Тема: Становление предмета и метода психологии — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема: Становление предмета и метода психологии

2017-07-01 80
Тема: Становление предмета и метода психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Становление предмета и метода психологии

ВОПРОСЫ ДЛЯ самостоятельного изучения

I. Развитие представлений о предмете и методе в зарубежной психологии:

1.Представление о душе в философии Древней Греции (Платон, Аристотель)

2.Проблема изучения сознания в философии Нового времени. Явления сознания как предмета экспериментального исследования. Структура сознания и его свойства. Поток сознания. Метод интроспецкции, его возможности и ограничения.

3. Проблема объективного метода в психологии. Схема изучения поведения в бихевиоризме, представление о научении. Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной.

4. Гештальт психология: Гештальтфеномены. Общее представление об инсайте.

5. Неосознаваемые процессы в поведении человека и их классификация. Проблема бессознательного в психоанализе. Явление и понятие установки.

6. Проблема человека в гуманистической психологии.

 

 

ЗАДАНИЯ:

1.Изучить литературу по проблеме;

Заполнить таблицу:

Основные предпосылки возникновения нового направления (школы) в психологии Направление (школа) предмет метод
научные политические экономические возможности ограничения
             

 

2. Выписать основные понятия: сознание, бессознательное, интроспекция, инсайт, поведение, поток сознания.

3. Представьте себя последователем (учеником) каждой школы (древнегреческой (Аристотеля, Платона), психологии сознания (Вундта, Джемса), бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии), подготовь 5 –минутное аргументированное выступление в защиту основных положений своей школы. Придумай по 2 вопроса к представителям всех школ, которые бы помогли увидеть недостатки их концепций.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М, 1988, с.37-47,64-65, 129-139. или Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов –на-Дону, 2000, С.46-59, 68-71, 83-88. ИЛИ (лучше) Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М, 1995, с50-56-66, 72- 75; 106-127, 189, 193,195, 210, 214-215, 252-258, 272,277- 289,326-, 332, 338.

 

2. Общая психология. Тексты, Т.1. Введение /Под. ред В.В. Петухова, М, 2001 Вундт В. Сознание и внимание (52-68); Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста (116 -120) Уотсон Дж. Бихевиоризм (120 -128); Фрейд 3. Сознание и бессознательное (164 -169). ИЛИ Хрестоматия по истории психологии, 1980 с.17, 34-44 (Уотсон), 83,98-99,102-110,117-120 (Вертгаймер, Келер), 146-148, 184-188 (Фрейд).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

3. Джемс У. Психология.- М, 1988, с. 56-72.

4. Фрейд З. Я и Оно /Психология бессознательного. М., 1990, с.425-440.

5. Фрейд З.Психопатология обыденной жизни / Психология бессознательного. М., 1990, с.202-310.

6. Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. //Хрестоматия по общей психологии. Психологии мышления /Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова, с.235-255.

 

ТЕМА: Проблема психического в отечественной психологии

ВОПРОСЫ ДЛЯ самостоятельного изучения

1. Психики как основной предмет в отечественной психологии. Сравнительная характеристика психики животных и человека. (Групповое поведение, «язык животных», использование орудий).

2. Совместная деятельность людей и возникновение сознания человека.

3. Развитие психики в онтогенезе. Культурно –историческая концепция Л.С. Выготского.

4. Представление о предмете и методе в современной психологии. Методы современной психологии. Психологическое исследование. Этапы психологического исследования.

ЗАДАНИЯ:

1. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика особенностей трудовой деятельности человека и животных».

Особенности трудовой деятельности людей Филогенетические предпосылки развития труда животных Природные ограничения для трудовой деятельности животных
     

2. Выписать основные условия возникновения психики человека (доп. Лит 6)

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988, с.162-189.

2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 70 - 76, -88- 105, 122-134.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993, с.23-65.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.1., с. 19-52.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М., 1981, с.18-24, 49-60, 219-249-261,261-263,277-284.

5. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных \\ Хрестоматия по психологии под ред. А.В. Петровского., М., 1987, с.62-68.

6. Леонтьев А.Н. Условия возникновения сознания человека. // Общая психология. Тексты, Т.1. Введение /Под. Ред. В.В. Петухова, М, 2001, с.377-384.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М, 106-146, 156-164,167-169.

 

ЗАДАНИЯ:

1. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 (1).

2. Законспектировать: Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 (1).

3.. Придумать примеры деятельности человека и проанализировать их по уровням.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М., 1988, с. 95-108 (2,4),109-128) (1,3).

2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 70 - 76, -88- 105, 122-134.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

3. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.62-68 (1)

Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности /Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987, С.93-100 (1).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Немов Г.С. Психология. - М., 1992., т.1, с. 25-70.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 18-23.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста /Под.ред. Л.С. Цветковой. – М., 2001 –с.47-56.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.2., с. 246-262.

5. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екат. -2003. - с.20-30.

6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология СПБ. -2001. – с.273-277; 279- 293.

7. Лурия А.Р. Мозг и психика//Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с. 83-92.

8. Краткий психологический словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. -1985.

9. Хрестоматия по нейропсихологии – М. -1999. – с. 63-69, 73-82.

 

ТЕМА: Психология личности

ВОПРОСЫ ДЛЯ самостоятельного изучения

1. Основные подходы к изучению понятия «личность» в зарубежной психологии:

· Диспозициональная теория личности Г. Олпорта. Структурная теория черт личности Р. Кеттела

· Психоаналитическая теория личности З.Фрейда;

· Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

· Феноменологический подход А. Маслоу, К. Роджерса.

2. Понятие личности в отечественной психологии:

Понятие «Личность» в концепции С.Л. Рубинштейна: направленность, установки, потребности, интересы, идеалы. Понимание личности в исследованиях А.Н. Леонтьева.

3. Методы изучения личности.

 

ЗАДАНИЯ:

1.изучить литературу

2.выписать определения понятий: личность, индивид, индивидуальность, человек, структура личности, направленность личности, установки, потребности, интересы, идеалы.

3. Сделать выписки из литературы по каждой психологической школе.

Заполнить таблицу

Автор, название теории   Понятие личности в рамках данного подхода Источник активности Sb (объяснительный принцип)   Угол зрения на личность: структура личности (описать структуру, если она есть), или динамику (стадии развития). Возрастной диапазон развития личности
Структура Динамика развития личности  
Психодинамическая теория З.Фрейда          
Эпигенетическая теория Э.Эриксона          
Диспозициональное направление Г Олпорта          
Гуманистическая теория А. Маслоу К. Роджерса          
С.Л. Рубинштейн          
А.Н. Леонтьев          

 

4. Привести примеры по каждой теории

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.470 – 503.

2. Немов Р.С. Психология. Т1. – М., 1995 – с. 284 – 302.

3. Немов Р.С. в 3 т., Т.III. Психология Личности– М.: Юрайт,2014 – С.34-38.,38-44,134-220, 306-335.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М, 1989, т.2, с.103-122.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

5. Божович Л.И. Избранные психологические труды – М.: Межд. пед. академия, 1995 – с.56 – 68, 69 - 121

6. Годфруа Ж.Что такое психология? Т2 – М., 1996 – с 29 –46

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., 1975 – с. 159 – 234

8. Маслоу А Самоактуализация Психология личности. Тексты / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея – М., 1982 – с.108-117Психологический словарь/ ред. Карпенко, Петровского – М.: Политиздат, 1985 – 431 с.

9. Фрейд З. Психология бессознательного, М., 1989, с.425-439.

10. Хьелл Л, Зиглер Д Теории личности С-П, 1997, с.с.20-35,112-127, с. 199-206, с.235, с. 273-280, с307-311. (ко 2 вопросу)

Общая психология

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007. – С.373 -391,392 -414, 456 -468. или Немов Р.С. в 3 т., Т.III. Психология Личности– М.: Юрайт,2014 – С.517-551,560-613

2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.,2001, с.233-251.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995, с. 193-202, 162-168.

5. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // //Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с.260-269.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 томах.- Т.2, _., 1989, с. 182-211.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.511-534.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 101-123,189-195, 201-206,. Или избранные психологические труды. - М., 1983. - Т2. – С. 153-165, 204-209, 211-215 (к вопросу 3)

3. Немов Г.С. Психология. - М., 1992. - Т.1. - С. 389-431 или Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М., 2001. – С. 369-391.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Годфруа Ж. Что такое психология. - 1992, Т.1. – С. 239-257.

2. Буллит У, Фрейд З. Представление о мотивах личности в психоанализе //Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М., 2002. – С. 171-182.

3. Зейгарник Б. В. Понятие квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина. // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С.182-195.

4. История зарубежной психологии. Тексты - М., 1986. - С.75-95, 142-170.

5. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы и эмоции // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С. 57-80.

6. Маслоу А. Теория человеческой мотивации / / Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С.238-258.

7. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М., 2002. - С..211-224


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Общая психология // Под ред. Петровского, М.,1986, С. 215-229 или Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов на Дону 2001, С.226-230.;

2. Реан А.А. Психология личности –СПб, Питер,2013.- С.35-49.55-68

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бернс Р. «Развитие Я –концепции и воспитание». (ксерокс) С.30-47,61-64, 97-113.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии С.П. 1997 Психологическая защита с.289-340

3. Прихожан А. Психологический справочник неудачника. М., 1994 с.99-118.

4. Столин В.В. Самосознание личности – М., 1984

 

 

Тема: Становление предмета и метода психологии

ВОПРОСЫ ДЛЯ самостоятельного изучения

I. Развитие представлений о предмете и методе в зарубежной психологии:

1.Представление о душе в философии Древней Греции (Платон, Аристотель)

2.Проблема изучения сознания в философии Нового времени. Явления сознания как предмета экспериментального исследования. Структура сознания и его свойства. Поток сознания. Метод интроспецкции, его возможности и ограничения.

3. Проблема объективного метода в психологии. Схема изучения поведения в бихевиоризме, представление о научении. Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной.

4. Гештальт психология: Гештальтфеномены. Общее представление об инсайте.

5. Неосознаваемые процессы в поведении человека и их классификация. Проблема бессознательного в психоанализе. Явление и понятие установки.

6. Проблема человека в гуманистической психологии.

 

 

ЗАДАНИЯ:

1.Изучить литературу по проблеме;

Заполнить таблицу:

Основные предпосылки возникновения нового направления (школы) в психологии Направление (школа) предмет метод
научные политические экономические возможности ограничения
             

 

2. Выписать основные понятия: сознание, бессознательное, интроспекция, инсайт, поведение, поток сознания.

3. Представьте себя последователем (учеником) каждой школы (древнегреческой (Аристотеля, Платона), психологии сознания (Вундта, Джемса), бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии), подготовь 5 –минутное аргументированное выступление в защиту основных положений своей школы. Придумай по 2 вопроса к представителям всех школ, которые бы помогли увидеть недостатки их концепций.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М, 1988, с.37-47,64-65, 129-139. или Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов –на-Дону, 2000, С.46-59, 68-71, 83-88. ИЛИ (лучше) Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М, 1995, с50-56-66, 72- 75; 106-127, 189, 193,195, 210, 214-215, 252-258, 272,277- 289,326-, 332, 338.

 

2. Общая психология. Тексты, Т.1. Введение /Под. ред В.В. Петухова, М, 2001 Вундт В. Сознание и внимание (52-68); Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста (116 -120) Уотсон Дж. Бихевиоризм (120 -128); Фрейд 3. Сознание и бессознательное (164 -169). ИЛИ Хрестоматия по истории психологии, 1980 с.17, 34-44 (Уотсон), 83,98-99,102-110,117-120 (Вертгаймер, Келер), 146-148, 184-188 (Фрейд).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

3. Джемс У. Психология.- М, 1988, с. 56-72.

4. Фрейд З. Я и Оно /Психология бессознательного. М., 1990, с.425-440.

5. Фрейд З.Психопатология обыденной жизни / Психология бессознательного. М., 1990, с.202-310.

6. Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. //Хрестоматия по общей психологии. Психологии мышления /Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова, с.235-255.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.