Сущность проблемы алкоголизма и ее стадии — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Сущность проблемы алкоголизма и ее стадии

2017-07-01 330
Сущность проблемы алкоголизма и ее стадии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В международной конвенции ООН и в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка» ребенком считается человек от рождения до 18 лет. В педагогике принята следующая периодизация, характеризующаяся психофизическими особенностями:

1) младенческий – от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц – период новорожденности;

2) преддошкольный возраст – от 1 года до 3 лет;

3) дошкольный возраст – от 3 до 7 лет;

4) младший школьный возраст – от 7 до 11–12 лет;

5) средний школьный возраст (подростковый) – от 12 до 15 лет;

6) старший школьный возраст (юношеский) – от 15 до 18 лет.

Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду [19, с. 59].

С.Г. Воронков предлагает делить молодежь на четыре возрастные группы:

1. 14-16 лет – подростки. Это в основном учащиеся средних школ и

профессиональных учебных заведений.

2. 17-19 лет – юношество. Биологически это период завершения

физического созревания, начала самостоятельной профессиональной деятельности.

3. 20-24 года – собственно молодежь. Эту возрастную группу, прежде

всего, составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4. 25-30 лет – старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного

опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодежи в политических отношениях, завершается процесс формирования зрелой личности [7, c. 95].

В большом психологическом словаре термин «привычка» определяется как автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью (например, делать зарядку по утрам) [4, c. 489].

Жизненно важные, общественно ценные привычки облегчают формирование положительных черт личности, соблюдение правил поведения в общественной и личной жизни.

Привычка, оказывающая негативное воздействие на организм человека, на его здоровье, разрушающая его жизнь – это вредная привычка. Психологи считают, что вредная привычка – это склонность, которая превратилась у человека в потребность. Любое неполезное действие, например такое как выпивка, может вызвать склонность к алкоголизму и, в конце концов, перерасти в болезнь, если это действие будет повторяться из раза в раз и закрепится на подсознательном уровне как «приятное» [29, c.189].

К вредным привычкам обычно относят: курение, алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, игровую зависимость, шопингоманию. В данной дипломной работе мы подробнее остановимся на вредной привычке как алкоголизм.

Н.Г. Комлев в словаре иностранных слов дает следующее определение понятию «алкоголизм»: «…наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов…» [20, c. 201].

Д.Д. Еникеева определяет зависимость как неотъемлемую составляющую алкоголизма, являющуюся результирующей психической и физической зависимостью больного от этилового спирта. [15, c. 128].

Е.А. Гедзь дает следующее понятие определению алкогольная зависимость: «…глубоко укоренившаяся привычка к употреблению алкоголя, от которой трудно или невозможно отказаться без специальной помощи…» [8, c. 156].

В кратком словаре современных понятий и терминов алкогольная зависимость подростков определяется как – глубокое состояние влечения подростков к спиртным напиткам, систематическое их употребление, приводящее к психическим и физическим расстройствам [21, c. 145].

Ф.А. Мустаева в своем учебнике «Основы социальной педагогики» определяет подростковый алкоголизм как – форму девиантного поведения детей (подростков), характеризующаяся патологическим влечением их к спиртному и приводящая к социальной деградации личности [25, c. 123].

Алкоголизм имеет социальное и медицинское значение. С социальных позиций алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам, протекающее с психическими нарушениями, изменениями внутренних органов [2, c. 55]. Психические расстройства проявляются в виде патологического влечения к алкоголю, зависимости от алкоголя, абстинентного (похмельного) синдрома, изменения картины опьянения и толерантности к алкоголю (переносимости организмом этанола), алкогольного делирия и типичных изменений личности. При алкоголизме страдают все системы организма и внутренние органы, в первую очередь, печень и нервная система, включая головной мозг.

Алкоголизм имеет начальную, среднюю и конечную стадии.

Начальная (преневрастеническая) стадия. Один из ранних и очень важных симптомов – появление патологического влечения к алкоголю, т.е. независящего от сознания навязчивого чувства потребности, направляющего действия человека. Больной постепенно утрачивает контроль за количеством выпитых спиртных напитков. Другой ранний признак алкоголизма – утрата рвотного рефлекса при передозировке алкоголя. Возрастает толерантность к алкоголю – больной способен выпивать всё больше и больше. Уже на этой стадии возникают расстройства памяти, когда человек не может вспомнить отдельных событий во время алкогольного опьянения. У части больных характер в период алкогольного опьянения приобретает психопатические черты: злобность, навязчивость, обидчивость, подозрительность.

Признаки психопатии возникают на фоне нарастающего астенического синдрома (вялости, слабости, повышенной утомляемости, расстройства внимания, головной боли). Это снижает качество выполняемой работы. Обычно такие люди долго не засыпают, сон поверхностный, прерывистый, нередко бывают устрашающие сновидения. После сна больной не чувствует себя отдохнувшим. Он раздражителен, вспыльчив, часто вступает в конфликты с окружающими. Больные почти ежедневно выпивают до 500 мл водки или 1 л крепкого вина. Обычно развиваются гастрит, энтероколит, нарушение функций печени, поджелудочной железы и др. Длительность начальной стадии алкоголизма – в среднем, 1–5 лет в зависимости от интенсивности употребления алкоголя и генетических особенностей организма [17, c. 36].

Средняя (абстинентная) стадия алкоголизма. Патологическое влечение переходит в физическую и психическую зависимость от алкоголя, становится непреодолимым, почти насильственным. Больной не противостоит желанию выпить, а пассивно подчиняется ему. Симптомы начальной стадии алкоголизма нарастают. В средней стадии развивается абстинентный (похмельный) синдром через несколько часов или сутки после длительного, массивного алкогольного эксцесса. Абстинентный синдром включает психические и неврологические расстройства, нарушения функций внутренних органов. Всё это исчезает после приёма алкоголя («опохмеление»). Толерантность к алкоголю возрастает, больной может одномоментно выпить 1–1,5 л водки. Такое состояние бывает годами.

Конечная (энцефалопатическая) стадия. Характерно утяжеление симптомов, возникших на первых двух стадиях. Влечение к алкоголю не столь тягостно, но возникает по самым незначительным поводам. Даже небольшая доза алкоголя вызывает безудержное влечение к спиртному. Толерантность к алкоголю снижена: для длительного, выраженного опьянения достаточно 150–200 мл водки. Если количество выпитого спиртного больше, развивается оглушённость. При истинном запое больной пьёт ежедневно по 100–150 мл водки, повторяя её приём через несколько часов. Причём, если в начале запоя больной может выпить до 1 л водки в день, то в конце ему достаточно 100–150 мл. Запой заканчивается неукротимой рвотой или нарушениями работы сердечно–сосудистой системы, иногда с потерей сознания [3, c. 225].

На этой стадии во всех органах находят выраженные необратимые морфологические изменения. Развивается алкогольная энцефалопатия с выраженной деградацией личности, хроническими алкогольными психозами. Больные забывают морально-этические нормы, все интересы сводятся к выпивке, падает работоспособность. Такие люди могут выполнять лишь неквалифицированную работу, причём некачественно, перестают следить за собой, часто совершают правонарушения. В связи с возникающей импотенцией у мужчин нередко бывают идеи ревности, что ведёт к постоянным скандалам в семье, не исключены агрессивные действия. Многие семьи в этот период распадаются. Больные плохо едят, резко худеют, становятся беспомощны [27, c. 21].

Средний возраст, в котором молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет [33, c. 91]. Сам по себе ранний (или подростковый) алкоголизм формируется в возрасте от 13 до 18 лет. Алкоголизм как заболевание у подростков встречается не часто, поскольку алкоголизм как заболевание развивается в течение определенного промежутка времени и зачастую не успевает сформироваться к совершеннолетию. У подростков алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей: быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у подростка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее [9, c. 206].

Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования, и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения, это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю алкогольную дозу сразу, что влечет за собой быстрое развитие запойного пьянства. Ранняя алкоголизация – это знакомство со спиртным до 16 лет и регулярное его употребление в старшем подростковом возрасте. Ранняя алкоголизация рассматривается как нарушение поведения, требующее скорее психолого-педагогической, а не медицинской коррекции [22, c. 255].

По мнению К.В. Дмитриева, диагноз раннего алкоголизма проявляется следующим образом:

1. Появление индивидуальной психической зависимости (алкоголизация

становится главным интересом в жизни, начинают пить 2–3 раза в неделю, нередко в одиночку).

2. Повышение толерантности к спиртному

3. Утрата рвотного рефлекса.

4. Отсутствие аппетита.

5. Частичная утрата памяти [13, c. 198].

На этапе ранней алкоголизации для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, высокая активность (в том числе и противоправная) в поисках алкогольных напитков или средств на их приобретения; широкий набор поводов для употребления алкоголя; систематическое употребление алкогольных напитков. Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Что касается алкогольной зависимости, то у подростков она развивается катастрофически быстро. Если у взрослых лиц переход от банального пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет (зависит от интенсивности пьянки), у подростков формирование хронического алкоголизма происходит в 3 раза быстрее, порой минуя этап регулярного потребления. Чем стремительнее развивается алкоголизм, тем необратимее его последствия [10, с. 84]. И.Н. Пятницкая считает, что основным фактором, провоцирующим пьянство подростков, является окружение, которое, прежде всего, составляют пьющие родители, братья, сестры, друзья. Спиртное в семье не считается злом, поэтому приобщение подростков к спиртному беспокойства у родителей не вызывает. Второй причиной возникновения алкогольной зависимости являются усиленные притязания на взрослость. Употребление алкоголя подростком представляется символом самостоятельности и мужества, средством самоутверждения. Способствует этому неосведомленность молодых людей о свойствах алкоголя, также о трагических последствиях потребления его. От первоначально незначительных доз спиртного, которое формирует представление об алкоголе, как о безопасном и веселом способе проведения времени, происходит привыкание подросткового организма к алкоголю. Постепенно развивается алкогольная зависимость [28, c. 66].

По данным МВД Республики Беларусь в 2015 г. в состоянии алкогольного опьянения совершено более 17 тыс. преступлений, в 2014 г. более 18 тыс. Пьянство и алкоголизм по-прежнему остаются основной причиной, повышающей риск возникновения пожаров, травматизма и гибели людей от них. За 2015 г. по вине лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в жилищном фонде погибли более 350 человек [24].

За распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, к административной ответственности привлечено без малого 350 тыс. чел.

По вине водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, в 2015 г. произошло 4506 дорожно–транспортных происшествий, пострадало 380 детей [24].

Таким образом, рассматриваемая проблема нуждается в глубокой разработке.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.