Отношение между переменными и их контроль в эксперименте — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Отношение между переменными и их контроль в эксперименте

2017-06-29 508
Отношение между переменными и их контроль в эксперименте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В основе построения современной экспериментальной психологии лежит формула К. Левина - поведение есть функция личности и ситуации:

B = f (P;S).

Необихевиористы ставят в эту формулу вместо Р (личность) О (организм), что более точно, если считать испытуемыми не только людей, но и животных, а личность редуцировать к организму. Как бы то ни было, а большинство специалистов по теории психологического эксперимента считают, что в психологии существуют два типа законов:

1) "стимул-ответ";

2) "организм - поведение".

Первый тип законов обнаруживается в ходе экспериментального исследования, когда стимул (задача, ситуация) - это независимая переменная, а зависимая переменная - ответ испытуемого.

Второй тип законов является продуктом метода систематического наблюдения и измерения, поскольку свойствами организма управлять с помощью психологических средств нельзя.

В классическом психологическом эксперименте устанавливается функциональная зависимость вида:

R = f (S),

где R - ответ, a S - ситуация (стимул, задача). Переменная S систематически варьируется, а детерминируемые ею изменения ответа испытуемого фиксируются. В ходе изучения проявляются условия, при которых испытуемый ведет себя тем или иным образом. Результат фиксируется в форме линейной или нелинейной зависимости,

Другой тип зависимостей символизируется как зависимость поведения от личностных свойств или состояний организма испытуемого:

R = f (0) или R = f (P).

Исследуется зависимость поведения испытуемого от того или иного состояния организма (болезни, усталости, уровня активации, фрустации потребностей и т.д.) или от личностных свойств (тревожности, мотивации и т.д.). Исследования проводятся с участием групп людей, различающихся по данному признаку: свойству или актуальному состоянию.

Естественно, эти две строгие зависимости являются простейшими формами отношений между переменными. Возможны и более сложные зависимости, устанавливаемые в конкретном эксперименте, в частности, факторные планы позволяют выявить зависимости вида R = f(S,,Sg), когда ответ испытуемого зависит от двух варьируемых параметров ситуации, а поведение является функцией состояния организма и среды.

В общем виде формула К. Левина выражает идеал экспериментальной психологии: возможность предсказать поведение конкретной личности в определенной ситуации. Переменная "личность", которая входит в состав этой формулы, вряд ли может рассматриваться лишь как "дополнительная". Традиция необихевиоризма предлагает использовать термин "промежуточная переменная". В последнее время за такими "промежуточными переменными" - свойствами и состояниями личности - закрепился термин "переменная модератор", т.е. посредник.

Существует как минимум шесть видов связи и отношений переменных (зависимой и независимой):

1) самый простейший - отсутствие зависимости. Зависимая переменная не чувствительна к изменению независимой;

2) монотонно возрастающая зависимость наблюдается тогда, когда увеличению значений независимой переменной соответствует изменение зависимой переменной;

3) монотонно убывающая зависимость наблюдается, если увеличению значений независимой переменной соответствует уменьшение уровня зависимой переменной;

4) нелинейная зависимость U- образного типа обнаруживается в большинстве экспериментов, в которых выявляются особенности психической регуляции поведения;

5) инвертированная U-образная (наоборот) зависимость получается в многочисленных экспериментальных и корреляционных исследованиях как в психологии личности, мотивации, так и в социальной психологии;

6) сложная квазипериодическая зависимость уровня зависимой переменной от уровня независимой. Она обнаруживается не так часто, как предыдущие.

При выборе способа описания переменных лучше всего работает "принцип экономии": простое описание лучше, чем все другие эквивалентные по успешности описания. Любое простое описание лучше, чем комплексное. Поэтому аргументы, распространенные в отечественных научных дискуссиях, типа "все гораздо сложнее на самом деле, чем представляет автор" по меньшей мере бессмысленны. Тем более что никто не знает, как "на самом деле". Так называемое "комплексное описание", "многомерное описание" есть зачастую просто попытка уйти от решения научной проблемы способом маскировки личной некомпетентности путаницей корреляционных связей и сложно составленных формул, где все всему равняется.

При контроле переменных следует различать:

1) контроль независимой переменной;

2) контроль "прочих", или внешних (побочных и дополнительных), переменных.

Контроль независимой переменной состоит в ее активном варьировании или знании закономерности ее изменения. Во втором варианте понятие "контроль" - управление внешними, "прочими" переменными эксперимента. Влияние внешних переменных сводится к эффекту смешения.

Различают два основных способа контроля независимой переменной. Эти способы лежат в основе двух типов эмпирического исследования: активного и пассивного. В психологии к активным относятся деятельностный метод (эксперимент) и коммуникативный (беседа), а к пассивным - наблюдение и измерение. Пассивные методы называют также методами систематизированной регистрации или систематизированного наблюдения (включая в него и процедуру измерения).

В эксперименте контроль независимой переменной производится с помощью активного манипулирования ей. При систематизированном наблюдении (также - измерении) контроль осуществляется за счет отбора (селекции) требуемых значений независимой переменной из

числа уже существующих переменных. Примером активного контроля является, например, изменение громкости сигнала, подаваемого экспериментатором в наушники. Примером пассивного контроля может служить разбиение группы учеников на: неуспевающих, средне успевающих и высоко успешных при исследовании влияния уровня успешности обучения на статус личности в учебной группе.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.