Основные цели использования художественной литературы на уроках истории — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основные цели использования художественной литературы на уроках истории

2017-07-01 646
Основные цели использования художественной литературы на уроках истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная цель использования художественной литературы на уроках истории – это сформировать у школьников эмпатию, т.е. понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Живость и конкретность художественного образа - меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого - усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся, позволяю почувствовать колорит эпохи.

Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. Это облегчает восприятие исторического прошлого, воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях.

лагодаря историко-художественной литературе ученики получают представление о конкретной эпохе, о различных классах и сословиях, о взаимоотношениях власти и общества в разных исторических условиях. Не­редко это относится к тем явлениям и личностям, о которых по идеологическим мотивам долгое время не принято было что-либо писать, а если и давали сведе­ния в учебниках истории прежних лет, монографиях и популярных работах, то односторонне.

Читая художественные произведения, ученики имею возможность (учитывая проведенную литераторами значительную научно-исследовательскую работу) узнать о мотивах действий видных политиков и простых смертных, чьи имена сохранились в исторических источниках, о при­чинах, обусловивших исход того или иного события, об истории создания па­мятников культуры либо совершения научного открытия.

Историческая беллетристика возвращает из забвения портреты и судьбы лиц бывших некогда знаменитыми. Одновременно она предлагает читателю яр­кие примеры успешной деятельности в конкретных областях: военном деле, меценатстве, предпринимательстве, искусстве, науке, политике и т.д. Знакомство с подобными произведениями помогает читателю, особенно юному, формировать в себе такие качества, как патриотизм, предприимчивость, отвага, бесстрашие, благородство, милосердие.

Конкретность и живость художественного образа делают его прекрас­ным средством усиления картинности повествования учителя о событиях и дея­телях нового времени, тем самым содействуя созданию у учащихся как можно более конкретных исторических представлений. Художественный образ, отличаясь меткостью и убедитель­ностью, облегчает восприятие исторического прошлого.

Художественная литература, используемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику.

К литературным памятникам относят произведения, написанные современниками описываемых явлений и событий. Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Конечно, нужно учитывать, что литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени сквозь призму взглядов автора. Поэтому необходим критический подход к художественному произведению. Яркими примерами таких произведений являются „Слово о полку Игореве”, написанное в 1185 году в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака. Или „Сказание о Мамаевом побоище”, посвященное Куликовской битве.

Другую группу составляют произведения исторической беллетристики (исторический роман, повесть и т.д.). Эти произведения не являются ни литературными памятниками эпохи, ни живым свидетельством ее современников, поэтому не могут служить историческим источником. Но они могут быть прекрасным средством ознакомления учащихся с результатами изучения прошлого, притом в увлекательных сюжетах, конкретных образах и выразительных характерах, т.е. наиболее доступно и интересно. Эти произведения дают нам средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала, помогают картинности самого изложения.

При отборе произведений художественной литературы для уроков истории необходимо учитывать два момента. Во-первых, познавательно-воспитательную ценность материала (т.е. правдивое изложение исторических явлений). СП. Бородин подчеркивал, что вымысел „должен находиться в пре­делах исторической и бытовой достоверности”. В книге должны быть строго соблюдены исторические особенности и менталитет того времени, которое описывает книга, поэтому всегда лучше брать современников соответствующей эпохи, которая изучается на данном уроке истории. Во-вторых, его высокую худо­жественную ценность.

Отрывки из произведений художественной литературы, используемые на уроках истории, должны в себе содержать:

1. Живое изображение исторических событий, изучение которых преду­смотрено школьной программой;

2. Образы исторических деятелей и изображение народных масс;

3. Картинное описание обстановки, в которой разворачиваются события прошлого.

На уроках истории учитель может использовать следующие жанры литературных произведений:

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

Баллада — это лиро-эпическое произведение, т. Е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Былины — это героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

Роман исторический — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются.

Эпиграмма — это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

При подготовке к уроку учитель может воспользоваться следующей схемой анализа литературно-художественного произведения:

1. Жанр произведения

2.. Время написания произведения (дать характеристику этого времени: какие события происходили в стране / мире, взгляд на них общественных деятелей, писателей, других людей искусства). История создания данного произведения (если известна).

3. Сюжетно-композиционные особенности (кратко изложить основные события в нем, отметить завязку, кульминацию, развязку. Проанализировать эпилог и эпиграф, если есть).

4. Тема / темы произведения (какие темы затрагивает автор в данном произведении, найти подтверждение в тексте).

5. Проблемы, поднятые в данном произведении (какие проблемы затрагивает автор? почему они волнуют его? почему важно разрешение этих проблем? как эти проблемы решаются в данном произведении?).

6. Выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;

Характеристика героев произведения (их имена, социальный статус, деятельность, взгляды на жизнь, взаимоотношения с другими людьми, мир их чувств и переживаний. Как герои помогают решать проблемы, поставленные в произведении?

7. Пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

8. Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);

9. Язык произведения, его стиль и поэтика (отметить особенности языка данного произведения: устарешие/заимствованные/жаргонные слова, для чего их употребляет автор; помогает ли речь героев раскрыть их характер, передать их особенности; используются ли в авторской речи средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.), для чего это делается и др.).

 

Для подготовки ответа на теоретическую часть вопроса № 27 используйте «Профессиональный стандарт педагога», в котором определены функции учителя, приведен перечень необходимых знаний и умений для организации учебного процесса.

Практическое задание. Приведите примеры использования «технологии сотрудничества» в обучении истории.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.