Исследование продуктивного и репродуктивного мышления — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Исследование продуктивного и репродуктивного мышления

2017-08-11 558
Исследование продуктивного и репродуктивного мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сжатый язык

А. Н. Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие'. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, "ба-ба" или "ля-ля"), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.
Еще более показательными, чем со взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.

Исследование продуктивного и репродуктивного мышления

(влияние установки на оригинальность мыслительной

Деятельности)

Цель: экспериментальная проверка влияния установки на оригинальность (продуктивность) мыслительной деятельности.

Ход работы.

Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две группы:

экспериментальную и контрольную. На I этапе исследования в обеих

группах экспериментатор предъявляет испытуемым один и тот же на-

бор задач, но сопровождает это разными инструкциями.

На II этапе исследования обеим группам дают набор задач II, со-

провождая это одинаковой для обеих групп инструкцией.

Инструкция испытуемым.

Инструкция испытуемым экспериментальной группы для I

этапа опыта: «На каждом из Ваших бланков написано, что именно

нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение

предметов, что-то нарисовать и, наконец, определить общий признак

между понятиями. Постарайтесь придумать как можно более оригинальные, нестандартные решения для поставленных задач. Ответы записывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой за-

дачи Вам дается 60 секунд».

Инструкция испытуемым контрольной группы для I этапа

опыта: «На Вашем бланке указано, что нужно сделать с предъявляемыми понятиями: указать применение предметов, что-то нарисовать и,

наконец, определить общий признак между понятиями. Ответы записывайте на чистых листах. Для формулировки решений каждой задачи

Вам дается 60 секунд».

Инструкция испытуемым для II этапа: «На бланке даны аналогичные предыдущим задачи с указанием, что нужно делать. Ответы

записывайте на чистых листах. Для решения задачи Вам дается 60 секунд».

Методика «Поиск закономерности»

Цель: исследование уровня развития абстрактного, логического

Мышления.

Ход работы.

Исследование разбивается на две части. Первая часть. Испытуемому объясняется суть задания и предлагается совместно с экспериментатором разобрать пример и выполнить упражнение. Затем засекается время, и испытуемый приступает к выполнению основного опыта.

Весь опыт может длиться не более 5 минут. Время выполнения каждого задания фиксируется.

Вторая часть исследования. В этой части испытуемому предлагаются дополнительные ряды и требуется использование метода рас-

суждения вслух при нахождении закономерности. Экспериментатор

фиксирует эти рассуждения. Ответы и рассуждения следует записывать на отдельном листе. Время выполнения каждого задания не ограничено.

 

Методика «Выделение существенных признаков»

Цель: исследование операции абстрагирования, способности

дифференциации существенных признаков предметов или явлений от

несущественных, второстепенных.

Функции внутренней речи

Л. С. Выготский

  • Умственная ориентировка
  • Осознание и преодоление трудностей / ограничений
  • Речь для себя
  • Мысль

А. Р. Лурия

  • Обогащение непосредственной апперцепции
  • Прямое внимание (ориентировка)
  • Саморегуляция (регуляция всех психических и поведенческих действий)
  • Регуляция (особенно интеллектуальных и поведенческих элементов)
  • Связующее звено между мыслью и словом
  • Формирование сознания
  • Формирование волевых актов

Б. Г. Ананьев

  • Общий механизм сознания, тесно связанный с личностью и развитием личности
  • Вид словесно-логической памяти, находящийся под влиянием убеждений, мировоззрения и морального самосознания
  • Функция планирования
  • Формирование речи (говорение, слушание) и письма (письмо и чтение), а также продуцирование и восприятие языка

Сжатый язык

А. Н. Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие'. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, "ба-ба" или "ля-ля"), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.
Еще более показательными, чем со взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.

Исследование продуктивного и репродуктивного мышления

(влияние установки на оригинальность мыслительной

Деятельности)

Цель: экспериментальная проверка влияния установки на оригинальность (продуктивность) мыслительной деятельности.

Ход работы.

Опыт проводит преподаватель. Студенты делятся на две группы:

экспериментальную и контрольную. На I этапе исследования в обеих

группах экспериментатор предъявляет испытуемым один и тот же на-

бор задач, но сопровождает это разными инструкциями.

На II этапе исследования обеим группам дают набор задач II, со-

провождая это одинаковой для обеих групп инструкцией.

Инструкция испытуемым.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.