Важнейшие социокультурные процессы ХХ века, повлиявшие на эволюцию форм воспитания. Развитие педагогической мысли в ХХ веке. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Важнейшие социокультурные процессы ХХ века, повлиявшие на эволюцию форм воспитания. Развитие педагогической мысли в ХХ веке.

2017-07-01 1540
Важнейшие социокультурные процессы ХХ века, повлиявшие на эволюцию форм воспитания. Развитие педагогической мысли в ХХ веке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социокультурные процессы:

В конце XIX - начале XX вв. центр педагогической мысли постепенно смещается в США. Здесь были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь желаемых целей.

 

Виднейшими представителями американской педагогики являются Джон Дьюи (1859 - 1952) и Эдвард Торндайк (1874 - 1949). Торндайк прославился своими исследованиями процесса обучения и созданием действенных воспитательных технологий.

 

Американский педагог и врач Бенджамен Спок всколыхнул умы далеко за пределами своей страны, задав публике вопрос: что в воспитании детей должно превалировать - строгость или доброта? То есть: какой быть педагогике - авторитарной или гуманистической? Б. Спок ищет ответ в своих книгах "Ребенок и уход за ним", "Разговор с матерью" и др. В начале XX в. итальянская учительница Мария Монтессори (1870 - 1952) много сделала для популяризации и разработки идей свободного воспитания и развития личности ребенка.

 

В своей книге "Метод научной педагогики" она утверждает, что для развития ребенка нужно максимально использовать возможности детского возраста.

 

Главной формой начального школьного обучения должны быть самостоятельные учебные занятия.

 

Монтессори составила дидактические материалы для индивидуального изучения младшими школьниками грамматики родного языка, геометрии, арифметики, биологии и других предметов. Материалы эти построены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки.

 

Сегодня в России успешно работают комплексы "детский сад - школа", где по системе Монтессори идеи свободного воспитания детей внедряются в жизнь. 2. Русская педагогика послеоктябрьского периода разрабатывает идеи воспитания человека в новом обществе.

 

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т. Шацкий (1878 - 1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР.

 

Первые учебные пособия по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, написаны в 20-х гг. П.П. Блонс- ким (1884 - 1941) - "Педагогика" и "Основы педагогики", а также А.П. Пинкевичем (1884 - 1939) - "Педагогика".

 

Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869 - 1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения.

 

A. С. Макаренко (1888 - 1939) изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Он выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания.

 

B. А. Сухомлинский (1918 - 1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи.

 

В конце 80-х гг. в СССР началось движение за обновление и перестройку школы, что привело к возникновению так называемой педагогики сотрудничества. К ее видным представителям принадлежат известные ученые и практики - Ш.А. Амонашвили, С.Л. Соловейчик, В.Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Н.Н. Палтышев, В.А. Караковский.

 

Московская учительница начальных классов С.Н. Лысенкова создала методику "опережающего обучения" и написала книгу "Когда легко учиться", в которой описаны приемы "комментированного управления" деятельностью младших школьников на основе использования схем, опор, карточек, таблиц.

 

3. К настоящему времени педагогика сложилась как фундаментальная наука по вопросам обучения и воспитания, без знания и умелого использования теоретических и методических идей которой невозможно дальнейшее совершенствование деятельности образовательно-воспитательных учреждений в соответствии со всевозрастающими требованиями к их работе, предъявляемыми нашим обществом.

 

Новая российская школа движется в направлении гуманистического личностно-ориентированного воспитания и обучения. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Совре

менные компьютеры, снабженные качественными обучающими программами, помогают успешно справляться с задачами управления учебным процессом, что позволяет достигнуть высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени.

 

Наметился прогресс и в области созда воспитания: научно-производственные комплексы, авторские

 

экспериментальные площадки.

31. Эволюция образования в ХХ веке. Создание непрерывной системы образования.

Идея непрерывного образования стала занимать все более заметное место в ряду прогрессивных идей XX — начала XXI в. Смысл ее заключается в создании условий для обеспечения каждому человеку постоянного развития и творческого обновления, что ведет к процветанию общества в целом. Именно поэтому многие государства ведут поиск собственной модели непрерывного образования.

 

Истоки данной идеи можно найти у древних философов: Конфуция, Солона, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки. Предтечей современных представлений о непрерывном образовании является Ян Амос Коменский, который утверждал, что вся жизнь должна быть школой, что для учебы подходит любой возраст, нужно только уяснить, в каком возрасте и к чему человек более способен.

 

Еще в эпоху Просвещения была доказана важность всеобщего обучения детей и молодежи. Позже появилась потребность в обучении и профессиональной подготовке, переподготовке взрослых. Эти и другие факторы обусловили необходимость теоретического обоснования образовательных процессов в современных условиях, подвели к идее непрерывного образования.

 

Впервые данная идея была оглашена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. С середины 1970-х гг. она нашла поддержку во всех странах, стала основным принципом образовательных реформ»

 

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможность реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни. Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий для общего и профессионального развития человека.

 

Каковы же объективные и субъективные предпосылки, вызвавшие потребность перехода к непрерывному образованию?

 

Объективные предпосылки. Прошедшее столетие характеризовалось бурным социально-экономическим и научно-техническим прогрессом. Подобного динамизма общественного развития не знали предыдущие эпохи. В этих условиях обновление техники, технологий опережало темпы смены поколений людей. Произошло отставание образования от новых реалий жизни; появившийся дефицит знаний привел к тому, что многие работники перестали выполнять свои обязанности профессионально, обострилась проблема функциональной неграмотности.

 

В результате исчерпания возможностей "конечного образования" возник ряд инициатив (параллельное образование, продолженное образование, повышение квалификации, дистанционное обучение, самообразование), что, однако, помогало решать возникшие проблемы лишь частично. Таким образом, были созданы объективные предпосылки для перехода к непрерывному образованию.

 

Субъективные предпосылки. Возникшая в современных условиях рассогласованность между имеющимся и необходимым для человека уровнем знаний стала причиной профессиональной некомпетентности, неумения сделать надежный профессиональный выбор. Вместе с тем, рост благосостояния в целом, появление свободного времени, расширение перечня образовательных услуг привели к осознанию необходимости постоянного обновления знаний не только для профессиональной деятельности, но и восприятия образования как ценности.

 

Функционирование непрерывного образования должно основываться на принципах гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

 

Принцип гуманизма — обращенность образования к человеку, свобода выбора форм, сроков, видов обучения, возможность повышения квалификации, самообразования. Он реализуется через создание благоприятных условий для развития творческой индивидуальности личности. Этот принцип отвергает насилие, национальную и расовую исключительность, равнодушие к окружающим.

 

Принцип демократизма — доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышение квалификации.

 

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования. Он ориентируется на использование разных методических систем и технологий, позволяющих "учиться меньше, но чаще", продуктивнее.

 

Принцип опережения требует быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики. Он ориентирует на широкое и активное применение новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов.

 

Принцип открытости обязывает учебные заведения расширять деятельность путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей, т.е. работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями.

 

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть роль и место образования в жизни человека и общества. Образование должно быть направлено в будущее, прежний девиз "Знания на всю жизнь" уступает место новому — "Знания через всю жизнь".

 

Система непрерывного образования способствует решению трех основных задач:

 

1) подготовка человека для включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений;

 

2) совершенствование человека с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;

 

3) разностороннее развитие личности, формирование ее мировоззрения.

 

В соответствии с этими задачами в структуре непрерывного образования выделяются две подсистемы: базовое и дополнительное образование. В свою очередь базовое и дополнительное

 

образование может быть общим и профессиональным. Таким образом, следует говорить о четырех подсистемах образования: базовом общем, базовом профессиональном, дополнительном общем, дополнительном профессиональном. Предложенная структура непрерывного образования представлена здесь:

 

Структура непрерывного образования

 

Высшая школа, занимая свое место в системе непрерывного образования, прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой, технологией и культурой общества в целом. Сегодня необходимо четко и осознанно представлять, каким должно быть высшее профессиональное образование.

 

Даже при бесспорных достижениях в развитии высшей школы уровень и качество подготовки отечественных специалистов не отвечают современным требованиям. У нас избыток выпускников вузов и недостаток кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные современные задачи. Требования к специалисту, содержанию и процессу его подготовки должны носить опережающий характер по сравнению со сложившейся теорией и практикой.

32. Достижения и проблемы педагогической науки и практики постсоветского периода. Глобализация образования в ХХI в.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.