Вопрос 8. Особенности и параметры рыночного равновесия на микроуровне. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Вопрос 8. Особенности и параметры рыночного равновесия на микроуровне.

2017-07-01 432
Вопрос 8. Особенности и параметры рыночного равновесия на микроуровне. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономическое равновесие – состояние экономики, в котором экономические силы сбалансированы и, при отсутствие внешних воздействий, величины экономических переменных не будут изменяться. Т.о. в состоянии Э.Р. все стороны экономического взаимодействия удовлетворены полученным результатом.

Существуют различные виды экономического равновесия.

1. В зависимости от характера колебания цен, различают устойчивое и неустойчивое равновесие.

Устойчивость равновесия – способность рынка приходить в равновесие путем установления первоначальных параметров равновесной цены и равновесного объема.

Устойчивое Э.Р. делится на абсолютное равновесие - имеет место в случае установления единой равновесной цены, относительное – при небольших отклонениях от нее. В этом случае равновесие достигается тогда, когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене, а объем предложения приспосабливается к объему спроса. В этом случае колебания цен носят «затухающий» характер.

Неустойчивое – возникает в случае равномерного или «взрывного» колебания цен, когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно усиливаются, удаляясь от равенства.

Возможность равновесия в данном случае зависит от характера эластичности спроса и предложения, т.е. от соотношения наклонов кривых спроса и предложения: b и n.

Функции равновесной цены:

  • Распределительная
  • Информационная
  • Стимулирующая
  • Балансирующая
  • Нормирующая. Она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объём потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить затраты или ему следует воздержаться от производства товара.

 

2. В зависимости от числа равновесий – единственное и множественное.

Неединственность, или неопределенность равновесия: Например: рынок труда, когда кривая предложения имеет убывающий отрезок.

Рис. 3 – Неединственность равновесия

    1. Невозможность равновесия

Рис. 4 – невозможность равновесия

    1. В зависимости от фактора времени – статическое и динамическое.

Вопрос9.Разновидности моделей рыночного равновесия: статическая и динамическая. Применение метода сравнительной статики для анализа изменения равновесия.

Для статических моделей равновесия характерны следующие моменты:

· представление и сопоставление различных равновесных состояний рынка

· механизм перехода от одного состояния к другому не исследуется

· время учитывается лишь косвенным образом

· Метод сравнительной статики позволяет анализировать сдвиги спроса, предложения и точек равновесия под воздействием каких-либо экзогенных факторов.

Рис. 5 – изменение равновесия в статической модели

Динамические модели – модели, в которых при установлении равновесия учитывается фактор времени.., т.е. все переменные являются функциями времени (например, скорость установления цены или скорость установления объема).

- Равновесие по Вальрасу (устанавливается за счет соотношения избытков спроса и избытков предложения) и Маршалу (превышение цены спроса над ценой предложения).

- Паутинообразная модель.

Различают две группы методов регулирования цен: прямые и косвенные.

К прямым методам относятся:

- прямой контроль за уровнем цен и объемов рынка (установление жестких цен и рыночных квот);

- установление ценовых пределов и коридоров (цена «потолка», цена «пола»).

«Цена пола» — установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

 

 

Рис. 6 – прямое регулирование равновесия

Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.

Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.

Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения.

 

К косвенным методам относят использование финансовых инструментов (налогов и дотаций).

Прежде всего рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов.

К этой группе налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР, и частично заменивший его акциз, введенный в России с 1992 г.

 

 

Рис. 7. Регулирование рынка с помощью налогов

 

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.

1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

• фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;

• цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;

• наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:

• фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия);

• начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.