. Павлова о высшей нервной деятельности запах, вкус, привкус, внешний вид, прозрачность, окраска воды являются раздражителями, действующими через центральную нервную систему на весь организм. Ухудшение органолептических свойств оказывает рефлекторное действие на водно-питьевой режим и некоторые физиологические функции, в частности усугубляет секреторную деятельность желудка. К воде с плохими органолептическими свойствами у человека формируется защитная реакция - ощущение отвращения, которое вынуждает отказываться от употребления такой воды, даже несмотря на жажду.

Лекция №6

Эндемические заболевания

До 50 - х годов XXвека содержание нитратов в воде расценивалось как показатель загрязнения водоёмов хозяйственно - бытовыми стоками; в настоящее время учитывается их токсическая опасность. При повышении поступления нитратов в организм с водой (в колодезной преимущественно) развиваются эндемические заболевания.

Нитратная метгемоглобинемия. Симптомы заболевания чаще проявляются у грудных детей, находящихся на искусственном вскармливании. Когда сухие молочные смеси разводят нитратной водой.

Механизм развития отравления связан с возникновением токсической гипоксии (снижение доставки кислорода к тканям). Поэтому повышенное содержание в питьевой воде азотистых соединений имеет вред для страдающих заболеваниями лёгких, коронарной недостаточности, азотистые соединения, угнетающие действие на пищевые ферменты (панкриотическая липаза, щелочная фосфатаза).

В возникновение эндемического зоба большая роль всегда отводилась водному фактору, но в действительности потребность в J2 удовлетворяется за счёт продуктов питания. Суточный баланс J2составляет 120 мкг: 70 мкг J2растительной и 40 мкг - животной пищи, 5 мкг - поступает с воздухом и

5 мкг - с водой. Т. е. основная роль в возникновении эндемического зоба принадлежит пищевому фактору. Это подтверждается тем, что водопроводная вода содержит около 1,6 мкг/л J2 (Москва, Петербург), но в этих городах эндемический зоб не встречается, т.к. население питается привозными продуктами, обеспечивающими йодный баланс.

В то же время в Марийской АССР, Киргизии, население которых используют продукты только местного происхождения, эндемический зоб очень распространён.

В биогеохимических провинциях с повышенным содержанием стронция, у детей выявляется нарушение развития костной ткани, проявляющейся в

задержке развития зубов, удлинения сроков заражения родничка; изменение в тазобедренных суставах, искривление поясничного отдела позвоночника (Забайкалье, Юго - восточная Азия) - хондродистрофия. При повышенном содержании Мо и недостатке Си (Армения) у населения выявляется патология, связанная с нарушением пуринового обмена, которая названа молибденовой подагрой (0,2 - 0,3 мг в сутки). Нарушенный синтез мочевой кислоты, которая как малорастворимое соединение откладывается на суставных поверхностях.

Мах дозы Be (0,02 мг/л) вызывают угнетение эритропоеза в костном мозге, изменение в условно - рефлекторной деятельности, изменение нервных клеток.

As- расстройство ЦНС с развитием полиневрита.

Sl- нарушение внутренних органов (печень, почек).

Лекция №7

Лекция №8

Гигиенические требования к качеству питьевой воды

Лекция №9

Лекция №10

Лекция

Санитарная охрана водоемов

В результате жизнедеятельности людей в населенных пунктах образуются разные отходы — твердые и жидкие.

Большое значение с гигиенической точки зрения имеют отходы, состоящие из органических веществ. Если эти отходы своевременно не удалить с территории населенного пункта, они будут разлагаться, выделяя газы: сероводород, аммиак. В отходах находят благоприятные условия для своего существования патогенные микроорганизмы и яйца гельминтов. Например: возбудители брюшного тифа могут выжить в выгребных ямах до 150 дней, еще более долгий срок выживают яйца гельминтов.

При неправильном сборе и хранении отходов они загрязняют почву, что представляет серьезную эпидемическую опасность. В почве вокруг выгребных ям яйца гельминтов обнаруживаются на расстоянии до 2 м от стенок ямы по горизонтали. В 80% проб поверхностных слоев почвы, прилежащих к выгребным ямам, были обнаружены яйца гельминтов.

Очень важен в санитарном отношении вопрос о месте установления во дворе. Дворовые мусоросборники располагаются на специально отведенных площадках, которые должны быть асфальтированы.

В порядке текущего санитарного надзора проводится санитарное обследование территории домовладения. Обследование начинают с общего знакомства с территорией и оценкой ее санитарного состояния и благоустройства, составляют акт обследования и в случае необходимости отбирают пробы почвы для лабораторных исследований по определению механического состава почвы и ее влажности, органических веществ, бактерий и гельминтологического анализа.

Пробы почвы для физико-химических и бактериологических исследований берут в 3-5 точках по диагонали, и готовят среднюю пробу до 1 кг.

Условия образования и отведения сточных вод.

При использовании населением водопроводной воды для хозяйственно-бытовых целей, а так же в процессе производственной деятельности образуются сточные воды. Сточными называются воды, которые были использованы для тех или иных нужд и получили при этом дополнительные примеси (загрязнения), изменившие их первоначальный состав.

Сточные воды бывают бытовые и промышленные. Бытовые воды поступают от жилых и общественных зданий. Промышленные сточные воды - это воды, использованные в технологическом процессе, а так же воды, откачиваемые на поверхность земли при добыче нефти, угля.

Количество бытовых сточных вод, образующихся в населенном пункте равно количеству потребляемой воды, измеряемой в м3.

Количество сточных вод, образующихся за единицу времени, называется расходом3 /сут/г).

Бытовые сточные воды имеют низкую прозрачность, слабощелочную реакцию (рН 7,2-7,6), характеризуется значительным содержанием неорганических и органических веществ. Характерно значительное,

бактериальное загрязнение сточных вод (титр кишечной палочки 10-5 - 10-7), а так же присутствие десятков и сотен жизнеспособных яиц гельминтов в 1 л сточной воды и патогенных бактерий.

Промышленные сточные воды имеют загрязнения минерального и органического происхождения. Например: сточные воды химических производств могут содержать различные кислоты, в стоках коксохимических заводов - фенол, а сахарные и молочные заводы - много органических веществ.

Количество производственных сточных вод характеризуется удельным расходом, т.е. расходом воды на единицу продукции.

Наряду с бытовыми и производственными сточными водами в населенных пунктах имеются еще атмосферные воды, образующиеся в результате выпадения атмосферных осадков, таяния снега и льда.

Обезвреживание сточных вод

Для освобождения бытовых сточных вод от содержащихся в них органических и неорганических веществ, патогенных микробов осуществляется их очистка и обеззараживание.

Очистка бытовых сточных вод заключается в следующем: 1) извлечение крупных плавающих отбросов (бумага и т.д.) 2) отделение тяжелых примесей (песок, зола...) 3)осаждение более легких взвешенных веществ 4) биологическая переработка и обезвреживание растворенных органических загрязнений; 5) их обеззараживание.

Удаление из сточных вод основной части загрязнения, находящегося в ней в нерастворенном состоянии, осуществляется путем механической очистки.

В процессе механической очистки для извлечения крупных отбросов и с пользуются решетки, основная масса загрязнений минерального происхождения осаждается в песколовах, а загрязнения органического происхождения, находящиеся во взвешенном состоянии, выделяются из сточной жидкости в отстойниках (вертикальные, горизонтальнее, радикальные).

Эффект удаления взвеси из сточных вод = 70%.

Биологическая очистка сточных вод - осуществляется почвенным методом (естественная биологическая очистка) и на искусственных сооружениях (искусственная биологическая очистка). В процессе биологической очистки происходит окисление органических веществ при доступе кислорода. Для естественной очистки сточных вод используются специально подготовленные земельные участки (поля фильтрации).

К сооружениям для биологической очистки сточных вод можно отнести биологические пруды. Они используются для доочистки сточных вод после прохождения ими искусственных биологических сооружений. Благодаря большому количеству водорослей биологические пруды являются эффективным очистным сооружением по извлечению из сточных вод радиоактивных веществ.

При использовании искусственной биологической очистки, окисление органических веществ, сточной жидкости осуществляется на специальных сооружениях: биофильтрах, аэрофильтрах, аэротенках.

Представление о работе биологических сооружений дают внешний вид и прозрачность сточной жидкости.

Сточная жидкость после биологической очистки прозрачная (> 30 см), лишена, мути, количество взвешенных частиц не более 20 мг/л. После искусственной биологической очистки количество бактерий значительно уменьшается, однако полного уничтожения болезнетворных микробов можно при помощи обеззараживания сточных вод, путем введения хлора.

Обеззараживание сточных вод будет эффективно только при условии, предварительной механической или биологической очистки.

Установки для дозирования хлора при обеззараживании сточных вод аналогичны тем, что применяются для хлорирования питьевой воды. Для отслоенной сточной воды доза хлора - 10 г/м, для сточных вод, очищаемых на биофильтрах - 3 г/м3. При расположении очистных сооружений должны быть соблюдены санитарно-защитные зоны. В зависимости от типа очистных сооружений такая зона равна 100-500 м, для полей фильтрации большой производительности = 1000 м.

Лекция № 11

Восприятие шума и звука

Человек способен воспринимать как звук колебания с частотой от 16 до 20 000 Гц. С возрастом чувствительность звукового анализатора уменьшается, и в преклонном возрасте колебания с частотой выше 13 000—15 000 Гц не вызывают слухового ощущения.

Чтобы вызвать слуховое ощущение, звуки должны обладать определенной силой. Наименьшая сила звука, которая воспринимается человеком, называется порогом слышимости данного звука.

Пороги слышимости для звуков с различной частотой неодинаковы. Наименьшие пороги имеют звуки с частотой от 500 до 4000 Гц. За пределами этого диапазона пороги слышимости повышаются, что свидетельствует о снижении чувствительности.

Увеличение физической силы звука субъективно воспринимается как повышение громкости, однако это происходит до определенного предела, выше которого ощущается болезненное давление в ушах – порог болевого ощущения, или порог осязания. Звуки разных частот при одной и той же физической их интенсивности ощущаются ухом не как одинаково громкие. Высокочастотные звуки ощущаются как более громкие, чем низкочастотные.

Для количественной оценки звуковой энергии предложена особая логарифмическая шкала уровней силы звука в белах или децибелах.

Если выразить в белах громадный диапазон силы звука с частотой 1000 Гц от порога слышимости и (нулевой уровень) до болевого порога, то весь диапазон по логарифмической шкале составит 14 бел.

Уровень шума, не вызывающий вредных последствий для уха работающих, или так называемый нормальный предел громкости при частоте 1000 Гц, соответствует 75—80 фонам (единица громкости). При повышении частоты колебаний звука по сравнению со стандартным предел громкости должен быть снижен, так как вредное воздействие на орган слуха увеличивается с повышением частоты колебаний.

По спектральному составу все шумы делят на 3 класса.

Класс 1. Низкочастотные (шумы тихоходных агрегатов неударного действия, шумы, проникающие сквозь звукоизолирующие преграды). Наибольшие уровни в спектре расположены ниже частоты 300 Гц.

Класс 2. Среднечастотные шумы (шумы большинства машин, станков и агрегатов неударного действия). Наибольшие уровни в спектре расположены ниже частоты 800 Гц.

Класс 3. Высокочастотные шумы (звенящие, шипящие, свистящие шумы, характерные для агрегатов ударного действия, потоков воздуха и газа, агрегатов, действующих с большими скоростями). Наименьший уровень шума в спектре расположен выше 800 Гц.

Если после воздействия шума того или иного тона чувствительность к нему понижается (порог восприятия повышается) не более чем на 10—15 дБ, и восстановление ее происходит не более чем за 2—3 мин, следует думать об адаптации. Если изменение порогов значительно, и длительность восстановления затягивается, это свидетельствует о наступлении утомления. Основной формой профессиональной патологии, вызываемой интенсивным шумом, является стойкое понижение чувствительности к различным тонам и шепотной речи (профессиональная тугоухость и глухота).

Влияние шума на организм

Весь комплекс нарушений, развивающийся в организме при действии шума, можно объединить в так называемую шумовую болезнь (проф. Е. Ц. Андреева-Галанина). Шумовая болезнь – это общее заболевание всего организма, развивающееся в результате воздействия шума, с преимущественным поражением центральной нервной системы и слухового анализатора. Характерной особенностью шумовой болезни является то, что изменения в организме протекают по типу астеновегетативного и астеноневротического синдромов, развитие которых значительно опережает нарушения, возникающие со стороны слуховой функции.

ЛЕКЦИЯ №12

Таблица 2. Частотный состав вибрации.

Таблица 3.

Таблица 4. Профилактика вибрационной болезни.

2. Ограничение длительности воздействия вибрации.

Работа с виброинструментом не более 2/3 длительности рабочего дня, 10—15 мин, перерыв через каждый час работы.

3. Устранение условий, способствующих возникновению вибрационной болезни: температура воздуха в помещении не менее 16 °С при влажности 40—60 % и скорости движения воздуха 0,3 м/с. Необходимо на рабочих местах предусматривать местный обогрев рабочих. Рекомендуется использовать перчатки с виброгасящей прокладкой.

4. Повышение сопротивляемости организма: применение водных процедур (теплые ванны конечностей при температуре 35—36 °С, ежедневная производственная гимнастика, самомассаж). Вследствие усиленного разрушения в организме при воздействии шума и вибрации водорастворимых витаминов в питание следует включать продукты, являющиеся источником нутриентов. При выборе методов технологической обработки пищевых продуктов следует предпочесть те из них, которые не вызывают появления веществ, раздражающих центральную нервную систему. Так, желательно применять тушение вместо поджаривания, исключить копчености и т. д.

Все рабочие, подвергающиеся воздействию вибрации, подлежат периодическому медицинскому осмотру 1 раз в год.

 

 

Лекция №13

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Гигиена детей и подростков-раздел гигиены, изучающий проблемы охраны и укрепления здоровья детей и подростков, разрабатывающий гигиенические рекомендации для постановки учебно-воспитательного и трудового процесса в школах, профтехучилищах и детских учреждениях.

В нашей стране гигиена детей и подростков получила принцмпиально иное, новое направление по сравнению со школьной гигиеной, которая существует в ряде других стран и занимается решением частных проблемм школ. У нас исследования в области гигиены детей и подростков направлены на гигиеническое обоснование организации учебно-воспитательного и трудового процесса, на изучение комплексного влияния факторов окружающей среды на организм детей и подростков, на обоснование санитарных норм строительства детских учреждений. Важное место в работе медиков, работающих в области гигиены детей и подростков, отводится мероприятиям по профилактике утомления и переутомления, по разработке наиболее благоприятных режимов учебных и производственных занятий для учащихся, обучающихся в средних учебных заведениях различных отраслей промышленности.

Врачи школьных отделов СЭС и врачи, работающие в школах, контролируют физическое состояние и развитие детей и подростков, следят за правильной организацией физкультурных занятий, за учебной нагрузкой, а также за санитарным режимом школ и детских учреждений.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

Анализ современной ситуации свидетельствует, что причинами такого катастрофического положения являются социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарное состояние среды обитания детей (условия и режим обучения, бытовые условия и т. д.), экологическая ситуация, реформирование системы образования и здравоохранения, низкая медицинская активность и санитарная грамотность населения, свертывания профилактической работы и пр.

Несомненно, наметившаяся и сохраняющаяся тенденция к ухудшению показателей здоровья детей, повлечет за собой ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения во всех возрастных группах, и неизменно скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений.

Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

Однако в понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные и качественные, но и количественные признаки, так как существует еще и оценка степени здоровья, т. е. адаптационных возможностей организма. По определению В. Ю. Вельтищева, «Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

В связи с этим определение показателей и критериев состояния здоровья детского населения приобретает особую актуальность.

Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Однако грубое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров.

Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г.

В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.

Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;

3) уровень функционального состояния основных систем организма;

4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.

В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.