Кафедра специальной и клинической психологии — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кафедра специальной и клинической психологии

2017-07-09 277
Кафедра специальной и клинической психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факультет специальной педагогики

Кафедра специальной и клинической психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Изучение межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития

студентки 2 курса

Группы СП2П

Баязитовой Маргариты Радиковны

Научный руководитель:

Доцент кафедры

Специальной и клинической психологии

Работа допущена к защите Дата защиты « __ » ________ 2017 г.

« __ » _________________ 2017 г.

Зав. кафедрой _______________ Оценка « _________ »

Г. Ставрополь, 2017

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………..3

Глава01.0Теоретические0основы0исследования0межличностных0отношений0младших школьников с0задержкой психического развития …..6

1.1. Проблема межличностных отношений в психологии ………6

1.2.0Развитие межличностных отношений в младшем школьном возрасте ………………………………………………………………………..11

1.3.0Особенности0межличностных0отношений0у0младших0школьников0с задержкой психического развития ………………………………...16

Глава 2. Организация эмпирического изучения межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития……...21

2.1.0Организация,0методы0и0методики0исследования0межличностных отношений0младших0школьников0с0задержкой0психического0развития…………………………………………………………………………...21

2.2.0Методические0рекомендации0по0коррекции0межличностных отношений0младших0школьников0с0задержкой0психического0развития…………………………………………………………………………...26

Заключение ………………………………………………………….31

Список литературы ………………………………………………....33

Приложения ………………………………………………………....35

 

 

Введение

На0сегодняшний0день,0дети0с0задержкой0психического0развития0 составляют0наиболее0многочисленную0категорию0детей0с0особыми0 потребностями развития.0Анализ исследований, посвященных изучению детей младшего школьного возраста с ЗПР, свидетельствует о том, что проблема межличностных отношений данной категории детей разработана недостаточно и становится все более актуальной с переходом на инклюзивное образование. Специфические особенности социализации детей, у которых есть нарушения в развитии, представлены в трудах Л.С. Выготского, по мнению которого, важнейшим фактором развития ребёнка, как в онтогенезе, так и при дизонтогенезе, считается общение. Выделяя в своих работах мысль о единстве закономерностей нормального и аномального развития, он говорит об особенностях взаимоотношений этих детей с окружающими. По мысли ученого, физический или психический дефект у ребенка создает почву для появления препятствий в его общении с окружающими, в установлении широких социальных связей, что считается неблагоприятным фактором, прежде всего, для личностного развития.
Проблема0 межличностных0отношений0относится0к0одной0из основополагающих в жизни личности. Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, развитие психики детей происходит в процессе взаимодействия,0общения0со0взрослыми0и0сверстниками. Коммуникативная0готовность,0сформированность0внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной форм общения со взрослым - ведущий фактор успешности ребёнка в учебной деятельности. Дети младшего школьного возраста с ЗПР значительно отстают от сверстников в развитии форм и способов коммуникации (Е.Е. Дмитриева, О.В. Защиринская, Е.А. Медведева, Р.Д. Тригер и др.). В силу специфики своего развития они более зависимы от микросоциальных условий, в которых оказываются и в которых происходит их формирование. Поэтому они требуют большего психолого-педагогического внимания, чем дети, полноценно развивающиеся в плане формирования их самостоятельности, активного отношения к себе и окружающему миру.

Отдельные аспекты, рассматриваемой нами проблемы уже достаточно исследованы.0Однако0на0сегодняшний0день0всё0ещё0недостаточно исследована проблема межличностных отношений младших школьников с ЗПР. Это определяется актуальностью нашего исследования и позволяет сформулировать его проблему следующим образом: каковы особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

Объект0исследования:0 межличностные0отношения0младших школьников.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития межличностные0отношения0имеют0следующие0особенности:0из-за недостаточного0развития0эмоционально-волевой0сферы,0отсутствует выраженный интерес к одноклассникам и поэтому проявляется задержка коммуникативной деятельности у младших школьников с ЗПР.

Задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР;

2.0На0основе0теоретического0анализа0выявить0особенности межличностных отношений младших школьников с ЗПР;

3.0Рассмотреть0организацию,0методы0и0методики0исследования межличностных отношений младших школьников с ЗПР;

4. Разработать методические рекомендации (по развитию, коррекции или профилактике).

Методы исследования: основным методом нашего исследования является теоретический анализ научной методической литературы.

Теоретическая основа: достижения современной психологии в области изучения единства возрастных закономерностей при нормальном и аномальном психическом развитии ребёнка (В.Н Мясищев, Н.Н. Обозов, М.И. Лисина, А.Л. Лазурский, Петровский А.В., Р.С. Немов, Рубинштейн С.А., К.А. Альбуханова-Славская,0Коломинский Я.Л.,0Д.0Картрайт,0Л. Фестингер, Л. Лотт, Э. Гофман, А. Фортунатов, С. Шацкий, Г.А. Цукерман, В.В.Рубцов, Е.Е.Кравцова, К.Н. Поливанова, О.А. Карабанова, Брумер Дж. С., Зыкова В.И., Д.Б. Эльконин, Рубинштейн С.Л., А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский); данные о своеобразном психическом развитии ребенка с задержкой психического развития (Э. Ральд, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, Матюхина М.В., Реан А.).

Этапы исследования:

1.0Первый этап – Подготовительный. Подбор, изучение и анализ научно-теоретической литературы по проблеме межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

2.0Второй0этап0–0Основной.0Разработка0критериев0оценки межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Подбор методов и методик диагностики по проблеме исследования.

3.0Третий0этап0–0Заключительный.0Разработка0методических рекомендаций по формированию коммуникативных навыков у младших школьников с ЗПР. Подведение итогов, формулирование основных выводов по работе, оформление курсовой работы.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были рассмотрены и обобщены теоретические аспекты проблемы изучения межличностных отношений младших школьников с ЗПР.

Практическая значимость исследованиязаключается в возможности использования0подобранных0автором0методов0и0методик психодиагностического исследования межличностных отношений младших школьников с ЗПР, а также разработанных методических рекомендаций по развитию межличностных отношений младших школьников с ЗПР педагогами и психологами, работающими с детьми с ЗПР.

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Таблица 1

Заключение

Нами был проведён анализ теоретических и эмпирических исследований по изучаемой проблеме. На основе теоретического анализа были выявлены следующие особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития: у младших школьников с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к тому, что у них отсутствует интерес друг0к0другу.0Также0в0связи0с0этим0у0детей0слабо0сформирована коммуникативная деятельность. Особенности коммуникации детей с задержкой0психического0развития,0сочетающиеся0со0сниженной познавательной активностью и спецификой умственной деятельности, препятствуют их благоприятной социализации, становлению личности.

Мы рассмотрели организацию, методы и методики исследования особенностей межличностных отношений младших школьников с ЗПР. К рассмотренным нами методикам относится следующее: Социометрическая методика Р. Жиля, Анкетирование, Тест - семантический дифференциал «Оценка отношений в своем коллективе», Проективный тест «Домики».

Нами были разработаны методические рекомендации по развитию навыков общения по следующим направлениям: формирование эмпатических реакций детей; формирование ценностного отношения к нравственным качествам одноклассников, формирование положительного отношения к одноклассникам; воспитание дружелюбия, формирование положительного эмоционального климата во взаимоотношениях. В процессе ознакомительных и творческих игр, на рисовании, на выполнении упражнений, направленных на формирование межличностного общения. По отношению к детям младшего школьного возраста со слабо выраженной недостаточностью центральной0нервной0системы0употребляется0понятие0"задержка психического развития". У таких детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается0незрелость0сложных0форм0поведения,0недостатки целенаправленной0деятельности0на0фоне0повышенной0истощаемости, нарушенной работоспособности.

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000 – 624 с.

2. Абульханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1989 с. 300.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996 г.

4. Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя: 1 – 4 классы / И.С. Артюхова. – М.: Эксмо, 2008. – 432 с.

5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. – М.: «Издательство НЦЭНАС», 2003

6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М, 2008.

7. Калашникова В.А. Педагогические условия формирования межличностных отношений детей 5 - 7 лет в процессе эстетического воспитания // Вестник московского университета МВД России. – 2010.

8. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. – М.: ЭКСМО, 2006.-608 с. (с. 500-514)

9. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. – М., 2005. – 174 с.

10. Кодобнова И.В. и др. Искусство слышать. Методическое пособие / И.В. Кодобнова. – М.: Изд. «Радуница», 1994 – 54 с.

11. Коломинский Я. Л., Березовик Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.

12. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

13. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками: уч. пособие для студентов ВУЗа. / А.Г. Лидере. – М.: Изд – во «Академия» 2003 г. – 256 с.

14. Лисина М.И. Обшение, личность и психология Воронеж: Модэк, 1997. с. 383

15. Лук А.Н. Эмоции и чувства / А.Н. Лук. – М., 1972.

16. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. 2-е изд., стереотип. / Е.И. Морозова. - М.: Изд. – во НЦЭНАС, 2005. – 56 с.

17. Мухина В.С. Детская психология. Спб., 1992

18. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000 г.

19. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения обращения как проблеме общей и социальной психологии // Социально – психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л., 1980

20. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1998 с. 170

21. Наумова М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего школьного возраста методами арт – терапии // Социосфера. - 2013.

22. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС. 2008. – 632 с.

23. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений Киев, 1990

24. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка. Спб., 2002

25. Петровский М. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973 г.

26. Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей. Редактор-составитель Райгородский Д.Я.-Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009

27. Реньи А. Трилогия о математике / А. Реньи-М.: Мир, 1980-376 с.

28. Роббер М.А. Психология индивида и группы М.: Прогресс, 1988 с. 374

29. Рубинштейн С.А. Теоретические вопросы личности и проблема личности // Психология личности. Тексты. – М.: Изд – во МГУ, 2012.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2002. – 720 с.

31. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова – Москва: Аспект пресс, 2009. – 460 с.

32. Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 1985, №5

33. Р.Д. Тригер Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития М., 2008

34. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. 384 с.

35. Шмелёв А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: дисс. … докт. психол. наук. М.: МГУ, 1994. С. 15

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

приложение 1

1. Социометрическая методика Р. Жиля [28]

1.0Если бы тебе пришлось перейти в другую школу, кого бы из нынешних одноклассников ты бы взял? Запиши 5 имён.

2.0А кого бы из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Запиши 5 имён

3.0Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы ты перешёл в другую школу? Запиши 5 имён.

4.0Укажи тех одноклассников, которые не захотят взять тебя в свой новый класс. Запиши 5 имён.

5.0Если бы тебе предложили посмотреть ответы твоих одноклассников, то чьи бы имена ты бы хотел увидеть запиши имена в порядке значимости.

 

№ шкалы Значение шкал Номера заданий Общее количество заданий
  Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42  
  Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42  
  Отношение к матери и отцу как родительской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19  
  Отношение к братьям и сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42  
  Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41  
  Отношение к другу (подруге) 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40  
  Отношение к учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40  
  Любознательность 5, 22-24, 26, 28-32  
  Лидерство 20-22, 39  
  Общительность 16, 22-24  
  Закрытость, отгороженность 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42  
  Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38  

Факультет специальной педагогики

Кафедра специальной и клинической психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.