Фридрих Дюрренматт (р. 1921) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Фридрих Дюрренматт (р. 1921)

2017-06-29 259
Фридрих Дюрренматт (р. 1921) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретические взгляды Фридриха Дюрренматта нашли выражение в сборниках статей «Театр», «Критика», «Литература и искусство», «Философия и естествознание», «Политика». Несмотря на свойственные ему противоречия, порожденные непримиримо критическим отношением к капиталистической действительности и скептической позицией по отношению к малоизвестному ему миру социализма, Дюрренматт в основном продолжает традицию гражданской, общественной активности швейцар-

 


ской литературы. Художественно-эстетические и социально-политические проблемы для него неразделимы. В своих суждениях писатель исходит из жгучих проблем современности, восставая против абстрактного теоретизирования «литературы о литературе», против того культа литературы, который характерен для буржуазного культурного сознания и был олицетворен в его глазах фигурой Г. фон Гофмансталя. В работах Дюрренматта возникает панорама истории мирового театра от Аристофана до Брехта, театр для Дюрренматта — «дело творческой жизненной радости, самая непосредственная сила жизни», выражение духовной свободы человека. «О смысле художественного творчества в наше время» — доклад, сделанный на заседании Евангелической Академии радио и телевидения в сентябре 1956 г., — программное для писателя заявление об изменениях, происходящих в художественном сознании европейских писателей под воздействием научно-технической революции, исторических изменений, происшедших после второй мировой войны. Перевод осуществлен по изданию: F. Dürrenmatt. Theater-Schriften und Reden. Zürich, Verlag der Arche, 1966. На русском языке публикуется впервые.

 

Макс Фриш (р. 1911)

Макс Фриш в своих теоретических работах апеллировал к ответственности писателя перед обществом, народом, историей. В статье «Культура как алиби» (1949) с позиций защиты гражданственности искусства Фриш в свете исторического опыта борьбы с фашизмом подверг суду «эстетическую культуру», граничившую с «нравственной шизофренией». Искусство и нравственность, культура и политика для него — нерасторжимые понятия. «Дневник 1946 — 1949 гг.» (1950), «Дневник 1966 — 1971 гг.» (1972) — книги-исповеди, в которых он размышляет о послевоенной ситуации, о положении буржуазного интеллигента в Европе после второй мировой войны и состоянии его сознания. В речи в связи с присуждением премии Шиллера (1965) Фриш выдвигает идею вариационного театра, «драмы пермутации», в которой жизнь предстает как цепь причинных сцеплений, каждое действие и поступок допускают варианты, вскрывающие границы возможностей, заключенных в самом человеке и предоставляемых ему обществом. «Общественность как партнер» представляет собой речь, произнесенную на открытии Франкфуртской книжной ярмарки (1958); раскрывая трагедию одиночества художника-гуманиста в современном мире, Фриш выявляет его зависимость от общества, с которым ведется беспрерывный диалог и которое делает художника ответственным за свое творчество, за состояние мира. Перевод сделан по изданию: М. Frisch. Öffentlichkeit als Partner. Frankfurt am Main, Suhrkamp Verlag, 1967. На русском языке публикуется впервые.

409 Фолкнер в интервью... по случаю присуждения Нобелевской премии... — В «Речи при получении Нобелевской премии» (1950) Фолкнер, однако, утверждал: «Я думаю, что этой премией награжден не я, как частное лицо, но мой труд — труд всей моей жизни, творимой в муках и поте человеческого духа, труд, осуществляемый не ради славы и, уж конечно, не ради денег, но во имя того, чтобы из элементов человеческого духа создать нечто такое, что раньше не существовало». Цит. по: Писатели США о литературе. М., «Прогресс», 1974. с. 298.

 


412 Даже уединяясь в Мюзо... — намек на Р. М. Рильке (1875 — 1926), жившего с 1921 г. в замке Мюзо (кантон Валлис, Швейцария).

413 «Старая дама» Дюрренматта — пьеса «Визит старой дамы» (1956) Дюрренматта.

Е. И. Нечепорук

 

 

ШВЕЦИЯ

 

Артур Лундквист (р. 1906)

Артур Лундквист — шведский писатель, видный общественный деятель, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1958). Ранний период его творчества был связан с деятельностью литературной группы «Пятеро молодых», куда помимо него входили X. Мартинсон, И. Чельгрен, С. Сандгрен и Э. Асклунд, впоследствии ставшие известными писателями и поэтами. В 1929 г. они опубликовали стихотворную антологию, давшую название группе. Созданная ими форма модернизма получила название «примитивизма», или «витализма», «культа жизни». Ее основу составляло неприятие норм буржуазной культуры и стремление жить в гармонии с природой. Важным для них стал поиск формального обновления литературы. Коллективный манифест шведских «примитивистов» не был создан по причине разногласий по целому ряду вопросов. Поэтому основные положения этой теории отражались в отдельных выступлениях авторов, в первую очередь А. Лундквиста и X. Мартинсона. В 30-е гг. «Пятеро молодых» активно печатались в журналах модернистской ориентации: «Фронт» (1931 — 1932), «Окно» (1930 — 1936), «Спектр» (1931 — 1935). А. Лундквист был не только крупнейшей фигурой этого литературного объединения, но также главным его организатором и теоретиком. Статья «Не программа, а направление» воспринималась как манифест группы и сыграла важную роль в развитии шведской литературы. Перевод выполнен по изданию: «Fronten», 1931, № 1. На русском языке публикуется впервые.

415 Лагерквист Пер (1891 — 1974) — шведский писатель, лауреат Нобелевской премии (1951). Упоминая это имя, Лундквист, в частности, имеет в виду работу Лагерквиста «Современный театр» (1918), оказавшую значительное влияние на шведский театр и драматургию.

Нордстрём Людвиг (1882 — 1942) — шведский писатель, чьи программные выступления связаны прежде всего с его социально-утопическими идеалами, с мечтой об идеальном городе. Считал город наиболее совершенной формой общественной организации, счастливое будущее человечества связывал с существованием двух форм общежития — «малого города» и «города мира», объединяющего все человечество в единое целое. Взгляды писателя нашли отражение в его теоретических работах 20-х гг.: «Плавучий маяк» (1922), «Город мира» (1923).

 

Харри Мартинсон (1904 — 1978)

Харри Мартинсон принадлежит к числу наиболее талантливых писателей и поэтов в шведской литературе XX в.; член Шведской

 


Академии языка и литературы (1949), лауреат Нобелевской премии (1974). Член группы «Пятеро молодых» (см. с. 599 коммент.). Статья «Модернизм» относится как раз к периоду существования этой группы. Перевод выполнен по изданию: «Fronten», 1931, № 12. На русском языке публикуется впервые.

421 Скансен — этнографический музей на открытом воздухе, часть комплекса Музея Севера в Стокгольме. Был открыт в 1891 г. В соответствии с замыслом основателя музея Артура Хазелиуса стал также местом для проведения различного рода празднеств и торжеств.

Соня Окессон (р. 1926), Кай Хенмарк (р. 1932), Бу Хольмберг (р. 1930), П. К. Ершильд (р. 1935)

Авторы манифеста «Фронт против тирании формы» принадлежат к поколению шведских писателей, вступивших в литературу в конце 50-х — начале 60-х гг. Манифест «четырех» отразил новые тенденции в развитии шведской литературы в 60-е гг., когда подвергалась критике элитарность и излишняя увлеченность внешней формой, присущая литературе предшествующего десятилетия, и литература становилась частью общественной жизни и политики. Манифест предвосхитил новую пору шведской литературы, и требования, предъявляемые к искусству молодыми авторами, оказались значимыми для культурной жизни страны двух последующих десятилетий. Следует, однако, отметить, что сами авторы статьи не во всем соглашались друг с другом по вопросу ангажированности. Вскоре после того, как манифест был опубликован, К. Хенмарк и П. К. Ершильд прокомментировали на страницах «Дагенс нюхетер» основные положения своей литературной программы. Так, К. Хенмарк заявил, что он не имел в виду какой-либо определенный вид ангажированности, а трактовал это понятие в более широком смысле — как вовлеченность автора наравне с другими людьми в «общечеловеческую ситуацию». Такая ангажированность, указывал он, «подразумевает много аспектов: моральные, политические, социальные, религиозные...». П. К. Ершильд определил свою позицию по-иному. Он подчеркнул, что «хотел бы сориентировать себя на социально и политически ангажированное творчество». Этому своему заявлению писатель остался верен и в дальнейшем, что сказалось как в его творчестве, так и в его деятельном участии в общественной жизни страны. Впервые манифест был опубликован в «Дагенс нюхетер» 29 августа 1960 г. Перевод выполнен по изданию: «Svensk literatur i Kritik och debatt [1957 — 1970]». Stockholm, 1972. На русском языке в другом переводе манифест печатался ранее в сборнике «Писатели Скандинавии о литературе». М., «Радуга», 1982.

Е. А. Соловьева

 

 

ДАНИЯ

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.