Вопрос 29. Основные направления и формы психологического консультирования — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Вопрос 29. Основные направления и формы психологического консультирования

2017-06-29 3496
Вопрос 29. Основные направления и формы психологического консультирования 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

К основным организационным формам современного психологического консультирования можно отнести следующие:

1. Индивидуальное психологическое консультирование – работа психолога, направленная на взаимодействие с одним клиентом.

Индивидуальное профориентационное консультирование – направлено на диагностику и консультирование школьников, студентов по вопросам профессионального выбора;

Бизнес – консультирование – консультирование по вопросам, касающимся текущего состояния и положения дел, разработка и внедрение программ по совершенствованию бизнес процесса;

Карьерное консультирование – направлено на предоставление информации о личном плане самосовершенствовании, разработка путей карьерного и личностного роста и прочее;

Экспресс консультирование – оказание экстренной помощи человеку, например, телефонное консультирование;

Катарсическая психотерапия;

Психоаналитическое консультирование.

2. Групповое психологическое консультирование – работа психолога, направленная на взаимодействие с группой клиентов.

Специально организованный тематический тренинг;

Психотерапевтическая группа для решения определенных проблем;

Консультирование по частным проблемам – обсуждение;

Группы встреч;

Арт-терапия, песочная терапия и пр.;

Лекции – разъяснительная психотерапия;

3. Семейное психологическое консультирование.

Тренинги эффективного поведения родителей;

Поведенческая психотерапия;

Конкурентная терапия.

Р. Кочунас выделяет следующие современные направления психологического консультирования:

Направление Содержание направления
Психоаналитическое Консультирование направлено на работу с бессознательными структурами личности клиента.
Адлерианское Консультирование касается вопросов поведения, достижения жизненных целей личности.
Теория поведения Консультирование основано на теории о необходимости правильного обучения и формировании положительного поведения личности.
Терапия Эллиса – рационально-эмоциональная Основная идея здесь – наличие у личности рационального мышления, что является основой для его поведения.
Терапия Роджерса – клиент-центрированная Терапия основана на теории о личностной самоактуализации и стремлении к совершенству.
Экзистенциональная терапия Терапия направлена на работу с потребностями, стремлениями личности, поиском смыла жизни и прочее.

 

30. Требование к психологу-консультанту: профессиональная подготовка.

Выделяются следующие профессиональные установки в работе психолога -консультанта:

• уникальность и неповторимость каждого консультационного взаимодействия, так как каждый человек и его проблема уникальны;

• динамичность, отсутствие статичных ситуаций в процессе консультирования, постоянные изменения и клиента и консультанта сообразно развивающимся между ними терапевтическим отношениям;

• доверие к клиенту: клиент является лучшим экспертом своих проблем и поэтому должен увидеть их сам, а консультант — подвести его к этому видению, а не называть проблемы за клиента;

• безопасность — важнейшим в процессе консультирования является чувство безопасности клиента и ощущение у него чувства доверия по отношению к консультанту; и консультант должен уметь согласовывать свои требования с созданием атмосферы безопасности;

· ограниченность, несовершенность — консультант в первую очередь человек и поэтому не может полностью отвечать за жизнь и трудности своего клиента, но обязан сформировать у клиента чувство ответственности за себя;

• адекватность оценки себя — знание и понимание консультантом уровня своих профессиональных возможностей и соблюдение им профессиональной этики;

• эклектичность — нет универсальной теории, объясняющей всю феноменологию клиента, поэтому консультанту необходимо использовать различные терапевтические подходы в процессе консультирования;

• экзистенциалъность бытия — консультант должен помочь клиенту в понимании и принятии неразрешимых проблем и противоречий, экзистенциальных вопросов;

• сотрудничество, то есть эффективное психологическое консультирование, — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, а не вместо него.

Психолог-консультант должен обладать следующими профессиональными умениями:

· слушать и "слышать" клиента, что включает в себя восприятие как вербальной, так и невербальной информации, ее анализ и интерпретацию. Консультант должен обращать внимание на особенности речи клиента, слова и выражения, которые он использует, метафоры и образы, к которым прибегает, паралингвистические особенности языка клиента, то есть темп, интонацию, тембр голоса, "язык тела" — жесты, позы, положение тела в пространстве, общую ориентацию клиента в пространстве, выражение лица;

· оптимально строить свою речь, чтобы она была понятна клиенту и не изобиловала большим количеством профессиональных терминов, но в то же время была профессионально грамотной, использование тезауруса клиента;

· понимать психологические особенности и состояния других людей, опираясь при этом не эмпатию и невербальные проявления себя и клиента;

· устанавливать и поддерживать психологический контакт с партнером (клиентом) или группой;

· оказывать поддержку клиенту, выступать в роли сопровождающего, оставляя клиенту право самому сделать выбор той стороны, в которую он будет двигаться, и оказывать поддержку независимо от того, соответствует ли выбор клиента ценностям и установкам самого консультанта;

• быть жестким в те моменты, когда это действительно необходимо и будет иметь терапевтический эффект, и использование таких психотерапевтических приемов, как фрустрация, то есть отказ терапевта в удовлетворении требований и ожиданий, предъявляемых ему клиентом, или в проигрывании терапевтом ожидаемых от него ролей, и конфронтация, то есть предъявление терапевтом в форме утверждения неосознаваемых клиентом установок, стереотипов и т. п. с целью их осознания и проработки;

• "разговорить" клиента, используя для этого специальные техники и процедуры, чтобы помочь ему вербализовать свои мысли и чувства, а также чтобы лучше понять и прочувствовать проблему клиента и его самого;

• предоставить информацию, необходимую клиенту в данный момент (например, по вопросам учебы, работы, бизнеса, карьерного роста, по личным вопросам — вступление в брак, развод, развитие самосознания), при этом не оказывая давления и не давая ему советов, а использовать самораскрытие;

• выразить свое мнение и отношение к чему-либо без возбуждения негативных эмоций у клиента;

• адекватно понимать и оценить себя и свои проявления и психологические особенности;

• управлять своим поведением и проявлять свои эмоции адекватно ситуации.

В работе психолога-консультанта (психотерапевта) существует множество факторов, оказывающих негативное влияние на его личность.

Возможны следующие аспекты профессиональной деформации личности психолога:

• утрата собственной идентичности и полное "растворение" в проблемах клиентов;

• отрицательные последствия для личной жизни, семьи, друзей и т. п., связанные с "таинственностью" работы консультанта, то есть соблюдением им этического принципа конфиденциальности, со снижением эмоциональной отдачи близким людям;

• возможность возникновения психических нарушений у самого психолога (психотерапевта), обусловленных постоянным контактом с проблемами и болезнями других людей, с негативными аспектами жизни;

• синдром больного общества, то есть восприятие всех людей как имеющих различного рода отклонения;

• синдром сгорания, то есть эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за длительной эмоциональной нагрузки на психику.

Выделяются следующие причины возникновения "синдрома сгорания":

• ощущение монотонности работы и отсутствия в ней всякого смысла;

• несоответствие между вкладываемыми в работу ресурсами и получаемой отдачей в виде недостаточного признания и положительной оценки;

• временные рамки, ограничивающие творческий процесс;

• работа с "немотивированными" клиентами, для которой характерны низкие результаты при высокой отдаче консультанта из-за постоянной сопротивляемости клиента воздействию и помощи;

• профессиональные конфликты и напряженность с коллегами;

• подавление творческих идей, спонтанности и новаций со стороны руководства;

• отсутствие возможностей для профессионального роста и совершенствования своих профессиональных навыков;

• серьезные неразрешимые личностные проблемы и конфликты самого психолога-консультанта (психотерапевта). Существуют следующие способы предотвращения "синдрома сгорания":

• принятие личной ответственности за свою работу и отказ от пассивной позиции, направление усилий и внимания на реализацию уже существующих возможностей и изменение самих условий;

• развитие других профессиональных интересов помимо консультирования — чтение лекций, научная работа, написание статей, учеба и т. п.;

• постоянное разнообразие своей работы: создание новых проектов, идей и т. п., не требующих вмешательства руководства;

• поддержание профессиональных контактов и обмен опытом с коллегами, посещение семинаров, конференций, супервизорских групп, тренингов и т. п.;

• прохождение личной психотерапии, тренингов личностного роста и т. п. перед началом профессиональной деятельности и консультативной практики, обращение к специалисту по мере необходимости в процессе своего профессионального и личностного развития;

• поддержание своего здоровья, использование медитации и т. п.;

• активная социальная жизнь вне работы, наличие друзей и близких, с которыми возможно плодотворное, ресурсное общение, хобби и занятий, не связанных с работой;

• открытость новому опыту,

• ориентация на собственную адекватную оценку себя и своих профессиональных и личностных возможностей, избавление от невротической потребности в позитивной оценке окружающих;

• обдуманные обязательства по отношению к клиентам, руководству и т. п., которые консультант в состоянии выполнить без ущерба для себя;

• умение организовать свое время, не спешить и давать себе необходимое количество времени для достижения желаемых результатов в профессиональной и личной жизни;

• понимание и стремление к тому, чего хочется на самом деле, а не следование ожиданиям окружающих в личной и профессиональной сферах;

• проработка и снятие невротической установки на победу любой ценой и ощущение собственного всемогущества, формирование умения проигрывать и быть несовершенным в каких-то вопросах.

Выдвигаются следующие требования к профессиональной подготовке психолога-консультанта.

• серьезная теоретическая подготовка консультанта и психотерапевта, на основе которой формируются его профессиональные знания и навыки, теоретические взгляды, профессиональное мышление, стиль работы и т. п.;

• прохождение личной терапии (групповой и/или индивидуальной), которая позволяет'.

- проработать серьезные личностные конфликты и проблемы, с тем чтобы потом они не проецировались в консультативное поле и психолог не удовлетворял бы за счет клиента свои невротические потребности и т. п.;

- развить необходимые для профессиональной работы навыки и умения;

- осуществить познание себя, продолжить процесс личностного роста и зрелости;

- увидеть процесс консультирования изнутри и, находясь в роли клиента, понять различные чувства, эмоции и состояния, которые он испытывает;

- познакомиться со стилем работы коллег;

• личностная зрелость психолога, означающая наличие у него необходимых для успешной профессиональной работы качеств личности, а также понимание психологом зрелости не как статичного, а как динамичного, постоянно развивающегося процесса, требующего усилий с его стороны.

Выделяют следующие этические принципы и нормы психологического консультирования:

• адекватная оценка консультантом уровня и пределов своей профессиональной компетенции;

• запрет на применение диагностических методик и техник, которые еще недостаточно изучены и освоены;

• запрет на использование клиента в качестве испытуемого для проведения научных и практических экспериментов без пред-варительного обсуждения и согласия с его стороны;

• запрет на двойные отношения, в частности на вступление консультанта в сексуальную связь с клиентом, супружеские отношения и т. п. в процессе всего консультирования;

• предоставление клиенту во время первой встречи максимально полной информации, касающейся процесса и условий консуль-тирования.

Выделяют следующие моменты, которые необходимо обсудить с клиентом:

• основные цели консультирования;

• квалификация и образование консультанта;

• оплата консультирования;

• приблизительная продолжительность консультирования и графики и время встреч;

• контактная информация о консультанте;

• целесообразность и необходимость проведения консультативных встреч;

• возможное временное ухудшение состояния клиента в процессе прохождения психологического консультирования;

• возможность применения в процессе консультирования специальных процедур: аудио- и видеозаписи, наблюдения за третьим лицом через зеркало Геззела;

• допустимые и возможные границы конфиденциальности, которые может соблюдать консультант.

 

31. Требования к психологу – консультанту: профессиональная подготовка.
Профессиональная подготовка психолога-консультанта включает в себя, кроме обязательной для любого психолога общеобразовательной научной подготовки, также и освоение ряда разделов психологии, предполагающих специализацию в соответствующей профессиональной области, в данном случае – в области психологического консультирования. Эти специальные направления профессиональной подготовки психолога-консультанта следующие:
1. Изучение подготовительного этапа психологического консультирования.
2. Освоение информации о содержании работы психолога-консультанта.
3. Овладение методами работы психолога-консультанта с клиентом.
4. Ознакомление с особенностями проведения психологического консультирования в следующих специальных областях: семейное консультирование, деловое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, интимно-личностное консультирование.
5. Работа психолога-консультанта под руководством более опытного психолога-консультанта–супервизора.
Среди тех конкретных задач, которые в практическом плане должен уметь решать психолог-консультант, могут быть названы следующие:
• Определение круга потенциальных клиентов – посетителей психологической консультации, их возможных проблем в зависимости от содержания работы психологической консультации и от тех профессиональных требований, которые могут быть предъявлены к работающим в консультации психологам.
• Подбор кадров психологов и обслуживающего персонала для работы в психологической консультации. Проведение с кадрами специальной подготовительной работы по ознакомлению с условиями работы и обязанностями, с организацией взаимодействия друг с другом, с правилами работы консультации.
• Подготовка материальной базы и документации для начала практической работы консультации.
• Подготовка и распространение информации о работе консультации среди потенциальных клиентов.
Знакомство начинающего специалиста с содержанием работы психолога-консультанта в свою очередь предполагает следующее: 1) ознакомление с тем, что представляет собой психологическое консультирование, в чем заключается его отличие от других видов практической деятельности психолога. 2) выяснение того, что должен знать и уметь делать психолог-консультант, чтобы на достаточно высоком уровне справляться со своими профессиональными обязанностями. 3) ознакомление с основными видами психологического консультирования, с главными требованиями, предъявляемыми к ним. 4) знание условий работы психолога-консультанта.
Освоение методов работы психолога-консультанта предполагает овладение начинающим психологом-консультантом приемами общения с клиентами, методами психодиагностики, используемыми в практике психологического консультирования. Эти приемы и методы должны быть освоены будущим психологом-консультантом практически, в ходе соответствующих специальных занятий. В число таких приемов и методов входят, в частности, методы прямого психотерапевтического воздействия психолога-консультанта на клиента.
Необходимость изучения особенностей проведения психологического консультирования в разных областях связана с тем что, во-первых, интимно-личностное, семейное, деловое и психолого-педагогическое консультирование – это разные вещи, во-вторых, психолог-консультант не в одинаковой степени занимается данными видами консультирования и, обращаясь к ним время от времени, должен, тем не менее, сохранять свою профессиональную квалификацию во всех указанных областях. К тому же в этих сферах психологического консультирования существует множество частных, довольно тонких и сложных специфических вопросов, познание которых требует долгого времени, а успешное практическое решение – твердых умений и навыков.
Работа в роли практикующего психолога-консультанта под руководством более опытного специалиста необходима психологу-консультанту для приобретения профессионального опыта и овладения на практике необходимыми умениями и навыками. Этому всему гораздо легче научиться на опыте других, чем в результате прослушивания лекций и чтения книг. Кроме того, в практической работе психолога-консультанта нередко возникает множество неожиданных вопросов, которые невозможно заранее предусмотреть и в ходе учебной деятельности получить на них удовлетворительные ответы. Умения вырабатываются практически в ходе подражания профессиональной работе других, это же сводит к минимуму возможные ошибки, которые в своей работе может допустить начинающий психолог-консультант. Функция супервизора, которую выполняет более опытный психолог-консультант, в данном случае заключается в том, чтобы не только подготовить малоопытного психолога к самостоятельной работе, но и квалифицированно оценить степень его готовности к такой работе.

32. Основные принципы консультирования.
1. Принцип личностной экологии клиента- подразумевает умение внимательно слушать клиента, проявляя максимум эмпатии; не осуждать, а помочь каждому, кто обратился за помощью. Он обязывает консультанта создавать доброжелательную, комфортную атмосферу во время приема, щадить достоинство клиента, ориентироваться в работе с ним на жизненные ценности и идеалы, носителем которых он является.
2. Принцип конфиденциальности или анонимности- любая информация, которую сообщил клиент, в ходе консультирования, не может стать достоянием других людей, общественных или государственных организаций, если на то не будет личного согласия.
3. Принцип включенности клиента в процесс консультирования обязывает специалиста создавать обстановку интереса, увлеченности клиента процессом работы с ним для того, чтобы клиент не потерял нить разговора и воспринимал его на уровне личностной заинтересованности и необходимости.
4. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений указывает на то, что консультирование близких, знакомых, друзей создает в процессе работы дружеские отношения, что делает работу консультанта не эффективной. Любые отношения, складывающиеся в процессе консультирования между клиентом и консультантом, всегда находятся под влиянием их личных потребностей и желаний, которые, как правило, не осознаются. Установление дружеских от-ношений может привести к тому, что консультант и клиент много узнают друг о друге, что может мешать сохранению объективной позиции, необходимой для оказания помощи клиенту.
5. Принцип единства методологии, теории и техник консультирования.Консультанту необходимо принять определенную теорию личности и в зависимости от этого выбрать техники консультирования.
Принцип запрета давать советы клиенту.
Принцип ориентации на нормы и ценности клиента.
Модели консультирования.

 

33. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.
Профессия психолога-консультанта позволяет познать людей. Нередко она доставляет чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь.
Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. Выделяет несколько важных аспектов этой "платы":
- угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;
- отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);
- угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией.
Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта, т.к. 1) требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психотерапевтическими" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. 2) консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье.
Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома сгорания". "Синдром сгорания" — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром, по описанию выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Каковы наиболее часто встречающиеся причины "синдрома сгорания"? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:
- монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
- работа с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
- напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
неразрешенные личностные конфликты консультанта.
Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.