Традиционные и инновационные формы уроков. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Традиционные и инновационные формы уроков.

2017-07-01 1641
Традиционные и инновационные формы уроков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выделяют следующие виды инновационных уроков:

 

1. Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

 

В основе такого урока – организация практического исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.

 

Цель деятельности обучающихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата. Отличительные особенности технологии такого обучения:

 

самостоятельная учебная деятельность школьника;

 

ориентация учебы и труда на конечный результат;

 

смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые формы, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

 

Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик не просто запоминал факты, которые он сможет использовать позже, но и жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстоит жить в будущем и, одновременно, учился его целесообразно преобразовывать.

 

2. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; зачет в парах ит.д.

 

Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология их обсуждения в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с обучающимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает обучающимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

 

3. Уроки дифференцированного бучения строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого обучающегося.

 

Самый распространенный тип таких уроков – урок, предполагающий работу обучающихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения). Условия реализации таких уроков:

 

определение уровня знаний обучающихся и их способностей к обучению;

 

выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления;

 

определение способов учения для каждого ученика;

 

подготовка дидактического материала;

 

установление регламента для выполнения тех или иных заданий;

 

определение механизма контроля учебных действий обучающихся во время самостоятельной работы.

 

Уровень знаний обучающихся и их способности к обучению – главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс.

 

4. Проблемные уроки – форма организации обучения на основе создания проблемной ситуации. На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема. Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности обучающихся на основе выявления причинно-следственных связей, сочетания трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью – сталкиваясь с трудностью, обучающиеся убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса.

 

Проблемное обучение – это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами.

 

Проблемное обучение – это, прежде всего, обучение умению находить новые способы решения сложившихся противоречий. Задача учителя – организовать учебную деятельность на основе активизации мышления обучающихся на всех этапах урока. Характер познавательной деятельности обучающихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие – методом анализа ситуации; третьи – методом диагностики и выводов; четвертые – подбором и т.д.

 

Создание проблемной ситуации, ее решение непосредственно связывается с функцией творческого мышления. Обучающиеся постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения. В ходе такой работы у школьников возникает потребность аргументировано, обоснованно изложить свое мнение, без чего знания не могут перейти в убеждение, стать подлинно своими. Задача учителя состоит вовсе не в том, чтобы сформировать безошибочное мнение, поскольку такое вообще не существует, а в том, чтобы научить обучающихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

 

Использование технологии проблемного обучения и воспитания создает благоприятные условия для активизации устной речевой деятельности учащихся, которая в свою очередь способствует развитию личностных качеств, необходимых для эффективного общения.

 

Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически невозможно.

 

5. Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным.

 

Обязанность учителя – подготовить всех обучающихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Каждый ученик, принимая участие в проектировании, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков. Для того чтобы проект получился, надо верить в ученика. Мое твердое убеждение – нет плохих учеников. Они все яркие, талантливые, неповторимые индивидуальности.

 

Основные требования к использованию метода проектов:

 

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара одной проблеме и т.п.).

 

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Например, доклад о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; выпуск газеты, план мероприятий и т.п.

 

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

 

4. Использование исследовательских методов:

 

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

 

- выдвижение гипотезы их решения;

 

- обсуждение методов исследования;

 

- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и т.п.);

 

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

 

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

 

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

 

Таким образом, преимущества уроков на основе проектной деятельности:

 

развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных;

 

развитие социальных умений и навыков (работа в команде);

 

развитие уверенности в своих силах;

 

развитие познавательных навыков обучающихся,

 

развитие критического мышления;

 

развитие умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

46. Система образования в РБ: структура, принципы, перспективы развития.

Система образования Республике Беларусь обеспечивает образование обучающихся на уровнях основного, дополнительного и специального образования.

Структура:

Национальная система образования в РБ в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:

дошкольное воспитание (ясли, детсад, ясли-сад, дошкольный центр развития ребёнка, детский сад-школа);

общее среднее образование (начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя школа, гимназия, лицей, школа-интернат, специальная школа закрытого типа, санаторная школа-интернат и учебно-педагогический комплекс, например, детский сад-школа);

внешкольное обучение и воспитание призвано обеспечить детям и молодёжи равный доступ к различным областям творческой деятельности, возможность реализации потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении, формирование здорового образа жизни (кружок, секция, студия, клуб, ансамбль, театр и др.);

профессионально-техническое образование;

среднее специальное образование;

высшее образование;

подготовку научных и научно-педагогических кадров;

повышение квалификации и переподготовку кадров;

самостоятельное образование граждан.

Дошкольное образование

В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство детей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.
Охват детей с 1 года до 6 лет учреждениями дошкольного образования составляет 74,4 %, в том числе в сельской местности – 49,7 %, в городской местности – 81,4 %.
В 2015/2016 учебном году в Республике Беларусь функционирует 3 972 учреждения дошкольного образования, из них 11 частной формы собственности, контингент воспитанников составляет 410,5 тыс. человек.

Общее среднее образование

В республике 90% населения в возрасте 15 лет и старше имеют высшее, среднее или базовое образование. Фото: interfax.by.


Общее среднее образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет, средней – на 11 лет. Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.

В 2015/2016 учебном году в Республике Беларусь функционирует 3 233 учреждения общего среднего образования, из них 10 частной формы собственности, контингент учащихся составляет 964,9 тыс. человек.

Среди последних тенденций системы общего среднего образования — введение профильного обучения в старшей школе.

В настоящее время в учебно-воспитательный процесс общего среднего образования прочно вошли современные информационные технологии. В ряде гимназий и школ проводится эксперимент по внедрению электронных дневников, идет формирование «облачной» информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах информации.

На международных предметных олимпиадах среди школьников с 2010 по 2015 годы Беларусь завоевала 199 медалей (20 золотых, 76 серебряных и 103 бронзовых).

Специальное образование

Республика Беларусь добилась неплохих результатов в организации работы с детьми с особенностями психофизического развития.
Система учреждений образования обеспечивает не только образование, но и сопровождение, реабилитацию, коррекционно-педагогическую помощь и воспитание таких детей на всех этапах их социализации и всех возрастных групп (99,2%). Более 70% детей с особенностями психофизического развития интегрированы в учреждения дошкольного и общего среднего образования.

В настоящее время функционируют 240 учреждений специального образования — они функционируют и как ресурсные центры, т.е. являются материальной, информационной, методической базой для повышения качества специального образования, квалификации педагогов, работающих с такими детьми.

Профессионально-техническое образование и среднее специальное образование

Предметом особой гордости Беларуси является система профессионально-технического и среднего-специального образования, которая в отличие от других стран постсоветского пространства сохранена и успешно функционирует. Наш опыт используется в России и других государствах.
Профессионально-техническое образование: включает 166 учреждений профессионально-технического образования (профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи, профессионально-технические училища) и 40 учреждений образования других видов, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования (ежегодный прием и выпуск составляют около 35 тыс. чел., подготовка осуществляется почти по 300 профессиям).

Среднее специальное образование: включает 119 учреждений среднего специального образования (колледжи), в том числе 12 частной формы собственности, и 94 учреждений образования других видов, реализующих образовательные программы среднего специального образования (ежегодный прием и выпуск составляют около 40 тыс. чел., подготовка осуществляется по 172 специальностям).

Высшее образование

В Беларусь за знаниями приезжают студенты со всего мира. Фото: interfax.by.

Высшее образование, включает 52 учреждения высшего образования (университеты, академии, институты), в том числе 9 частной формы собственности. Ежегодный прием составляет более 60 тыс. чел., выпуск – свыше 80 тыс. специалистов.
Подготовка специалистов осуществляется по 15 профилям образования, включающим 382 специальности высшего образования первой ступени и 331 специальность высшего образования второй ступени.
Высшее образование в Республике Беларусь может быть получено в очной (дневной, вечерней) или заочной, в том числе дистанционной, формах.
Учреждения высшего образования организуют образовательный процесс на русском и белорусском языках. Для иностранных граждан обучение может быть организовано на английском языке.
Также в 119 организациях Республики Беларусь, имеющих аспирантуру (адъюнктуру) и в 56 организациях Республики Беларусь, имеющих докторантуру, осуществляется подготовка научных работников высшей квалификации. Подготовка в аспирантуре, докторантуре осуществляется по 430 специальностям научных работников.

Национальные учреждения высшего образования сотрудничают более чем с 300 предприятиями внутри страны, экспортируют научно-техническую продукцию более чем в 30 государств мира: Францию, Финляндию, Австрию, Бельгию, Польшу, Чехию, Великобританию, Латвию, Литву, США, Корею и другие страны.

 

Дополнительное образование подразделяется на дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых.

Классификация уровней образования Республики Беларусь соответствует Международной стандартной квалификации образования (МСКО 2011). Таким образом в стране на практике обеспечивается реализация принципа «образования через всю жизнь».

 

Принципы:

В положении о средней образовательной школе Беларуси сформулированы основные принципы построения системы образования в РБ:

- доступность,

- открытость;

- свободное развитие личности;

- научность,

- бесплатность общего образования;

- единство национального и общечеловеческого в обучении и воспитании,

- демократичность,

- гуманность,

-вариативность типов школ по содержанию образования и организации уч.-восп. процесса,

-преемственность и непрерывность образования,

- единство обучения, духовного и физического совершенствования,

- светский характер образования,

- поощрение и всемерное содействие талантов и способностей,

- обязательное базовое 9-летнее образование.

Перспективы развития:


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.