Педагогическая профессия, структура педагогической профессии. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Педагогическая профессия, структура педагогической профессии.

2017-07-01 1709
Педагогическая профессия, структура педагогической профессии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическая профессия, структура педагогической профессии.

Особенности педагогической профессии:

ü Гуманистический аспект педагогической деятельности. Т.е. это глубокая вера в возможность успешного воспит. каждого ребенка. Это гармония сердца и разума (понимание жизни и взглядов ребенка),безграничная вера в доброе начало каждого человека и благотворное влияние на личность ученика, закреплять его положительные качества, а отриц.отсеивать.

ü Конечный результат пед.труда возможно увидеть только через продолжительное время.

ü Непрерывное образование. Учитель должен постоянно учится, пополняя свои знания и совершенствуя свое мастерство.

ü Творческий характер педагогической деятельности. Эта особенность выражается в том, что учитель всегда должен искать какие-то новые подходы к обучению, к объяснению материала.

ü Взаимодействие между учителем и учеником является субектно-субъектное.

ü Преемственно-перспективный характер деятельности педагога. Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни.

ü Знание своего предмета и большой кругозор

ü Умение хорошо и понятно объяснить

ü Умение подать ребёнку причинно-следственные связи

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ - особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Структура педагогической профессии.

Определяя структуру профессиональной педагогической деятельности, исследователи отмечают, что ее основное своеобразие – в специфике объекта и орудий труда.

Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента:

ü конструктивный (разработка технологий форм деятельности учащихся, решением возникшей педагогической задачи)

ü организаторский (создание коллектива и организацию совместной деятельности)

ü коммуникативный (установление связи и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами)

Характеристика структуры педагогической деятельности А.И.Щербакова:

(8 основных взаимосвязанных компонентов-функций педагогической деятельности)

Информационная,развивающая, ориентационная, мобилизационная, коммуникативная, конструктивная, организационная и исследовательская.

А.И.Щербаков считает организаторский компонент педагогической деятельности единством информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.

Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.

Деятельность учителя направлена на создание правильного мотива, на выбор правильной цели, чтобы результат был удовлетворительный.

 
 

 

 


Методологические основы педагогики. Участие учителей в исследовательской работе.

МЕТОДОЛОГИЯ -учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

Уровни методологии:

I. Философскй (общие принципы познания)

II. Общенаучный (термины, методы подходящие ко всем научным дисциплинам)

III. Конкретно научный (термины,методы подходящие к опр дисциплине)

IV. Технологический (процедуры, обеспечивающие проведение исследований )

Участие учителей в исследовательской работе.

Под исследованием в области педагогики понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуру механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явлений.

Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии: актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела:

I. Методологический (обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный темный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы);

II. Процедурный. (раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных);

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Социальный заказ требует обоснования конкретной темы.

Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. на выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель — переформулированная проблема.

Формулирование проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Объект — то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования — те наиболее значимые с практической ли теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы (совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке).

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов:

I. Эмпирического (получают функциональное представление об объекте исслед, обнаруживают противоречия между реальной образов практикой и потребностью постичь сущность явления, формулируют проблему. Результат – гипотеза)

II. Гипотетического (направлен на разрешение противоречий между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность)

III. Теоретического (связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объем исследования и потребностью в системных представлениях о нем)

IV. Прогностического (Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостно; образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях)


Типы и структура уроков.

СТРУКТУРА УРОКА совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Структурные элементы урока
I.Организация начала урока (2 минуты).
Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:

1.Изучение нового материала.
Вид урока: лекция, урок с элементами беседы, лекция с элементами презентации, урок конференция, экскурсия, исследовательская работа.
Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Вид урока: практикум, экскурсия, лабораторная работа, деловая игра, урок дискуссия.
Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Содержание понятий «самовоспитание» и «перевоспитание».

САМОВОСПИТАНИЕ - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания. Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль. Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. В понятии "самовоспитание" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие.

Методы самовоспитания:

· Самоубеждение и самообязательство (ученик, выявляя в себе недостатки, убеждает себя изжить их)

· Самовнушения (воздействие на собственную психику)

· Самокритики (изжить недостаток с помощью самокритики)

· Эмпатии / мысленного переноса себя в положение др человека и сопереживания его чувств

· Самопринуждение / самоприказ (развитие воли, преодоление желаний)

· Самонаказание (испл санкций в отношении к отступлениям от намеченных правил)

Формы и содержания организации самовоспитания педагогом:

· создание педагогических условий, в которых самовоспитание выступало бы необходимым элементом учебной, профессиональной и других основных видов деятельности человека;

· включение в процесс решения задач самовоспитания как можно большего количества членов учебной, производственной и т.д. группы;

· осуществление педагогом постоянного консультирования и контроля полноты и качества решения задач самовоспитания и внесение, при необходимости, соответствующих корректив.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ – процесс, нацеленный на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок учащихся, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности. Процессы воспитания и перевоспитания взаимосвязаны. Если воспитание - формирование качеств личности "с нуля", то перевоспитание - переделывание уже определенным образом воспитанной (сформированной) личности. Процесс перевоспитания предполагает: установление существенных причин отклонений в нравственном развитии школьников; определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившегося стереотипа поведения; активизацию позиции школьников в общественно ценной коллективной деятельности, в учебной работе, в сфере досуга; разработку системы требований и контроля, средств поощрения и стимулирования. Проблема преодоления отрицательных влияний в воспитании исследуется многими советскими педагогами и психологами (М. А. Алемаскин, А. С. Белкин, А. В. Веденов, И. А. Невский, И. П. Прокопьев, Л. И. Рувинский и др.). Между воспитанием в чистом виде и перевоспитанием есть отличия. Если в воспитании важную роль играет слово, то в перевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового поведенческого опыта. Методы перевоспитания: Переубеждение - призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных. Переучивание предназначено для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает отрицательный стереотип поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных переживаний.) «Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное. Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру. Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное. (+ лекция 3)

Педагогическая профессия, структура педагогической профессии.

Особенности педагогической профессии:

ü Гуманистический аспект педагогической деятельности. Т.е. это глубокая вера в возможность успешного воспит. каждого ребенка. Это гармония сердца и разума (понимание жизни и взглядов ребенка),безграничная вера в доброе начало каждого человека и благотворное влияние на личность ученика, закреплять его положительные качества, а отриц.отсеивать.

ü Конечный результат пед.труда возможно увидеть только через продолжительное время.

ü Непрерывное образование. Учитель должен постоянно учится, пополняя свои знания и совершенствуя свое мастерство.

ü Творческий характер педагогической деятельности. Эта особенность выражается в том, что учитель всегда должен искать какие-то новые подходы к обучению, к объяснению материала.

ü Взаимодействие между учителем и учеником является субектно-субъектное.

ü Преемственно-перспективный характер деятельности педагога. Владея опытом прошлых поколений, педагог должен хорошо ориентироваться в современной жизни и проектировать развитие личности на перспективу, опираясь на контуры будущей жизни.

ü Знание своего предмета и большой кругозор

ü Умение хорошо и понятно объяснить

ü Умение подать ребёнку причинно-следственные связи

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ - особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Структура педагогической профессии.

Определяя структуру профессиональной педагогической деятельности, исследователи отмечают, что ее основное своеобразие – в специфике объекта и орудий труда.

Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента:

ü конструктивный (разработка технологий форм деятельности учащихся, решением возникшей педагогической задачи)

ü организаторский (создание коллектива и организацию совместной деятельности)

ü коммуникативный (установление связи и отношений педагога с учащимися, их родителями, своими коллегами)

Характеристика структуры педагогической деятельности А.И.Щербакова:

(8 основных взаимосвязанных компонентов-функций педагогической деятельности)

Информационная,развивающая, ориентационная, мобилизационная, коммуникативная, конструктивная, организационная и исследовательская.

А.И.Щербаков считает организаторский компонент педагогической деятельности единством информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.

Все компоненты педагогической деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.

Деятельность учителя направлена на создание правильного мотива, на выбор правильной цели, чтобы результат был удовлетворительный.

 
 

 

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.