Идейно-тематическое своеобразие журналистских произведений. Сюжет и композиция в журналистике — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Идейно-тематическое своеобразие журналистских произведений. Сюжет и композиция в журналистике

2017-07-01 2006
Идейно-тематическое своеобразие журналистских произведений. Сюжет и композиция в журналистике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План лекции:

Идейно-тематическое своеобразие журналистских материалов. Тема журналистского произведения, виды тем, поиск тем и их разработка. Особенности идеи журналистского произведения. Проблема в журналистском тексте.

Сюжет в журналистике и в литературе. Особенности развития сюжета в журналистском материале. Виды сюжетного строения и их использование журналистом. Виды композиции. Композиционные приемы.

 

Рекомендуемая литература:

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

Лазутина Г. В. Технология журналистского творчества. М., 1989.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.

Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2005.

 

Журналистское произведение завершает творческий процесс автора, является своеобразным итогом его деятельности, творческих и не творческих усилий. В нем присутствуют все предыдущие этапы творческого процесса. От того, насколько этот итог окажется созвучным ожиданию читателя, зависит эффективность публикации, ее реальное участие в общественной жизни.

При этом мы, конечно, говорим прежде всего о публицистических произведениях, которые занимают большое место в журналистике. Это материалы по важным актуальным общественным проблемам, в них содержатся не только факты, суждения, но и анализ фактов, прогнозируемые тенденции развития общества. Отличительные их черты - большой объем, использование разнообразных средств и приемов журналистской деятельности. Именно в публицистических произведениях есть возможность развернуть элементы содержания и формы во всей полноте, есть возможность проявления личности журналиста.

Содержательный критерий является решающим в оценке журналистского произведения. Под содержанием произведения понимается идейно упорядоченная совокупность элементов, образующих произведение и характеризующих его внутренние черты, сущностные свойства.

Наиболее важные элементы содержания - тема, идея, проблема, -составляют идейно-тематическую основу произведения.

Понятие темы хорошо известно, в словарях оно раскрывается так: предмет описания, изображения, исследования - то есть круг жизненных явлений, отражаемых в произведениях.

Лазутина, к примеру, дает такое определение темы: "Тема журналистского произведения имеет устойчивый признак: она всегда есть конкретная реальная ситуация, восходящая к масштабной проблеме общества".

Определение Черниковой: Тема - круг проблем, относящихся к определенной сфере бытия.

В широком смысле слова - это обозначение объекта действительности, избранного журналистом для отражения (экономика, политика, искусство, спорт, мораль - стабильны, так как отражают элементы действительности, которые меняются, но не исчезают). Нередко журналист во многих статьях описывает одну и ту же выбранную тему, то есть на ней специализируется.

В узком смысле - это непосредственный предмет отображения. В журналистском произведении тема - это определенная сторона объекта, выбранная для описания.

Объекты действительности неисчерпаемы, и это говорит о бесконечном многообразие тем. Тема в широком смысле - повторяемость, в узком смысле - новизна, неповторимость.

Выбор темы в широком смысле связан со специализацией, связан с компетентностью журналиста.

Выбирая тему в узком смысле, журналист должен учитывать актуальность, общезначимость данной конкретной ситуации, связь ее с масштабной проблемой общества. Тема определяется при непосредственном общении журналиста с объектом.

Факт - основа тематической разработки. Без фактов тема не может развиваться.

Журналисту необходимо увидеть глубинные связи фактов, уметь их анализировать, творчески развивать тему. Факты могут послужить источником замысла.

 

Рождение журналистской темы

Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего дол­жен определить тему. Как считает В.М. Горохов, журналист­ская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по срав­нению, скажем, с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности» (Горохов В. М. Закономерности публицистического творче­ства. М.,1975. С.63). Социальный заказ может быть обусловлен и редакционным заданием, и потребностями массо­вой аудитории, и интересами тех или иных социальных групп.

Вот какими размышлениями поделились в ходе анонимно­го опроса питерские журналисты, отвечая на вопрос о рожде­нии журналистской темы:

«Тема обычно рождается из двух ситуаций — либо из ре­дакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно ду­мать, происходящие события пытаешься свести к какой-то од­ной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. По­степенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важ­но реально себе представлять, насколько выбранная тема акту­альна, будет ли она представлять интерес для аудитории, нако­нец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке».

На практике многие журналисты специализируются на ка­кой-то одной теме. Но и в этом случае, по мнению одного из опро­шенных, он постоянно включен в процесс не только обдумывания (ведь раскрыть новые грани в уже знакомой теме бывает еще сложнее, чем написать материал о чем-то другом), но и накопле­ния нового материала. «Моя основная тема — мода, — говорит одна из респонденток. — Увлекаюсь этим вопросом очень давно. Слежу за всеми течениями, новинками. Иногда сама пытаюсь спрогнозировать те или иные тенденции, которые намечаются в высо­кой моде. Считаю, что найти интересную тему так же сложно, как придумать новую оригинальную модель одежды».

Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые фак­ты, считает другой респондент: «При затасканности тем по го­родским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т. д. — иногда бывает очень скучно работать в газете. Но иногда появляются какие-то новые факты, которые могут по­вернуть тему с новой стороны. Поэтому главное — найти эти факты. Если появляется новая тема, то она, конечно, рождается не на пустом месте».

«Что появляется раньше — факты или темы? Ответить од­нозначно на этот вопрос не могу, — говорит следующий жур­налист. — Это всегда происходит по-разному. Иногда сначала задумываешь тему, которая порой кажется даже бредовой, но, когда раскрутил ее, то оказывается, что именно на нее и стоило обратить внимание общественности. Обычно под такую тему и подбираешь факты. Бывает и обратное, когда факты наталкива­ют тебя на тему. Любая тема приходит неожиданно: вдруг про­исходит какое-то событие или появляется информация о ка­кой-то проблеме, и тебе хочется осмыслить это событие и эту проблему, посмотреть на нее с разных точек зрения. Сам выду­мываю темы куда реже, потому что сегодня настолько быстрая и калейдоскопичная жизнь, что темы возникают сами собой постоянно. А те, о которых начинаешь думать, нередко уже устаревают в ходе их обдумывания».

Иную точку зрения высказывает еще один респондент: «Тема никогда не рождается спонтанно. Она всегда — резуль­тат опыта: то ли прочитал что-то и — по принципу чем больше знаешь, тем больше хочется знать — начинаешь копать. Или часто в материалах прессы находишь вопросы, на которые, быть может намеренно, нет ответов. Появляется желание найти и все рассказать. Вообще поисками новых тем меня заставляют заниматься три вещи: желание удивить, т. е. рассказать о ста­ром по-новому, желание разобраться с вопросами мне самому небезразличными и, пожалуй, самое главное — наивное стрем­ление к справедливости (вера в то, что слово может больно уда­рять и исправлять). Есть, конечно, и четвертое — нескромное, — хочется просто не затеряться в потоке безликой информа­ции. Бывает, что какой-то темой заболеваешь. Вот тогда она тебя затягивает и появляется азарт. Для меня любая тема — это прежде всего неразрешенная проблема: то, что более всего вол­нует общественность. Поэтому всегда стремлюсь умело (не крик­ливо и громко) разрешить в материале то или иное противоре­чие, проанализировав его со всех сторон».

Как видим, рождение журналистской темы всегда сопря­жено с поиском интересного объекта или предмета будущего описания. Каждый журналист вкладывает в данное понятие свой смысл. Для одних темой может стать событие или человек, о котором никто не писал, для других — непознанная проблема, для третьих — интересный жизненный случай или ситуация и т.д.

Поиск интересных тем — извечная проблема журналис­тов, потому что найти в обыденной жизни нечто примечатель­ное и любопытное, в примелькавшемся явлении или предмете какие-то новые, доселе неизвестные грани можно только при определенной зоркости в поиске проблем.

 

Проблема

Под словом "проблема" как в теории, так и на практике подразумевается зачастую два близких, но не тождественных понятия - проблемная ситуация и проблема. Проблемная ситуация предшествует проблеме так же, как предмет и процесс деятельности предвосхищают результат. Вырастая из проблемной ситуации, проблема наследует ее характерные черты и особенности и при этом развивает и совершенствует их.

В самом общем плане "проблема" - это "знание о незнании", знание о тех сторонах действительности, свойства и сущность которых еще неизвестны, но осмысление которые необходимо для достижения определенной цели. Можно сказать и так: проблема - это сложный вопрос, задача, требующая разъяснения, исследования (надо сказать, что греческое слово проблема, от которого собственно и происходит данное понятие, так и переводится - задача). В журналистском произведении проблема предстает как реальная картина действительности, либо как сумма фактов действительной жизни. В этой созданной картине выделяются реальные противоречия, порождающие данные факты, составляющие общественно значимую трудность.

Логической формой, выражающей проблему, служит вопрос. Например: почему произошло данное событие? Кто виноват в таком развитии ситуации? И так далее.

В одной и той же реальной жизненной ситуации могут быть определены разные темы, на их основе могут быть поставлены разные проблемы.

Проблема отражает не один факт, а систему фактов, не одно отношение между предметами, а совокупность отношений. По сравнению с фактом проблема имеет более сложную содержательную структуру, синтезирует множество фактов, коллизий, идей, объединенных между собой. Само присутствие в журналистском произведении актуальной, остро переживаемой читателями проблемы становится качественным признаком публикации, свидетельством ее профессиональных достоинств.

Проблемы в журналистике многообразны. Нередко ставятся проблемы, которые не могут быть решены традиционными методами - заслуга журналистов не только в решении, но и уже в постановке важных проблем.

Наконец,решающую роль в журналистском произведении играет такой элемент содержания, как идея - ведущая мысль произведения, она обеспечивает взаимосвязь всех элементов содержания. Идея вбирает в себя обобщенное знание о предмете и - оценочную его интерпретацию. В мастерски исполненном журналистском произведении всегда представлена актуальная, общественно значимая идея, имеющая конструктивный, научный или духовно-практический смысл. Это не только абстрактно-логическая идея, апеллирующая к разуму читателя, побуждающая к осознанию происходящих в жизни процессов. Но это и идея-переживание, несущая в себе посыл к действию.

Идея - вывод журналиста, проанализировавшего факты, их связи, это возможный способ разрешения проблемы, поставленные в материале. Сумма фактов в свете авторской идеи может получить различную интерпретацию, различное истолкование. Открывает авторскую оценочность, формулирование идеи зависит от направления издания, от психологической установки журналиста. Идея должна вытекать из понимания и анализа фактов (в отличие от художественного произведения).

Черникова также определяет идею как собственный взгляд автора на проблему: что нового и как собирается сообщить автор по известной теме.

Тема, идея, структурно-композиционное решение - то есть о чем? Зачем? И каким образом? - это творческие проблемы стоят перед журналистом ежедневно, даже если он ведет давно сложившуюся передачу, пишет авторскую колонку в тексте, и так далее. Каждый раз журналист сталкивается с процессом жанрообразования, даже если в сотый раз работает над интервью, репортажем и так далее.

Черникова приводит очень интересный пример из журналистской практики: «Начинающие журналисты, пришедшие, например, на практику в редакцию, очень пугаются такого задания, как «напишите для нас что-нибудь». Что это такое, как это что-нибудь написать? Задание типа этого дается по двум причинам: 1) редактору некогда или не хочется думать, поэтому он действительно перекладывает инициативу на вас, 2) редактор точно знает, что хочет получить, и проверяет вас на догадливость, сообразительность, выдержку и прочие параметры профпригодности.

В обоих случаях практиканту не позавидуешь.

Тем не менее важнейшим элементом журналистского старта является именно момент самоопределения: начинающий журналист должен знать, о чем и как он хочет писать. Определить свою тему - о чем мы уже говорили, пусть она даже потом изменится.

Особенность идеи журналистского произведения - ее программный характер. Журналист может подсказать организационную деятельность для разрешения проблемы, призвать читателя задуматься над проблемой.

Идея журналистского произведения - рабочая идея. Подчеркнуто ее побуждающий характер. В последние годы журналисты не ставят задачей дать конкретную программу разрешения конфликта.

Характерная черта идеи журналистского произведения, отмечает Лазутина, заключается в том, что она всегда содержит в себе две составляющие. Одна - информация о системе ценностей, на которую опирается журналист, интерпретируя происходящее. Благодаря этому читатель может соотнести информацию с собственными ценностями и принять или не принять авторскую оценку ситуации и трактовку проблемы. Это так называемая опорная идея текста

Вторая составляющая идеи - информация, выработанная при освоении реальной конкретной ситуации и подсказывающая адресату внешние или внутренние действия в целях разрешения проблемы. То есть собственно журналистская информация. По терминологии исследователя Е.И. Пронина, это - рабочая идея журналистского произведения.

Выделены три типа реакции на публикации:

Реакция вовлечения - действия, внешние или внутренние, в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям;

Реакция исполнен ия - действия, представляющие собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом;

Реакции социальной гарантии - действия (готовность к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикаций.

Существует точка зрения, что сегодня время "реакций исполнения" и "реакций социальной гарантии" прошло, действенность журналистских выступлений падает. Здесь, конечно, есть о чем подумать. В том смысле, какой имела действенность в советской журналистике, она конечно снизилась. Тогда на каждую публикацию предприятие или чиновник были обязаны откликаться, отчитывались за исполнение в парткомах, и так далее. Теперь многие серьезные, глубокие критические журналистские выступления оказываются незамеченными в системе управления. Властные структуры реагируют на них в основном тогда, когда сами заинтересованы в такой критике. Но все-таки можно и в наше время привести примеры действенности журналистских публикаций. С другой стороны - интерактивные телевизионные передачи, когда телезрители обращаются в редакции за помощью, и ее получают. Или акции, предпринимаемые газетами, рассчитанные на отклик читательской аудитории. Факты убеждают - есть журналистские материалы, и есть реакция на них.

Надо сказать, что в тексте достаточно много вариантов соотношения опорной и рабочей идей. Это соотношение определяют самые разные факторы. Это и степень подробности рассмотрения ситуации, и мера развернутости оценок, и варианты обозначения проблемы, и, между прочим, конкретные социально-исторические условия. Из-за тесной связи с социальной практикой журналистский текст реагирует на их изменения всеми своими характеристиками. Это отчетливо просматривается в последнее десятилетие. К примеру, нельзя не заметить то новое, что появилось в тематических решениях материалов всех средств массовой информации. Расширился круг проблем, стали отражаться зоны действительности, прежде закрытые для журналистики, изменился подход к воспроизведению конкретных реальных ситуаций.

Серьезные перемены произошли и в разработке идей. Что касается опорной идеи, то тут изменения обусловлены в основном отказом от тех идеологических положений, которые исходили из приоритета классовых интересов и до недавнего времени выступали как общепринятые ценности.

На конкретном примере можно это проиллюстрировать следующей цитатой из Горохова:

"Содержание журналистики определяется ее классовой ролью, партийным назначением. Массовая буржуазная журналистика использует, как правило, сумму фактов и идей, не имеющих истинного теоретического значения, в лучшем случае устанавливающих связи между явлениями на уровне эмпирического знания. Это проявляется и в стратегии, и в тактике агитационно-пропагандистского воздействия. Наша печать рассматривает наиболее важные для жизни народа явления, анализирует их под углом зрения марксистско-ленинской идеологии и тем самым подталкивает журналистов к истинному постижению действительности, к глубоким содержательным решениям".

Сегодня в нашем обществе, и у журналистов в том числе, идет формирование системы ценностей основанных на общечеловеческих гуманистических идеалах. Поэтому в большинстве журналистских произведений опорная идея заметно меняет окраску, свидетельствуя об определенных сдвигах в сознании журналиста.

В то же время некоторая часть работников СМИ обнаруживает приверженность идеологии предшествующего периода, продолжая выдвигать в качестве опорных идей своих материалов постулаты, вытекающие из коммунистических идеалов. В настоящее время в прессе можно встретить и материалы, вообще не содержание опорных идей. Журналисты иногда так и пишут: "Я не знаю, хорошо это или плохо, но факт состоит в том-то.." Это, конечно, свидетельствует об идеолого-этическом кризисе, который мы переживаем. Но иногда дело в другом: недостает профессионализма, не хватает гражданской смелости для оценки.

Что же происходит сегодня в журналистских материалах с рабочей идеей. Например, в 60-70-е годы рабочая идея чаще всего принимала облик развернутой программы деятельности по разрешению проблемы, обозначались цель и средства деятельности, исполнители, социальные гаранты, и журналист брал на себя ответственность за эти рекомендации. Журналист выступал в роли арбитра, посредника, защитника, заставлял действовать социальные институты. Яркий пример здесь - Анатолий Аграновский.

Сейчас в очень редких случаях журналист берет на себя заботу о глубокой проработке конкретных возможностей решения проблем. Чаще всего, обозначив цель деятельности, которую нужно совершить для выхода из проблемной ситуации, журналист предлагает вниманию читателя либо варианты средств. Либо пути их поиска, а выбор оставляет за непосредственными исполнителями. Или в обсуждение проблемы вовлекается широкий круг лиц, чтобы устранить диктат одной позиции.

Главная "подвижка" в механизме взаимодействия журналистского текста и адресата информации в настоящий момент заключается в том, что рабочая идея материала, сохранив свой подсказывающий, побуждающий характер, стала вариативной (Лазутина). В целом можно выявить пять разновидностей рабочей идеи:

-"Прими к сведению и действуй по усмотрению" (либо - и делай выводы).

"Действуй как они, если подходят условия"

-"Не допускай повторения подобного"

-"есть такие-то варианты решения проблемы; исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй"

-"Решение проблемы неизвестно: подключайся к поискам".

Встречается, конечно, и сейчас "идея-программа", но очень редко.

Необходимо добавить, что чаще всего журналистский текст содержит в себе не одну рабочую идею, а целый пакет рабочих идей, направленных разным категориям читателей. Адресат информации осознает их в зависимости от своей ситуации по отношению к проблеме, через которую рассматривается ситуация. Допустим, опубликован материал о появлении эффективного лекарства против рака или - птичьего гриппа, атипичной пневмонии, клещевого энцефалита и т.д. Человек, которого предмет сообщения касается непосредственно, увидит для себя в тексте подсказку конкретных практических действий - надо достать это лекарство. Человек, просто знающий о возможности заболеть, "намотает на ус" полученные сведения, чтобы воспользоваться ими в случае необходимости. А чиновник из Министерства здравоохранения воспримет публикацию как сигнал к началу работы по внедрению препарата.

 

Сюжет в журналистике

Литературное оформление журналистского материала тесно связано с поиском и систематизацией фактов, с разработкой и трактовкой темы. Элементы содержания упорядочены в произведении не только благодаря идее, синтезирующей жизненные наблюдения. Эта упорядоченность достигается также и средствами формы, среди которых видное место занимает сюжет.

Причем в данном случае сюжет рассматривается не с литературных позиций. Термин сюжет применяется для обозначения динамической структуры журналистского произведения, отражающей движение публицистической мысли. Сюжет в журналистике предстает не столько историей роста характера - как в литературе - сколько системой событий, историей развития публицистической идеи, историей постановки и разрешения актуальной общественной проблемы.

Сюжет в журналистике имеет ряд отличительных черт. Он часто не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция. Завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой главной частью всего сюжетного построения. При этом следует подчеркнуть, что сюжет строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует журналист.

Сюжет в журналистике не однотипен. Имея документальную основу, он весьма разнообразен в своих проявлениях. Развития в сюжете определяются тем, что организует материал в единое целое - событие, характер или проблема. Конечно и через характер раскрывается проблема, и в событии может обнаружиться характер, и проблема проявляется в событии. Однако акцент в ту или иную сторону предмет ведет к различным содержательным и формальным решениям, в том числе и в сюжетной организации материала.

Один из наиболее распространенных - событийный сюжет. Обычно он представлен в зарисовках, репортажах, очерках, отражающих "завершенные" ситуации. События, так сказать, сюжетны в своем жизненном проявлении, и основная трудность для автора состоит в том, чтобы найти органичный для журналистики предмет, точно сфокусировать на нем внимание читателя, отсечь малозначащие детали, подчеркнуть сущностные черты явления.

Событийный сюжет при внешней своей простоте вовсе не иллюстративен. Он служит наиболее полному выражению идеи, помогает отобрать из суммы фактов наиболее существенные, выстроить их в необходимой последовательности и взаимодействии - так, чтобы читатель смог увидеть главное, понять смысл происходящего.

Кроме событийного следует назвать также сюжет, выражающий историю характера. Причем в отличие от художественного сюжета, воспроизводящего судьбу человека во вей ее индивидуальной неповторимости, во всем многообразии психологических состояний и оттенков, сюжет в журналистике отражает главным образом актуальный с общественной точки зрения аспект человеческой судьбы. Журналиста прежде всего интересуют проблемы настоящего дня.

Сюжет помогает высветить в человеческом характере насущную социальную проблему, которая открывается в поступках, мыслях, чувствованиях героя. Развитых побочных линий в сюжете нет, они намечаются ровно настолько, чтобы сделать достоверным и живым художественно-публицистический образ, но не увести читателя в сторону от главной идеи. Относительная неразвернутость сюжета не означает его искусственной ограниченности, напротив, такой сюжет наиболее естественен в журналистике, соответствует целям выступления журналиста.

Другая разновидность сюжета - это проблемный сюжет, помогающий провести публицистическое исследование действительности. Он чаще всего встречается в статье, обозрении, рецензии, публицистическом комментарии и так далее, то есть там, где читателю предлагается включиться в "интеллектуальную интригу", сопряженную с поиском ответа на поставленный автором вопрос.

Здесь главное средство воздействия на аудиторию состоит в логике авторских рассуждений, в умелом использовании фактических данных, в убедительности аргументов и выводов. Проблемный сюжет имеет аналог в системе научных доказательств: его завязка, напоминает постановку вопроса, развитие действия - анализ фактов, сопоставление идей - изложение аргументов, а кульминация - решение вопроса.

Однако сходство с научным исследованием не ведет к отрицанию сюжета как способа организации журналистского произведения. Сюжет, оформляя содержание, тем самым "руководит" читательским восприятием.

Проблемный сюжет проецируется на предмет, представляющий сложное, часто противоречивое социальное явление, раскрывает взаимосвязи между явлениями. Вместе с тем проблемный сюжет помогает создать эффект духовного общения с читателем, включить его в процесс поиска истины, решения той или иной социально-практической задачи.

Знание средств организации материала позволяет развивать журналистское мастерство, находить оригинальные решения. Сюжетный ход - это такая система событий, отраженных в произведении, которая органичнее всего соответствует жизненному материалу и наиболее выразительно оформляет содержание. Сюжетный ход упорядочивает структуру произведения, да и в самом творческом процессе играет заметную роль, помогая автору добиться цельности, динамичности изображения.

Поиск сюжетного хода - это поиск в процессе разработке темы.

Сюжетный ход задан самим жизненным материалом, авторской позицией журналиста. В одном случае сюжетный ход является следствием сопоставления событий, итогов извлеченных из предмета аналогий; в другом - совпадает с конфликтом, который определяет не только динамику, но и способ развития действия. В третьем - основой сюжетного хода служат авторские ассоциации и так далее.

Сюжет и композиция - близкие. Но не тождественные понятия. Сюжет воспроизводит динамику событий. Композиция представляет собой построение, архитектонику произведения. Отношение между сюжетом и композицией - это отношение между динамикой и статикой, между движением и устойчивостью сложившейся структуры.

Своеобразие композиции предопределяется характером диалога журналиста с аудиторией, который требует максимально экономной, сжатой формой изложения. В композиции отражаются закономерности функционирования средств массовой информации, имеющие не только субъективные, но и объективные основания. Традиционность, регулярность общения, осуществляемого в ходе взаимодействия прессы и аудитории, а также сходство многих решаемых журналистикой задач привели. В частности, к выработке некоторых композиционных стереотипов, которые нередко имеют позитивное значение и которые не следует путать со штампом. Однако эффективность композиционного стереотипа ограничена. Если журналист овладевает многогранным содержанием, разрабатывает сложную и новую тему, композиционный стереотип оказывается недостаточным.

Общие законы композиции - соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному гармония между общим и частным - своеобразно преломляются в журналистике как соотношение факта и комментария, факта и идеи, доказательства и вывода, детали и характера, конкретной ситуации и общей проблемы.

В журналистике композиционные приемы разделяются на три основные группы:

1. Построение материала, логика развития темы отражает по преимуществу последовательность и субординацию событий и фактов. Это так называемая предметная группа приемов.

2. Архитектоника материала воспроизводит структуру авторских рассуждений. Цель этих приемов - создать завершенную картину там, где позволяют цель и замысел произведения. Эти приемы позволяют раскрыть глубинное, аналитически выявленное содержание, предоставляют возможность добиваться соразмерности между широтой обобщения и частными наблюдениями, между общим паном изображения и деталью.

3. Построение материала диктуется сопоставимостью авторских ассоциаций, сравнений, аналогий - "эссеистские приемы".

Сюжетно-композиционное построение - прямое выражение взаимодействия содержания и формы, следствие творческого решения профессиональной задачи. От того, насколько совершенно владеет журналист умением выстраивать гармонично и цельно свои произведения, во многом зависит уровень его мастерства.

 

Литературное оформление журналистского материала тесно связано с поиском и систематизацией фактов, с разработкой и трактовкой темы. Элементы содержания упорядочены в произведении не только благодаря идее, синтезирующей жизненные наблюдения. Эта упорядоченность достигается также и средствами формы, среди которых видное место занимает сюжет.

Причем в данном случае сюжет рассматривается не с литературных позиций. Термин сюжет применяется для обозначения динамической структуры журналистского произведения, отражающей движение публицистической мысли. Сюжет в журналистике предстает не столько историей роста характера - как в литературе - сколько системой событий, историей развития публицистической идеи, историей постановки и разрешения актуальной общественной проблемы.

Сюжет в журналистике имеет ряд отличительных черт. Он часто не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция. Завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой главной частью всего сюжетного построения. При этом следует подчеркнуть, что сюжет строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует журналист.

Сюжет в журналистике не однотипен. Имея документальную основу, он весьма разнообразен в своих проявлениях. Развития в сюжете определяются тем, что организует материал в единое целое - событие, характер или проблема. Конечно и через характер раскрывается проблема, и в событии может обнаружиться характер, и проблема проявляется в событии. Однако акцент в ту или иную сторону предмет ведет к различным содержательным и формальным решениям, в том числе и в сюжетной организации материала.

Один из наиболее распространенных - событийный сюжет. Обычно он представлен в зарисовках, репортажах, очерках, отражающих "завершенные" ситуации. События, так сказать, сюжетны в своем жизненном проявлении, и основная трудность для автора состоит в том, чтобы найти органичный для журналистики предмет, точно сфокусировать на нем внимание читателя, отсечь малозначащие детали, подчеркнуть сущностные черты явления.

Событийный сюжет при внешней своей простоте вовсе не иллюстративен. Он служит наиболее полному выражению идеи, помогает отобрать из суммы фактов наиболее существенные, выстроить их в необходимой последовательности и взаимодействии - так, чтобы читатель смог увидеть главное, понять смысл происходящего.

Кроме событийного следует назвать также сюжет, выражающий историю характера. Причем в отличие от художественного сюжета, воспроизводящего судьбу человека во вей ее индивидуальной неповторимости, во всем многообразии психологических состояний и оттенков, сюжет в журналистике отражает главным образом актуальный с общественной точки зрения аспект человеческой судьбы. Журналиста прежде всего интересуют проблемы настоящего дня.

Сюжет помогает высветить в человеческом характере насущную социальную проблему, которая открывается в поступках, мыслях, чувствованиях героя. Развитых побочных линий в сюжете нет, они намечаются ровно настолько, чтобы сделать достоверным и живым художественно-публицистический образ, но не увести читателя в сторону от главной идеи. Относительная неразвернутость сюжета не означает его искусственной ограниченности, напротив, такой сюжет наиболее естественен в журналистике, соответствует целям выступления журналиста.

Другая разновидность сюжета - это проблемный сюжет, помогающий провести публицистическое исследование действительности. Он чаще всего встречается в статье, обозрении, рецензии, публицистическом комментарии и так далее, то есть там, где читателю предлагается включиться в "интеллектуальную интригу", сопряженную с поиском ответа на поставленный автором вопрос.

Здесь главное средство воздействия на аудиторию состоит в логике авторских рассуждений, в умелом использовании фактических данных, в убедительности аргументов и выводов. Проблемный сюжет имеет аналог в системе научных доказательств: его завязка, напоминает постановку вопроса, развитие действия - анализ фактов, сопоставление идей - изложение аргументов, а кульминация - решение вопроса.

Однако сходство с научным исследованием не ведет к отрицанию сюжета как способа организации журналистского произведения. Сюжет, оформляя содержание, тем самым "руководит" читательским восприятием.

Проблемный сюжет проецируется на предмет, представляющий сложное, часто противоречивое социальное явление, раскрывает взаимосвязи между явлениями. Вместе с тем проблемный сюжет помогает создать эффект духовного общения с читателем, включить его в процесс поиска истины, решения той или иной социально-практической задачи.

Знание средств организации материала позволяет развивать журналистское мастерство, находить оригинальные решения. Сюжетный ход - это такая система событий, отраженных в произведении, которая органичнее всего соответствует жизненному материалу и наиболее выразительно оформляет содержание. Сюжетный ход упорядочивает структуру произведения, да и в самом творческом процессе играет заметную роль, помогая автору добиться цельности, динамичности изображения.

Поиск сюжетного хода - это поиск в процессе разработке темы.

Сюжетный ход задан самим жизненным материалом, авторской позицией журналиста. В одном случае сюжетный ход является следствием сопоставления событий, итогов извлеченных из предмета аналогий; в другом - совпадает с конфликтом, который определяет не только динамику, но и способ развития действия. В третьем - основой сюжетного хода служат авторские ассоциации и так далее.

Взаимодействие содержания и формы в журналистике обеспечивается также композиционным построением материала. Сюжет и композиция - близкие. Но не тождественные понятия. Сюжет воспроизводит динамику событий. Композиция представляет собой построение, архитектонику произведения. Отношение между сюжетом и композицией - это отношение между динамикой и статикой, между движением и устойчивостью сложив


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.