Методические указания по заполнению разделов итогового отчёта о прохождении научно-исследовательской практики. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методические указания по заполнению разделов итогового отчёта о прохождении научно-исследовательской практики.

2017-06-29 376
Методические указания по заполнению разделов итогового отчёта о прохождении научно-исследовательской практики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 1. Изучение нормативных документов о целях, задачах и организации научной деятельности кафедр и иных научных подразделений (примерно 1 лист).

При подготовке итогового отчёта следует учитывать, что кафедра является основным учебно-научным структурным подразделением высшего учебного заведения, обеспечивающим проведением учебной, научной, методической и воспитательной работы. Профиль учебно-методической и научной работы преподавателей кафедры, как правило, должен соответствовать основному направлению деятельности кафедры, отраженному в ее наименовании, и закрепленным за кафедрой дисциплинам учебного плана (например, кафедра правозащитной, правоохранительной деятельности, уголовного права и процесса или кафедра правового и организационного обеспечения судопроизводства).

Кафедра выполняет ряд функций (основные направления деятельности) и решает некоторые задачи, среди которых:

организация и осуществление научных исследований сотрудниками кафедры в инициативном порядке, а также в соответствии с бюджетными и внебюджетными договорами;

обсуждение выполненных научно-исследовательских работ и подготовка рекомендаций к их опубликованию, участие во внедрении результатов исследований в практику;

проведение работы по расширению связей кафедры с производственными, научными и учебными организациями, оказание помощи на договорной основе этим организациям в выполнении и экспертизе научных ис-следований.

Перечень функций кафедры по научно-исследовательской деятельности:

- проведение научно-исследовательской работы по тематике НИР кафедры в рамках основного научного направления в соответствии с утвержденными планами НИР и внедрение их результатов в учебный процесс;

- ежегодное подведение итогов научно-исследовательской работы в виде отчета;

- подготовка экспертных заключений для опубликования завершенных научных работ;

- участие в научно-методических и научно-практических конференциях;

- подготовка монографий и научных статей, отзывов на авторефераты диссертаций и пр.;

- рассмотрение диссертаций, представляемых к защите членами кафедры или другими соискателями;

- руководство научно-исследовательской работой студентов и аспирантов.

Раздел 2. Изучение литературы о методах научного исследования, технологиях их применения; описание применения методов научного исследования (примерно 5 листов).

При подготовке итогового отчёта надлежит помнить, что эта стадия направлена на углубленное изучение методов научного исследования, соответствующих профилю избранной темы научного исследования (магистерской диссертации), технологий их применения, способов сбора, обработки и интерпретации научной информации и др.

Магистрант на данной стадии должен углубленно изучить существующие методы научного исследования и практику их применения, составить чёткое представление о их системе, которая способна дать успешный научный результат исследования. Следует показать позитивные и негативные стороны этого процесса, которые могут привести к необъективным выводам, ошибочным результатам и отразить это в отчёте.

Магистранту надлежит самостоятельно попытаться сформировать систему научных методов, наиболее соответствующую профилю избранной им темы научного исследования, дать описание технологий их применения, способов сбора, обработки и интерпретации научной информации и др.

Этот этап предполагает внимательное изучение специальной литературы по данной тематике, в которой представлен опыт организации научно-исследовательской работы студентов (магистров) и некоторых видных учёных-юристов.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания. Метод - это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины.

Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией. Термин «методология» обозначает систему всех тех методов, которые применяются данной наукой.

Все многообразие методов научного познания явлений в сфере государства и права в зависимости от степени их распространенности можно условно расположить в следующую систему.

1) Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм - с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором); материалистическая же диалектика - с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. Магистрантам следует сформировать представление о положительных и отрицательных моментах такого подхода, весьма распространенного в современной российской науке, что должно получить отражение в отчёте.

2) Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.

Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.

Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его специфических норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т.д.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.

3) Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения наукой о государстве и праве научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития. Путем, например, проведения социологических исследований делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами государства правовой политики.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам, в заключение делаются оценочные выводы относительно рубрицированных явлений.

Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие - к сокращению. На основе полученной статистической информации проводится научный поиск причин, порождающих указанные тенденции.

Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Возможности кибернетики не сводятся лишь к возможностям ее технических средств (компьютеров и т.п.). Глубже познать государственно-правовые закономерности можно и при содействии системы ее понятий (управление, информация, двоичность информации, прямая и обратная связь, оптимальность и др.).

Следует отметить, что понятие «оптимальность» в современных условиях активно используется при описании государственно-правовых явлений. Здесь магистрантам надлежит ознакомиться с работой В.Д. Зорькина «Цивилизация права и развитие России». Свои выводы об этом магистранты должны отразить в отчёте.

Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действительности и т.п.

Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.

Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как правонарушение, юридическая ответственность и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом ставится, заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Поэтому в содержание формально-юридического метода включены законодательная техника и приемы толкования норм права, равно как и изучение тех факторов и условий, в которых действуют данные нормы и которые оказывают влияние на их природу.

Рассматриваемый метод состоит в исследовании используемых в праве категорий, дефиниций, конструкций специально-юридическими приемами. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д. - в целях выявления их общих и особенных свойств. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и определенные различия, присущие им исторически.

Данный метод используется в исследовании различных правовых систем (макросравнение) или отдельных элементов правовых систем (микросравнение). К эмпирическому сравнению относится главным образом микросравнение - сопоставление и анализ правовых актов по линии их сходства и различия, а также практики их применения. В правовой науке сравнительно-правовой метод используется прежде всего при изучении законодательства двух или более государств.

Исторический метод выступает в юридической науке в качестве средства для точного понимания оценки права с позиции прошлого состояния его формы, содержания и сущности, а также с точки зрения его подлинного современного значения. Однако этим не исчерпывается научное значение исторического метода, который вычленяет специфически правовое содержание, придавая ему историческую оценку. Очевидно, что историческая оценка современных исследований будет отличаться от исторической оценки современников того временя. В новой исторической обстановке, в аспекте другой действительности они приобретают иное, новое значение, более актуальное, т. к. являются основой для последующего.

Методология правовых исследований, апробированная политико-правовой практикой, обладает богатым содержанием и состоит по крайней мере из нескольких ветвей. Поэтому преувеличение какой-либо одной из них таит в себе опасность снижения познавательного потенциала научного знания и грозит обернуться возникновением кризисной ситуации в науке.

Другими словами, при исследовании государственно-правовых явлений необходимо исходить из многоаспектности бытия, последовательно применяя такой принцип научного познания, как плюрализм. Благодаря плюралистическому подходу к изучению наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права создается такая систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной политической и правовой жизни.

Завершая данную стадию научно-исследовательской практики, магистрант должен:

углубленно изучить существующие методы научного исследования, составить чёткое представление об их системе, которая способна дать успешный научный результат исследования. Следует показать позитивные и негативные стороны этого процесса, способные привести к необъективным выводам, ошибочным результатам;

провести обзор методик исследования и модифицировать методики для исследования выбранной научной проблемы, сформировать обоснованную систему научных методов, наиболее соответствующую профилю избранной темы научного исследования (магистерской диссертации), дать краткое описание технологий их применения;

сформулировать выводы о применяемой системе научных методов исследования, её эффективности, положительных и отрицательных моментах данного научного подхода в одном из разделов работы видного ученого-юриста В.Д. Зорькина «Цивилизация права и развитие России», закрепленном за магистрантом. Перечень глав и параграфов этой работы приведён ниже:

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.