Переходные и непереходные глаголы. Лексико-грамматические способы выражения переходности. Возвратные глаголы. Значения глаголов с постфиксом -ся. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Переходные и непереходные глаголы. Лексико-грамматические способы выражения переходности. Возвратные глаголы. Значения глаголов с постфиксом -ся.

2017-07-01 2929
Переходные и непереходные глаголы. Лексико-грамматические способы выражения переходности. Возвратные глаголы. Значения глаголов с постфиксом -ся. 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Все глаголы делятся на переходные и непереходные. В основе такого деления лежат синтаксические связи, реализуемые глаголом. Переходные (транзитивные) глаголы обозначают действие, направленное на объект, выраженный винительным падежом имени без предлога: читаю книгу. При этом глагол может называть не только конкретное действие, но и чувства, мысли и т. д. В последнем случае абстрактный объект не претерпевает изменений: слушать радио, музыку. Кроме винительного падежа объект может быть выражен родительным падежом в двух случаях: 1) если глагол называет действие, которое переходит не на весь объект, а на его часть: выпил молока, купил хлеба; 2) при отрицательном глаголе-сказуемом: не пил чая, не читал газеты, не знал жизни.

Такой объект в синтаксисе принято называть прямым. В позиции прямого объекта может находиться придаточная часть сложноподчиненного предложения: Я понял, что игра удастся.

К непереходным относятся глаголы движения (идти, шествовать), глаголы со значением состояния (отдыхать, веселиться), становления (зеленеть) и др.

Учитывая, что переходность и непереходность глагола связана с его значением и синтаксическим функционированием, эту категорию можно охарактеризовать как лексико-синтаксическую. Лишь небольшая группа глаголов имеет словообразовательные особенности, позволяющие отнести их к переходным или непереходным. Так, к непереходным можно отнести глаголы со следующими формальными показателями:

1) постфиксом –ся: учиться, трудиться;

2) суффиксами –нича-, -ствова- у отыменных глаголов: столярничать, бодрствовать;

3) суффиксом –е- у глаголов, образованных от имён прилагательных (синеть, голубеть); в отличие от переходных глаголов с суффиксом –и­-: синить и т. д.

Но приведенная выше классификация не является единственной. Некоторые ученые вслед за А.А. Шахматовым выделяют 3 группы: 1) прямопереходные (= переходные); 2) косвенно-переходные и 3) непереходные. При этом учитываются не только синтаксические связи, но и некоторые морфологически особенности глаголов.

Прямопереходные глаголы образуют причастия страдательного залога: читаемый, ремонтируемый. Они принимают страдательное значение, употребляясь с постфиксом –ся: книга читается. Непереходные глаголы не образуют причастий страдательного залога.

К глаголам косвенно-переходным вслед за А.А Шахматовым относят такие, которые требуют после себя родительного, дательного и творительного падежей без предлога: жду парохода, верю тебе, занимаюсь физкультурой. Они не образуют причастий страдательного залога, но сочетаются с постфиксом –ся: ему верится.

Несколько иная трактовка предложена в учебнике Н.М. Шанского, А.Н. Тихонова: «Особый разряд составляют так называемые косвенно-переходные глаголы. К ним относятся возвратные и невозвратные глаголы, управляющие не винительным, а другими косвенными падежами существительных (без предлогов и с предлогами). Они обозначают обычно отношение к объекту или состояние субъекта, но не выражают перехода действия на объект: желать победы, ждать поезда, гордиться братом, надеяться на успех, верить другу, думать о победе, помогать товарищу и т. п.» [Шанский, Тихонов, 1981, с. 185].

Некоторые многозначные глаголы в одном из значений могут быть переходными, в другом – непереходными; например: пишет письмо (переходный); мальчик уже пишет, то есть научился писать (непереходный).

В качестве рабочей мы принимаем первую точку зрения, то есть будем рассматривать переходные и непереходные глаголы.

атегория переходности и непереходности выражается лексико-семантически, т. е. зависит от лексического значения глагола, и синтаксически — наличием или отсутствием прямого дополнения.

В роли прямого дополнения может выступать:

винительный падеж без предлога: послать письмо, получить журнал, прочитать книгу;

родительный падеж при наличии отрицания при глаголе: не встретить сестры, не читать книг, не иметь права;

родительный падеж при обозначении части объекта: принести воды, выпить сока, съесть хлеба.

Эквивалентом прямого дополнения может быть инфинитив глагола и придаточное-изъяснительное.

Люблю спать на чердаках.

Наташа увидела, что по рельсам идут паровозы.

От винительного падежа, называющего прямой объект, следует отличать винительный падеж с обстоятельственным значением (пространственным, временным) при непереходном глаголе.

Мы беседовали всю дорогу. (Дорогу — в В. п.)

Дожди шли всё лето. (Лето — в В. п.)

Некоторые учёные, кроме прямых переходных глаголов, выделяют косвенно-переходные, т. е. глаголы, управляющие разными косвенными падежами существительных (с предлогами и без них): желать победы, гордиться братом, надеяться на успех, заботиться о товарище.

Переходность и непереходность может быть выражена словообразовательными средствами.

Показателем непереходности глагола является:

постфикс -ся-: мыться, смеяться, сердиться;

суффиксы -е-, -нича-, -ствова-: темнеть, желтеть, светлеть, слесарничать, плотничать, безумствовать, свирепствовать.

Данные суффиксы выступают в отыменных глаголах, образованных от существительного или прилагательного.

Показателем переходности в отыменных глаголах является суффикс -и-: белить, синить, чернить, бледнить.

Большая часть переходных и непереходных глаголов не имеет особых морфологических показателей, их разграничение производится на основе значения. Например, глагол писать является переходным в значениях:

«создавать, сочинять литературное/научное произведение»: писать рассказы, писать диссертацию;

«создавать произведение живописи»: писать картину, писать пейзаж;

«сочинять музыкальное произведение»: писать музыку, писать оперу.

Этот же глагол выступает как непереходный, когда обозначает:

1). «умение пользоваться письменной формой речи»: мальчик уже пишет, т. е. умеет писать; 2). «заниматься литературной деятельностью».

16. Категория залога. Учение о залоге в русской грамматической традиции. Традиционная точка зрения и в "Грамматике-80".

Категория залога – это морфологическая словоизменительная глагольная категория, обозначающая отношение действия (процессуального признака) к деятелю (субъекту и объекту) противопоставлением форм действительного и страдательного залогов. Данные отношения имеют двоякий характер.

Во-первых, деятель совершает действие, которое может прямо переходить на объект или замыкаться в нем. Такие глаголы называются глаголами действительного залога (действительный оборот речи – актив). Они могут быть:

а) переходными и непереходными: Ребенок играет и слушает маму // Ребенок (S) играет – непереходный, действительного залога; слушает – переходный, действительного залога – маму (прямой объект – винительный падеж без предлога);

б) возвратными и невозвратными: Девушка посмотрела и улыбнулась // Девушка (S) посмотрела невозвратный, действительного залога; улыбнулась возвратный, действительного залога.

Во-вторых, глагол может обозначать действие, которое испытывается предметом (объектом) со стороны субъекта (Картина пишется художником; Спектакль ставится труппой театра; Дом строится бригадой). Такие глаголы называются глаголами страдательного залога (страдательный оборот речи – пассив). Они могут быть как в спрягаемой форме (возводится, наблюдается, читается и т.п.), так и в неспрягаемой (причастия – возвращена, любима и др.). Спрягаемые формы страдательного залога всегда возвратные; неспрягаемые (причастия) имеют специфические суффиксы: -ем- (чита ем -ый), -ом- (вед ом -ый), -енн- (укрепл енн -ый), -им- (люб им -ый), -т- (откры т -ый), -нн- (чита нн -ый).

Действительные и страдательные залоги противопоставлены: а) по значению; б) по некоторым морфологическим признакам;

в) по синтаксическому употреблению.

Глаголы страдательного залога имеют при себе или могут иметь творительный падеж со значением субъекта (Задача решается учеником – ср.: Школьники решают задачу).

С понятием залога тесно связана возвратность/невозвратность глагола, поэтому в последние годы говорят о трехзалоговой системе, в которой выделяют залоги[7]:

1) действительный – субъектно-объектные отношения (Рабочие копают траншею)•,

2) страдательный – объектно-субъектные отношения (Траншея копается рабочими)•,

3) средне-возвратный – субъектные отношения (Родные обнимаются);

Формы глагола, выражающие ненаправленное действие (Ребенок улыбается), определяются как глаголы, стоящие вне залога.

Средне-возвратный залог имеют глаголы, образованные от переходных глаголов (действительного залога) посредством постфикса -ся. Они выражают действие субъекта, не переходящее на прямой объект, а возвращающееся к самому субъекту, сосредоточенное в нем (S (= О) – V), ср.: возвращать книгу и возвращаться (= "самому"). Например: Ребенок улыбается (аналогично Мальчик смеется; Девушка рассмеялась) ненаправленное действие, вне залога; Девушка посмотрела и улыбнулась – действие, направленное на кого-то (на кого-то посмотрела и тому, на кого посмотрела, улыбнулась) действительный залог.

Для определения залога у глагола можно применить следующую схему:

1. Есть ли постфикс -ся?

2. Является ли глагол переходным?

3. Если отбросить -ся, сохранится ли смысловая связь с прежним значением?

4. Может ли слово без -ся быть переходным в каком-либо контексте?

5. Глагол обозначает действие, которое произведено субъектом (Пчелы запасаются медом); испытывается на себе объектом (Рама открывается)?

Глаголы страдательного залога образуются от переходных с помощью постфикса -ся в страдательном значении. Именно такое значение близко к формообразующим морфемам (чита [ j ] -ю – чита [ j ] -ют-ся, реша [ j ] -ю – реша [ j ] -ют-ся).

Необходимо различать словообразовательное и формообразовательное значение постфикса -ся. Возвратные глаголы обладают несколькими значениями -ся.

1) прямо-возвратное (собственно-возвратное) глагол выражает действие, субъект и объект которого является одним и тем же лицом (мыть ся = "мыть самого себя");

2) взаимно-возвратное глагол обозначает действие нескольких лиц, из которых каждое лицо одновременно является и субъектом, и объектом (обнимать ся = "обнимать друг друга");

3) общевозвратное – глагол выражает внутреннее состояние субъекта, замкнутое в самом субъекте, или отражает изменение в состоянии, положении, движении субъекта (печалиться, нахвалиться = " самому, сам себя");

4) косвенно-возвратное – глагол обозначает действие, совершаемое субъектом в своих собственных интересах ( запасала сь грибами = "запасла для себя", т.е. в своих интересах);

5) безобъектно-возвратное – глагол обозначает действие вне отношения к объекту, замкнутое в субъекте как постоянное его свойство (проволока гнет ся, ткань рвет ся – качественная характеристика, свойство = "сама по себе").

Выделяют и другие качественно-характеризующие значения возвратных глаголов, например:

активно-безобъектное как характерная черта производителя действия: мальчик дерется, крапива жжется;

пассивно-качественное как способность предмета подвергаться какому-либо действию: нитки рвутся, задача легко решается.

Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов, не указывают на замкнутость действия в производителе. Выделяют глаголы со следующим значением:

а) краткой повторяемости и интенсивности действия: грозиться, стучаться (ср.: Дождь стучал в окно Я стал стучаться в двери);

б) обнаружения признака, изменения внешних признаков, оптически воспринимаемых (цветообозначения): зеленеть – зеленеется, темнеть – темнеться,

в) с безличным значением: сидит – сидит ся, спит – спит ся. Данное значение постфикса -ся может передаваться и мотивирующим многозначным глаголом. Например: Я не читаю (не пою, не пишу) Мне не читает ся (не поет ся, не пишет ся ) – мотивирующий глагол (без -ся) употребляется в непереходном значении.

 

Категория наклонения. Связь с другими глагольными категориями. Противопоставленность изъявительного наклонения повелительному и сослагательному. Изъявительное наклонение. Сослагательное наклонение. Значения и формы. Повелительное наклонение. Значение. Формы.

Категория наклонения - это грамматическая категория в системе глагола, определяющая модальность действия, т.е. обозначающая отношение действия к действительности. В русском языке различаются три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное.

Изъявительное наклонение выражает действие, мыслимое говорящим как вполне реальное, фактически протекающее во времени (настоящем, прошедшем и будущем): Урал хорошо служит, служил и будет служить нашей Родине. Выражение модальности изъявительным наклонением может осуществляться также сочетанием его формы с модальными словами и частицами: будто шагнул, словно изменился. От других наклонений изъявительное наклонение отличается тем, что имеет формы времени.

Сослагательное наклонение выражает действие глагола, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное, но зависящее от какого-то условия: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге (П.). Это наклонение образуется посредством сочетания формы прошедшего времени глагола с частицей бы. Частица бы может занимать различное место в предложении. Морфологической особенностью сослагательного наклонения является отсутствие форм времени и лица. Однако лицо может быть выражено присоединением личных местоимений. Глагол в сослагательном наклонении в ед. ч. изменяется по родам (шел бы, шла бы, шло бы) и имеет одну форму множественного числа (шли бы). Наиболее распространенными и типичными значениями этого наклонения являются условность и желательность действия.

Повелительное наклонение выражает волю говорящего - просьбу, приказание или побуждение к совершению действия, обозначенного глаголом, и характеризуется особой повелительной интонацией: Сердечный друг, желанный друг, приди, приди: я твой супруг! (П.). Основное значение повелительного наклонения - побуждение к совершению действия - обычно относится к собеседнику, поэтому основной формой этого наклонения является форма 2-го лица единственного или множественного числа.

Категория наклонения самым тесным образом связана с категорией времени. Говоря о связях наклонения и залога, следует отметить наличие ограничений в выражении залоговой оппозиции для форм повелительного наклонения, которые не образуют страдательного залога.

Реализация различных значений формами повелительногo наклонения часто бывает обусловлена видом. Для выражения конкретных категорических требований или приказаний используются оба вида: СВ фиксирует внимание на целостном выполнении действия, а НСВ имеет oттенок приступа к действию: - Покажите, - властно сказал Рудольфи. - Ни за что, - отозвался я. - По-ка-жи-те, - раздельно сказал Рудольфи. - Его цензура не пропустит - Покажите ( М. Б.); - Проси у меня, Голован, что хочешь, - я всё тебе сделаю (Л.). Оба вида могут выразить также просьбу, совет: СВ ориентирует на однократное исполнение действия, НСВ - на обычное или повторяющееся: - Не видать ему век любви против того, как я любила, так ты и скажи ему: мол, Груша, умирая, так тебе ворожила и на рок положила (Л); Не только каждый возраст человека имеет свои любимые краски, но также и каждая страна, и каждое столетие на всем протяжении рода человеческого. Изучайте лица людей и краски своего века, если хотите стать его живописцами (Пауст.). Только НСВ используется в лозунгах, призывах, ибо в таких случаях актуально само действие, а не его результат: Овладевайте знаниями!

В сочетании с отрицанием СВ имеет значение предостережения (Смотри, не скажи ему!), при этом часто добавляется слово «смотри», которое усиливает предостережение, а круг глаголов, употребляющихся в таком значении, лексически ограничен: они обозначают действия, имеющие негативные для человека последствия. НСВ с отрицанием выpажaeт запрещение: Будьте благоразумны, - сказал Kaпитaн, не двигаясь с места. Не позволяйте лихорадке хватать вас, иначе вы не продержитесь и пяти дней... (Пауст.).

Употребление видов в сослагательном наклонении обеспечивает выражение значений однократности - повторяемости, обобщенности: - А что бы вы сделали, если бы выиграли? ( Ч.); … коли бы возможно было знать, что будет после, тогда бы и смерти из нас никто не боялся (Л. Т).

Формы изъявительного наклонения в настоящем и будущем времени и формы повелительного наклонения связаны с категорией лица, причём последнее имеет неполную парадигму по категории лица (нет формы 1-го лица ед. числа); 1-ое лицо мн. числа обозначает совместное действие, форма 3-его лица является аналитической.

Категория наклонения организуется противопоставлением следующих рядов форм:

 

Форм изъявительного наклонения, в состав которых входят формы настоящего, прошедшего и будущего времени у глаголов несовершенного вида (играю, играешь, играет, играем, играете, играют, играть) и формы прошедшего и будущего времени у глаголов совершенного вида (сказал, сказала, сказало, сказали, скажу, скажешь, скажет, скажем, скажете, скажут).

 

Форм повелительного наклонения (скажи, скажите, скажем(те), пусть скажет, пусть скажут).

 

Форм сослагательного наклонения (сказал бы, сказала бы, сказало бы, сказали бы).

 

Каждый из этих рядов форм характеризуется единством категориального значения и определенными средствами выражения. К этим средствам относятся:

 

Аффиксы флексии и постфикс - те в формах повелительного наклонения.

 

Формообразующие частицы: бы – в формах сослагательного наклонения (давайте, в сочетании с инфинитивом) – в формах совместного действия повелительного наклонения.

 

Вся система временных форм – в изъявительном наклонении.

 

Каждое из морфологических наклонений обладает своим категориальным значением. Значение изъявительного наклонения – представление действия как реального, такого, которое действительно происходит, происходило или будет происходить; значение повелительного наклонения – представление действия как требуемого, такого, к которому говорящий кого-либо побуждает; значение сослагательного наклонения – представление действия как возможного, предполагаемого.

 

Наклонения глагола по значениям реальности, побуждения и предположительности образуют два основных противопоставления. Это, во-первых, противопоставление изъявительного (“прямого”) наклонения наклонениям повелительному и сослагательному, (“косвенным”), во-вторых, это противопоставление выражающего побуждение повелительного наклонения наклонениям изъявительному и сослагательному, которые в основных своих значениях волеизъявления не выражают.

 

1. Изъявительное наклонение

 

Категориальным значением изъявительного наклонения выступает значение реальности, т. е. представление действия как реально осуществляющегося в настоящем, прошедшем и будущем.

Изъявительное наклонение

 

Изъявительное наклонение обозначает, что действие является реальным фактом действительности и осуществляется в настоящем, прошедшем или будущем. Следовательно, значение изъявительного наклонения тесно связано с категорией времени и реализуется в глагольных формах трех времен — прошедшего, настоящего и будущего, которым, в свою очередь, свойственны категории и формы лица (в настоящем и будущем времени) и рода (в прошедшем времени единственного числа). Формы времени, располагающие системой форм лица или рода, а также числа, одновременно являются й формами изъявительного наклонения, так как они служат средством выражения реального действия, производимого в определенное время и определенным лицом или предметом. Например: Я склочился к реке, но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. Вот окончим школу скоро, разбредемся кто куда.

 

Таким образом, грамматическим способом выражения изъявительного наклонения являются личные формы настоящего и будущего времени и родовые формы прошедшего времени. Поскольку изъявительное наклонение тесно связано с категориями и формами времени, лица, рода и числа и эти формы одновременно являются формами изъявительного наклонения.

 

31.Сослагательное наклонение, его значение, образование, особенности употребления.

 

Сослагательное наклонение обозначает предполагаемое, желательное действие ьли его возможность при определенных условиях: Он выполнил быэто задание. Почитал быты книгу. Была былодка, покатались бына озере. Можно выделить три основных оттенка значений этого наклонения: условное значение, значение желательности, предположительности и собственно сослагательное значение.

 

*Сослагательное наклонение с условным значением обозначает действие возможное или невозможное, которое могло бы стать реальным фактом действительности при наличии определенных условий, предпосылок. Это значение выражается обычно в сложноподчиненных предложениях с придаточной условной частью или уступительно-условной, содержащей усилительно-утвердительную частицу ни при глаголе-сказуемом, например: Ох, лето красное! Любил быя тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Достигну того предела, где звезды плывут пыля, лишь только быты летела, цвела, хорошела, пела,Отчизна людей, Земля!

 

*Значение желательности — наиболее яркое и эмоциональное значение форм сослагательного наклонения. Оно реализуется сказуемым в простых и сложных предложениях. Формы сослагательного наклонения могут выражать желательность действия для говорящего: Экий ты, Паша, суровый! Хоть быты когда-нибудь утешилменя! (М. Г.) Я волком бы выгрызбюрократизм... и пожелание собеседнику: Вы бы сходилив театр, душечка, или в цирк. Зашли бык нам. Отдохнули бы.

 

Как видно из примеров, формы сослагательного наклонения со значением условия и желательности, предположительности в современном русском языке образуются а н а- литическим способом: формой глагола на -л, совпадающей с формой прошедшего времени (т. е. древней формой несклоняемого причастия на -л), изменяющейся в единственном числе по родам, в сочетании с модально-приглагольной частицей бы (б), которая по происхождению представляет собой форму 2-го и 3-го лица единственного числа бывшего аориста вспомогательного глагола быти:

 

взлетел бы, взлетела бы (б), взлетело бы (б), взлетели бы (б); возвратился бы (б), возвратилась бы, возвратилось бы, возвратились бы.

 

Частица бы может находиться после глагола-сказуемого, перед ним и может быть отделена от него другими членами предложения, т. е. ее место в предложении свободно: На экскурсию я поехал бы;на экскурсию я бы поехал;на экскурсию быя поехал.

 

Формы сослагательного наклонения не изменяются по временам и лицам. Они могут обозначать действия, относящиеся к любому времени и лицу, что определяется при помощи контекста.

 

Значение желательности действия нередко выражается формой инфинитива в сочетании с частицей бы. Инфинитив с частицей бы — это особая разновидность формы сослагательного наклонения. Например: Улететь бы вольною птицей от всех вас.

 

Оттенок собственно сослагательности в русском литературном языке выражается только в одном случае: в придаточной части сложноподчиненного предложения с союзом чтобы и глаголом-сказуемым на —л при отрицательном сказуемом в главной части. В конструкции «чтобы... -л» частица бы входит в состав подчинительном) союза: Я еще в жиз1иимд;слыхивал, чтобысобака моглаписать.

 

32.Повелительное наклонение, его значение, образование, употребление.

 

Формы п о в е л и т е л ь наго наклонения выражают волеизъявление говорящего, побуждение к действию. Степень категоричности волеизъявления может быть разной. Это может быть просьба: Прочтите мне что-нибудь хорошее. Только читайтемедленно. совет: «Ты на дорогу смотри,— посоветовал Кузьмин.— Не оглядывайся»); пожелание: Живите счастливо!; приглашение: Садитесь, кушайте; разрешение: Возьмите книгу; предостережение, предупреждение: Осторожно переходиулицу. Берегисьавтомобиля!; распоряжение: Накормите этого человека... И дайтеему сухую одежду.; призыв: Люди мира, будьтезорче втрое, берегитемир, берегитемир!; приказ: Уйди отсюда!; запрет: Не двигайтесь! Мне нужно проверить.

 

Повелительное наклонение располагает синтетическими и аналитическими формами лица и числа. Форм времени повелительное наклонение, как и сослагательное, не образует. Оно всегда имеет значение будущего времени, непосредственно исходящего от настоящего или более отдаленного от настоящего: Откройте учебники, найдитеупражнение, прочитайтезадание; Пишитемне, приезжайтев гости.

 

Так как повелительное наклонение чаще всего выражает побуждение собеседника или собеседников к действию, оно образует специфические, типичные для него синтетические формы 2-го лица единственного и множественного числа.

 

Форма 2-г о лица единственного числа повелительного наклонения образуется от основы глагола настоящего (будущего) времени изъявительного наклонения посредством окончания -и или нулевого окончания: берег-и, сид-и, пиш-и, читай-(), сядь-(), поставь-(), отрежь-(). При образовании повелительного наклонения необходимо учитывать возможные чередования согласных в конце основы при спряжении глагола. Для образования формы повелительного наклонения в русском языке основу настоящего (будущего) времени следует выделять из формы 3-го лица множественного числа. Именно к этой основе прибавляется окончание -и или нулевое окончание. Ср.: берегу, бережешь, берегут — береги; пеку, печешь, пекут — пеки; сижу, сидишь, сидят — сиди;

 

Окончание -и употребляется, если в форме 1-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагола изъявительного наклонения ударение падает на окончание. И в повелительном наклонении окончание -и, как правило, ударное: говорю — говори, прошу — проси, смотрю — смотри, ловлю — лови.

 

При наличии в глаголе приставки вы- ударение переносится на приставку: выбеги, вылови, выпроси, выкрои, выдои.

 

При помощи окончания -и образуется форма 2-го лица единственного числа повелительного наклонения и от глаголов с ударением на основе, если в конце основы наблюдается сочетание согласных: закопчу — закончи, крикну — крикни, проветрю — проветри, съезжу — съезди.

 

От некоторых глаголов возможно образование двух форм повелительного наклонения — с окончанием -и и с нулевым окончанием, например: вычисти и вычисть, закупори и закупорь, уведоми и уведомь.

 

Формы повелительного наклонения от отдельных глаголов образуются с помощью супплетивной основы: есть — ешь, ехать — поезжай.

 

Не образуют форм повелительного наклонения глаголы, которые по своему лексическому значению не могут выражать действия, совершаемого по воле субъекта. К таким относятся безличные глаголы (вечереть, светать, подмораживать, знобить, лихорадить и др.), а также отдельные другие глаголи (близиться, бодрить, весить, выглядеть, преобладать, стоить и т.п.). Не образуются формы повелительного наклонения от модальных глаголов мочь, хотеть.

 

Форма 2-г о лица множественного числа повелительного наклонения образуется посредством прибавления к форме 2-го лица единственного числа постфикса -те: сидите, скажите, берегите, пеките, кроите, поите, лягте, кройте, мойте, рисуйте, проезжайте, лейте, шейте.

 

Вместо формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения иногда употребляется форма 2-го лица единственного числа: «Ну, ребята,— сказал комендант,— теперь отворяй ворота, бей в барабан...» Ср. также военные команды: Стройся! Равняйся!

 

К формам 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения в разговорной речи может присоединяться частица-суффикс -ка, которая вносит оттенок фамильярности и несколько смягчает характер волеизъявления: Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?

 

При необходимости выразить побуждение к действию, адресованному 3-м улицу единственного или множественного числа, употребляется аналитическая (сложная) форма, включающая модальную частицу пусть (в разговорной речи — пускай) и форму 3-го лица единственного или множественного числа настоящего или простого будущего времени изъявительного наклонения: И пусть под знаменем науки союз наш крепнет и растет.

 

В форме 3-го лица в высоком, торжественном стиле используется также устаревшая частица да: Да здравствует солнце, да скроется тьма!

 

Частицы пусть и да широко употребляются при выражении пожелания, в призывах: Пусть нам звердою путеводной святая истина горит. Да здравствует мир во всем мире!

 

Для выражения приглашения собеседника или собеседников к совместному действию в последнее время довольно активно используется синтетическая (без частицы давай(те) форма 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения (настоящего и будущего простого времени): Идем к реке. Пойдем в лес. Поговорим по душам. Сядем.

 

При соответствующей побудительной интонации в значении повелительного наклонения могут употребляться и другие формы изъявительного наклонения: 1) форма 2-го лица единственного и множественного числа будущего времени (в таком случае приказание не допускает ни возражения, ни отказа): Сидоров, доедешь с гражданкой до вокзала. 2) форма 3-го лица единственного и множественного числа будущего времени: На поля пойдут все: полеводы, и животноводы, и малые ребята; 3) формы прошедшего времени: Хорошо одетый молодой человек, увидя его, побежал к извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошел!» Подобное употребление форм изъявительного наклонения в значении повелительного становится обычным.

 

В значении 2-го лица повелительного наклонения может употребляться сослагательное наклонение. В таком случае волеизъявление выражается в более мягкой форме. Это может быть пожелание собеседнику: Вы бы еще посидели! совет: «Ты бы помолчал, Матвеич»,— сказал в сердцах Вермель. иногда — приказ, категорическое требование: Говорили бы потише! Не ругались бы!

 

Для выражения побуждения в категорической форме в значении повелительного наклонения широко употребляется инфинитив: Готовиться к бою! Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать! Неопределенная форма глагола в значении повелительного наклонения часто используется в призывах, резолюциях, постановлениях, приказах: Улучшить трудовую дисциплину! Повысить урожайность зерновых! Назначить товарища Иванова на должность директора завода.

 

Для выражения просьбы, приказания, адресованного 3-му лицу, иногда употребляется синтаксическая конструкция с союзом чтобы: Скажи, чтобы приготовили мне коня. Побыстрей. В свою очередь формы 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения, утрачивая способность выражать побуждение к действию, могут употребляться в переносном значении, т. е. в значении изъявительного или сослагательного наклонения (чаще всего с условным или обобщенно-уступительным значением): А тут к беде еще беда: случись тогда несчастье. Не подоспей боеприпасы — бой захлестнется без огня!

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.